Образование
#подборки

5 моделей проектирования курсов: как выбрать подходящую

Рассказываем про самые распространённые модели проектирования онлайн-обучения и про то, как методисту выбрать между ними.

Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media

Модель проектирования — инструмент, который позволяет разработчикам создавать комплексные и эффективные учебные программы. Обычно такие модели описывают все этапы работы над образовательным продуктом, помогают структурировать процесс и не упустить важные моменты.

Проще говоря, это почти как у программистов: на фреймворк можно наращивать программу в любой сфере. Проблема в том, что подобных фреймворков множество — и подчас выбрать самый подходящий сложно, особенно новичкам.

Разберём несколько известных моделей:

  • ADDIE — классическая модель, необходимая всем методистам курсов;
  • ASSURE — модель, в которой упор делается на стандарты и использование технологий;
  • SAM — модель для быстрого запуска небольших образовательных продуктов без жёстких профессиональных требований среды;
  • ALD — модель на основе Agile-подхода, позволяющая быстро обучить какому-то навыку;
  • 4C/ID — сложная, но эффективная модель на основе проблемно-ориентированного обучения.

Потом расскажем, как выбрать модель под конкретную ситуацию.

ADDIE

Уровень подготовки методиста: любой.

Где можно использовать: открытые онлайн-курсы, вузы, корпоративный сектор.

Формат: синхронный и асинхронный.

ADDIE — классическая модель педдизайна, подходящая для подавляющего большинства образовательных программ. Её придумали в США ещё в восьмидесятых, и с тех пор её активно применяют методисты и методологи по всему миру.

Модель ADDIE описывает пять этапов, которые необходимы для создания качественного курса. Они зашифрованы в названии:

  • Анализ (Analyze) — изучение потребностей заказчика обучения и рынка, исследование целевой аудитории (ЦА). Такой анализ становится базой для проектирования программы.
  • Проектирование (Design) — формирование структуры курса, карты компетенций и мотивационной стратегии. Проще говоря, это создание «скелета» программы. На этом же этапе можно построить Student Journey Map.
  • Разработка (Development) — наполнение программы. На этом этапе создаются задания, лекции, план занятий — всё, что будет проходить студент в дальнейшем.
  • Реализация (Implementation) — сам учебный процесс. В асинхронном формате это может быть публикация курса на сайте, а в синхронном — первая серия семинаров.
  • Оценка (Evaluation) — этап, на котором разработчики обучения оценивают, насколько у них получилось достигнуть цели. Анализ проводят с помощью метрик (например, сколько студентов действительно смогут испечь пирожное после кулинарных мастер-классов) и с помощью отзывов.
Инфографика: Ольга Скворцова / Skillbox Media

У ADDIE есть несколько преимуществ:

  • Универсальность — модель используют и в гособразовании, и в корпоративном секторе, и в онлайн-школах.
  • Комплексность — ADDIE учитывает не только этап проектирования, но ещё и этапы подготовки, производства и оценки.
  • Глубокий анализ — программа по ADDIE строится не на домыслах и догадках, а на чётких гипотезах по результатам исследований.

Но и недостатки у модели тоже есть. На анализ и проектирование может уйти немало времени — это зависит от объёма программы и глубины проработки. Порой это вызывает недовольство у заказчиков обучения.

Кроме того, программа по ADDIE требует тщательной проработки. Обратная связь занимает время, поэтому и изменения в финальный продукт внести быстро не выйдет.

ASSURE

Уровень подготовки методиста: любой.

Где можно использовать: гособразование, корпоративное обучение, дополнительное профессиональное образование.

Формат: синхронный, асинхронный, гибридный.

Модель ASSURE похожа на ADDIE — она последовательно описывает комплексный процесс разработки учебной программы. Разница в том, что она учитывает профессиональные или государственные стандарты. Проще говоря, эта модель будет хороша для вузовских или корпоративных программ и не потребует адаптации, например, к ФГОС, как это обычно происходит с ADDIE.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Ещё одна особенность ASSURE — активное использование технологий и медиа. Дело в том, что разрабатывалась модель ещё в начале девяностых, когда до активной цифровизации было далеко. А теперь технологии используют для разработки гибридных тренингов и программ.

Как и в предыдущем случае, название этой модели — аббревиатура, за каждой буквой скрывается название этапа:

  • Анализ аудитории (Analyze Learners) — исследование ЦА и поиск ответа на вопрос, кто именно будет учиться, какие у них ожидания, цели и боли.
  • Формулирование стандартов и целей обучения (State Standards and Objectives) — на этом этапе составляется карта компетенций, то есть формулируется, что в итоге студент должен знать и какие навыки ему нужно освоить. Однако, в отличие от ADDIE, в этот процесс включён не только эксперт — методисту необходимо понять, какие стандарты необходимо учитывать в процессе и как встроить их в программу. А вот цели обучения формулируются по методике ABCD и таксономии Блума.
  • Выбор стратегии обучения, технологии, медиа и материалов (Select Strategies, Technology, Media, and Materials) — этот этап подразумевает подбор нужных для программы инструментов, медиаконтента и дополнительных материалов.
  • Использование технологий, медиа и материалов (Utilize Technology, Media, and Materials) — на этом этапе методист выбирает, как именно будет применять уже выбранные инструменты.
  • Требования к участию (Require Learner Participation) — этот этап подразумевает разработку стратегии по вовлечению студентов. Как можно мотивировать их участвовать в учебном процессе?
  • Оценка (Evaluate and Revise) — как и в ADDIE, финальный этап сводится к оценке эффективности обучения. Методист оценивает, действительно ли были удачно подобраны инструменты и достигнуты цели.

Такая модель хорошо подходит для школьных программ или серьёзных корпоративных курсов. Однако в ASSURE остаются те же проблемы, что в ADDIE. Кроме того, она считается менее гибкой, чем предыдущая модель.

SAM

Уровень подготовки методиста: любой, но потребуется экспертность в другой сфере.

Где можно использовать: открытые массовые курсы, корпоративный сектор.

Формат: асинхронный.

SAM (Successive Approximation Model) — модель, которую называют «упрощённой» версией ADDIE. Если последняя описывает последовательный линейный процесс, то SAM предлагает серию коротких шагов с постепенным внедрением новых элементов и улучшений.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Проще говоря, по этой модели можно быстро создать базовый курс и потом постепенно его изменять.

Модель предполагает три шага:

  • Подготовка (Preparation) — методист собирает всю возможную информацию для будущего курса. Это могут быть интересные материалы, мнения экспертов и всё, что так или иначе связано с предметом. На этом же этапе составляется портрет целевой аудитории.

    После этого начинается мозговой штурм, причём участниками его могут быть и коллеги (например, другие методисты или продюсеры), и представители аудитории, и заказчик обучения. На этом этапе определяют, как будет выглядеть базовая версия продукта, или MVP.
  • Итерационное проектирование (Iterative Design) — этот шаг включает подготовку программы и создание первой версии продукта, чтобы его могли оценить все заинтересованные стороны. Это важный момент: обратную связь получить проще, когда уже есть что оценить.
  • Итерационная реализация (Iterative Development) — выпуск продукта и его постоянная доработка. Если создают, например, онлайн-курс, то он публикуется, а потом оценивается и дорабатывается столько, сколько потребуется.

Количество итераций в SAM практически не ограничено. Преимущества модели — в скорости подготовки, быстрой обратной связи и постоянных изменениях.

Правда, подходит модель скорее для «развлекательных» программ и курсов, где нет чётких ожиданий от результата. Кроме того, велик шанс, что в процессе постоянных итераций команда проекта может просто переключиться на другие задачи — тогда на очередное приближение не хватит ресурсов.

ALD

Уровень подготовки методиста: опытный специалист.

Где можно использовать: корпоративное обучение, высшее образование.

Формат: синхронный.

Модель ALD (Agile Learning Design) пришла в педдизайн из бизнес-сферы. Agile — это гибкий подход к разработке продукта, поэтому и модель отличается гибкостью и скоростью. Она идеальна в ситуациях, когда студентов нужно быстро привести к финальному результату.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Проектирование по ALD означает постоянные модификации, перестройку контента под учеников и ориентацию на конкретные практические задачи.

Алгоритм проектирования похож на модель SAM, но есть несколько особенностей, которые нужно учитывать:

  • Обучение построено на спринтах — то есть фиксированных по времени коротких этапах с чётким конечным результатом.
  • Для каждого этапа обучения готовятся подробные описания, инструкции и шаблоны, чтобы быстро привести студентов к цели.
  • Материал подаётся максимально сжато, долгих рассуждений и объяснений эта модель не предполагает.

При этом курсы по ALD ориентированы в основном на уже замотивированных студентов, которым нужно освоить какой-то практический навык. Впрочем, и от разработчиков этот подход потребует постоянной включённости, диалога с учениками и мастерства.

4C/ID

Уровень подготовки методиста: разработчик с большим опытом.

Где можно использовать: корпоративное обучение, высшее образование.

Формат: синхронный, асинхронный, гибрид.

Одна из самых современных педагогических моделей. Она отличается мощной научно-теоретической базой. Название расшифровывается так:

  • 4C (Four Components) — четыре компонента (то есть четыре типа задач и материалов курса);
  • ID (Instructional Design), то есть педагогический дизайн.

Методисты используют 4C/ID, когда нужно создать максимально близкий к реальной жизни образовательный опыт. Через серию аутентичных (то есть приближенных к настоящим) задач ученики получают представление о предмете, а знания приобретают на практике.

Инфографика: Jeroen J. G. van Merriënboer / 4cid.org / Ольга Скворцова для Skillbox Media

Проектирование состоит из десяти шагов:

  • разработка учебных задач;
  • определение критериев оценки;
  • выстраивание последовательности задач;
  • проектирование сопровождающей информации;
  • анализ когнитивных стратегий;
  • анализ ментальных моделей;
  • подготовка своевременной информации;
  • анализ когнитивных правил;
  • анализ предварительных знаний;
  • проектирование частичной практики.

Подробное описание 4C/ID и проблемно-ориентированного подхода, на котором она основана, можно прочитать здесь.

Модель идеально подходит для программ, которые сосредоточены на развитии практических навыков. Однако проектируют курсы на её основе довольно редко — при всей эффективности она считается довольно сложной в реализации.

Как выбрать модель для своего курса

В основном выбор зависит от трёх факторов:

  • времени на разработку;
  • цели обучения;
  • формата курса.

Чтобы упростить задачу, предлагаем понятную и простую схему выбора.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Конечно, есть множество моделей и помимо пяти перечисленных, но, как правило, это вариации на их основе. Базовые модели помогут выстроить работу и закроют ключевые задачи любого методиста. А вот если продукт нестандартный — можно смело экспериментировать.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована