Образование
#статьи

Что происходит в российском образовании: 6 трендов из статистики

Сколько школьников приходится на одного учителя, каких специалистов выпускают всё больше и больше и сколько в российских вузах и колледжах платников.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал сборник «Индикаторы образования: 2024». В нём на основе данных Росстата, Минпросвещения и Минобрнауки, Федерального казначейства и собственной аналитики института описаны ключевые для системы образования статистические показатели 2022 года.

В сборнике есть информация по потокам учащихся (например, сколько школьников поступают после девятого класса в техникумы и колледжи), по финансированию образования, по педагогическому составу детских садов, школ, вузов и учреждений СПО. В этой статье — наиболее примечательные тренды.

Тренд 1


Среднее профессиональное образование продолжает набирать популярность

В сборнике «Индикаторы образования» представлены показатели отдельно по двум видам программ СПО: по подготовке квалифицированных рабочих и служащих и по подготовке специалистов среднего звена. Эта публикация, как и более ранние источники, показывает, что набор и выпуск растут на программах второго типа.

По сравнению с 2021-м в 2022 году на программы подготовки специалистов среднего звена в СПО принято на 8% больше студентов (942,7 тысячи человек вместо 870,9). Выпускников таких программ стало больше на 7% (612,5 тысячи человек вместо 573,8 тысячи). На программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих студентов существенно меньше, но и приём, и выпуск по ним стабильны.

Основной контингент поступающих на программы СПО — выпускники девятых классов. По данным сборника «Индикаторы образования», с 2020 года менее половины из них поступают в старшую школу (в 2022-м — 46%). То есть более половины девятиклассников после ОГЭ уходят из школы: в 2022-м 40% поступили на программы подготовки специалистов среднего звена, 10% — рабочих и служащих. Ещё 4% сразу вышли на рынок труда.

Но вчерашними девятиклассниками приём в колледжи и техникумы не ограничивается. Часть выпускников 11-го класса тоже идёт на программы СПО. В 2022-м такой выбор после школы сделали 22% получивших аттестаты о среднем общем образовании, и подавляющее большинство из них поступили на программы подготовки специалистов среднего звена.

Кроме того, на СПО поступают и люди постарше, которые уже работают, — их 10% в составе приёма на программы подготовки рабочих и служащих и 21% на программах подготовки специалистов среднего звена.

А ещё на программы СПО, судя по приведённой в сборнике статистике, нередко поступают в течение учебного года. 14% в составе поступивших на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 3% первокурсников на программах подготовки специалистов — «лица, имеющие основное общее образование, выбывшие с программ среднего общего образования в отчётном году». В абсолютных цифрах это почти одинаковое количество поступающих — примерно по 29 тысяч на оба типа программ.

Фото: Официальный портал мэра и Правительства Москвы

Дело в том, что приём в организации СПО при наличии в них свободных мест может продолжаться до 25 ноября. То есть возможна ситуация, когда учащийся 10-го или 11-го класса в начале очередного учебного года уходит из школы и поступает со своим аттестатом об основном общем образовании в техникум или колледж.

Тренд 2


Востребованность высшего образования не снижается

Казалось бы: если сокращается число тех выпускников девятых классов, которые идут в старшую школу, значит, уменьшается и количество потенциальных абитуриентов вузов. То есть теоретически востребованность СПО должна снижать интерес к высшему образованию. Но на практике это не совсем так.

Во-первых, доля выпускников средней школы, которые сразу же после 11-го класса поступают в вузы, растёт. В 2022-м такой выбор сделал 71% (в 2021-м — 68%). Если с 2015 по 2021 год ежегодно более 10% выпускников 11-х классов сразу после школы отправлялись работать, а не учиться, то в 2022-м таких стало 6%.

С чем это может быть связано? Возможно, причина в том, что школа уже после девятого класса «выталкивает» учащихся, которых рассматривает как неготовых к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. То есть в старшие классы теперь переходят в основном те, кто настроен в будущем получить высшее образование.

С этой точки зрения рост приёма в СПО после девятого класса выглядит как позитивный тренд: он происходит за счёт учащихся, которые и после 11-го класса пошли бы в техникумы и колледжи, а так они раньше переходят к профессиональному образованию и быстрее получают профессию.

Во-вторых, выпускники колледжей и техникумов тоже довольно часто поступают в вузы. Из выпускников 2022 года, окончивших программы подготовки специалистов среднего звена, 24% направились сразу в вузы, а из окончивших программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих — 10%. При этом среди принятых на программы бакалавриата и специалитета в 2022-м (939,4 тысячи человек, согласно данным информационно-аналитической системы «Индикаторы образования») выпускники программ СПО текущего года составляют более 17%.

Для сравнения, выпускники школ текущего года в составе всех принятых на бакалавриат и специалитет в 2022-м составили 48%. Но есть ещё одна категория поступающих на программы высшего образования — выпускники школ и СПО прошлых лет. В сборнике их доля оценивается обобщённо в 35%, а согласно статистике Минобрнауки, больше половины среди них составляют именно выпускники колледжей и техникумов предыдущих лет. В целом доля тех, кто поступает на бакалавриат и специалитет, уже имея диплом СПО, в 2022-м составила 37%.

Поэтому неудивительно, что приём на программы высшего образования в 2022 году рос, как и приём в учреждения СПО. Всего на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры приняли 1 миллион 201,5 тысячи человек (а в 2021-м — 1 миллион 129 тысяч).

А ещё существенно выросла доля выпускников вузов, которые продолжили обучение — на других программах высшего образования (20%) или на программах аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки (7%). То есть всего 27% выпускников всех уровней высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры — в 2022 году пошли учиться дальше. В 2021-м такое решение принял 21%.

Тренд 3


Многие учатся в колледжах и вузах платно

В 2022-м 44% всех поступивших на программы среднего профессионального и высшего образования были приняты на платные места.

Самая высокая доля платного приёма — в высшем образовании: на бюджетные места поступили 592 тысячи человек (в 2021-м было 554 тысячи), на платные — 609,5 тысячи (было 574,9 тысячи). То есть в 2022 году платный приём в вузы немного превысил бюджетный, составив 50,7%. Это чуть меньше, чем в предыдущие годы: доля платного приёма на программы высшего образования понемногу снижается, но темп изменений небольшой.

Так, в 2019 году на платное обучение поступили 55% студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Доля всех студентов, обучающихся платно (то есть не только первокурсников, а вообще всех), в 2019 году составляла 53,5%, в 2015-м — 59,4%. К 2022 году она снизилась до 51,4%, то есть на два процента по сравнению с 2019-м и на восемь — по сравнению с 2015-м.

В среднем специальном образовании платный приём на программы подготовки специалистов среднего звена в 2022 году составил около 43%. С 2019 года он немного вырос (тогда было 41,8%). Доля платников в общей численности студентов таких программ меняется гораздо заметнее: в 2015 году их было 29,6%, в 2019-м — 35,8%, а в 2022-м — уже более 40%.

На программах подготовки рабочих и служащих в 2022 году платно приняли лишь 9,8% студентов. То есть на эти программы учиться идут в основном за счёт бюджета. Но тремя годами ранее, в 2019-м, платный приём на такие программы составлял 5,8% — то есть здесь он тоже растёт. В общей численности студентов доля платников тоже постоянно растёт, хотя и остаётся невысокой: если в 2016 году она составляла 1,6%, то в 2022-м — 6,8%.

На программах самого высокого уровня подготовки, таких как аспирантура и ординатура, тоже часто учатся платно. Из аспирантов, принятых в 2022-м, 60% поступили на платные места. В 2021-м и 2020-м было ровно наоборот: свыше 60% принимали на бюджет. Структура приёма в ординатуру, напротив, относительно стабильна, платные учащиеся в ней во все последние годы составляли более 40%.

Тренд 4


Выпуск по программам инженерного образования пока не растёт, хотя прирост ожидается

Соотношение долей выпускников с подготовкой по разным сферам деятельности в 2019–2022 годах резко не менялось. Скорее, в этот период закрепились некоторые тренды, которые наметились ранее.

Отдельно в сборниках «Индикаторы образования» отслеживают подготовку кадров для цифровой экономики. Приведённые в этом разделе данные показывают, что в СПО устойчиво растёт доля студентов по профессиям и специальностям, связанным с информационными технологиями. Год от года, впрочем, прирост не такой уж большой. Так, на связанных с ИТ программах подготовки рабочих и служащих в 2022-м студентов получилось на 7,5% от общей численности (а в 2021 году было 7%), на программах подготовки специалистов среднего звена — 13% (было 12,1%).

Что касается подготовки кадров в целом, по всем группам специальностей и направлений, о ней можно судить по данным о выпуске с программ СПО и высшего образования.

Выпуск рабочих и служащих

С 2019 по 2022 год на этом уровне образования заметно небольшое снижение выпуска с программ подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» — со 125 до 107 тысяч человек. Почти полностью это снижение объясняется резким сокращением выпуска по профессиям, связанным с промышленной экологией и биотехнологиями, — в 2019-м он составлял почти 26 тысяч человек, а в 2020-м упал до 4,4 тысячи и продолжает снижаться.

Другие области за тот же период показали прирост. Так, немного выросло число выпускников в областях машиностроения и строительства.

Гораздо более впечатляющие темпы прироста в сфере наук об обществе. Здесь с 2019 по 2022 год число выпускников выросло с 19,6 до 32 тысяч человек. В основном это произошло за счёт популярности профессий в области сервиса и туризма (включает такие профессии, как повар, кондитер, официант, бармен, парикмахер, проводник и так далее): выпуск по ним вырос почти вдвое — с 13,4 до 26,4 тысячи.

Выпуск специалистов среднего звена

На этих программах подготовки в СПО (напомним, они более популярны, чем программы подготовки рабочих и служащих) вырос выпуск и в сфере инженерного дела, и в сфере наук об обществе.

По специальностям, связанным с инженерией и техническими науками, в 2022 году выпустилось 249 тысяч специалистов среднего звена (это на 9 тысяч больше, чем в 2021-м). Самый заметный прирост — в области информатики и вычислительной техники: с 30 до 41 тысячи человек за три года.

В сфере наук об обществе за это время выпуск вырос со 143,5 до 180 тысяч человек, самый заметный прирост у специальностей в сфере юриспруденции, а также в сфере экономики и управления. Первая включает правоохранительную деятельность, право и судебное администрирование, право социального обеспечения, а вторая — бухгалтерский учёт, финансы и банковское дело, товароведение, коммерцию и так далее.

В 2019 году выпускников в области юриспруденции было 48 тысяч, а в 2022-м стало 71,5 тысячи. В экономике и управлении в 2022 году было 73 тысячи выпускников.

Выпуск с программ высшего образования

Выпуск инженеров с программ высшего образования в 2019–2022 годах не вырос, а снизился с 250 до 233 тысяч человек. Среди всех направлений, связанных с инженерией и технологиями, рост в этот период демонстрировали только программы в области информатики и вычислительной техники. А по таким массовым направлениям, как техника и технологии строительства, электро- и теплоэнергетика, прикладная геология, горное и нефтегазовое дело, а также техника и технологии наземного транспорта, наблюдалось снижение.

Но как сообщили эксперты ИСИЭЗ в другой недавней публикации, с 2021 года начал расти приём на направления подготовки и специальности в области инженерии. То есть тренд на снижение выпуска, видимо, удастся преодолеть.

В области наук об обществе (в высшем образовании это тоже экономика и управление, юриспруденция, социология, сервис и туризм, популярные в последнее время «Реклама и связи с общественностью» и так далее) выпуск снижался: с 396 тысяч в 2019-м до 323 тысяч в 2022-м.

На 50 тысяч человек сократился выпуск в области экономики и управления, на 21 тысячу — юриспруденции. Но связано это, скорее всего, не с падением их популярности (они по-прежнему востребованы у абитуриентов), а с закрытием многих платных программ в негосударственных вузах в предыдущие годы.

Тренд 5


Число учителей снижается

Данные сборника показывают, что количество педагогов в общеобразовательных школах постепенно уменьшается: в 2021-м их было 1 миллион 83,4 тысячи человек, а в 2022-м — 1 миллион 79,6 тысячи. И если в 2021-м на каждого педагога в среднем приходилось 19 детей, то в 2022-м — уже 20.

Абсолютное большинство российских учителей — по-прежнему женщины, их 89,1%. Доля молодых учителей, по приведённым данным, достаточно стабильна, как и в целом возрастная структура педагогов. При этом темпы прироста числа педагогов старше 60 лет (то есть старения педагогических коллективов школ) примерно такие же, как темпы притока в них молодых учителей — обеих возрастных групп в последние годы примерно по 14%.

Распределение учителей по возрастным группам в начале учебного года, в %

Возрастные группы2018/20192019/20202020/20212021/20222022/2023
До 3013,913,813,813,914,3
30–3918,318,518,718,818,8
40–4929,228,426,425,324,3
50–592727,227,527,827,8
старше 6011,512,213,614,214,7

Сумма значений в столбцах может отличаться от 100% из-за округления. Источник данных: статистические сборники «Индикаторы образования» с 2020 по 2024 год

На других уровнях образования ситуация с кадрами похожая: сократилось и число работников в детских садах, и преподавателей в вузах. Немного увеличилось количество преподавателей в организациях СПО.

Тренд 6


Школьников пока становится больше, но прирост скоро сменится снижением их числа

В ближайшие годы сокращение числа педагогов на разных уровнях образования, начиная со школьного, будет проблемой, так как число учащихся пока растёт. То есть среднее число учеников, приходящихся на одного учителя, будет увеличиваться.

Так, в начале 2022/2023 учебного года в России было 17 миллионов 745 тысяч школьников — на 430 тысяч больше, чем годом ранее. А значит, в профессиональном и высшем образовании рост числа студентов тоже продолжится.

Однако этот демографический тренд уже на исходе, как можно судить по данным о количестве детей на дошкольных образовательных программах.

Дошкольников в 2022 году было 7 миллионов 8 тысяч человек, а годом ранее — 7 миллионов 340 тысяч. Сокращение началось с 2019 года. И дело не в том, что детей стали реже отдавать в детские сады — наоборот, коэффициент охвата дошкольным образованием всё это время продолжал расти. Это связано со снижением рождаемости — детей появляется меньше.

А это значит, что через несколько лет, по мере того как подрастающие дети начнут выпускаться из школ, на смену им будет приходить меньше и меньше первоклассников. Начнётся сокращение числа школьников. Согласно демографическому прогнозу РАНХиГС, максимума количество учащихся школ достигнет в 2026 году, а затем начнётся всё более быстрый спад.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована