EdTech
#Интервью

«EdTech, FinTech, FoodTech, MedTech — это не мода, это новая нормальность»

Основатель первого в Европе EdTech-единорога обсудил с нами главные тренды индустрии и оценил влияние китайских ограничений на весь мир.

Иллюстрация: Pngwing / Image by Rawpixel / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Феликс Освальд

Гендиректор и сооснователь международной EdTech-компании GoStudent. Основанный в 2016 году австрийский стартап получил статус единорога спустя всего пять лет. В 2022 году оценка компании выросла до 3 млрд евро. GoStudent уже работает в 22 странах и строит планы по масштабированию бизнеса.

В интервью мы обсудили:


— Во время пандемии школы и университеты по всему миру частично перевелись на дистанционный формат обучения. Насколько эти ограничения повлияли на отношение родителей к образованию детей?

— Я бы не связывал напрямую пандемию и переход на дистанционку. Эти тренды мы видели и до пандемии, уже лет за пять до неё, а учёные увидели их ещё раньше. Но коронавирусные ограничения действительно стали триггером усиления этих тенденций.

Переход на дистанционное обучение сильно повлиял на, так сказать, ощущение благополучия в образовании. Причём как у родителей, так и у детей.

В 2021 году мы совместно с агентством маркетинговых исследований Kantar провели опрос в семи европейских странах. И мы выяснили, что большинство детей столкнулись с проблемами в обучении во время пандемии. Причины этого — «отсутствие социальных связей» и «трудности с концентрацией внимания в экосистеме онлайн-класса». В общем, переход повлиял очень существенно.

— Как вам кажется, стоит ли ждать отката к очному обучению после завершения пандемии?

— Нет, не стоит. Рынок онлайн-образования растёт стремительно. На конец января 2022 года в мире насчитывается 33 EdTech-единорога, их суммарная стоимость уже превысила 100 млрд долларов. Росту сферы пока не помешали даже существенные регуляторные ограничения в сфере частного образования в Китае.

У людей появляется всё больше гаджетов, а интернет постепенно проникает даже в самые отдалённые точки мира. Повсеместное применение ИИ, VR-технологий, геймификации, персонализации — всё это говорит о том, что рынок онлайн-обучения будет только расти.

— А что в таком случае будет с простыми учителями?

— Компетенции современного учителя расширились далеко за пределы того, что было необходимо ещё лет 10 назад.

Сегодня преподаватель — одновременно наставник, игромастер, фасилитатор, тьютор, аналитик, координатор проектов, дизайнер урока.

Онлайн-обучение — очень конкурентный бизнес. Надо быть начеку и следить за самыми свежими трендами. Более того, стараться быть их зачинателем.

— Насколько сейчас сильна конкуренция среди образовательных стартапов в целом?

— Конкуренция сильна везде, но при этом везде по-разному. И речь не только о стартапах. В Европе сильны многолетние и многоопытные компании, такие как Schülerhilfe в Германии, MyTutor в Британии, Acadomia во Франции. Они фокусируются на небольших классах в офлайновых учебных центрах. В России сильны государственные компании и крупные многопрофильные интернет-бизнесы, вкладывающиеся в различные бизнес-направления (в том числе в образование).

Фото: NEERAZ CHATURVEDI / Shutterstock

Огромное количество быстрорастущих EdTech-стартапов есть и в Индии. В Китае до недавнего времени было то же самое, но сейчас этот процесс там приостановился. При этом в Китае мы прямо сейчас можем увидеть, как будет выглядеть образование в ближайшем будущем.

— Каким оно будет? На что будут похожи такие занятия?

В школе завтрашнего дня лучший учитель в мире сможет преподавать по видеотрансляции одновременно в нескольких классах по всему миру.

В этих классах будет педагогически подготовленный руководитель, который следит за учебной средой, наблюдает за детьми и предлагает дополнительную помощь. Каждый ребёнок в мире сможет учиться у лучшего учителя, независимо от местонахождения. Это также решит проблему нехватки учителей.

— Можете назвать самых перспективных игроков рынка на сегодняшний день?

— Среди огромных международных компаний EdTech-индустрии я бы выделил TAL Education, New Oriental, VIPKid, Yuanfudao — у всех них китайские корни. Помимо Китая, можно посмотреть и в сторону США. Там тоже есть образцы для подражания: Coursera, Udacity, Outschool, Newsela.

— Ситуация с регулированием образовательного рынка в Китае повлияет на другие страны?

— Думаю, да. ЦК КПК и правительство Китая уже год ужесточают регулирование онлайн-образования в стране. Естественно, капитализация основных компаний рынка обвалилась, так как действия регуляторов создали атмосферу неопределённости. Бизнесы вынуждены становиться НКО.

Китайский рынок EdTech, по-видимому, восстановится, абсорбировав все регуляторные изменения. Слишком велика польза от занятий с репетиторами, чтобы в одночасье её лишиться.

С точки зрения бизнеса международные компании будут, наверное, ещё более активно заходить в находящуюся рядом Индию. Это вторая по численности населения страна в мире, где подобные ограничения отсутствуют. Половина населения Индии — это молодые люди в возрасте до 24 лет. За последние 15 лет доля интернет-пользователей выросла с 4 до 50%, а уровень школьного образования в зависимости от региона разнится.

— В каких сегментах EdTech-рынок уже насыщен, а где вы видите свободную нишу?

— Вообще, свободная ниша есть всегда. Даже на самом конкурентном рынке всё решают идея, команда и доверие людей, в том числе и инвесторов. И в сегменте коробочных онлайн-курсов, и в нашей модели клубного членства можно найти своё место. Было бы желание.

Но если поразмыслить, то можно выделить, например, онлайн-хобби. Они относятся к так называемым мягким нишам в EdTech. Спрос в них пока не настолько сильно удовлетворён. В 2021 году американская компания Statista проводила глобальный опрос, респондентов расспрашивали об их хобби и интересах. Больше половины ответили «музыка», а в топ также вошли «еда», «путешествия», «видеоигры» и «животные». Всё это вполне себе идеи для запуска проекта.

Фото: adriaticfoto / Shutterstock

— Как много EdTech-компаний смогут выйти на IPO в ближайшие год-два?

— Многие компании активно растут, другие в стадии становления, третьи справляются собственными силами и через привлечение венчурного финансирования. Возможно, некоторые большие компании в нынешнем и будущем году попробуют произвести первичное размещение акций. Мы пока не в их числе, но в какой-то момент тоже об этом подумаем. Скорее всего, это случится уже после нашей активной международной экспансии.

— Мировой EdTech сегодня развивается ускоренными темпами, привлекая повышенное внимание инвесторов. Как долго ещё будет сохраняться эта тенденция с учётом ёмкости рынка и других факторов?

— Думаю, это одна из магистральных тенденций, которая с нами на годы. На долгую перспективу загадывать сложно — мир меняется очень быстро. Но диджитализация, цифровизация во всех отраслях является флагманом изменений.

Посмотрите на отрасли EdTech, FinTech, FoodTech, MedTech — всё растёт кратно, везде привлекаются венчурные инвестиции. И это не мода, это новая нормальность.

Технологии работают для развития: удобства, эффективности, доступности.

— Можете пояснить, что вы имеете в виду?

— Возьмём такую ситуацию. Мы хотим выяснить, как на основе данных разработать лучшие в мире индивидуальные занятия. Например, почему один учитель более эффективен и результативен при обучении, чем другой? И можем ли мы учитывать результаты этого анализа при найме репетиторов в будущем, что позволит нам привлекать в команду ещё лучших преподавателей?

Для этого мы используем инструменты нейромаркетинга. С помощью программы iMotions мы можем измерить 32 точки на лице — это даёт нам представление об эмоциях ребёнка и репетитора. Отслеживая движения глаз, мы также можем понять, сфокусированы ли глаза ученика на экране.

Измерение эмоций — лишь небольшая часть головоломки. Важнее то, как мы будем использовать эти знания, чтобы сделать успех более измеримым.

Цель не в том, чтобы сделать детей «стеклянными», а в том, чтобы вытащить образование из чёрного ящика! С помощью искусственного интеллекта мы сможем выяснить в долгосрочной перспективе, что именно конкретный учитель делает лучше других и как это влияет на успеваемость учеников.

— Станет ли использование ИИ ключевым преимуществом образовательных платформ в ближайшем будущем? Нужно ли в принципе стремиться к персонализации образовательного контента?

— Нужно. Цель GoStudent — найти идеального учителя для каждого ребёнка в мире и предложить доступное, высококачественное образование. Для этого мы, во‑первых, ищем идеальную пару, то есть соединяем учеников с идеальными для них репетиторами. Это самая что ни на есть персонализация. А во-вторых, мы стараемся контролировать весь процесс обучения до тех пор, пока наши учащиеся не закончат школу и не достигнут поставленных целей. Без искусственного интеллекта здесь никак.

— А как ситуация в остальных онлайн-школах?

— По данным нашего исследования, применение ИИ всё ещё находится в зачаточном состоянии. Только 18% европейских школ используют искусственный интеллект на уроках. Но мы видим, что всё больше и больше стартапов занимаются созданием учебной среды, основанной на потребностях детей на основе ИИ. В наступившем году эта тенденция продолжится. А для компаний использование искусственного интеллекта в бизнес-процессах и на уроке — несомненно, одно из ключевых преимуществ.

Фото: Ekaterina_Goncharova / Shutterstock

Какие основные тренды, помимо ИИ, намечаются сегодня в EdTech?

— Я вижу демократизацию образования за счёт развития технологий. Сейчас появляется всё больше возможностей для бесплатного обучения, а компании делают доступным образование даже для малоимущих.

Другой тренд — метавселенные. Они стали нашими помощниками в обучении. А то ли ещё будет!

Комбинация виртуального и физического миров изменит нашу жизнь в следующие десятилетия.

И очевидно, что какие-то технологии будут реализованы уже скоро. Дополненная реальность, например, сделает образование более наглядным. Ученики смогут надеть VR-очки и «переместиться во времени», вместо того чтобы просто слушать рассказ учителя истории.

— А что насчёт геймификации?

— Её тоже можно отнести к наметившимся трендам. Дети с ранних лет сталкиваются с технологиями и цифровыми развлечениями. Кто из родителей не вручал своему ноющему малышу планшет с видео на YouTube или игрой, чтобы успокоить его? Так почему бы не дать ребёнку учебные материалы в игровой форме! Они развлекут его и в то же время научат чему-то полезному. В таком формате дети получают положительные эмоции, что повышает уровень их вовлечённости.

— Есть ли тренд на слияние школьного обучения и репетиторства?

— Да, мы всё чаще видим сочетание обычных школьных занятий с возможностями дополнительного обучения. В классе обычно есть только один учитель для 20–30 детей. Он не всегда может учесть индивидуальные особенности и потребности каждого. Чтобы решить эту фундаментальную проблему, школы и частные репетиторы должны больше сотрудничать друг с другом. Чем лучше взаимодействие и координация между учеником и преподавателем, тем выше успеваемость.

— В разных странах разные топ-5 самых востребованных предметов для репетиторства. Чем это объясняется?

— Хотя топ-5 и различаются, но в них есть и много общего. В большинстве стран популярнее всего английский и математика. Первый — в Бразилии, Чили, Колумбии, Греции, Мексике, ну и в Великобритании. Вторая — в России, Канаде, Австрии, Германии, Швейцарии, Испании, Франции, Италии, Нидерландах и Польше. Причём есть несколько стран, где английский существенно уступает математике и не находится даже на втором месте — во Франции, Нидерландах, Польше, Швеции.

Объясняется всё просто. Математика — основа основ не только для прикладных исследований, но и для работы в сфере информационных технологий, работы с данными, аналитики (в том числе маркетинговой). Языки — это ключи к открытию мира и международного общения.

— Вы говорили, что «одна из самых больших проблем в образовании — это отсутствие доступа к хорошим учителям». Вы решили основать стартап, потому что сталкивались с этой проблемой лично?

— Фактически так и получилось. Компания начинала как чат для домашних заданий, управляемый через WhatsApp. Мне то время был 21 год, я заканчивал обучение в магистратуре по специальности «Финансовая математика» в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Мой младший брат Мориц во время его обучения начал рекомендовать мне своих одноклассников для помощи с домашними заданиями по математике. И я быстро стал экспертом для всего его класса.

Фото: Tobias A Dahlberg / Shutterstock

Ребята регулярно писали мне, когда им требовалась помощь. Но я очень скоро удивился количеству сообщений. Я был обеспокоен тем, что этим ученикам явно не хватало поддержки. Тогда я захотел решить на самом деле фундаментальную и глобальную проблему — проблему ограниченного доступа к лучшим учителям.

С моим другом Грегором Мюллером мы вместе создали специальное приложение для выполнения домашних заданий. В нём пользователи могли общаться с мотивированными преподавателями и получать высококачественную поддержку в обучении. Запуск приложения летом 2016 года стал одновременно датой основания GoStudent.


Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована