Образование EdTech
#статьи

История проекта: как альтруизм миллениала привёл к трансформации центров карьеры в вузах

Сервис «Факультетус» появился как учебный проект, а потом превратился в полномасштабную платформу для трудоустройства выпускников.

Andrea Piacquadio / Buro Millennial / Moose Photos / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media

«Факультетус»

Суть проекта

Система для организации работы центров карьеры


Год запуска

2020


город

Москва


Ссылки


Чем дальше, тем больше заметен разрыв между тем, чему учат в вузах, и запросами работодателей. Государство в курсе проблемы, и в июле прошлого года глава Минобрнауки поручил ректорам проследить за трудоустройством выпускников. Однако этот призыв сработал слабо.

Конечно, при университетах есть центры карьеры, однако им оказалось так же тяжело адаптироваться к современным реалиям, как и отрасли в целом. Но сподвигнуть систему к большим изменениям неожиданно удалось сервису, который был создан «на коленке» студентом РАНХиГС.

Сегодня проект «Факультетус» знают во многих российских вузах. Это многофункциональная онлайн-платформа, которая позволяет наладить процесс трудоустройства выпускников и установить взаимоотношения между университетами и работодателями. «Факультетус» собирает и анализирует данные студентов, формирует рекомендации по работе с различными организациями и даже помогает вузам вести свои паблики в социальных сетях. Всего сервис предлагает больше 150 функций для университетов, студентов и работодателей.

Основатель и генеральный директор «Факультетуса» Сергей Вищипанов рассказал Skillbox Media:

  • как придумал прообраз «Факультетуса» в ходе учебного задания, когда сам был студентом;
  • как хотел создать сервис по трудоустройству студентов для канадских вузов, но в итоге стал помогать российским;
  • как «Факультетус» из инструмента для проведения ярмарок вакансий превратился в методологию, меняющую внутреннюю работу вузов;
  • почему у «Факультетуса» появились хейтеры в центрах карьеры и почему основатель проекта иногда предпочитает молчать в региональных вузах, что он резидент «Сколково»;
  • как про платформу узнали узнали в Министерстве образования и науки и почему основатель против того, чтобы её навязывали вузам;
  • на что живёт полностью бесплатный проект.

Как появился «Факультетус»: цепочка случайностей

Сергей Вищипанов

основатель «Факультетуса»

Во время моей учёбы на факультете национальной безопасности РАНХиГС мы с друзьями создали проект «Интерактивный город»: занимались оцифровкой ЖКХ в московских домах. К сфере IT я тогда не имел никакого отношения, но мне нравилось что-то изобретать — и благодаря этому проекту я как раз начал осваивать разработку цифровых платформ.

Когда в университете я познакомился с центром карьеры, то решил создать для него платформу для проведения ярмарки вакансий — это и была первая версия «Факультетуса». С момента её появления в 2017 году она жила сама по себе, использовалась чисто как внутренняя система коммуникаций на мероприятии. А я занялся развитием собственного дела в совсем другой сфере — она связана с IT в медицине и безопасности. Этот мой проект в основном ориентирован на рынок США.

В ноябре 2019 года я оказался по работе в Канаде. Так уж вышло, что офис моих партнёров располагался напротив Йоркского университета с классным красивым кампусом. Я много гулял там и однажды случайно набрёл на местный центр карьеры — решил заглянуть.

Там мне рассказали о Handshake — цифровой платформе, которую американские вузы используют для взаимодействия с работодателями. В неё, кстати, даже вложился Марк Цукерберг. Оказалось, что канадцы тоже хотят создать что-то подобное, но уже своё. И я понял, что у нас такая система была — написана на скорую руку в 2017 году для РАНХиГС. Да, создавалась она с другими целями, но принцип действия у неё тот же, ведь для центров карьеры тоже нужна была, по сути, коммуникационная площадка.

Через две недели я вернулся в Россию и решил, что сделаю такой проект для канадского рынка, но активно займусь им весной. А потом начался карантин — границы закрылись, так что международные проекты пришлось заморозить. Правда, я к тому моменту уже успел начать оформление проекта и получить статус резидента «Сколково». Моя основная компания была резидентом с 2018 года, так что подать заявку на резидентство и с проектом «Факультетус» было для меня логичным шагом. «Сколково» — это, с одной стороны, хорошие льготы, а с другой — отличная экосистема, поддерживающая резидентов своими коммуникациями. Например, знакомство с АСИ случилось во многом благодаря центру.

Во время локдауна в российских вузах нормальная жизнь тоже остановилась — отменялись мероприятия вроде студенческих дней карьеры, встреч с работодателями, а через Zoom можно только устраивать вебинары без резюме, вакансий, откликов, мониторинга взаимодействия и прочих атрибутов. И когда представители университетов начали искать какие-то выходы, буквально гуглить, как можно решить проблему, то натыкались на информацию о моём проекте.

Оказалось, что я единственный, кто делал что-то в этой сфере. А у меня в этот момент как раз образовалось свободное время, поскольку на основной работе из-за пандемии международные проекты тоже «застряли». Так что я решил, что нужно воспользоваться возможностью — доделать «Факультетус» и заодно закрыть текущие потребности вузов. Помогали в этом коллеги из команды моей основной компании.

Скриншот: сайт «Факультетус»

Правда, оказалось, что большинство университетов не умеют работать с сопровождением карьеры. А наш подход позволял сделать гораздо больше, чем они предполагали: не просто сайт с вакансиями сверстать, а построить целую систему отношений с работодателями, выстраивания плотных коммуникаций, плотной работы с массами студентов с первых курсов до многих лет после выпуска.

Почему проект сподвиг центры карьеры меняться

Все вузы — участники «Факультетуса» нашли нас сами, никакого промотирования у нас не было. Поначалу к нам обращались отдельные университеты, которые в феврале-марте 2020 года искали платформу, на которой можно провести карьерную ярмарку, а затем начинало работать сарафанное радио. Без каких-либо действий с нашей стороны или со стороны регулятора с марта 2020-го по июнь 2021 года к нам присоединились 162 университета. Кстати, у нас до сих пор нет презентационных материалов или каких-то других описаний платформы для потенциальных пользователей. Просто в университетах понимали, что работа с трудоустройством нужна, причём срочная и фундаментальная, и находили нас.

Когда пришли первые вузы-партнёры, я думал, что ситуация на этом рынке куда лучше, чем она была в реальности. Оказалось, что я не до конца представлял себе истинную картину. К тому же поначалу мы избегали целого ряда серьёзных внедрений, чтобы не пересекаться с различными государственными системами. Но в итоге «Факультетус» всё равно превратился в единое окно для решения карьерного вопроса.

Каких перемен требует от вузов подключение к «Факультетусу»

Вот есть у вуза перечень задач, связанных с рисками по трудоустройству студентов, мониторингом их интересов и привлечением новых работодателей. Процесс подключения к платформе прост: сначала оформляется заявка, потом надо сделать несколько интерактивных шагов (например, передать файл со структурой факультетов), следом инструктаж и начинается автоматизированное сопровождение работы. При этом подсказки на основе собранных нами данных каждый день формируются в задачи.

Первая задача, которая встаёт перед вузом, — сформировать внутреннюю коммуникационную среду. Без неё компаниям не интересно сотрудничество, от него не будет эффекта. У центра карьеры университета должна быть возможность достучаться до любого студента, получать данные о нём, чтобы потом вернуться к нему с предложением от организации-партнёра. Именно поэтому и появляется необходимость изменить сначала свои процессы.

Первые изменения в университете должны начаться с социальных сетей: общих карьерных групп во «ВКонтакте» и каналов в Telegram, профильных по направлениям и сферам карьерных страниц и каналов, ботов и прочего. Email-рассылок это тоже касается. Сейчас более 180 центров карьеры частично отдали эти каналы нам в управление.

Ведём мы их в «Факультетусе» сразу по нескольким ресурсам автоматически: система формирует график, контент-план, публикует посты и выдаёт отчёты, по которым можно отследить эффективность работы. А в ближайшее время на основе огромной накопленной библиотеки справочного карьерного контента будем усиливать соцсети не только по вакансиям. Причём не все студенты готовы подписываться на общие страницы, их интересуют профильные — не просто «карьера», а, допустим, «карьера для юристов».

Таких каналов коммуникации должно быть тридцать и больше в рамках одного вуза. А ведь задача соцсетей — не только в информировании о вакансиях, но и в массовой профориентации через насмотренность и накопление цифрового следа персональных карьерных интересов. Так что управлять соцсетями без автоматики сейчас невозможно.

Коммуникацией в соцсетях дело, конечно, не ограничивается, и следом центру карьеры приходится разбираться с учётной системой кадровых партнёров, предложений партнёров, кадровых резервов и прочего. Мы предоставляем чёткий алгоритм, как можно отрабатывать обращения работодателей. Отдельно рекомендуем конкретные организации, которые готовы к партнёрству: предлагаем кого-то из уже существующей базы, иногда подбираем новые контакты. В итоге каждый вуз формирует собственную экосистему работодателей, с автоматической актуализацией предложений, закладками, подписками и кадровыми резервами.

Никаких особых регламентов по взаимодействию у нас нет — только пользовательские соглашения. В отдельных случаях сотрудничество подкрепляем бумагой, если вуз этого требует. В остальном же всё происходит в классической форме работы с бесплатными цифровыми платформами. За время существования проекта мы доказали свою компетентность.

Что мешает трудоустройству студентов

Трудоустройство — это целевая точка высшего образования. Но есть определённые риски, что студенты или выпускники не смогут найти работу: кто-то не понимает, на кого он в итоге отучился, у кого-то слишком узкая специализация для своего региона и так далее. Университет должен снижать эти риски, чтобы учащийся знал, в какие сегменты рынка и даже в какие конкретные компании он может пойти. А ещё желательно, чтобы эти организации были партнёрами университета, ведь устроиться работать по знакомству — это идеальный вариант, а вуз — это главная среда для знакомства у молодого человека.

Фото: TienDat Nguyen / Unsplash

Со стороны университетов сотрудничество с работодателями обычно выстраивается максимально сложно, а мест для учебной практики и партнёров из года в год становится всё меньше. Получается, что образование перестаёт быть практико-ориентированным. Чтобы это исправить, вузам нужно закрывать какую-то конкретную потребность работодателя, адаптировать под эти задачи учебные программы. То есть настоящая большая работа по трудоустройству студентов — это гораздо больше, чем карьерные ярмарки.

Для решения проблемы, да и вообще улучшения репутации вузов, необходим был сервис, который соединил бы их с работодателями. Этим и занимается «Факультетус». Это не только платформа с вакансиями, мы ещё помогаем, как это раньше называлось, найти работу по распределению. Но полностью реабилитировать ту советскую практику в условиях рыночной экономики невозможно, поэтому мы её трансформировали.

По сути, мы создаём новую форму распределения: предоставляем вузам конкретную подборку организаций — потенциальных работодателей, определяем специфику специальности выпускника, заводим конкретных работодателей в цифровую экосистему университета, решаем для них задачу подбора. Если суммировать, то мы снижаем риск нетрудоустройства выпускников, увеличиваем количество организаций, которые работают с университетами напрямую, делаем так, чтобы студенты понимали, зачем они учатся, какая работа их ждёт.

Сейчас я понимаю, что если бы «Факультетус» появился ещё в 2017 году, то уже сейчас многое в высшем образовании изменилось бы. С другой стороны, у нас не было тогда ни ресурсов, ни экспертизы.

Что получают от проекта работодатели и студенты

Студенты пользуются «Факультетусом», чтобы присмотреть потенциальных работодателей и подписаться на них, отправлять отклики, регистрироваться на мероприятия. Но мы исследуем их запросы, изучаем цифровой след, чтобы понять, какие компании и сферы им интересны, учитываем, сколько секунд каждый пользователь читает то или иное объявление.

Благодаря анализу мы понимаем, как перераспределить вакансии между студентами, каких работодателей им предложить, как выстроить каналы коммуникации. Делаем мы это всё, конечно, не вручную — платформа работает с использованием самообучающейся модели, проще говоря, искусственного интеллекта.

Схожий механизм работает и для того, чтобы человек пришёл искать работу на сайте «Факультетуса» в определённый момент времени. Для этого очень многое было сделано: вакансии, лекции от работодателей и так далее. Но откуда мы знали, что этот контент будет студенту интересен? Система это предугадывает благодаря анализу того, что смотрят и читают на сайте его однокурсники, то есть похожие на него пользователи.

А ещё недавно мы интегрировали в «Факультетус» систему HeadHunter. Теперь можно формировать резюме, просматривать и откликаться на вакансии, не покидая цифровой карьерной среды своего вуза, — бесшовно. За этим стоит важная миссия: студенты должны чувствовать, что именно их вуз помогает им трудоустроиться.

У «Факультетуса» есть и много других функций: например, полностью встроенный функционал мероприятий по модели Timepad, то есть всё для учёта участников мероприятия, и полный аналог Google-форм — у нас их называют «факульформы».

Для работодателей сервис тоже максимально прост в использовании. Нужно найти людей? Заходишь, подписываешься на интересующие вузы, смотришь резюме или получаешь отклики. Или откладываешь на будущее для кадрового резерва. У нас есть и дополнительные функции, например, встроенные конструкты тестов — некоторые компании используют их и для внешнего потока кандидатов.

Фото: ThisisEngineering / Unsplash

За время существования проекта к системе присоединились 25 тысяч организаций, при этом 46% — те, кто прежде с вузами не работал. А это новые места для практики, наставники и эксперты в образовательном процессе — партнёры ведь не только те, кто ищет сотрудников.

Как «Сколково» и Минобрнауки помогли развитию проекта

Развитие «Факультетуса» шло органично. Если первые наши пользователи обращались к платформе лишь для проведения разнообразных карьерных мероприятий в онлайне, но затем это осталось лишь одной из функций — и далеко не основной. Из прикладного инструмента «Факультетуса» превратился в методологию по изменению процессов внутри вузов.

Мы, по сути, предложили консервативной сфере сопровождения карьеры в вузах, у которой пока нет чётких регламентов и показателей, полностью перестроить свой подход. Но показателей эффективности перед ними также пока не стоит, поэтому задача усложняется.

Новый контур работы университетов начал образовываться за счёт накопления профилей студентов, работодателей, различных данных. Но оказалось, что центры карьеры не могут быстро трансформироваться. Часто они даже не видят в этом очевидной необходимости и спрашивают, чем так плохи привычные им неадаптивные сайты с инструкциями по составлению резюме в Word. А там даже формулировки двадцатилетней давности. Зато необходимость видят студенты и работодатели. Мы плотно с ними общались, и они постоянно отмечали накопившиеся изъяны в работе системы сопровождения карьеры в вузах.

Где центры карьеры «моложе» — там обычно всё хорошо с перестройкой, где «постарше» — намного сложнее. У нас даже появились свои хейтеры, которые привыкли направлять студентам экселевские таблички с вакансиями и считают, что это лучшая, прекрасно работающая форма.

Почему порой приходится умалчивать про «Сколково»

Кстати, даже наше резидентство в «Сколково» бывает проблемой. Проект получил этот статус в марте 2020-го, как только запустился, поскольку он даёт два хороших преимущества — гранты и налоговые льготы. Кроме того, через эту закрытую экосистему можно найти выходы в любое место, достать любые контакты: всегда есть люди, которые хотят и готовы тебе помочь. Но, к сожалению, о «Сколково» в народе гуляет превратное представление как о странном месте, о котором слышали много сомнительных историй, хотя на деле — это прекрасная площадка, где много изобретателей делают важные штуки. И вот этот плохой стереотип, бывает, мешает.

Когда обращаешься с «Факультетусом» в региональные вузы, они нас воспринимают в штыки: мол, какие-то «грантоеды» к нам пришли из «Сколково» и чего-то хотят. Это ужасно. Оказалось, что иногда лучше умалчивать о резидентстве.

Зато «Факультетус» очень поддержало Минобрнауки, потому что мы одни из немногих, кто показывает результат в своей сфере. Это наш козырь, который мы используем, когда надо донести в переговорах с каким-нибудь вузом, какие в его работе есть проблемные места, и убедить, что нужна трансформация процессов.

Как «Факультетусом» заинтересовалось министерство

В Минобрнауки узнали о нашей платформе ещё в марте 2020 года, когда пандемические ярмарки вакансий вузов прошли с помощью «Факультетуса». Потом мы списались с руководителем департамента Минобрнауки в Facebook* и договорились о встрече с представителями министерства, чтобы рассказать о возможностях платформы подробнее. В результате нам дали возможность интегрироваться в СЦОС.

Следующая встреча состоялась в октябре 2020-го, тогда мы провели круглый стол с центрами карьеры и пригласили туда представителей министерства. К тому моменту мы уже собрали крупнейший чат руководителей центров карьеры, который сегодня использует как оперативный канал коммуникации даже Минобрнауки. Обсудили нашу практику, показали, как она тиражируется, причём без вмешательства со стороны, сама по себе.

Поскольку мы собрали большой объём данных, показали сильный результат и организовали крупнейшее сообщество руководителей центров карьеры, в министерстве стали использовать наши наработки для своей аналитики и поддерживать нас информационно.

Мы сознательно выступали против того, чтобы министерство настоятельно рекомендовало вузам «Факультетус». Нам было комфортно работать и развиваться с теми университетами, руководство которых осознанно принимало решение о трансформации. Практика показала, что политика навязывания не работает, потому что тогда всё делается из-под палки. Есть порядка 40 примеров, когда вузы не понимали, зачем им сотрудничество с нами, — и там всё быстро заглохло.

Тем не менее иногда «дружба» с ведомством побуждает вузы к более серьёзным действиям. В конце июля 2021 года вопрос цифровизации сопровождения карьеры студентов вошёл в повестку Минобрнауки, и тогда число университетов на нашей платформе удвоилось за месяц. Минобр — референс, который подтверждает нашу состоятельность в глазах образовательного сообщества. Это гарант доверия для университетов, вузы не боятся с нами работать, потому что мы появляемся в «нужных» новостях.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

К системе подключены 403 университета, 240 из них сделали это в августе-сентябре уже по рекомендации министерства. Для нас такая ситуация была непредвиденной и необычной, поскольку до этого университеты, которые к нам обращались, уже понимали свои потребности и осознавали желание привнести в свою работу что-то новое. А «новеньким» сейчас нужно рассказывать всё с нуля: что это, для чего нужно и над чем мы вместе работаем. Приходится объяснять, что у нас не бюрократизированный, а самостоятельный и категорически гибкий к изменениям и доработкам ресурс.

Почему «Факультетус» — акт гражданского активизма и на что он существует

«Факультетус» я полностью финансирую из собственного кармана. Изначально вкладывал в него деньги, которые приносила основная работа, хотя теперь сконцентрирован именно на «Факультетусе». И это дорогая в разработке платформа, но пока удаётся сильно оптимизировать косты. У нас большая миссия, поэтому мелочиться и вводить какие-то платные функции на сайте смысла не вижу.

Правда, у такого подхода есть два существенных минуса. Во-первых, когда ты сам финансируешь проект, который можно было бы назвать «технологическим гражданским активизмом», то чаще обижаешься на какие-то ситуации. Во-вторых, бесплатный продукт — это плохо. Не из-за sustainability, а из-за отношения к нему.

«Факультетус» заставляет вузы трансформироваться, выходить из зоны комфорта, отказываться от привычного формата работы центров карьеры, который формировался в течение десяти лет, и делать нечто гораздо более масштабное. Но когда нет необходимости заплатить за такие услуги, людям часто проще отказаться от них, чем преодолевать себя и достигать какого-то эффекта.

Вопрос с окупаемостью проекта довольно тонкий. Стоит признать, что наш ключевой стейкхолдер, как ни крути, — сама система образования. Не исключаю, что в будущем мы перейдём на формат государственно-частного партнёрства. А ещё «Факультетус» формирует коммуникационную экосистему, в которую можно встроить многие внешние сервисы и продукты, предоставлять им новые возможности. Это тоже возможность монетизации.

В любом случае платных функций для работодателей и студентов на сегодняшний день не планируется. Ведь в первую очередь платформа выступает как цифровая среда для университетов, а мы не можем ограничивать доступ для их взаимодействия с работодателями. Но у нас есть чёткое понимание, куда идти и как развиваться. Мы хорошо осознаём риски, но не рассказываем о наших планах уже год и хотим сохранить эту тактику, чтобы не «перегнуть» в функционале.

Я из тех самых миллениалов, которые хотят изменить мир. Я понимаю финансовую сторону «Факультетуса», понимаю, к чему это идёт, и это меня успокаивает.

Трудоустройство выпускников — процесс, который «факапится» из года в год, он всё хуже и хуже, и это влияет на самые разные сферы жизни, даже на экономику. Способ изменить процессы, который я предложил, реально работает — это подтверждается многочисленными данными, исследованиями и теми людьми, которые нам стараются помочь. Я знаю, что смогу посодействовать системе образования поменяться к лучшему. И я хочу это сделать, это круто и результативно. А для меня важен социальный эффект, который я вижу.

Пока мы в начале пути — на втором уровне из десяти. Общая трансформация процесса в такой большой и консервативной области, как высшее образование, — это долго. Но предполагаю, что с тем темпом, который мы набрали сначала без административного рычага, а теперь при его поддержке, к концу 2021–2022 года будут явные сдвиги. А в следующем году эту часть системы высшего образования будет не узнать.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована