6 полезных советов по организации гибридного тренинга (офлайн плюс онлайн)
Сейчас у T&D-специалистов часто возникает необходимость использовать такой формат. Организовать его не так сложно, как может показаться.
Фото: picture alliance / Getty Images
Гибридный формат, то есть совмещение онлайн- и офлайн-участников в одном мероприятии, активно набирает популярность и в рабочих встречах, и в обучении. И она будет только расти: например, аналитики международной исследовательской компании Gartner ещё в 2020 году предсказали, что к 2023-му использовать «гибрид» как основной формат работы будут 40% компаний. А это неизбежно скажется и на корпоративном обучении.
С одной стороны, у гибрида есть множество преимуществ, в том числе возможность одновременно учить людей из разных точек планеты. С другой — он создаёт неизбежные сложности с управлением процессом обучения, мотивацией и результатами. Но их можно избежать.
Несколько лайфхаков на основе моего опыта и советов крупнейших вузов помогут даже новичкам извлечь максимум из гибридного обучения.
Совет 1
Прописывайте сценарии для каждого трека
У онлайна и офлайна разная методическая специфика, скорость прохождения обучающих активностей, да и инструменты отличаются. То, что органично работает в аудитории, будет совсем иначе выглядеть в Сети. Поэтому придётся уделить внимание каждому треку и фактически прописать два сценария образовательного мероприятия. Однако точки соприкосновения найти всё равно придётся, чтобы у всех участников появилось ощущение взаимодействия и общности.
Самый удобный вариант — предоставить онлайн- и офлайн-участникам возможность работать в обособленных группах, а для отдельных ключевых активностей объединять их в одну. По опыту, такие тренинги проходят лучше всего.
Совет 2
Продумайте, как оптимально синхронизировать онлайн и офлайн
В гибридном тренинге очень важно создать чувство комьюнити, сообщества, чтобы студенты, несмотря на физическую разделённость, ощущали себя единой учебной группой. Для этого нужно включать в программу элементы, которые объединят офлайн и онлайн.
И первой такой точкой соприкосновения будет приветствие: например, в Колумбийском университете преподавателям рекомендуют отдельно поздороваться с теми, кто присутствует в аудитории, а потом посмотреть в камеру и обратиться к онлайн-участникам.
В самом начале запланируйте инструктаж для обеих групп, чтобы каждая понимала порядок работы. Полезным будет также вместе обсудить основные правила и ожидания от обучения.
В течение тренинга логичнее всего объединять группы в рамках заданий на рефлексию, разминок или подведения итогов групповой работы. Подходящие для конкретного обучения элементы, конечно, каждый выбирает сам. Например, британский National College предлагает такой вариант: учащиеся презентуют свои проекты или работы, а потом обе группы совместно обсуждают результаты.
Старайтесь либо выбирать такие активности, которые можно адаптировать под оба трека, либо продумывать, как упражнение для очной группы переформатировать под онлайн. Например, если присутствующие в аудитории будут по очереди передавать друг другу мячик, чтобы взять слово, то у онлайн-группы такой возможности не будет, а значит, участники почувствуют себя за бортом. Значит, нужно продумать, как сделать это упражнение весёлым и для них.
А чтобы процесс был для всех удобным и прозрачным, почаще используйте интерактивные сервисы, такие как Miro или Mentimeter.
Совет 3
Учитывайте технические возможности аудитории и проверяйте их заранее
Для этого подойдёт простой чек-лист:
- Какое оборудование есть в аудитории и как можно оптимально его использовать? Для полноценного взаимодействия онлайн- и офлайн-команд нужно обеспечить хороший звук и видео.
- Требуется ли дополнительная техника? Например, микрофон, колонки или камера — возможно, небольшой апгрейд позволит разрешить возникшую проблему.
- Поддерживает ли техника в аудитории нужное программное обеспечение? Например, будет ли возможность подключиться к выбранным сервисам и вывести их на общий экран?
Специалисты Колумбийского университета также рекомендуют разработать план на случай, если какие-то гаджеты выйдут из строя.
В любом случае необходимо заранее прийти в аудиторию, где будет проходить занятие или тренинг, подготовить оборудование и проверить его работоспособность. Включите Zoom или другую программу для общения онлайн тоже загодя, чтобы тем, кто учится онлайн, не пришлось ждать и переживать, состоится ли сегодня тренинг.
Совет 4
Учитывайте расположение техники — и положение тренера
В передовых вузах (зарубежных и российских) уже начали создавать специальные гибридные аудитории, чтобы максимально облегчить процесс для преподавателей и сделать его удобным для студентов. Например, такие комнаты оснащены встроенными микрофонами, несколькими камерами с хорошим разрешением и широким обзором, которому не мешает перемещение преподавателя по аудитории, интерактивными досками и проекторами.
Но технические новинки есть далеко не у всех, тем более в корпоративной сфере, поэтому приходится учитывать несколько моментов и обязательно проговаривать их с ведущим тренинга. Например:
- если микрофон стационарный, то от него нельзя отходить далеко;
- важно заранее продумать положение тренера по отношению к камере и помнить об этом в течение всего мероприятия, чтобы тот не оказался надолго спиной к онлайн-участникам. Камеру желательно установить подальше для лучшего обзора.
Если место, где проходит занятие или тренинг, не оснащено должным образом, то в любом случае внимательно следите за своими действиями, ведь картинка на экране может сильно отличаться от той, которую наблюдают сидящие в аудитории.
Совет 5
Продумайте, как следить за процессом и прогрессом
Если тренер или преподаватель один. Это, конечно, сложнее, но не всё потеряно. Заранее выделите время для обратной связи, поддержки учащихся и отслеживания их прогресса. Продумайте, как именно это делать для каждого трека. Главный лайфхак — паузы.
В Колумбийском университете дают, например, такую рекомендацию: когда вы задаёте аудитории вопрос, то дайте время на ответы всем группам и обязательно проверьте чат. Ответы лучше повторять вслух, причём и те, которые даны в аудитории, и те, которые написали в чат. Ведь не факт, что одна группа успеет их прочесть, а другая услышит «очников».
В Брауновском университете предлагают ещё один вариант работы с гибридом — разделить участников на маленькие группы для совместной работы или обсуждения и в каждой назначить лидера. Когда выделенное время закончится, участники уже успеют пообщаться и наладить взаимодействие, а «капитаны» отчитаются о проделанной работе.
Если есть помощники. Конечно, гораздо удобнее, когда обязанности можно распределить между кураторами. В таком случае куратор онлайн-группы будет следить за чатом, вовремя отвечать на вопросы и распределять участников тренинга по комнатам в Zoom, а куратор в аудитории наладит взаимодействие, проследит за временем и поможет тем, кто присутствует очно.
Совет 6
Найдите способы подключить онлайн-участников к неформальному общению
В синхронном тренинге неформальная часть — важный элемент образовательной среды и нетворкинга. Если у тех, кто физически там присутствует, проблем не будет, то у участников онлайн-группы может возникнуть ощущение изоляции. Чтобы этого не произошло, включайте элементы совместного неформального взаимодействия между командами. Например, можно «обменяться» экранами между очной и онлайн-группой: онлайн-участникам показывать «бэкстейдж», то есть происходящее в перерывах, а на экраны в аудитории выводить тех, кто участвует удалённо.
Есть и другие не совсем стандартные приёмы. Например, можно транслировать шутки и неформальные комментарии, высказанные в процессе обучения участниками обеих групп или вообще предложить обсудить какой-нибудь пост в социальных сетях или на учебной платформе в перерывах или после мероприятия.
Первый опыт гибридного тренинга рискует привести T&D-специалиста к сильному стрессу. Но даже если не всё задуманное удастся реализовать с первого раза, то это нормально. Чем больше практики и обратной связи от участников — тем скорее вы адаптируете методологию под свои задачи.