13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
Большой гид по мероприятиям, которые помогут вовлечь студентов в учёбу и станут для них хорошей практикой.
Фото: svetikd / Getty Images
Асинхронные курсы ценят за гибкость, возможность выбрать свой темп и настроить индивидуальное расписание. Однако ряд исследований подтверждает, что эффективность обучения куда выше в гибридном формате — когда подобные курсы дополнены синхронными мероприятиями.
Так, студенты гибридных курсов чувствуют большее вовлечение и удовлетворённость во время учёбы, чем те, кто учится только асинхронно. А эксперименты, проведённые в зарубежных вузах, показали, что совместные занятия учащихся в рамках асинхронных курсов могут сказываться на результатах обучения и даже снижать коэффициент отсева.
У синхронных мероприятий немало и других преимуществ. Среди них — отработка различных навыков, создание чувства сопричастности между преподавателями и студентами, повышение мотивации и вовлечённости, более качественная поддержка учащихся.
На основе опыта команды методистов Skillbox мы составили подборку синхронных мероприятий, которые можно включить в асинхронные курсы длительностью от четырёх недель.
Эти мероприятия в статье сгруппированы по трём направлениям:
- Поддерживающие — ориентированы в первую очередь на вовлечение и поддержание мотивации студентов.
- Учебные — дополняют основной курс и обеспечивают ощущение единства группы.
- Практико-ориентированные — обеспечивают максимальную отработку навыков в условиях, приближенных к реальным.
Конечно, для каждого мероприятия нужны продуманная программа и сервис видео-конференц-связи, например Zoom. Если потребуется что-то или кто-то ещё, мы укажем это в описании ниже.
Поддерживающие активности
Организационный вебинар
Для чего: погружает в атмосферу учёбы, даёт возможность познакомиться с преподавателями, кураторами и однокурсниками.
Кто нужен: преподаватель и/или куратор курса.
Организационный вебинар формирует у студентов ощущение единства и воссоздаёт ритуалы, привычные для очных занятий. Можно лично познакомиться с преподавателем, куратором, задать вопросы, обсудить цели и итоги курса.
Как это работает
- Открытие курса. Обычно на этом занятии участники обсуждают учебные цели и организационные моменты — расписание, правила работы. Для кураторов и преподавателей это хороший момент, чтобы мотивировать студентов, рассказав им истории успеха выпускников предыдущих наборов.
- Завершающее мероприятие. На таких вебинарах можно подвести итоги обучения, дать обратную связь и напутствие к дальнейшим шагам, ну и, конечно, поздравить учеников с окончанием курса.
Читайте также:
Групповая рефлексия
Для чего: развивает чувство сопричастности, мотивирует.
Кто нужен: подготовленный модератор или фасилитатор сессии.
Это встреча студентов для обмена впечатлениями, появившимися во время обучения, трудностями и инсайтами. Такая форма групповой активности прекрасно подходит для осмысления образовательного опыта и перехода на следующий этап, выравнивания уровня знаний и поддержания мотивации студентов.
Одна из главных особенностей групповой рефлексии — бережное отношение к эмоциям студентов, поэтому лучше доверить её проведение подготовленному ведущему.
Как это работает
«Круг». Ведущий сессии задаёт определённые рамки рефлексии с помощью списка вопросов. Какими они будут, зависит в основном от сроков обучения и готовности студентов подходить к учёбе осознанно.
Например, встречу можно провести в формате, который на английском языке называется «4Ls: Liked, Learned, Lacked, Longed For». Это четыре вопроса:
- Что мне понравилось?
- Чему я научился?
- Что мне не понравилось?
- Чего мне не хватило, что я хотел бы добавить?
Есть более игровой вариант под названием «Чемодан, мясорубка, мусорка»:
- Что я «положу в чемодан», то есть заберу с собой?
- Что я «положу в мясорубку», то есть над чем ещё подумаю?
- Что я «отправляю в мусорку», то есть что мне не понравилось и не пригодилось?
Во время сессии ведущий уделяет время каждому участнику и даёт индивидуальную обратную связь.
Обсуждение в мини-группах. Ведущий задаёт рамки рефлексии и распределяет участников по небольшим группам. Сначала они обмениваются опытом и инсайтами, обсуждают сложности между собой. А после возвращаются в общее пространство (в аудиторию или на онлайн-сессию) для подведения итогов.
Мастермайнд
Для чего: помогает студентам бороться со сложностями и ощущением неуспешности, даёт поддержку.
Что необходимо:
- разбивка на группы 5–8 человек;
- куратор каждой группы.
Мастермайнды — это возможность для студентов совместно решать проблемы, возникающие в процессе учёбы или практики. На занятии каждый делится своими сложностями или может попросить о помощи, а группа поддерживает его и помогает найти выход из ситуации.
Преимущество такого формата не только в выработке совместных решений. Когда человек видит, что другие сталкиваются с похожими трудностями, это хорошо помогает бороться с заблуждением: «У всех получается с первого раза, один я ничего не могу!»
Для учащихся главный вызов на таких мероприятиях — трансформация мышления. Поэтому мастермайнд хорошо подойдёт для курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. А ещё это отличный способ поддержать студентов, которые двигаются по индивидуальному треку обучения.
Можно организовать мастермайнд сразу для нескольких параллельных потоков. Например, есть три курса — по лидерству, коммуникации или для перехода на новую карьерную ступень. Хотя направления, на первый взгляд, разные, их участники объединены общей темой самореализации и сталкиваются со схожими сложностями, поэтому совместный мастермайнд будет эффективен.
Как это работает
Как правило, более успешно проходят мастермайнды с утверждённым фреймворком и правилами работы на сессии. Конечно, профессиональный фасилитатор сделает встречу ещё эффективнее, но таких специалистов обычно приглашают на курсы, где учатся руководители топ-уровня.
Встречи необходимо проводить регулярно, но не чаще одного раза в неделю. Время назначает куратор, он же и определяет повестку. А студенты готовят вопросы для обсуждения.
На встрече куратор следит за структурой (введение, обсуждение вопросов, подведение итогов), временем, соответствием правилам и управляет сессией. У каждого участника должна быть возможность задать свой вопрос и получить обратную связь.
Учебные активности
Потоковое обучение
Для чего: объединяет студентов, развивает нетворкинг, мотивирует и вовлекает.
Кто необходим:
- эксперт-преподаватель;
- ведущий или координатор мероприятий.
Потоковое обучение — комплекс дополнительных синхронных мероприятий для студентов, которые проходят один и тот же асинхронный курс. Совместные занятия создают атмосферу единства, а это, в свою очередь, позволяет студентам учиться гораздо активнее и быстрее.
Лучше всего организовывать такое обучение на многоуровневой платформе — такой, где можно организовать несколько каналов связи (например, отдельный чат для группы и куратора, форум для обсуждения) и задействовать разные интерактивные инструменты. Но если такой возможности нет, то можно попробовать и доступные мессенджеры.
Как это работает
Для организации потокового обучения можно использовать любые идеи из нашего списка. Например, подготовить встречи в начале и конце курса, назначить несколько занятий с разбором домашних заданий — это не потребует особенных усилий от координатора.
Ещё один вариант — еженедельные встречи группы с преподавателем с определённым расписанием и графиком прохождения модулей. С одной стороны, такая схема мотивирует проходить модули в установленный срок, а с другой — оставляет за студентом возможность учиться в удобное время.
Можно и серьёзно подойти к методологии: продумать комплекс мероприятий, который будет работать и на ощущение единства группы, и на образовательные результаты — например, усиливать каждую компетенцию, которая была заложена при проектировании курса.
Совместный разбор домашних заданий
Для чего: стимулирует выполнять задания и соблюдать дедлайны, даёт возможность восполнить пробелы в знаниях и оперативно помогать студентам в процессе учёбы.
Что необходимо:
- практические работы;
- проверяющий преподаватель.
Суть проста: преподаватель комментирует практические работы, которые студенты выполнили на курсе. Особенно хорош этот формат для творческих и «мейкерских» курсов, где можно показать выполненные студентами работы (например, рисунки), обсудить успехи и ошибки, а заодно повторить пройденный материал. Но и для других курсов, где есть домашние задания, с которыми возникают сложности, это полезно.
На таких разборах студенты также могут задать вопросы по практическим работам и материалам курса, пообщаться с преподавателем.
Как это работает
Как правило, встречи проводятся с заранее оговорённой периодичностью, например, раз в неделю или месяц. Провести их можно в нескольких форматах:
- Вопрос-ответ. Преподаватель отвечает на вопросы студентов по домашним заданиям и материалу курса. Основные вопросы лучше собрать со студентов заранее, чтобы было время подготовиться, а дополнительные они могут задать уже во время встречи. В этом случае сдача и проверка работ заранее необязательна.
- Классический разбор. Преподаватель даёт обратную связь по уже проверенным домашним заданиям и комментирует повторяющиеся ошибки. Он может также кратко объяснить материал или тему, которые уже вызвали наибольшее количество ошибок и сложностей.
- «Прожарка». В данном случае упор в обратной связи будет именно на ошибки и зоны роста. Сам процесс может быть построен по сценарной канве известных шоу — например, «Адской кухни» и других. Стоит отметить, что этот формат подойдёт не для всех. В любом случае нужно внимательно следить за тем, чтобы обратная связь была понятной для студента, а отношение — уважительным.
Вебинар-лекция
Для чего: помогает поддержать студентов и мотивировать их, восполнить пробелы в теоретической части курса.
Кто нужен: эксперт-ведущий.
На синхронной лекции эксперт даёт студентам теорию, которой нет в основном содержании курса. Формат не предполагает взаимодействия студентов друг с другом или активного общения с экспертом, кроме вопросов в конце.
Как это работает
Дополнительная лекция. Она может восполнять пробелы в материале, которые обнаружились уже во время прохождения курса студентами. Например, бывает, что уровень предварительной подготовки слушателей не соответствует той, которая требуется для успешного освоения учебного материала, поэтому надо организовать лекцию по базовым понятиям, которые могут быть им незнакомы. Ещё один пример — темы, которые традиционно (как показывает опыт предыдущих потоков) вызывают много вопросов у учащихся.
Лекция от звезды. Главная цель такой лекции — мотивировать и вовлечь учащихся. В качестве звезды может выступать знаменитый эксперт. Гость обычно рассказывает о своём пути, даёт советы новичкам, делится своим опытом и таким образом вдохновляет студентов не останавливаться и продолжать учёбу.
Мастер-класс
Для чего: развивает практические навыки студентов, мотивирует и вовлекает.
Что необходимо:
- эксперт-ведущий;
- расходные материалы;
- программное и/или техническое обеспечение.
На мастер-классе эксперт демонстрирует выполнение какой-то профессиональной задачи, а студенты повторяют за ним и могут задавать вопросы в процессе. При этом формат не предполагает активную обратную связь или взаимодействие студентов друг с другом.
Как это работает
Скринкаст. Эксперт демонстрирует работу с определённой программой или приложением (например, графический редактор, CRM-система), комментирует свои действия, делится лайфхаками и отвечает на вопросы. Фактически это тоже мастер-класс, но по применению какого-то инструмента.
Демонстрация. Эксперт показывает отдельный практический навык: например, как снять мерки для шитья одежды или правильно заваривать кофе. Главное отличие от скринкаста в том, что для организации может понадобиться не просто компьютер с выходом в интернет, но и дополнительное оборудование — камеры, микрофоны и так далее.
Ролевая игра. Этот формат хорош для развития гибких навыков. Эксперт в паре с помощником или студентом демонстрирует, как изучаемый материал работает на практике. Например, он может воссоздать ситуацию с недовольным клиентом и показать, как отработать возражения. Такой мастер-класс особенно полезен, если в процессе эксперт может импровизировать, а не просто разыгрывать определённый сценарий.
Кейс-сессия (кейс-стади)
Для чего: развивает практические навыки студентов и вовлекает их в учёбу.
Что необходимо:
- подготовленные и описанные структурно кейсы;
- эксперт-ведущий.
Студентам предлагают изучить и проанализировать несколько практических кейсов — реальных или приближенных к ним ситуаций. Они могут быть разного уровня сложности и степени проработки, с готовым решением и без него.
Кейс-сессии хорошо подходят для курсов, где студенты учатся решать задачи, у которых нет единственного верного ответа. Например, в обучении клиентскому сервису учащиеся могут проанализировать конфликтную ситуацию с клиентом и предложить решение, а студенты-юристы изучат материалы судебного дела и предложат свою тактику защиты.
Как это работает
Разбор кейсов. Преподаватель предлагает студентам ряд кейсов с подробным описанием и готовым решением. Учащиеся индивидуально или в группах анализируют их, выявляют сильные и слабые стороны решения. Задача преподавателя — помочь группе правильно проанализировать ситуации, увидеть важные закономерности и сделать выводы.
Решение кейсов. Студенты изучают подробно описанные кейсы, у которых нет готового решения. Его они индивидуально или в группах вырабатывают сами. Ведущий в данном случае выступает как фасилитатор сессии и даёт обратную связь по предложенным решениям в конце занятия. А если кейс был реальным — рассказывает, чем он закончился в жизни.
«Ночь провалов». Кейс-сессия, на которой изучают неудачные кейсы, провалившиеся проекты. На таких примерах студенты научатся видеть подводные камни, находить основные ошибки, которые допускают специалисты, и разбираться в их причинах.
«Истории успеха». Здесь всё с точностью до наоборот — студенты изучают успешные, выдающиеся проекты. Они могут проанализировать, с чем был связан успех, и вдохновиться на собственные свершения.
Защита итоговых проектов
Для чего: развивает софт-скиллы студентов.
Что необходимо:
- критерии оценки работ;
- эксперт или несколько экспертов для оценки и обратной связи;
- модератор мероприятия.
Как правило, защита проводится в конце курса как итоговая аттестация. Учащиеся публично презентуют результаты своей работы на курсе, а оценивает их эксперт или экспертная комиссия. Причём для учащихся это возможность не только показать свой проект, индивидуальный или групповой, но и прокачать навык самопрезентации.
Как это работает
Студенты готовят презентации итоговых проектов под руководством куратора, как правило, по предварительно разработанной структуре. Их заранее просматривают либо один эксперт-преподаватель, либо комиссия. А непосредственно на защите каждый студент по очереди презентует проект и отвечает на вопросы.
В завершение эксперты дают студенту обратную связь по проекту. Полезно, чтобы на встрече был куратор-ведущий: он может провести вводную и завершающую поздравительную часть, следить за временем выступлений и решать технические и административные вопросы.
Практико-ориентированные активности
Воркшоп
Для чего: развивает практические и гибкие навыки студентов, учит их работать в команде.
Кто нужен: эксперт-ведущий.
Главная цель воркшопа — безопасно применить полученные навыки с помощью упражнений и симуляций. Студенты активно работают индивидуально и/или друг с другом, чтобы попробовать свои силы или отточить мастерство. При этом воркшоп может включать небольшую лекцию, демонстрацию и обратную связь от эксперта.
Как это работает
Study with me. Это синхронная сессия по мотивам популярных YouTube-видео, когда блогеры учатся и работают параллельно с подписчиками. Её главная цель — помочь студенту выделить время на практику. Для этого организуется совместное выполнение домашних заданий или практических работ. А вот эксперт-преподаватель в таком воркшопе, как правило, не участвует.
Классический воркшоп. Практическое занятие или тренинг-сессия, в которую входит серия упражнений. Обычно их разрабатывает эксперт с помощью методиста. Студенты практикуются в мини-группах или индивидуально во время сессии, закрепляют на практике пройденный материал и получают обратную связь.
Спринт
Для чего: помогает быстро прокачать конкретный навык, мотивирует.
Что необходимо:
- проверяющий преподаватель;
- ведущий сессий / куратор;
- разработанные задания для микропроектов.
Спринт — это цикл из двух-трёх практико-ориентированных занятий. Его главная цель — быстро прокачать отдельный комплексный навык, например, создание дизайна для плаката или стратегии продвижения в социальной сети по брифу клиента. Студенты создают микропроект индивидуально, а потом он становится кейсом в их портфолио.
Такой формат хорошо подходит для курсов дополнительного профессионального образования с достаточно широкими темами.
Как это работает
Спринтом может быть серия из трёх вебинаров. Первый и второй идут с перерывом в сутки. Для каждого преподаватель разрабатывает бриф, референсы (примеры) и даёт минимальную необходимую теорию. Учащиеся сначала практикуются, а потом начинают работу над своими задачами.
Третий вебинар проходит через неделю после второго. В его рамках преподаватель оценивает работы студентов, даёт обратную связь и подводит итоги.
Буткемп
Для чего: позволяет получить практику за короткий срок, попробовать себя в командной работе, помогает нетворкингу, развитию гибких навыков и поддержке студентов.
Что необходимо:
- куратор группы (как правило, с предметной экспертизой);
- эксперт-преподаватель;
- ведущий или координатор мероприятий;
- многоуровневая платформа для коммуникации участников;
- в офлайн — пространство для занятий;
- реальные кейсы для работы проектных команд.
Буткемп — это микс из теории и практики в интенсивном режиме. Студенты изучают максимально сжатую информацию, необходимую для практики, а потом в командах создают свой проект. Модули асинхронного курса в данном случае служат способом более глубокого погружения в тему.
Такой формат хорошо работает в ситуациях, когда студентам нужна команда и поддержка предметного эксперта для подготовки финального продукта. Буткемп также подходит и для начинающих — как возможность попробовать погрузиться в какую-то профессию или влиться в сообщество специалистов.
Как это работает
В качестве примеров можно привести буткемпы от Skillbox:
- Только онлайн.
Буткемпы «Запустите онлайн-курс за 6 недель» и «Hard Surface». Эти программы включали три-четыре вебинара в неделю, длительностью по полтора часа, — лекции от экспертов и практику с разбором реальных кейсов. В перерывах между занятиями группа работала над проектом под наставничеством тьютора-эксперта. А общение и совместная работа студентов и тьюторов поддерживались на платформе Skillbox с чатом, общими досками для задач и другими полезными инструментами.
- Смешанный.
Буткемп Sound Safari (курс по саунд-дизайну и озвучивание ролика от реального заказчика) был реализован в смешанном формате. Первые три дня проходили в Тверской области — студенты выезжали на природу, посещали мастер-классы и лекции по саунд-дизайну, собирали личную библиотеку звуков природы в полевых условиях. Заодно они налаживали связи друг с другом и экспертами отрасли. В конце поездки учащиеся получили бриф с задачей от заказчика и начали работу над проектом в команде.
Затем в течение семи дней участники в онлайн-режиме создавали озвучку для полутораминутного ролика. В это же время участникам открывали все необходимые для проектной работы асинхронные курсы. Тьютор-эксперт помогал правильно выстроить работу команды и выступал в роли наставника. Общение и совместная работа студентов и тьюторов поддерживались на платформе Skillbox.
Проектная работа
Для чего: для практики и развития навыков.
Что необходимо:
- куратор группы (как правило, с предметной экспертизой);
- эксперт-преподаватель;
- ведущий или координатор мероприятий;
- реальные кейсы для работы проектных команд.
Студенты объединяются в проектные команды и вместе решают реальную практическую рабочую задачу, в результате чего должен появиться совместный продукт — например, видеоклип, маркетинговая стратегия, исследование.
Это хорошая прокачка практических навыков и возможность использовать полученные на курсе знания в деле. Проектная работа помогает развивать и софт-скиллы, ведь учащимся нужно распределить роли и задачи в команде, планировать свою работу, взаимодействовать друг с другом. А с другой стороны, проектная работа хорошо поддерживает студентов, которые асинхронно проходят смежные курсы. Например, в команду можно объединить оператора, режиссёра и монтажёра для создания видеоролика или продюсера и методиста для создания онлайн-курса.
Как это работает
Приведём в пример проектные работы, которые создавали студенты Skillbox:
- Проектные работы студентов направления «Игры». Учащиеся смежных курсов (например, геймдизайнер, разработчик игр, 3D-аниматор) объединялись в команды для работы над созданием игр по брифу от реального заказчика. Студентов поддерживал куратор-эксперт.
- Проектная работа студентов асинхронного курса «Python-разработчик». Студенты объединялись в команды, чтобы написать программу для машинного анализа данных по брифу от реального заказчика. В каждой команде были тимлид и разработчики, а курировал их работу тьютор-эксперт — он проводил их по всем этапам разработки и помогал достичь результата.
Корпоративное обучение
Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев
Узнать подробнее