Что представляет собой теория коннективизма в обучении и правда ли, что за ней будущее
Вы уже разобрались в теориях бихевиоризма, когнитивизма и конструктивизма? Есть ещё один «изм», более современный!
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
На двадцатый век пришлось развитие важных педагогических подходов, которые помогают связать процесс обучения с психологией человека. Самые известные из них — бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм. Они всё ещё актуальны, однако появились в «доинтернетную» эпоху, то есть изначально не могли учитывать роль и влияние технологий на процесс обучения. В XXI веке родилась новая теория, которая, возможно, ответит на вызовы времени.
Объяснить, как именно компьютеры, интернет, социальные сети и другие достижения digital-эпохи меняют сферу образования, призван коннективизм. Этот подход появился сравнительно недавно — в начале 2000-х годов. В его основе простая и здравая идея: цифровые технологии объединяют людей, и этим создают новые возможности для обучения. Банальная мысль, да? Почему же её называют целой теорией? Потому что, если копнуть детальнее, всё немного сложнее.
В этой статье мы разберём:
- суть коннективизма и кто его придумал;
- зачем вообще понадобилась ещё одна теория обучения и как её авторы представляют знание;
- в чём заключаются основные принципы коннективизма;
- почему не все считают коннективизм реальной теорией обучения.
Что такое коннективизм
Коннективизм (от английского слова connect — соединять, связывать) называют теоретической основой для понимания обучения в цифровую эпоху, потому что он признаёт информационные технологии важной частью образования.
Теория коннективизма построена на концепциях, пришедших из математики и физики: теории хаоса, теории сетей, самоорганизации и сложности. Все они объясняют, как организуются сети и связи внутри них. А именно на сетевом взаимодействии и сосредоточен коннективизм.
Сторонники коннективистской теории считают, что обучение больше не является исключительно внутренней деятельностью ученика, а может происходить и вне его: в компьютерах и базах данных. Знание, согласно коннективизму, также не является чем-то свойственным одному человеку, оно находится вовне, существует во взаимодействии, распределяется по сети и хранится в цифровом формате.
Коннективисты рассматривают знания как распределённую информационную сеть.
Чтобы описать, как люди связывают данные в такую сеть, исследователи оперируют терминами «узел» и «ссылка».
Под узлом понимается любой объект, который можно соединить с другим объектом (например, учебное сообщество, человек, книга, веб-страница, мобильное приложение и даже мысль или идея). Набор узлов, связанный отношениями, формирует сеть. Узлы бывают:
- внутренними — они находятся в сознании человека (например, его идеи и мысли);
- внешними — это, например, книги и другие люди.
Согласно теории коннективизима, обучение происходит, когда между различными «узлами» информации устанавливаются и поддерживаются связи — или ссылки.
Коннективизм Джорджа Сименса
Создателем теории коннективизма называют канадского исследователя и теоретика обучения Джорджа Сименса. Впервые он представил свою теорию в личном блоге в 2004 году, затем опубликовал основные тезисы в статье «Коннективизм: теория обучения для цифровой эпохи» в 2005-м.
Сименс считает, что ключевые теории обучения (бихевиоризм, конструктивизм и когнитивизм) рассматривают знание как нечто неизменяемое, передаваемое через объяснение или опыт. Они описывают процесс — как человек учится, но при этом не учитывают ценность самого знания и особенности его получения.
«За последние двадцать лет технологии изменили то, как мы живём, как мы общаемся и как мы учимся. Потребности в обучении и теории, описывающие принципы и процессы обучения, должны отражать лежащую в его основе социальную среду», — отметил исследователь.
Нужду в новом педагогическом подходе Сименс объяснил также экспоненциальным ростом количества знаний в современном мире и скоростью их устаревания: информация постоянно обновляется, а навыки и компетенции, востребованные сегодня, через несколько лет или даже месяцев могут потерять актуальность.
Поэтому в коннективистской парадигме способность учащегося узнавать то, что понадобится ему завтра, важнее, чем то, что он уже знает сегодня. Следовательно, когда знания нужны, но неизвестны, необходимым навыком становится умение подключаться к различным источникам и находить требуемую информацию.
Ещё один немаловажный навык, который призывают развивать коннективисты, — способность фильтровать вторичную и лишнюю информацию.
«Коннективизм обусловлен пониманием того, что решения принимаются на базе быстро меняющихся основ. Постоянно поступает новая информация. Способность проводить различия между актуальной и нерелевантной информацией является жизненно важной. Также решающее значение имеет способность распознавать, когда новая информация изменяет ландшафт, основанный на решениях, принятых вчера», — объяснял Джордж Сименс.
Примечательно, что отдельный акцент исследователь сделал на корпоративном обучении и развитии лидерства. Он считает, что именно коннективизм способен стать основой управления и организации знаний: соединять условную базу знаний с нужными людьми в нужный момент времени, так, чтобы это считалось обучением. Привычные теории обучения не заточены на передачу таких знаний, уверял исследователь.
«В экономике знаний поток информации можно сравнить с нефтяной трубой в индустриальной экономике. Создание, сохранение и использование информационного потока — это ключ к организационной деятельности. <…> Здоровая среда обучения в организации зависит от эффективного управления информационным потоком», — писал Сименс.
Коннективизм Стивена Даунса
Значительный вклад в развитие коннективизма внёс канадский философ и исследователь Стивен Даунс. Его называют родоначальником теории наряду с Сименсом.
По Даунсу, «знания распределяются по сети связей, и поэтому обучение заключается в способности строить и пересекать эти сети». Это и есть суть коннективизма.
Даунс говорит, что существует три типа знаний:
- Качественные — знания, связанные с физическими характеристиками, присущими объекту: например, его цвет, форма и то, какие звуки издаёт. Знания этого типа человек получает, как правило, через органы чувств: то, что мы видим, то, что слышим и чувствуем, — всё это качества объекта.
- Количественные — то есть полученные из подсчётов и измерений.
- Распределённое или связующее — знание, возникающее в результате связей между объектами и их свойствами.
Первые два типа, отмечает философ, известны человечеству с глубокой древности и составляют большую часть того, что человек знает о существующих в мире вещах. Третий тип предложил сам Даунс, и с его точки зрения коннективизм как раз призван описать этот вид знаний: что это такое, где находится, что его производит, как мы его изучаем и как можем использовать.
Сименс и Даунс — единомышленники, их видение коннективизма очень похоже, однако Сименс фокусируется на социальных аспектах коннективизма, а Даунс — на технических устройствах и машинном обучении.
Читайте также:
Основные принципы коннективистской теории
Джордж Сименс сформулировал восемь руководящих принципов, на которые опирается коннективизм. Перечислим их ниже.
1. Обучение и знания основаны на разнообразии мнений. Взгляды на одну тему из различных источников углубляют понимание изучаемого предмета. Одним из примеров работы этого принципа можно считать «Википедию»: над статьями работает широкое и свободное сообщество пользователей, каждый может добавить свою информацию и трактовку материала, а целостность статей поддерживается через механизмы проверки и рецензирования поступающих данных.
2. Обучение — это процесс соединения специализированных узлов и источников информации. Исследователи расшифровывают: учиться в информационном мире — это значит соединять данные и их источники, находить смысл в них. При этом речь не идёт только про обучение в интернете, ведь любой источник знания — например, человек или книга — считается частью общей образовательной сети.
3. Обучение может существовать вне человека. Компьютеры и другие устройства тоже могут учиться у своих пользователей. Например, современные текстовые редакторы помогают человеку в написании текстов. Одновременно они «запоминают» особенности его лексики и пунктуации, а потом заранее предсказывают, какие слова, выражения или конструкции пригодятся пользователю.
4. Способность узнавать новое важнее уже накопленных знаний. Этот принцип связан с периодом полураспада знаний — промежутком времени с момента получения знания до момента его устаревания. Коннективисты считают, что в XXI веке этот промежуток стал гораздо короче, чем был всего несколько десятилетий назад, и продолжает сокращаться с каждым годом.
5. Развитие и поддержание связей — необходимое условие для непрерывного обучения. Чтобы поддерживать актуальность знаний, человеку приходится так или иначе учиться постоянно. Обеспечить такое неформальное обучение могут связи с учебными и профессиональными сообществами.
6. Способность распознавать паттерны и видеть связи между областями знаний, идеями и концепциями является ключевым навыком. Это умение позволяет учащемуся из пассивного потребителя учебного контента превратиться в активного участника собственного обучения.
7. Цель любого обучения, с точки зрения коннективистов, — точное и актуальное знание.
8. Принятие решений само по себе — процесс обучения. Выбор того, что изучать, и значение поступающей информации рассматривается через призму меняющейся реальности. Решение, которое сегодня считается правильным, завтра может оказаться неверным из-за изменившихся условий, влияющих на выбор.
Что такое учебные сети в коннективизме
Особое место в коннективистской теории занимают учебные сети (learning networks). Коннективисты выделяют четыре характеристики, которыми они должны обладать:
- Автономия. Учащиеся должны сами управлять своим обучением — выбирать связи и источники информации, не руководствуясь традиционным учебным процессом. При этом контроль со стороны преподавателей снижен, и учителя выступают скорее фасилитаторами. Учащиеся получают автономию в отношении собственных знаний, их распространения и скорости.
- Связанность. Коннективизм предполагает, что знания строятся на сетевых связях людей и компьютеров, поэтому обучение происходит, когда соученики связаны между собой и обмениваются мнениями, точками зрения и идеями в процессе совместной работы.
- Разнообразие. Преподаватели больше не единственные источники знаний и опыта, а учащимся стоит изучать мнения, предложения и идеи из различных источников, в том числе получать их от других учеников. Поэтому, считают коннективисты, образовательную систему и её ресурсы стоит направить на то, чтобы обеспечить максимальное разнообразие материалов и взглядов.
- Открытость. Человек должен иметь возможность взаимодействовать с учебной сетью в соответствии с собственными темпами, интересами и предпочтениями.
Стивен Даунс полагает, что коннективизм подразумевает педагогику, которая стремится описать, во-первых, «успешные» сети (то есть соответствующие вышеперечисленным свойствам), а во-вторых, практики, которые ведут к таким сетям, как индивидуума, так и общества.
Читайте также:
Как коннективизм смотрит на роли педагога и учащегося
В коннективизме учащийся из потребителя знаний превращается в их создателя и исследователя. Перед ним стоят не задачи, для которых есть готовый ответ, но некие нерешённые вопросы, реальные и неоднозначные. В ситуации неопределённости ему придётся искать скрытые паттерны в поиске решения, а для этого объединяться с другими.
Какую же роль выполняет учитель или преподаватель? Кто он, если не источник знаний? Он более опытный участник сообщества, который постоянно учится сам и способен помочь своим подопечным встроиться в сеть.
Другими словами, классические роли ученика и учителя в коннективизме размыты. «Ни один человек, будь то учитель или учащийся, не может способствовать успеху обучения и созданию знаний, учитывая, насколько распространёнными и обширными стали знания в эпоху цифровых технологий. Само сообщество становится поставщиком контента и когнитивным элементом, способным обрабатывать, направлять, фильтровать и оценивать новую и актуальную информацию», — объясняют специалисты из Университета Пеппердайна (США).
Как коннективизм применяют в обучении
Практическое применение коннективизма проще всего проиллюстрировать на примере массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Как правило, формат большинства современных МООК отвечает характеристикам, сформулированным коннективистами.
Кстати, сам термин MOOC (то же, что и МООК, но на английском) впервые использовали именно Сименс и Даунс. В 2008 году они запустили онлайн-курс «Коннективизм и связанные знания» и использовали новое понятие в его описании. Правда, с тех пор классические массовые курсы стали называть xMOOC, а на основе коннективизма — cMOOC.
Вот как выглядят четыре принципа коннективизма в реальных массовых онлайн-курсах:
- Автономия: педагоги в МООК играют роль фасилитаторов, но не являются единственным источником знаний в процессе обучения. Учащимся предоставляется полная свобода действий и выбор технологических инструментов для использования (каналы RSS, тематические обсуждения, сообщения в блогах, виртуальная игра, онлайн-встречи и тому подобное).
- Связанность: обучение происходит в основном на цифровых платформах, включая блоги и социальные сети, которые предназначены и поощряют совместное использование, взаимодействие и развитие связей.
- Разнообразие: учащиеся могут обмениваться мнениями, делиться знаниями и опытом.
- Открытость: многие онлайн-курсы бесплатны и привлекают тысячи участников со всего мира, кроме того, зачастую они дают студентам обучаться в своём темпе и по удобному расписанию.
Кстати, исследования подтверждают, что обучение МООК, где доходимость обычно страдает, становится результативнее, когда участники обучения делятся идеями по учебным темам и содержанию курса. Американские учёные провели эксперимент с участием двух тысяч слушателей популярного вузовского курса. Им предложили либо делиться с другими информацией о себе, либо высказывать идеи об учёбе.
Оказалось, что вовлечённость слушателей повышалась, когда они делились своим мнением об учебном процессе. В этом случае они стали чаще смотреть уроки и выполнять больше заданий, а результаты тоже улучшались.
Однако вовсе не обязательно проектировать собственный онлайн-курс, чтобы включить в учебную программу элементы коннективистского обучения.
Главная задача педагога в этом подходе — помочь учащемуся стать эффективным участником собственного обучения и личного развития, то есть создать собственный опыт обучения, развить и улучшить учебные сети и научиться принимать решения.
В педагогическом дизайне это может быть реализовано через общение, практики взаимного обучения, построение сообществ и баз знаний, открытость образовательной среды, разнообразие доступных источников информации и точек зрения, проектную деятельность, анализ, оценку процесса деятельности и её результатов.
Коннективизм в значительной степени зависит от технологий, поэтому первый шаг к созданию коннективистского класса — предоставление большего количества возможностей для цифрового обучения, таких как онлайн-платформы, вебинары, социальные сети и блоги.
Ещё одна отличительная черта подхода — свобода. Если предоставить студентам автономию в их работе, это может создать у них более высокое чувство сопричастности, стимулирует сотрудничество между ними и командную работу.
Впрочем, образовательные сообщества не всегда про систему «учитель — ученик», ведь они могут строиться, например, между коллегами или исследователями. Сообщества важны и для педагогов, утверждают эксперты. Причём организованы они должны быть именно по коннективистским принципам: стремиться к саморазвитию, быть открытыми и выступать площадкой для честного обмена опытом и знаниями.
За что критикуют коннективизм
С момента первых публикаций Сименса и Даунса их идеи подверглись немалой критике. Главный вопрос оппонентов: а может ли коннективизм действительно считаться новой теорией обучения?
Некоторые исследователи, например, полагают, что коннективизм — это всего лишь ещё один взгляд на образование, а вовсе не теория обучения, ведь он не проясняет, как именно строится сам процесс обучения. К тому же значительная часть идей коннективистов не новы и встречаются в других подходах (в том числе в конструктивизме).
Часть исследователей хоть и признаёт влияние и потенциал коннективизма, однако считает, что пока ему недостаёт весомой исследовательской базы, чтобы получить статус самостоятельной теории. У этого, конечно, есть объяснение: теория довольно молодая и всё ещё находится в процессе самоопределения, поэтому может выглядеть расплывчатой.
Однако несмотря на критику, коннективизм продолжает развиваться и с каждым годом получает всё больше поддержки. Использование цифровых технологий для организации учебной среды стало «новой нормой», особенно после пандемии COVID‑19, которая заставила системы образования перейти от традиционного обучения к более гибкому.
В таких условиях необходимость в педагогическом подходе, который будет учитывать роль и место технологий в учебном процессе, кажется очевидной. Станет ли таким подходом коннективизм и займёт ли он ведущие позиции на образовательной арене — покажет время.