Что посмотреть и послушать об образовании: июль-2023
Подкасты и дискуссии о разных аспектах и проблемах образования.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как открыть международную школу рисования
Кто: основатель школы Artefacto. Мирослава Дмитриева.
Где: в подкасте о бизнесе в онлайн-образовании «Научили».
Про что: как пришла идея создать онлайн-школу рисования, как Мирослава ею управляет и как нанимает сотрудников.
В этой серии из трёх коротких выпусков гостья подкаста рассказывает о развитии своей онлайн-школы рисования от выбора ниши до масштабирования линейки курсов.
Изначально Мирослава планировала создавать школу по развитию гибких навыков для студентов и школьников. Но изучив рынок, повернулась к совершенно другому направлению и запустила обучение рисованию. Причём с самого начала основная аудитория её школы — англоговорящие люди старше 60 лет.
В выпусках много информации о выстраивании бренда школы, стратегиях продаж курсов, работе с преподавателями и поиске новых направлений.
Как проектируют образовательные программы в EdTech
Кто: Серёжа Попов, директор образовательных продуктов в направлении «Программирование» в Skillbox.
Где: на записи митапа сообщества A?.Frontend #4 (организатор Alfa Digital), которая была посвящена теме обучения фронтенд-разработчиков на онлайн-курсах и созданию таких курсов.
Про что: как разрабатывают онлайн-курсы, обучающие профессии и какие бывают сложности в этом процессе.
Тем, кто не работает в EdTech, но интересуется, как устроен процесс создания онлайн-курсов, стоит послушать выступление директора образовательных продуктов в направлении «Программирование» в Skillbox. За 50 минут он доступно и подробно описал внутреннюю кухню проектирования образовательных программ в EdTech, показал, что процесс строится по Agile, и объяснил, для чего нужен каждый этап, а также какие на нём могут быть сложности и типичные ошибки. Например, почему строить авторский курс обучения профессии на основе опыта одного тематического эксперта, пусть даже звёздного, не очень хорошая идея и сколько экспертов на самом деле нужно привлекать к работе над курсом. Сколько времени уходит на разработку и запуск одной образовательной программы и как быть с тем, что рабочие навыки программирования, которым учат на курсе, постоянно меняются и обновляются.
В конце спикер ответил на вопросы из зала. Например, о том, как в онлайн-школах решают, какую программу делать (что перспективно, а что нет), как строится ценообразование и можно ли сам процесс обучения выстроить так, чтобы он шёл по методике Scrum. И ещё один небанальный вопрос: как сделать так, чтобы выпускники одной массовой EdTech-программы (например, по программированию) оканчивали курс и выходили на рынок труда не с одинаковыми портфолио и резюме, написанными по одному шаблону?
Как учить одарённых детей и почему в будущем их отбор может превратиться в биоселекцию
Кто: декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») Ирина Дуденкова, директор центра изучения образовательной политики «Шанинки» Елена Ленская, заведующая кафедрой философии образования МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Брызгалина.
Где: на Российской креативной неделе.
Про что: какие есть стратегии выявления и поддержки одарённости в мире и какие инновации в этой сфере могут появиться в ближайшем будущем.
Одарённые школьники, обладающие, например, талантом к изучению математики, обычно не приносят лишних тревог родителям и учителям. Но это не значит, что они не сталкиваются ни с какими проблемами за время взросления. Например, одарённым детям может быть труднее общаться с «обычными» сверстниками и в целом с окружающими, у них выше учебная нагрузка, они чаще чувствуют на себе груз ответственности.
Как работать с одарёнными детьми, чтобы они выросли самостоятельными и благополучными взрослыми? О подходах разных стран на этой сессии Российской креативной недели подробно рассказывает Елена Ленская. Сама она выступает за максимальную инклюзивность, против раннего отбора одарённых детей и создания для них закрытых учебных заведений. Другие спикеры высказывают свои точки зрения и делятся опытом. Дослушайте до выступления философа и специалиста по биоэтике Елены Брызгалиной из МГУ: она предупреждает, что в будущем отбор одарённых детей может превратиться в прямом смысле в биологическую селекцию, и описывает уже созданные для этого технологии.
Читайте также:
Может ли школа быть бирюзовой организацией
Кто: экс-директор Европейской гимназии Иван Боганцев и экс-управляющий информацией компании «ВкусВилл» Валерий Разгуляев.
Где: на YouTube-канале журнала EdDesign Mag.
Про что: как в течение пяти лет Европейская гимназия работала без иерархии и какое будущее ждёт эту бирюзовую модель.
Первое, что Иван Боганцев сделал, став директором Европейской гимназии, — отказался от закрытого кабинета, да и в принципе от стен вокруг своего рабочего места. Постепенно гимназия стала местом, где любой ученик в любое время может подбежать к директору, где учителя сами нанимают коллег на свои кафедры, а вместо родительских собраний проводятся индивидуальные встречи с участием детей.
В интервью Иван Боганцев объясняет, что дали ученикам и учителям эти изменения и как они отразились в структуре и финансовых правилах школы, а Валерий Разгуляев рассказывает, что вообще такое бирюзовая модель и как она работает в бизнесе. Кстати, Иван Боганцев считает, что даже после его ухода (это произошло в мае текущего года) Европейская гимназия останется школой без иерархии — именно вокруг этого сложилось сообщество родителей, детей и учителей.
Должно ли образование быть прагматичным
Кто: советник президента РФ Валерий Фадеев, замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский, профессор МГИМО и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.
Где: в программе «Собрались с мыслями» на Первом канале.
Про что: какое образование нужно стране.
В июне советник президента и глава совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев выступил с идеей, которая тут же разлетелась по новостям: краеугольными камнями школьного обучения должны стать наука, искусство и религия. В этой беседе на Первом канале он подробнее объяснил, что имел в виду.
Фадеев считает, что момент для того, чтобы поднять искусство и религию на новую высоту в образовании, назрел давно — без этого невозможно правильно воспитывать новые поколения. Конечно, чтобы вписать новые предметы и темы, придётся что-то из школьной программы удалить — но иначе, уверен он, нельзя.
Владимир Легойда с главой СПЧ в целом соглашается, разделяя уверенность, что прагматичному взгляду на образование как услугу место в прошлом. Свою позицию высказывает и Константин Могилевский из Минобрнауки.
Как работают самые быстрорастущие в России EdTech-компании в сегменте ДПО
Кто: руководители компаний, которые в первом квартале 2023-го росли быстрее всех на рынке дополнительного профессионального образования (ДПО).
Где: на YouTube-канале агентства Smart Ranking.
Про что: стратегии роста EdTech-компаний и их оценки перспектив развития рынка.
По итогам первого квартала 2023 года аналитики Smart Ranking отметили, что в сегменте ДПО темпы роста выручки снижаются. По отношению к предыдущему кварталу он вырос на 21,2% — в прошлом году аналогичный показатель равнялся 27%.
Тем не менее некоторые компании росли в разы быстрее. В этом видео руководители таких быстрорастущих игроков, как Skypro, Pharmedu, LearnHub, «Актион» и других рассказывают, что обеспечило им выручку. Многим пришлось закрыть международные проекты, найти новых партнёров среди вузов и площадок-интеграторов, пойти в офлайн и в другие сегменты и так далее. Помогли и технические новинки: от подготовки контента с помощью нейросетей до роботизации продаж.
В заключительной части спикеры рассказывают о том, что сейчас ограничивает развитие их компаний: это и непредсказуемость рынка, и отсутствие на нём квалифицированных кадров, и «бесконечное бумаготворчество» в сфере государственных грантов и налоговых льгот.
Какие проблемы и преимущества образованию принёс ChatGPT
Кто: образовательный консультант Михаил Свердлов, автор телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили».
Где: в подкасте «От звонка до звонка».
Про что: как генеративные нейросети уже повлияли на образование.
Обсуждение ChatGPT и других продуктов на основе нейросетей в этом подкасте начинается с больной темы: списывания рефератов, домашних заданий и сочинений. Михаил Свердлов уверен, что раньше у школьников и студентов было ненамного меньше возможностей списать. Условия, конечно, изменились, но это не означает смерти школы или педагогической профессии. Более того, ИИ создаёт массу возможностей упростить и разнообразить труд учителя.
Во второй части подкаста обсуждаются новые инициативы в российском образовании — от отказа от термина «образовательная услуга» до идеи отменить домашние задания — и то, какие проблемы школ и вузов пока остаются нерешёнными.
Что такое персонализация в обучении
Кто: профессор кафедры психологии и педагогики РУДН и главный эксперт в «СберОбразовании» Дмитрий Ермаков, методист курсов 3.0 и тимлид по методологии в офлайн-школах Skillbox Наталья Кузнецова, директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, методолог образования Андрей Комиссаров, генеральный директор ИТ-компании CUSTIS Владимир Рахтеенко.
Где: на записи семинара EduTech в «СберУниверситете».
Про что: каким бывает персонализированное обучение и на всех ли программах оно возможно.
На семинаре обсуждали, когда и зачем нужна персонализация образования и как она связана с самоопределением и ответственностью учащегося. О конкретных приёмах и технологиях персонализации говорили на примерах «СберКласса», Университета 2035, курсов 3.0 Skillbox и индивидуальных образовательных траекторий в вузах. Эксперты рассказали, какую роль в развитии систем персонализированного обучения играет ИИ и как эффективно стимулировать рефлексию и самоопределение в учебном процессе.
Читайте также:
Как устроен проект «Сменка»
Кто: основательница проектов Geek Teachers и «Сменка» Арина Нуриахметова.
Где: в подкасте «Вебиума» «Без сменки».
Про что: зачем учителям конференции-тусовки и конкурс на лучший ремонт кабинета.
Идея сообщества активных учителей Geek Teachers родилась у гостьи подкаста из-за понимания, как много из её коллег выгорели. Проблема, на её взгляд, не только в избыточной бюрократической отчётности, но и в том, что на учителях, особенно классных руководителях, лежит ответственность за слишком многие процессы. Проконтролировать дисциплину, безопасность, обеды — и на главную задачу, на обучение детей, уже не остаётся ни сил, ни времени.
В выпуске Арина Нуриахметова вспоминает собственный педагогический опыт, рассказывает о фестивалях проекта, которые похожи на тусовки, а не на стандартные конференции, и рассуждает о том, как учителям помогает справляться со сложными задачами опыт коллег из других школ.