Образование Корп. обучение
#Руководства

6 полезных советов по организации гибридного тренинга (офлайн плюс онлайн)

Сейчас у T&D-специалистов часто возникает необходимость использовать такой формат. Организовать его не так сложно, как может показаться.

Фото: picture alliance / Getty Images

Гибридный формат, то есть совмещение онлайн- и офлайн-участников в одном мероприятии, активно набирает популярность и в рабочих встречах, и в обучении. И она будет только расти: например, аналитики международной исследовательской компании Gartner ещё в 2020 году предсказали, что к 2023-му использовать «гибрид» как основной формат работы будут 40% компаний. А это неизбежно скажется и на корпоративном обучении.

С одной стороны, у гибрида есть множество преимуществ, в том числе возможность одновременно учить людей из разных точек планеты. С другой — он создаёт неизбежные сложности с управлением процессом обучения, мотивацией и результатами. Но их можно избежать.

Несколько лайфхаков на основе моего опыта и советов крупнейших вузов помогут даже новичкам извлечь максимум из гибридного обучения.

Совет 1


Прописывайте сценарии для каждого трека

У онлайна и офлайна разная методическая специфика, скорость прохождения обучающих активностей, да и инструменты отличаются. То, что органично работает в аудитории, будет совсем иначе выглядеть в Сети. Поэтому придётся уделить внимание каждому треку и фактически прописать два сценария образовательного мероприятия. Однако точки соприкосновения найти всё равно придётся, чтобы у всех участников появилось ощущение взаимодействия и общности.

Самый удобный вариант — предоставить онлайн- и офлайн-участникам возможность работать в обособленных группах, а для отдельных ключевых активностей объединять их в одну. По опыту, такие тренинги проходят лучше всего.

Совет 2


Продумайте, как оптимально синхронизировать онлайн и офлайн

В гибридном тренинге очень важно создать чувство комьюнити, сообщества, чтобы студенты, несмотря на физическую разделённость, ощущали себя единой учебной группой. Для этого нужно включать в программу элементы, которые объединят офлайн и онлайн.

Фото: antoniodiaz / Shutterstock

И первой такой точкой соприкосновения будет приветствие: например, в Колумбийском университете преподавателям рекомендуют отдельно поздороваться с теми, кто присутствует в аудитории, а потом посмотреть в камеру и обратиться к онлайн-участникам.

В самом начале запланируйте инструктаж для обеих групп, чтобы каждая понимала порядок работы. Полезным будет также вместе обсудить основные правила и ожидания от обучения.

В течение тренинга логичнее всего объединять группы в рамках заданий на рефлексию, разминок или подведения итогов групповой работы. Подходящие для конкретного обучения элементы, конечно, каждый выбирает сам. Например, британский National College предлагает такой вариант: учащиеся презентуют свои проекты или работы, а потом обе группы совместно обсуждают результаты.

Старайтесь либо выбирать такие активности, которые можно адаптировать под оба трека, либо продумывать, как упражнение для очной группы переформатировать под онлайн. Например, если присутствующие в аудитории будут по очереди передавать друг другу мячик, чтобы взять слово, то у онлайн-группы такой возможности не будет, а значит, участники почувствуют себя за бортом. Значит, нужно продумать, как сделать это упражнение весёлым и для них.

А чтобы процесс был для всех удобным и прозрачным, почаще используйте интерактивные сервисы, такие как Miro или Mentimeter.

Совет 3


Учитывайте технические возможности аудитории и проверяйте их заранее

Для этого подойдёт простой чек-лист:

  • Какое оборудование есть в аудитории и как можно оптимально его использовать? Для полноценного взаимодействия онлайн- и офлайн-команд нужно обеспечить хороший звук и видео.
  • Требуется ли дополнительная техника? Например, микрофон, колонки или камера — возможно, небольшой апгрейд позволит разрешить возникшую проблему.
  • Поддерживает ли техника в аудитории нужное программное обеспечение? Например, будет ли возможность подключиться к выбранным сервисам и вывести их на общий экран?

Специалисты Колумбийского университета также рекомендуют разработать план на случай, если какие-то гаджеты выйдут из строя.

В любом случае необходимо заранее прийти в аудиторию, где будет проходить занятие или тренинг, подготовить оборудование и проверить его работоспособность. Включите Zoom или другую программу для общения онлайн тоже загодя, чтобы тем, кто учится онлайн, не пришлось ждать и переживать, состоится ли сегодня тренинг.

Совет 4


Учитывайте расположение техники — и положение тренера

В передовых вузах (зарубежных и российских) уже начали создавать специальные гибридные аудитории, чтобы максимально облегчить процесс для преподавателей и сделать его удобным для студентов. Например, такие комнаты оснащены встроенными микрофонами, несколькими камерами с хорошим разрешением и широким обзором, которому не мешает перемещение преподавателя по аудитории, интерактивными досками и проекторами.

Фото: TZIDO SUN / Shutterstock

Но технические новинки есть далеко не у всех, тем более в корпоративной сфере, поэтому приходится учитывать несколько моментов и обязательно проговаривать их с ведущим тренинга. Например:

  • если микрофон стационарный, то от него нельзя отходить далеко;
  • важно заранее продумать положение тренера по отношению к камере и помнить об этом в течение всего мероприятия, чтобы тот не оказался надолго спиной к онлайн-участникам. Камеру желательно установить подальше для лучшего обзора.

Если место, где проходит занятие или тренинг, не оснащено должным образом, то в любом случае внимательно следите за своими действиями, ведь картинка на экране может сильно отличаться от той, которую наблюдают сидящие в аудитории.

Совет 5


Продумайте, как следить за процессом и прогрессом

Если тренер или преподаватель один. Это, конечно, сложнее, но не всё потеряно. Заранее выделите время для обратной связи, поддержки учащихся и отслеживания их прогресса. Продумайте, как именно это делать для каждого трека. Главный лайфхак — паузы.

В Колумбийском университете дают, например, такую рекомендацию: когда вы задаёте аудитории вопрос, то дайте время на ответы всем группам и обязательно проверьте чат. Ответы лучше повторять вслух, причём и те, которые даны в аудитории, и те, которые написали в чат. Ведь не факт, что одна группа успеет их прочесть, а другая услышит «очников».

В Брауновском университете предлагают ещё один вариант работы с гибридом — разделить участников на маленькие группы для совместной работы или обсуждения и в каждой назначить лидера. Когда выделенное время закончится, участники уже успеют пообщаться и наладить взаимодействие, а «капитаны» отчитаются о проделанной работе.

Если есть помощники. Конечно, гораздо удобнее, когда обязанности можно распределить между кураторами. В таком случае куратор онлайн-группы будет следить за чатом, вовремя отвечать на вопросы и распределять участников тренинга по комнатам в Zoom, а куратор в аудитории наладит взаимодействие, проследит за временем и поможет тем, кто присутствует очно.

Совет 6


Найдите способы подключить онлайн-участников к неформальному общению

В синхронном тренинге неформальная часть — важный элемент образовательной среды и нетворкинга. Если у тех, кто физически там присутствует, проблем не будет, то у участников онлайн-группы может возникнуть ощущение изоляции. Чтобы этого не произошло, включайте элементы совместного неформального взаимодействия между командами. Например, можно «обменяться» экранами между очной и онлайн-группой: онлайн-участникам показывать «бэкстейдж», то есть происходящее в перерывах, а на экраны в аудитории выводить тех, кто участвует удалённо.

Есть и другие не совсем стандартные приёмы. Например, можно транслировать шутки и неформальные комментарии, высказанные в процессе обучения участниками обеих групп или вообще предложить обсудить какой-нибудь пост в социальных сетях или на учебной платформе в перерывах или после мероприятия.

Первый опыт гибридного тренинга рискует привести T&D-специалиста к сильному стрессу. Но даже если не всё задуманное удастся реализовать с первого раза, то это нормально. Чем больше практики и обратной связи от участников — тем скорее вы адаптируете методологию под свои задачи.

Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована