Что такое аудит онлайн-курса и как его провести методисту
Где взять данные, на что обратить внимание и о каких подводных камнях следует знать — рассказывает практикующий методист.
Иллюстрация: stockking / Freepik / Product School / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что представляет собой аудит курса;
- какие данные для него потребуются;
- почему отзывы студентов нужно собирать не только в конце, но и в середине курса;
- чем поможет методисту-аудитору отдел продаж;
- что именно придётся оценивать;
- как внедрить улучшения и не потерять фокус.
Принципы продуктового подхода гласят, что первая версия продукта должна быть разработана в кратчайшие сроки. Это, конечно, распространяется и на сферу образования. Когда курс уже прошли несколько групп, кажется очевидным, что пришла пора проанализировать первые результаты и улучшить программу.
В этом поможет аудит онлайн-курса, то есть комплексный анализ всех его аспектов:
- методологии,
- контента,
- пользовательского опыта,
- обратной связи от студентов.
Аудит покажет сильные и слабые стороны продукта, поможет выяснить, почему студенты не справляются с учёбой или вообще её бросают, какую реальную пользу приносит им обучение и приносит ли в принципе.
Простого изучения базового набора метрик, конечно, недостаточно. Оценивать курс нужно поэтапно и системно. Об этом, к сожалению, многие забывают и сразу переходят к точечным изменениям. На деле важно помнить, что сначала мы отвечаем на глобальные вопросы — достижима ли цель курса, работает ли его структура, как смысловые блоки помогают достичь образовательных результатов. И только потом анализируем сам продукт — от манеры подачи материала до практикоориентированности заданий.
Рассмотрим подробнее, что пригодится в процессе аудита и как проанализировать готовый онлайн-курс.
Шаг №1
Собираем информацию
На первый взгляд всё понятно — выгружаем доступные данные, смотрим на отзывы. На деле источников ценных сведений множество, и лучше собрать всю возможную информацию, чтобы составить полную картину происходящего с курсом.
Аналитика
Есть несколько основных метрик, которые помогут провести анализ и оценку курса. Многое здесь зависит от возможностей платформы и школы, но в целом набор стандартный:
- COR (англ. Completion Rate) — показатель доходимости. Эта метрика демонстрирует, сколько студентов доходит до конца курса и как получается удержать аудиторию.
- CSI (англ. Customer Satisfaction Index) — индекс удовлетворённости клиентов. Позволяет выяснить, довольны ли пользователи теми или иными аспектами обучения: уроками, заданиями, уровнем обратной связи.
- NPS (англ. Net Promoter Score) — индекс лояльности клиентов. Его уровень говорит о готовности ученика порекомендовать курс своим друзьям и знакомым.
Конечно, для качественной оценки этих показателей недостаточно. Поэтому уделите внимание и другим важным метрикам. Среди них — посещаемость, время на выполнение и проверку практических заданий (в том числе количество попыток), а также время на прохождение курса.
Даже базовая аналитика способна выявить первые недочёты. Например, вы увидите, какие уроки или модули становятся причиной оттока студентов, вызывают трудности и недопонимание.
Читайте также:
Информация от студентов
Некоторые методисты и продюсеры курсов собирают обратную связь со студентов лишь в конце обучения — и многое упускают из-за этого. Впечатления быстро забываются, поэтому комментарии о подзабытых уроках часто общие, неинформативные. Это риск потерять ценные сведения, поэтому мнения студентов о программе и её отдельных блоках лучше собирать в процессе учёбы.
Вот что понадобится для аудита:
- Быстрые оценки уроков и модулей на платформе.
- Отзывы студентов. Лучше всего, если у них есть возможность сразу оставить комментарии, а не только поставить оценку.
- Анкеты обратной связи. Когда пользователь может рассказать о своих впечатлениях сразу после завершения модуля и урока, шансов получить действительно подробный и информативный отзыв значительно больше. Иногда в процессе учёбы студентам приходят и неплохие идеи для точечных улучшений качества курса. А вот анкета в конце обучения позволит оценить, достиг ли студент заложенной в программе цели.
- Глубинные интервью со студентами. Важно опрашивать разные группы учащихся: и тех, кто окончил курс, и тех, кто решил прекратить обучение на разных этапах. Тогда вы получите максимум разносторонней информации, сможете выявить причины низкой доходимости и исправить слабые места курса.
Глубинные интервью и анкеты обратной связи особенно хорошо работают для немассовых курсов. Например, в моей практике был синхронный курс, когда удалось поговорить со студентами уже после первого потока и ко второму значительно улучшить материал. На основе только количественных метрик сделать выводы было бы сложно, поскольку оценки были единичными.
Дополнительные источники
К ним относятся все, кто так или иначе взаимодействует со студентами:
- Куратор курса.
Такой специалист лучше других знает, какие вопросы чаще всего задают студенты, с какими трудностями сталкиваются, как они воспринимают контент и как меняется их мотивация в процессе обучения.
- Эксперт или проверяющий преподаватель.
Эту роль может выполнять как один специалист, так и целый пул экспертов.
Если курс синхронный, преподаватель может поделиться своими впечатлениями о группе, мотивации и активности учеников. А ещё рассказать о том, как они воспринимают материал и где наблюдаются трудности.
В асинхронном курсе именно проверяющий преподаватель знает, как студенты справляются с домашними заданиями, что вызывает у них основные сложности и вопросы.
- Отдел продаж.
Сотрудники отдела продаж общаются с потенциальными клиентами и могут дать полезные данные об их потребностях и запросах. Именно они расскажут, почему люди отказываются приобретать курс, что волнует вашу аудиторию и какие критерии играют ключевую роль для принятия решения о покупке.
- Конкуренты.
Нелишним будет проанализировать продукты других компаний. Возможно, у них появились новые курсы по нужной теме или обновления в уже известных программах. Обратите внимание и на отзывы их студентов — что им нравится, а что они считают недостатками. Такая информация может стать хорошим источником идей для улучшений качества курса.
Собственные впечатления
Аудит — хорошая возможность посмотреть на курс глазами студента. Именно поэтому проводить процедуру должен сторонний методист, который не участвовал в разработке программы. Пройдите курс от начала до конца и оцените свои впечатления — всё ли вам, как учащемуся, было понятно и удобно.
Однако полагаться только на своё восприятие не стоит. Всё же это очень индивидуальная вещь, да и методист, в отличие от студентов, лишь оценивает курс, а не учится на нём всерьёз. Тем более что тема для него может быть неинтересной. Поэтому прохождение курса не всегда поможет отразить реальную картинку, но с точки зрения пользовательского опыта будет в любом случае полезным.
Шаг №2
Анализируем данные
Когда вся необходимая информация собрана, можно приступать к общему анализу. Учитывайте, что данных может быть много, поэтому старайтесь сохранить фокус.
Целевая аудитория
Проверьте, правильно ли её определили на этапе разработки курса и не появились ли новые вводные. Для этого посмотрите результаты интервью и проанализируйте данные от тех, кто уже прошёл курс.
Проблемы могут встретиться самые разные. Например, курс позиционировался как возможность получить профессию с нуля, а на деле уроки подходят только тем, у кого уже есть определённый фундамент знаний. Новички совсем не понимают, о чём идёт речь, поэтому быстро теряют мотивацию и веру в свои силы. Чтобы этого не произошло, надо создать им так называемые пререквизиты — то есть предваряющий мини-курс или отдельные занятия, которые дадут базовые знания для обучения по основной программе. Например, на курс обучения цифровым профессиям (разработчик, тестировщик, аналитик, интернет-маркетолог и так далее) могут записаться люди, у которых нет элементарной цифровой грамотности — конечно, им понадобится вводный курс.
Цель и образовательные результаты
Проверьте, сформулирована ли цель обучения и соответствует ли она критериям измеримости и достижимости. Проанализируйте, смогли ли студенты достичь этой цели и образовательных результатов, меняется ли их поведение, и если да, то как именно.
Хорошо, если для программы составляли карту компетенций — она поможет выяснить, все ли знания, умения и навыки прорабатывают ученики.
Программа и содержание
Прежде всего, программа должна соотноситься с целями и образовательными результатами. Также важно проверить, насколько логична и понятна её структура — в этом может помочь дорожная карта курса (если она есть).
На этом этапе проанализируйте и контент, причём обращайте внимание и на неочевидные моменты. Например, отражают ли содержание названия модулей и уроков? Когда формулировка неверная, студент рискует просто не понять, что полезного найдёт в том или ином разделе. Если вы не разбираетесь в теме курса, то имеет смысл привлечь к анализу эксперта — он поможет понять, всё ли хорошо.
Вот ещё несколько аспектов, которые помогут оценить содержание курса:
- Повторы и противоречия. С одной стороны, их быть не должно, ведь это предсказуемо отталкивает пользователей. С другой — не каждый повтор случаен. Поэтому нужно отличать «косяки» от элементов программы, которые специально включены для закрепления материала.
- Распределение нагрузки. В идеале программа должна быть гармоничной, чтобы студенту не приходилось на одном модуле вкалывать, а на другом совсем расслабиться и ничего не делать. Посмотрите, как пользователи проходят уроки — какие медленнее, какие быстрее. Возможно, есть и те, после которых студенты вообще бросают курс. Каждый такой случай проанализируйте.
- Соотношение теории и практики. Здесь тоже требуется определённая гармония: если курс состоит из одних упражнений или, наоборот, из голой теории без какой-либо практики, то студенты вряд ли увидят в этом ценность.
- Наличие кейсов и примеров. Практика показывает, что чем их больше и чем ближе они по содержанию к реальным задачам, тем лучше.
Образовательные форматы
Безусловно, лучше, чтобы в форматах была вариативность, тогда и учиться интереснее, и срабатывает совсем другой механизм запоминания информации. Но выбор того или иного формата в каждом случае должен быть обоснован. Проще говоря, на вопрос «почему здесь именно лонгрид и как он помогает донести знания» у вас должен быть чёткий аргументированный ответ, а не догадки и гипотезы.
Но какой бы ни был формат, важно проверить несколько важных аспектов оформления:
- «Гигиенический» минимум качества. Посмотрите на контент с технической точки зрения. Например, картинка в видео должна быть качественной, а звук чистым. Текст же должен быть удачно свёрстан без съехавших абзацев и смешения четырёх разных шрифтов. Также обратите внимание на ошибки, опечатки, технические огрехи (не съехал ли где-то абзац или картинка, нет ли грамматических ошибок в субтитрах).
- Единый стиль. Каждый элемент должен быть оформлен единообразно, чтобы пользователю было комфортнее с ними работать.
- Работа преподавателя. Оцените, как он взаимодействует с аудиторией, как преподносит материал, даёт ли практические задания.
- Понятные инструменты. Если в рамках курса нужно использовать нестандартные или незнакомые большинству программы, девайсы и приложения, то проверьте, все ли студенты ими владеют или стоит включить в программу вспомогательный урок (например, сделать скринкаст, ролик, инструкцию).
Всё это кажется очевидным, но на деле не совсем так. Например, в одной из наших программ мы постоянно использовали доску Miro для групповой работы. Но оказалось, что не все студенты уверенно владеют базовыми инструментами этого сервиса — это снижало их мотивацию, вызывало дискомфорт. За два дня мы спроектировали мастер-класс, чтобы показать основные принципы работы цифровой доски. И, по оценкам студентов, их уровень владения сервисом увеличился со среднего показателя 1,9 до 7,3, а в дальнейшем они успешно справлялись со всеми заданиями.
Образовательная среда
Конечно, здорово, если ещё на этапе проектирования методист сумел предугадать возникающие у студентов вопросы и заранее на них ответить. Например, дал на вводном занятии дорожную карту курса и объяснил его структуру, подготовил чёткие инструкции для практических заданий и предусмотрел систему напоминаний.
Но в реальности так происходит далеко не всегда, поэтому проанализировать среду очень важно. В первую очередь она должна быть безопасной. Что это значит? В программе курса есть вводное занятие и знакомство, а студентам объяснили, как строится обучение и чего от них ждут. Проверьте, достаточно ли этого учащимся — возможно, потребуются какие-то дополнительные инструкции, которые сделают процесс обучения удобнее и проще.
Студентам также должны быть понятны правила взаимодействия с другими учащимися, экспертами и кураторами. Как быстро ученики получают ответы на вопросы, насколько развёрнуто дают обратную связь? Чтобы получить представление об этом, можно почитать чат для студентов и попросить куратора предоставить все комментарии и вопросы, которые ему приходили.
Кроме того, проверьте, насколько удобна для учеников платформа, то есть её интерфейс и технические возможности. Например, большинство ваших студентов смотрят курс со смартфонов, значит, стоит подумать, как сделать мобильную версию ещё удобнее и привлекательнее.
Также обратите внимание на каналы и платформы, которые приходится использовать студентам. Чем ближе вы к омниканальности, когда весь процесс обучения (например, просмотр роликов, место для сдачи практических работ и получения обратной связи) происходит на одной платформе, тем лучше.
Ещё один полезный инструмент, который пригодится в оценке, — путь студента. Его можно составить (или обновить) на основе интервью, опросов и отзывов. Он может дать немало идей для улучшения качества курса.
Оценочные мероприятия
Тщательно проверьте всё, что связано с практикой:
- задания — действительно ли они выполнимы, не слишком ли сложные или, наоборот, чересчур лёгкие;
- инструкции — точно ли они хорошо прописаны и понятны;
- сложности, с которыми сталкиваются студенты в процессе работы над задачами;
- тесты — с ними часто возникают проблемы (например, плохо сформулированы вопросы или они слишком простые);
- соотношение формирующего и итогового оценивания — проверьте, как оценки за практические задания и финальную работу коррелируют друг с другом;
- обратная связь — какой tone of voice у проверяющего преподавателя, насколько расширенные ответы он даёт.
Получить ответы на эти вопросы поможет аналитика: отзывы, анкеты, интервью и, конечно, метрики. Например, проанализируйте, сколько времени и итераций занимают у студентов практические занятия, как долго их проверяют преподаватели и кураторы.
Почему это важно? Приведу в пример курс из моей практики. Время его прохождения должно было занимать два месяца. Когда первый поток учащихся завершил обучение, выяснилось, что первый модуль студенты прошли за семь дней, как планировалось. А вот на следующие у них уходило от двух до трёх недель, то есть в два-три раза больше, чем предполагали создатели программы. С домашними заданиями тоже было непросто — в некоторых модулях количество итераций доходило до четырёх. Мы предположили, что именно в заданиях и заключалась проблема, поскольку выполнение практических работ было для студентов обязательным условием.
Мы полностью переработали задания: создали новые, понятные описания, подготовили шаблоны, чтобы побороть страх студентов перед «чистым листом». Организовали эту практику так, чтобы последовательно приближать учащихся к разработке финальной работы — тогда становится понятна ценность промежуточных домашних заданий и есть стимул постараться, чтобы верно сделать с первого раза.
Отдельно провели брифинг с проверяющим преподавателем и договорились, что он будет давать подробную обратную связь и направлять студентов в поисках верного решения. Это должно было сократить количество попыток выполнить задания.
В результате и время прохождения модулей сократилось (в среднем от семи до 12 дней), и количество итераций сдачи домашних заданий снизилось (в среднем до 2,35).
Продвижение и продажа
Полезно оценить не только методическую составляющую, но и маркетинговую стратегию: как продаётся курс, о чём спрашивают клиенты, что приводит их к положительному решению о покупке или отказу от неё.
Конечно, анализ таких данных не входит в обязанности методиста, да и точной оценки от вас никто не ждёт. Но можно просто пообщаться с коллегами из отдела продаж, чтобы лучше понять запрос целевой аудитории.
Они подскажут, что ищут клиенты и точно ли рекламное предложение отражает все особенности курса.
Читайте также:
Шаг №3
Работаем над улучшением качества курса
Заведите бэклог, где будут обозначены недочёты, идеи по их исправлению, предполагаемые улучшения. Скорее всего, список будет длинным, но не стоит пытаться охватить всё и сразу. Изменения нужно вводить поэтапно и системно.
Для начала стоит расставить приоритеты:
- Выберите ключевую проблему, которую хотите решить сейчас, и сформулируйте целевой результат.
- Определите, какие улучшения помогут эту проблему решить.
- Оцените, какие из них можно внедрить быстро и недорого, как они повлияют на достижение результата.
Главное, чтобы это не превратилось в латание дыр — поэтому проблемы стоит выбирать существенные. Например, если заменить только отдельные уроки, где были очевидные недостатки, а неудачную в целом структуру программы оставить на потом или вообще не трогать, то результаты вряд ли порадуют. Студенты продолжат «сливаться» с курса, не обращая внимания на изменения.
Именно поэтому и стоит собрать всю возможную информацию, тщательно расставить приоритеты и проверить гипотезы — только тогда курс будет действительно улучшен.