Что посмотреть и послушать об образовании в январе-2024
В традиционной подборке подкастов — рекомендации для корпоративного обучения, примеры новых бизнес-моделей в EdTech и советы для тех, кто учится.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как обстоят дела с обучением гибким навыкам
Кто: основательница и CEO Soft Skills Lab Александра Клименко.
Где: в подкасте «Эксперто патронум».
Про что: как меняется отношение к курсам по гибким навыкам в российских компаниях и как понять, какая программа нужна вашей команде (и нужна ли вообще).
В этом выпуске ведущая и гостья обсуждают, какую эволюцию прошла тема софт-скиллов в России за последние шесть-семь лет. Сейчас уже трудно найти эксперта, который считал бы, что гибкие навыки для работы не важны. А заказчики корпоративного обучения — по крайней мере, из самых продвинутых компаний — теперь формулируют провайдерам обучения более конкретизированные запросы на такие курсы, а не «Нам бы каким-нибудь софт-скиллам поучить».
Но простой и понятной ситуация с развитием гибких навыков всё равно не стала, как отмечает Александра Клименко. Их трудно оценить — стандартные инструменты измерения в виде опросников мало что дают, потому что в реальности люди ведут себя не так, как отвечают в тестах. И в самом обучении тоже нет «волшебной таблетки» — выбор программы будет зависеть в первую очередь от проблемы, которую необходимо решить обучением, а также от уровня сотрудника, направления его работы и даже от личных качеств. В выпуске Александра делится выводами из своего опыта, которые помогут во всём этом сориентироваться.
Какие тренды будут актуальны в обучении сотрудников в 2024-м
Кто: эксперты по корпоративному обучению Анастасия Мурашова и Елизавета Тихонова.
Где: на канале образовательного бюро «Розетка».
Про что: какие темы и подходы к обучению были актуальны в компаниях в 2023-м и какие из них перешли в наступивший год.
В этом часовом видео специалисты, работающие в корпоративном обучении на российском и европейском рынках, сравнивают свои выводы по итогам 2023 года и делятся прогнозами. А ещё довольно значительная часть разговора посвящена примерам профильных и непрофильных задач, с которыми специалистам по обучению помогают генеративные нейросети.
Именно работа с чат-ботами на основе искусственного интеллекта стала одним из фокусов прошлого года в корпоративном обучении. Но опыт экспертов здесь разнится: в одних компаниях соответствующие курсы проходили буквально все, а в других распространение ИИ ограничилось небольшими группами заинтересованных сотрудников.
Среди других трендов ушедшего года участницы дискуссии называют особый фокус на развитии управленческих компетенций, а именно на организации работы технических команд. А ещё важной темой года была кибербезопасность. Среди тенденций на будущее отметили растущую роль индивидуальных планов развития.
Как сейчас устроена система обучения IT-специалистов (в том числе на работе)
Кто: DevOps-инженер VK, преподаватель Slurm Кирилл Борисов, директор по сопровождению ключевых клиентов в Selectel Таня Свирко, основатель «Эльбрус Буткемп» Георгий Бабаян.
Где: в подкасте Selectel «Сегодня на ретро».
Про что: как современные айтишники получают образование и как устроено обучение в процессе работы в ведущих компаниях.
Этот выпуск начинается с обмена мнениями о дефиците кадров в IT-отрасли. Участники дискуссии считают, что он реален и очень велик, но не хватает именно специалистов с опытом, а не джунов. И несмотря на разнообразие возможностей для вхождения в профессию, в выпуске всё-таки звучит мнение, что высшее образование и сегодня необходимо специалисту — скорее как способ упорядочить мышление и научиться самодисциплине.
А актуальные навыки придётся добирать самостоятельно. В подкасте обсуждаются разные способы и форматы обучения, как со стороны тех, кто учится, так и с позиции руководителей и организаторов корпоративного обучения. Когда учиться, если не после работы, помогает ли в переподготовке наставничество на рабочем месте и как выбирать курсы — слушайте в выпуске.
Какие подходы из геймдизайна можно перенести в образование
Кто: нарративный дизайнер Мария Кочакова и геймдизайнер Николай Дыбовский.
Где: на канале Edu 3.0.
Про что: как геймдизайнеры создают сюжеты и миры игр и что из их практики может пригодиться методистам.
Основная часть этого разговора — объяснение «для чайников», какие процессы включает в себя разработка игр. Параллели с педагогическим дизайном тут, безусловно, можно найти, но для этого потребуется отдельная дискуссия. Тем не менее полезно взглянуть на то, как в не связанной с образованием сфере выстраивается диалог с аудиторией.
А некоторые темы явно перекликаются с устройством обучения в школах и в вузах. Хотя геймдизайнеры не стремятся ничему учить игроков, иногда сюжет игры передаёт им некие сообщения. Например, хорошая концовка достаётся игроку, который постоянно принимал за своего персонажа благородные решения — то есть такое поведение игра вознаграждает. Но бывает, что возникает противоречие: игру, наоборот, проще проходить за преступника, то есть в процессе игры сюжет поддерживает противоположное поведение.
Похожие противоречия могут складываться и в образовании. Так, успешный результат обучения — «награду» — получает тот, кто осваивает новое своими силами, шаг за шагом разбирается в предмете и, естественно, в процессе делает много попыток и ошибок. Но повседневный процесс чаще поддерживает другое поведение — с действиями по шаблону, за которые сразу ставят хорошие оценки.
Больше таких параллелей, а также рекомендаций для тех, кто хотел бы повысить вовлечённость учащихся на своих курсах, ищите в видео.
Какие подходы к самообразованию работают сегодня
Кто: издатель, основатель издательства Smart Reading, сооснователь и бывший СЕО издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов.
Где: на вебинаре Университета Правительства Москвы.
Про что: как эффективно учиться в условиях переизбытка информации.
Знания и навыки устаревают, профессии меняются, и учиться в течение всей жизни не просто необходимо — невозможно этого не делать. Подобные рассуждения давно стали общим местом. Иногда даже кажется, что смысл любого обучения пропадает за этой дымовой завесой, и человек поглощает любую информацию, какая ему попалась, особо не задумываясь, зачем ему нужно это знание.
В этом часовом диалоге Михаил Иванов рассказывает, как учился и учится сам. Он считает, что в современном мире нет ограничений на познание: если есть умение учиться, можно овладеть практически любой профессией. А высшее образование по-прежнему необходимо лишь в некоторых из них.
Ключ к тому, чтобы действительно учиться, спикер видит в совмещении теории и практики на каждом шаге. Примеры такого подхода, сравнение разных систем образования, а также профессиональное мнение издателя об учебной и бизнес-литературе можно найти в записи вебинара.
Как учителю распознать у себя выгорание и что помогает с ним справиться
Кто: психолог, коуч для учителей и специалист «Школы поддержки» благотворительного фонда «Новый учитель» Альбина Сара Борисенко.
Где: в подкасте «Вы — самый худший класс!».
Про что: об эмоциональном выгорании учителей.
В середине зимы рабочие дни особенно утомительны для всех. Как под грузом усталости не пропустить симптомы чего-то похуже? В этом выпуске психолог объясняет, что выгорание отличается от простого утомления тем, что происходит сразу на нескольких уровнях, в том числе на физиологическом. Коварство этого состояния ещё и в том, что его проявления всегда индивидуальны. Поэтому в выпуске много внимания уделено тому, как научиться замечать тревожные именно для себя признаки.
Ещё одна важная тема — почему с выгоранием часто сталкиваются именно учителя. Одно из объяснений в том, что его риск повышен у всех специалистов, работающих с людьми. Но участницы этого подкаста считают, что многие характерные черты педагогической профессии усиливают склонность к выгоранию. Например, результат работы учителя всегда отложенный, и зачастую все усилия не приносят никакой обратной связи — труд педагога оценивают только тогда, когда хотят что-то покритиковать. Изменить ситуацию помогают некоторые практики совместной работы учителей, обсуждения сложных и повседневных ситуаций. В подкасте рассказано, как их применяют в фонде «Новый учитель» и в обычной школе.
Читайте также:
Как развивать платформу авторских курсов на российском рынке
Кто: основатель Puzzle Brain Артём Захаров.
Где: на канале «Хайлайты инфобизнеса».
Про что: как работает модель маркетплейса курсов.
Онлайн-платформа Puzzle Brain с недавних пор размещает курсы экспертов в самых разных нишах, то есть работает как маркетплейс. На российском рынке таких примеров до сих пор немного. В этом интервью основатель компании Артём Захаров высказывает мнение о том, почему популярная за рубежом модель не так успешна в Рунете, и рассказывает о планах Puzzle Brain на будущее. У проекта амбициозные бизнес-цели и социальная миссия: сделать обучение полезной привычкой, доступной в России.
По словам спикера, в начале работы платформы проблемой для неё стало низкое качество контента у экспертов, а именно плохие съёмка и монтаж курсов. Поэтому некоторое время Puzzle Brain работала в основном на собственном производстве курсов привлечённых экспертов. Сейчас модель сменилась, и на платформе активно размещают готовый контент. Из видео можно узнать, каким авторам будет полезна такая возможность и как сделать, чтобы курс прошёл модерацию.
Читайте также:
Как современные тренды делают образование более гибким
Кто: директор по стратегическому маркетингу в «Яндексе» и профессор ИТМО, кандидат физико-математических наук Андрей Себрант.
Где: в телеграм-канале «Яндекс Практикума».
Про что: как меняется образование и почему в нём всё меньше ограничений.
В этом праздничном эфире, приуроченном ко Дню студентов, Андрей Себрант немного рассказывает о собственном пути в зарождавшуюся сферу интернет-маркетинга — но предупреждает, что сегодня повторить его уже не получится. Впрочем, у современных студентов достаточно возможностей выстраивать образовательную и карьерную траекторию, не оглядываясь на то, «как принято».
Например, спикер считает, что родителям не стоит особенно беспокоиться о том, какое именно первое образование выберут дети после школы. Главное, обеспечить им всю информацию и умения для осознанного выбора. А возможностей сменить область деятельности в течение жизни будет достаточно.
Также в записи — примеры профессиональных ниш, которые уже занимают роботы, и причины, по которым гибкие навыки стали такими востребованными, а гуманитарные и технические специальности смешиваются всё больше.