EdTech
#статьи

Наступление Китая на EdTech: кто выиграл, кто проиграл и что об этом думают инвесторы

Инициатива Пекина грозит уничтожить отрасль, объём которой оценивается в 100 млрд долларов.

Meery Mary для Skillbox Media

Правительство Китая готовит очередные ограничения для индустрии дополнительного образования в стране. Новости о возможном ужесточении регулирования сектора подорвали стоимость множества технологических компаний и поставили под вопрос будущее EdTech на этом рынке.

Эксперты помогли Skillbox Media разобраться в ситуации и рассказали, какие перспективы ждут китайский сектор частного образования.


Что произошло

В конце июля Государственный совет Китая объявил о широкомасштабной реорганизации национального EdTech-сектора, сославшись на необходимость «защиты права учащихся на отдых, повышения качества школьного образования и снижения нагрузки на родителей». Частным компаниям, которые предоставляют дополнительные занятия по основным предметам учебной программы, будет запрещено получать прибыль. Кроме того, таким проектам запретят выходить на биржу, привлекать капитал и предлагать репетиторские услуги в выходные и праздничные дни.

Эти меры — не первое вмешательство китайских властей в рынок допобразования. В апреле муниципальное правительство Пекина оштрафовало четыре китайских EdTech-гиганта (GSX Techedu, New Oriental Education, TAL Education и Gaosi Education) за «мошенническое ценообразование» и вводящую в заблуждение маркетинговую тактику. Этому предшествовало принятие распоряжения, согласно которому местные школы репетиторства временно прекратили офлайн-обучение. Месяц спустя на встрече по вопросам здравоохранения и образования председатель КНР Си Цзиньпин раскритиковал «беспорядочное развитие» сектора и пообещал исправить это. В июне регулятор оштрафовал еще 15 компаний, в том числе Yuanfudao, Zuoyebang и New Oriental Education & Technology Group.

Ужесточение регулирования многие аналитики связывают с политикой правительства КНР, направленной на увеличение рождаемости. В конце мая 2021 года китайские власти разрешили супружеским парам заводить третьего ребёнка. Высокая же плата за частное репетиторство ложится тяжёлым бременем на молодые семьи, отбивая у них желание рожать детей и сдерживая рост демографических показателей. В конце апреля Financial Times сообщила, что население Китая сократилось в 2020 году и теперь составляет менее 1,4 млрд человек. Правительство КНР на следующий же день опровергло эту информацию.

Изображение: IHOR SULYATYTSKYY / Shutterstock

Свою роль играет и то, что Пекину попросту невыгодно стремление большого числа граждан получить высшее образование, рассказал Skillbox Media сооснователь и управляющий партнер инвестиционной компании Xploration Capital Евгений Тимко. Китайской экономике нужны те, кто в будущем сможет работать на заводах, именно поэтому власти КНР сейчас активно развивают систему среднего специального образования.

«EdTech является одним из наиболее прибыльных секторов, но его развитие не выгодно госвластям, которые пытаются построить более сбалансированную экономику», — уверен Тимко.

В то же время известный инвестор и основатель хедж-фонда Bridgewater Рэй Далио заявил, что на Западе ошибаются, когда воспринимают происходящее в Китае как давление коммунистической партии на капитализм и рынки капитала. В случае с образовательным бизнесом власти пытаются сократить неравенство и сделать услуги более доступными широкому кругу людей, «даже если акционерам это не нравится», убеждён он.

Справка

До пандемии COVID-19 сектор внешкольного образования в Китае рос примерно на 10% в год, при этом в 2017 году общий оборот рынка составил 393 млрд юаней (61,4 млрд долларов), о чём свидетельствуют данные отчёта Deloitte. Во время пандемии, когда учебные заведения по всей стране закрылись для борьбы с вирусом, частное обучение стало популярным среди родителей, которые были недовольны качеством дистанционного образования в традиционных школах. Согласно прогнозам Macquarie Research, сектор частного репетиторства в Китае должен был почти удвоиться — с 619,1 млрд юаней (96,8 млрд долларов) в 2019 году до 1,17 трлн юаней (183 млрд долларов) в 2023-м. Рынок начального образования КНР получил более 10 млрд долларов в 2020-м, что на 150% больше, чем годом ранее. На него пришлось 63% глобального венчурного финансирования этой отрасли, пишет EdTechReview.

Реакция рынка

Решение Пекина мгновенно обвалило акции крупнейших китайских EdTech-компаний. Ценные бумаги New Oriental Education упали на 60% в Нью-Йорке с пятницы, 23 июля, когда в прессу просочились первые сообщения о готовящихся ужесточениях. В начале торгов 26 июля они просели ещё на 14%. Рыночная стоимость TAL Education сократилась с 59 млрд долларов в феврале 2021 года до менее чем 4 млрд к августу. Капитализация Gaotu Techedu и вовсе снизилась с 38 млрд долларов в январе до 850 млн.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что размер китайского рынка репетиторства сократится на 76%, до 24 млрд долларов. До начала репрессивной кампании агентство Bloomberg оценивало его объём в 100 млрд, Reuters — в 120 млрд долларов. Регулирующие меры окажут влияние на всю китайскую экономику. В секторе коммерческого репетиторства работают сотни тысяч учителей и сотрудников. Инвестиции в онлайн-обучение были увеличены во время пандемии коронавируса, и эта отрасль является значительным рекламодателем для крупных интернет-компаний, включая Baidu и Tencent. К примеру, одна только TAL Education потратила на маркетинг 421 млн долларов в 2020 году.

«Это настолько плохо, насколько это возможно», — заявил в беседе с Financial Times исполнительный директор крупной частной инвестиционной компании в Гонконге, которая связана с китайской EdTech-индустрией. «Сектору потребуется от трёх до шести месяцев, чтобы адаптироваться. Но затем нам нужно будет оценить, полностью или нет списывать такие проекты. Каждой частной инвестиционной компании придётся пройти эту переоценку», — добавил он.

Последствия для международных инвесторов

Нововведения также являются признаком растущей готовности Китая ограничивать иностранные инвестиции в свои компании. Фактически зарубежные фонды потеряли возможность вкладывать деньги в китайские проекты, специализирующиеся на дополнительном образовании для школьников. Однако они всё ещё могут сохранить свои доли, если компании сосредоточатся на другой аудитории. Правила нацелены на внеклассное дополнительное обучение, но не охватывают занятия для взрослых и профессионально-техническое образование.

Иностранных инвестиций в китайском EdTech много. Например, по состоянию на ноябрь 2020 года 5% ценных бумаг New Oriental принадлежали американскому фонду BlackRock. Тот же инвестор является третьим по величине акционером TAL Education. Между тем фонды, которые вложились в непубличные EdTech-компании из Китая, возможно, не сумеют вернуть свои средства, если эти стартапы не выйдут на биржу.

Чёткие сроки и процедуры выхода иностранных инвесторов из проектов не установлены. Это наносит удар по способности фондов прямых инвестиций и венчурного капитала привлекать средства для инвестирования в китайские технологические компании, пишет Financial Times.

Китайские власти попытались успокоить напуганных инвесторов. Через несколько дней после объявления о новых правилах регулирующий орган Китая по ценным бумагам провёл телефонный разговор с крупными инвестиционными банками. В ходе беседы представители властей заявили, что давление на частное образование является целенаправленным преследованием проблемных практик, возникающих на конкретном рынке, а не общим шагом, нацеленным на другие отрасли, рассказали источники Bloomberg.

Тем не менее 3 августа в государственном китайском СМИ Economic Information Daily вышел материал о зависимости детей от онлайн-игр, в котором видеоигры назывались «духовным опиумом». После этого акции крупных геймдев-компаний Tencent и NetEase упали более чем на 10%.

Изображение: OSTILL is Franck Camhi / Shutterstock

Кто выиграет

Сложности в китайской EdTech-отрасли неминуемо приведут к тому, что инвесторы переориентируются на более надёжные, пусть и менее доходные рынки, рассказал Skillbox Media сооснователь венчурного фонда TMT Investments Артём Инютин. Обычно в такие переломные моменты инвесторы выбирают более устойчивый и защищённый фондовый рынок США. Именно американцы чаще остальных бывают бенефициарами в кризисных ситуациях, добавил эксперт.

«Американская Udacity с выручкой, сопоставимой с Udemy и Coursera, не представлена в КНР, и доли в этой компании пользуются спросом на рынке pre-IPO. А спрос на другую связанную с Китаем инвестицию — Udemy, в которую вкладывает деньги китайская Tencent, — в последнее время поумерился», — отметил в разговоре со Skillbox Media руководитель проектов инвестиционного блока УК «Система Капитал» Михаил Крылов.

Венчурные фонды, понеся потери в Китае, будут вынуждены направить инвестиции в те страны, где происходит бум онлайн-образования и нет рисков жёсткого регулирования. В первую очередь речь идёт о США и ЕС. Также инвесторы обратят внимание на Индию, чьи образовательные проекты всегда конкурировали с китайскими стартапами за финансирование, добавляет Инютин.

От происходящего выиграют и российские проекты, которые сейчас активно осваивают Европу и Азию, рассказал Skillbox Media управляющий партнёр венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава.

«Это шанс для глобальной экспансии. Убеждён, что многие российские проекты, такие как Skyeng и Skillbox, могут закрепиться на мировых рынках и повторить успех игровых компаний из России», — говорит он.

Инютин обращает внимание на то, что доля российских проектов в мировом EdTech слишком мала (гораздо меньше 1%) и российский рынок также является высокорискованным из-за существующих и потенциальных санкций. В то же время есть и позитивные примеры: в онлайн-школу английского языка Novakid, недавно привлёкшую 35 млн долларов, проинвестировали и российские, и международные фонды.

Курс

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована