5 моделей проектирования курсов: как выбрать подходящую
Рассказываем про самые распространённые модели проектирования онлайн-обучения и про то, как методисту выбрать между ними.
Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media
Модель проектирования — инструмент, который позволяет разработчикам создавать комплексные и эффективные учебные программы. Обычно такие модели описывают все этапы работы над образовательным продуктом, помогают структурировать процесс и не упустить важные моменты.
Проще говоря, это почти как у программистов: на фреймворк можно наращивать программу в любой сфере. Проблема в том, что подобных фреймворков множество — и подчас выбрать самый подходящий сложно, особенно новичкам.
Разберём несколько известных моделей:
- ADDIE — классическая модель, необходимая всем методистам курсов;
- ASSURE — модель, в которой упор делается на стандарты и использование технологий;
- SAM — модель для быстрого запуска небольших образовательных продуктов без жёстких профессиональных требований среды;
- ALD — модель на основе Agile-подхода, позволяющая быстро обучить какому-то навыку;
- 4C/ID — сложная, но эффективная модель на основе проблемно-ориентированного обучения.
Потом расскажем, как выбрать модель под конкретную ситуацию.
ADDIE
Уровень подготовки методиста: любой.
Где можно использовать: открытые онлайн-курсы, вузы, корпоративный сектор.
Формат: синхронный и асинхронный.
ADDIE — классическая модель педдизайна, подходящая для подавляющего большинства образовательных программ. Её придумали в США ещё в восьмидесятых, и с тех пор её активно применяют методисты и методологи по всему миру.
Модель ADDIE описывает пять этапов, которые необходимы для создания качественного курса. Они зашифрованы в названии:
- Анализ (Analyze) — изучение потребностей заказчика обучения и рынка, исследование целевой аудитории (ЦА). Такой анализ становится базой для проектирования программы.
- Проектирование (Design) — формирование структуры курса, карты компетенций и мотивационной стратегии. Проще говоря, это создание «скелета» программы. На этом же этапе можно построить Student Journey Map.
- Разработка (Development) — наполнение программы. На этом этапе создаются задания, лекции, план занятий — всё, что будет проходить студент в дальнейшем.
- Реализация (Implementation) — сам учебный процесс. В асинхронном формате это может быть публикация курса на сайте, а в синхронном — первая серия семинаров.
- Оценка (Evaluation) — этап, на котором разработчики обучения оценивают, насколько у них получилось достигнуть цели. Анализ проводят с помощью метрик (например, сколько студентов действительно смогут испечь пирожное после кулинарных мастер-классов) и с помощью отзывов.
У ADDIE есть несколько преимуществ:
- Универсальность — модель используют и в гособразовании, и в корпоративном секторе, и в онлайн-школах.
- Комплексность — ADDIE учитывает не только этап проектирования, но ещё и этапы подготовки, производства и оценки.
- Глубокий анализ — программа по ADDIE строится не на домыслах и догадках, а на чётких гипотезах по результатам исследований.
Но и недостатки у модели тоже есть. На анализ и проектирование может уйти немало времени — это зависит от объёма программы и глубины проработки. Порой это вызывает недовольство у заказчиков обучения.
Кроме того, программа по ADDIE требует тщательной проработки. Обратная связь занимает время, поэтому и изменения в финальный продукт внести быстро не выйдет.
ASSURE
Уровень подготовки методиста: любой.
Где можно использовать: гособразование, корпоративное обучение, дополнительное профессиональное образование.
Формат: синхронный, асинхронный, гибридный.
Модель ASSURE похожа на ADDIE — она последовательно описывает комплексный процесс разработки учебной программы. Разница в том, что она учитывает профессиональные или государственные стандарты. Проще говоря, эта модель будет хороша для вузовских или корпоративных программ и не потребует адаптации, например, к ФГОС, как это обычно происходит с ADDIE.
Ещё одна особенность ASSURE — активное использование технологий и медиа. Дело в том, что разрабатывалась модель ещё в начале девяностых, когда до активной цифровизации было далеко. А теперь технологии используют для разработки гибридных тренингов и программ.
Как и в предыдущем случае, название этой модели — аббревиатура, за каждой буквой скрывается название этапа:
- Анализ аудитории (Analyze Learners) — исследование ЦА и поиск ответа на вопрос, кто именно будет учиться, какие у них ожидания, цели и боли.
- Формулирование стандартов и целей обучения (State Standards and Objectives) — на этом этапе составляется карта компетенций, то есть формулируется, что в итоге студент должен знать и какие навыки ему нужно освоить. Однако, в отличие от ADDIE, в этот процесс включён не только эксперт — методисту необходимо понять, какие стандарты необходимо учитывать в процессе и как встроить их в программу. А вот цели обучения формулируются по методике ABCD и таксономии Блума.
- Выбор стратегии обучения, технологии, медиа и материалов (Select Strategies, Technology, Media, and Materials) — этот этап подразумевает подбор нужных для программы инструментов, медиаконтента и дополнительных материалов.
- Использование технологий, медиа и материалов (Utilize Technology, Media, and Materials) — на этом этапе методист выбирает, как именно будет применять уже выбранные инструменты.
- Требования к участию (Require Learner Participation) — этот этап подразумевает разработку стратегии по вовлечению студентов. Как можно мотивировать их участвовать в учебном процессе?
- Оценка (Evaluate and Revise) — как и в ADDIE, финальный этап сводится к оценке эффективности обучения. Методист оценивает, действительно ли были удачно подобраны инструменты и достигнуты цели.
Такая модель хорошо подходит для школьных программ или серьёзных корпоративных курсов. Однако в ASSURE остаются те же проблемы, что в ADDIE. Кроме того, она считается менее гибкой, чем предыдущая модель.
SAM
Уровень подготовки методиста: любой, но потребуется экспертность в другой сфере.
Где можно использовать: открытые массовые курсы, корпоративный сектор.
Формат: асинхронный.
SAM (Successive Approximation Model) — модель, которую называют «упрощённой» версией ADDIE. Если последняя описывает последовательный линейный процесс, то SAM предлагает серию коротких шагов с постепенным внедрением новых элементов и улучшений.
Проще говоря, по этой модели можно быстро создать базовый курс и потом постепенно его изменять.
Модель предполагает три шага:
- Подготовка (Preparation) — методист собирает всю возможную информацию для будущего курса. Это могут быть интересные материалы, мнения экспертов и всё, что так или иначе связано с предметом. На этом же этапе составляется портрет целевой аудитории.
После этого начинается мозговой штурм, причём участниками его могут быть и коллеги (например, другие методисты или продюсеры), и представители аудитории, и заказчик обучения. На этом этапе определяют, как будет выглядеть базовая версия продукта, или MVP. - Итерационное проектирование (Iterative Design) — этот шаг включает подготовку программы и создание первой версии продукта, чтобы его могли оценить все заинтересованные стороны. Это важный момент: обратную связь получить проще, когда уже есть что оценить.
- Итерационная реализация (Iterative Development) — выпуск продукта и его постоянная доработка. Если создают, например, онлайн-курс, то он публикуется, а потом оценивается и дорабатывается столько, сколько потребуется.
Количество итераций в SAM практически не ограничено. Преимущества модели — в скорости подготовки, быстрой обратной связи и постоянных изменениях.
Правда, подходит модель скорее для «развлекательных» программ и курсов, где нет чётких ожиданий от результата. Кроме того, велик шанс, что в процессе постоянных итераций команда проекта может просто переключиться на другие задачи — тогда на очередное приближение не хватит ресурсов.
ALD
Уровень подготовки методиста: опытный специалист.
Где можно использовать: корпоративное обучение, высшее образование.
Формат: синхронный.
Модель ALD (Agile Learning Design) пришла в педдизайн из бизнес-сферы. Agile — это гибкий подход к разработке продукта, поэтому и модель отличается гибкостью и скоростью. Она идеальна в ситуациях, когда студентов нужно быстро привести к финальному результату.
Проектирование по ALD означает постоянные модификации, перестройку контента под учеников и ориентацию на конкретные практические задачи.
Алгоритм проектирования похож на модель SAM, но есть несколько особенностей, которые нужно учитывать:
- Обучение построено на спринтах — то есть фиксированных по времени коротких этапах с чётким конечным результатом.
- Для каждого этапа обучения готовятся подробные описания, инструкции и шаблоны, чтобы быстро привести студентов к цели.
- Материал подаётся максимально сжато, долгих рассуждений и объяснений эта модель не предполагает.
При этом курсы по ALD ориентированы в основном на уже замотивированных студентов, которым нужно освоить какой-то практический навык. Впрочем, и от разработчиков этот подход потребует постоянной включённости, диалога с учениками и мастерства.
4C/ID
Уровень подготовки методиста: разработчик с большим опытом.
Где можно использовать: корпоративное обучение, высшее образование.
Формат: синхронный, асинхронный, гибрид.
Одна из самых современных педагогических моделей. Она отличается мощной научно-теоретической базой. Название расшифровывается так:
- 4C (Four Components) — четыре компонента (то есть четыре типа задач и материалов курса);
- ID (Instructional Design), то есть педагогический дизайн.
Методисты используют 4C/ID, когда нужно создать максимально близкий к реальной жизни образовательный опыт. Через серию аутентичных (то есть приближенных к настоящим) задач ученики получают представление о предмете, а знания приобретают на практике.
Проектирование состоит из десяти шагов:
- разработка учебных задач;
- определение критериев оценки;
- выстраивание последовательности задач;
- проектирование сопровождающей информации;
- анализ когнитивных стратегий;
- анализ ментальных моделей;
- подготовка своевременной информации;
- анализ когнитивных правил;
- анализ предварительных знаний;
- проектирование частичной практики.
Подробное описание 4C/ID и проблемно-ориентированного подхода, на котором она основана, можно прочитать здесь.
Модель идеально подходит для программ, которые сосредоточены на развитии практических навыков. Однако проектируют курсы на её основе довольно редко — при всей эффективности она считается довольно сложной в реализации.
Как выбрать модель для своего курса
В основном выбор зависит от трёх факторов:
- времени на разработку;
- цели обучения;
- формата курса.
Чтобы упростить задачу, предлагаем понятную и простую схему выбора.
Конечно, есть множество моделей и помимо пяти перечисленных, но, как правило, это вариации на их основе. Базовые модели помогут выстроить работу и закроют ключевые задачи любого методиста. А вот если продукт нестандартный — можно смело экспериментировать.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!