Образование
#новости

Модели аккредитации и лицензирования образовательной деятельности изменят

Появились проекты постановлений правительства. Онлайн-школам станет проще получить лицензию.

Госаккредитация: что меняется

Для тех, кто в теме, скажем сразу: главную интригу в проекте не раскрыли — аккредитационные показатели по-прежнему неизвестны, зато стало ясно, как их будут утверждать.

А если обо всём по порядку, то в конце марта стало известно, что аккредитацию и лицензирование вузов планируют сделать бессрочными. Необходимость разработки нового подхода, в частности, аргументировали тем, что нужно исключить дублирование требований в этих процедурах, которое существует сегодня. Ранее мы рассказывали о нюансах, которые стали известны уже тогда, — то есть о частоте проверок и последствиях отказа в аккредитации. В июне появились предположения о содержании аккредитационных показателей, касающиеся квалификации преподавателей, уровня подготовки студентов и качества приёма.

Но изменения затрагивают не только вузы, а все образовательные организации, которые реализуют основные образовательные программы (за исключением программ для дошкольников и аспирантуры) и основные программы профобучения. То есть школ и организаций системы СПО это тоже касается.

Согласно проекту постановления правительства, с 1 марта 2022 года действующее сейчас положение об аккредитации должно утратить силу — вместо него вступит в силу новый документ.

Аккредитационные показатели

Новый порядок предполагает утверждение перечня показателей (требований), которым должна соответствовать образовательная организация, чтобы получить аккредитацию. Эти показатели могут установить по основным образовательным программам, относящимся:

  • к уровням образования;
  • к направлениям подготовки;
  • к специальностям;
  • к профессиям;
  • к областям образования;
  • к областям и видам профессиональной деятельности;
  • к укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки.

Предполагается, что показатели сформируют на основе требований к результатам освоения образовательных программ и условиям их реализации.

Кроме того, при планировании показателей планируется учесть:

  • приоритетные направления развития социальной сферы;
  • прогнозы потребностей рынка;
  • международные и национальные требования к качеству образования.

Порядок установят на законодательном уровне. Сначала Минобрнауки подготовит и направит в Рособрнадзор проект приказа об установлении перечня показателей по вузовским учебным программам. После согласования Минобрнауки издаст распорядительный акт, в котором будут перечислены аккредитационные показатели.

По такому же принципу будет действовать Минпросвещения для установления показателей относительно школ и колледжей: ведомство разработает соответствующий документ и направит его в Рособрнадзор на согласование, а затем выпустит распорядительный акт.

Тем не менее пока неясно, какими будут эти показатели. Известно, что их обсуждение обещают провести до 1 ноября. Рассуждая о требованиях для вузов, глава Рособрнадзора Анзор Музаев предположил, что будет несколько групп показателей — обязательных для всех учебных заведений и специфических:

«Большинство вузов высказались, что при оценке должен быть дифференцированный подход. Есть вузы-тяжеловесы, военные вузы, педагогические, сельскохозяйственные… Оценивать всех по одинаковому формату будет не совсем правильно. Возможно, будет ядро показателей, одинаковых для всех, и набор показателей, специфических для отдельных отраслей».

Сведения, которые планируется учитывать

Похоже, к процессу аккредитации решили подойти максимально объективно и брать в расчёт данные сразу из ряда источников. Так, по задумке, значение будут иметь:

  • результаты мониторинга в системе образования;
  • итоги независимых оценок качества образования и подготовки учащихся, а также условий осуществления образовательной деятельности;
  • результаты профессионально-общественной аккредитации;
  • данные из отчётов самих образовательных организаций.

Исключением из правил станут образовательные учреждения, которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность, оборону, обеспечение законности и правопорядка.

Аккредитация практической подготовки

До тех пор, пока не вступят в силу новые правила аккредитации образовательных организаций, действующие положения подвергнутся некоторым корректировкам. Ещё один проект постановления правительства, в частности, вводит требования к организациям, с которыми образовательные учреждения заключают договоры о прохождении студентами практики.

Планируется установить, что вид экономической деятельности таких организаций должен соответствовать направлению подготовки учащихся. В противном случае результаты практики учитываться не будут.

Кроме того, предусмотрены требования к аккредитации образовательных программ с сетевой формой реализации. Экспертная группа будет анализировать условия реализации таких программ с учётом объёма ресурсов всех организаций, участвующих в реализации этой сетевой программы.

Лицензии на образовательную деятельность

Другой проект постановления правительства вносит правки в положение о лицензировании образовательной деятельности. Главное здесь — упрощение условий лицензирования всевозможных онлайн-школ. Предполагается, что в отношении образовательных программ, которые реализуются исключительно в формате электронного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий, больше не будут действовать требования о наличии у организации зданий, помещений и материально-технического обеспечения для ведения образовательной деятельности.

Ещё одно новшество касается всех: заявление на получение лицензии можно будет подать на едином портале государственных и муниципальных услуг.

А ещё термин «переоформление лицензии» заменят понятием «внесение изменений в реестр лицензий». Это касается случаев, когда организация вводит новые образовательные программы или планирует вести деятельность в филиале, не указанном в лицензии. То есть в таких ситуациях не нужно будет переоформлять лицензию — достаточно предоставить соответствующие сведения в реестр лицензий.

Дополнено 01.12.21

Утверждённый документ, который вносит изменения в постановление, касающееся лицензирования образовательной деятельности, опубликовали 30 ноября. Положения, касающиеся новых правил лицензирования, вступают в силу с 1 марта.

Дополнено 17.01.22

15 января правительство опубликовало новые правила госаккредитации образовательных организаций. Они вступают в силу с 1 марта.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована