Образование
#статьи

Бакалавриат за 3 года: как и зачем на самом деле эту практику вводят в США

Наблюдаем, как американские вузы вводят более короткие программы. Спойлер: вовсе не из-за капризов неусидчивых зумеров.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В России с 2023 года запущен пилотный проект, в рамках которого пробуют новую модель системы высшего образования. Участниками пилота стали шесть вузов. Вместо бакалавриата и специалитета новая система предполагает такое понятие, как «базовое высшее образование», и его продолжительность на разных направлениях подготовки может быть разной — от четырёх до шести лет.

До этого в рамках обсуждения новой системы много говорилось о том, что четырёхлетние программы бакалавриата недостаточны, им не хватает фундаментальности. Правда, с оговорками, что это касается не всех направлений подготовки, а прежде всего таких сложных, как технические, а вообще для разных программ сроки должны быть гибкими. Но в любом случае о сроках обучения меньше четырёх лет речи в рамках этого проекта не идёт. Ранее идея ускоренного бакалавриата обсуждалась, но лишь в качестве объединения программ старших классов и высшей школы. В целом же существует мнение, что высшее образование не может быть коротким хотя бы потому, что оно не может быть чисто прикладным — у него есть ещё и воспитательная функция.

За рубежом недавно начался обратный тренд: там эксперты призывают сокращать вузовские учебные программы со ссылкой на то, что это больше соответствует ожиданиям современной молодёжи. И постепенно сокращённые программы бакалавриата действительно начинают появляться. Посмотрим, как они устроены, и почему вообще началась такая практика — неужели дело в простом стремлении угодить капризам зумеров, у которых терпения не хватает учиться в течение «нормального» срока?

Зачем нужен бакалавриат за короткий срок

Трёхлетний бакалавриат в вузе — часть проекта «Колледж за три года», а автором этой концепции стал профессор Высшей школы образования Пенсильванского университета Роберт Земски. Идея не в том, чтобы просто «втиснуть» уже существующие вузовские программы в более короткие сроки, а в том, чтобы разработать новые. К проекту присоединились 12 вузов, каждый из которых пока на разных стадиях разработки такой программы: кто-то сокращает дополнительные курсы, кто-то — ищет новые формы обучения, а кто-то пытается справиться с нехваткой преподавателей.

Роберт Земски
Фото: Times Higher Education

С предложением урезать сроки обучения Роберт Земски выступал ещё 15 лет назад, но в несколько ином виде. Тогда он говорил о том, что часть базовых вузовских курсов молодым людям стоит проходить ещё в школе, а в университеты и колледжи приходить уже подготовленными — и сразу браться за более глубокие и специализированные учебные курсы. Это привело бы и к сокращению срока обучения в вузе.

В США сокращение срока обучения в вузах обсуждают не только из-за того, что мир в целом ускоряется, и не из-за особенностей молодых поколений. Всё проще: эта идея возникла прежде всего как способ сократить стоимость обучения. Цена обучения — в Штатах острая проблема, ведь высшее образование там по определению платное, и стоит очень дорого (несколько десятков тысяч долларов), студенты в основном учатся в кредит.

В 2016 году экономист и член совета директоров Института прогрессивной политики Пол Вайнштайн-мл. посчитал, что трёхгодичные программы бакалавриата позволят американским студентам сэкономить 25% на стоимости поступления и дополнительных расходах. К слову, такую же цифру (25%) называл в 2009 году и Роберт Земски.

В целом эта оценка вполне соотносится с реальной ситуацией. Так, в Уэслианском университете (США) возможность освоить программы бакалавриата за три года ввели ещё в 2014 году, и это позволяет студентам сократить стоимость обучения на 20%. Правда, даже в описании предложения содержится предостережение студентам: такая опция не для всех, а лишь для очень целеустремлённых. Всё потому, что программа более интенсивная, чем обычная.

Потенциально меньшие траты студентов повлияют и на бюджет самих вузов, однако у них есть возможность компенсировать убытки, уверен экономист: «Поскольку [трёхгодичный бакалавриат] освободит аудитории и места в общежитиях, колледжи могут компенсировать потерю доходов благодаря увеличению числа студентов, которых они принимают каждый год».

Проект «Колледж за три года» только делает первые шаги, и о реальных успехах говорить рано. Во-первых, большинству программ в вузах-участниках только предстоит пройти аккредитацию. А в некоторых случаях надо сначала договориться с властями своего штата, если там законодательно закреплены нормативы по времени обучения для получения степени бакалавра. Во-вторых, проект не получает стороннего финансирования: в американской образовательной системе принято, что все эксперименты вузы проводят за свой счёт.

Кадр: фильм «Леди Бёрд» / Film 360 / IAC Films

В-третьих, свою роль играет приверженность традициям и восприятие таких программ — они могут выглядеть «несолидно» и сомнительно на фоне традиционных университетских программ. С другой стороны, если на сокращённые бакалавриаты появится большой спрос, то традиционные вузы наверняка будут вынуждены перенять эту практику, чтобы выдержать конкуренцию. Например, опыт онлайн-колледжей — тоже нетрадиционного формата получения традиционного образования — оказался успешным, хотя и вызывает критику в традиционных академических кругах.

Конкретный пример: как устроен бакалавриат за 2,5 года

Одна из сокращённых программ стартовала в 2022 году в Университете Миннесоты в Рочестере, и там можно стать бакалавром даже не за три, а за два с половиной года (по крайней мере, именно такой срок указывают в рекламе). Вуз предлагает короткое обучение на программе по медицинским наукам NXT GEN MED. Нет-нет, название не означает, что там планируют обучать докторов за такой срок — речь идёт о менеджменте в медицине, а не о реальной врачебной подготовке.

В отличие от многих крупных университетов с большой историей, этот вуз может позволить себе эксперименты: во-первых, он начал работу совсем недавно, выпустив первых студентов только в 2013 году, а во-вторых, там учится немногим больше 600 человек. Проще говоря, у него есть пространство для инноваций и нет риска потерять репутацию, нарабатываемую столетиями.

Расписание у ребят отличается от того, к чему привыкли другие студенты. Во-первых, в учебном году у них не два семестра, а три учебных периода (условно их можно назвать триместрами) — зимний, осенний и летний. Каникулы, конечно, тоже есть, но они в общей сложности короче за счёт того, что лето тоже занято учёбой. Во-вторых, и программы вузовских курсов могут быть короче — по семь недель вместо стандартных 14. Сделано это для того, чтобы студенты получили нужное количество так называемых кредитов за курсы в положенный срок и при этом не выгорели из-за нагрузки и огромного объёма новой информации.

В обучении активно задействованы цифровые технологии, в том числе Google Cloud с виртуальными ассистентами и «умной аналитикой», которая позволяет преподавателям и администрации вуза плотно следить за успехами студентов. Для занятий частично используют модель перевёрнутого класса и геймификацию для вовлечения в учебный процесс. А результатом обучения — помимо диплома — должно стать диджитал-портфолио, по аналогии с тем, как это обычно бывает на онлайн-курсах. Это, как считают в университете, позволит студентам улучшить свои шансы на трудоустройство.

Параллельно с учёбой студенты проходят оплачиваемую практику в крупном медицинском исследовательском центре, который находится по соседству с вузом и частенько принимает на работу его выпускников. Стажировка длится около 15 недель, по 12 часов в неделю. В клинике студентам помогают консультанты — они выступают как фасилитаторы, преподаватели и просто «ролевые модели» для начинающих сотрудников.

Кадр: фильм «Добрый медбрат» / FilmNation Entertainment / Protozoa Pictures

Клинику задействовали и в создании самой программы: во время её подготовки университет опросил специалистов из разных медицинских центров, чтобы сфокусироваться на востребованных там навыках, компетенциях и нужных в профильной сфере знаниях. К слову, при разработке качественных EdTech-программ по обучению профессиям обычно поступают так же. Можно констатировать, что этот молодой университет перенял практику, распространённую в EdTech, и адаптировал её для программы высшего образования.

А что насчёт экономии платы за обучение? Издание Post Bulletin, описывая опыт студента Университета Миннесоты Акилла Коленгоде, отметило, что в общей сложности ему благодаря сокращённой программе удастся сэкономить стоимость одного стандартного семестра — это около 15 тысяч долларов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована