11 ингредиентов вовлечённости в обучение: рецепт Аризонского университета
Авторы утверждают, что после внедрения в преподавание этих практик студенты стали отчисляться на 30% реже.
Фото: Kentaroo Tryman / Getty Images
Вопросами посещаемости и отчислений, как и другими организационными аспектами, в вузах занимаются административно-учебные подразделения — деканаты. Но студенты регулярно взаимодействуют не столько с ними, сколько с преподавателями. Именно у преподавателей больше всего возможностей повлиять на вовлечённость студентов — чтобы они не пропускали занятия, выполняли задания в срок, сдавали сессии без долгов и, соответственно, реже отчислялись.
Преподаватели Инженерного колледжа Аризонского университета (США):
- исследовали, по каким причинам студенты (в первую очередь рассматривали опыт обучающихся на STEM-направлениях, то есть математике, естественным наукам, технологиям и инженерии) чаще всего бросают университет;
- выявили эмоциональные и когнитивные (то есть связанные с умственной нагрузкой) области, которые влияют на удержание учащихся в вузе;
- выбрали методы влияния на эти области — конкретные преподавательские практики, которые, по их словам, можно применять независимо от дисциплины, формата обучения (очного или онлайн) и ступени высшего образования.
Об этих методах преподаватели подробно рассказали в статье Scalable and Practical Teaching Practices Faculty Can Deploy to Increase Retention: A Faculty Cookbook for Increasing Student Success («Масштабируемые практические методы, которые преподаватели могут использовать для удержания студентов: „кулинарная книга“ преподавателя для улучшения результатов учащихся»).
Применение этих методов на базовом инженерном курсе Аризонского университета, как рассказали авторы статьи, помогло повысить удержание студентов на 30%. В статье приведены как чисто преподавательские подходы, так и организационные. Здесь мы перескажем про преподавательские, а про организационные можно прочитать тут.
Перед тем как переходить к конкретным методам, разберём, о каких областях воздействия идёт речь.
Что влияет на готовность студента отчислиться
Проанализировав научные работы по теме, авторы выяснили, что студенты-инженеры чаще всего отчисляются или переводятся на другие направления, когда учиться оказывается слишком сложно (из-за недостаточного уровня подготовки в школе) и когда их не удовлетворяют учебная программа, академическое и карьерное консультирование в вузе, а также отношения с преподавателями. Исследователи решили сфокусироваться именно на последнем аспекте, упомянув результаты научных работ, которые свидетельствуют о том, что отношения между студентами и преподавателями действительно влияют на академические успехи будущих инженеров.
Авторы исходят из того, что, контактируя со студентом, преподаватель может воздействовать на разные эмоциональные и когнитивные области — например, на учебную мотивацию или представление студента о своих способностях. Для текущей статьи исследователи выбрали четыре области, в которых, по их наблюдениям, студенты Аризонского университета испытывают наиболее заметный дефицит.
Первые три из этих областей — эмоциональные, а четвёртая связана с когнитивными (мыслительными) процессами:
- Установка на рост, или мышление роста. Суть теории мышления роста в том, что люди по-разному реагируют на сложные задачи из-за того, что у них сформированы диаметрально противоположные установки. Люди с фиксированным мышлением уверены, что их результаты зависят только от врождённых способностей, а люди с установкой на рост, наоборот, верят, что успехи и неудачи зависят от приложенных усилий. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, они воспринимают их как зону для роста: «Буду стараться больше». Преподаватели могут настраивать своих учеников на мышление роста.
- Самоэффективность — один из компонентов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Под этим термином понимают веру в собственные силы, в способность достичь успеха. Самоэффективность формируется из четырёх источников: личного опыта мастерства (то есть успешного результата от применения своих способностей), косвенного опыта (примеров успеха других людей), социального убеждения (то есть из поддержки окружающих), а также эмоционального и физиологического состояния (например, уровня стресса). Причём есть данные, что наиболее значимые из этих факторов — социальное убеждение и косвенный опыт и что методы преподавания действительно могут повлиять на уровень самоэффективности учащихся.
- Чувство принадлежности к окружению или сообществу. В контексте образования оно проявляется как ощущение «Я студент этого университета, и я на своём месте». Известно, что отсутствие чувства принадлежности к вузу демотивирует и может привести к желанию бросить обучение. Например, девушки на инженерных и естественно-научных направлениях могут ощущать, что заходят на «мужскую» территорию, что «им здесь не место». Также известно, что независимо от своего пола студенты в первом поколении (то есть из семей, где ни у кого нет высшего образования), оказавшись в университете, испытывают похожие трудности. Исправить ситуацию помогают положительные примеры — такие как истории других студентов из той же социально-демографической группы, которые испытывали трудности при адаптации к вузу или колледжу, но успешно их преодолели.
- Метапознание. Термин ввёл в науку американский психолог Джон Флейвелл, и обозначает он человеческую способность анализировать собственные мыслительные процессы, управлять ими, понимать, как именно они происходят. Есть исследование, доказывающее, что рефлексия о своём процессе познания улучшает учебные результаты. А ещё метапознание тесно связано с навыками саморегулируемого обучения — самостоятельной постановки учебных целей, контроля их достижения и оценки результатов. Студентов стоит подталкивать к рефлексии и знакомить с метакогнитивными стратегиями.
Все методы, которые рекомендуют авторы статьи, воздействуют на одну или сразу несколько из четырёх названных выше областей. Однако исследователи отмечают, что работа над одной областью может воздействовать на другую как положительно, так и отрицательно. Например, один из экспериментов показал, что методы развития самоэффективности у студенток инженерных специальностей заметно снизили у них ощущение принадлежности.
Другое же исследование среди женщин и этнических меньшинств, обучающихся на STEM-специальностях, продемонстрировало, что воздействие на чувство принадлежности к вузу может негативно сказываться на других эмоциональных областях, таких как мышление роста и самоэффективность.
С другой стороны, есть исследование, результат которого говорит о положительном влиянии разных областей друг на друга — например, о том, что мышление роста связано с более активным применением активных учебных стратегий. Здесь же исследователи заметили взаимосвязь между самоэффективностью, установкой на рост, готовностью к коллаборации в обучении и конструированием знаний. Также есть несколько исследований, показывающих позитивное взаимовлияние мышления роста и самоэффективности. Вот, например, одно из них.
Авторы статьи предупреждают, что результаты применения тех или иных методов не универсальны, потому что зависят от многих параметров — например, могут по-разному влиять на девушек и юношей, быть более или менее эффективными в зависимости от учебного контекста и способа реализации. Рекомендуется начать с внедрения одной-двух практик в семестр и проследить, как это повлияло на вовлечение студентов. Здесь очень важны рефлексия и контроль со стороны преподавателя, чтобы вовремя скорректировать вмешательство, а ещё авторы статьи рекомендуют действовать совместно с другими преподавателями, обмениваясь опытом и инсайтами.
В этой статье назовём методы и практики, которые авторы рекомендуют применять непосредственно на занятиях. Для каждого метода указана рекомендуемая регулярность с расчётом на принятые в Аризонском университете три часа занятия по одной дисциплине в неделю на протяжении 15-недельного семестра, то есть 45 занятий в семестр.
Активное обучение
На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
Активное обучение подразумевает, что студенты не просто слушают и запоминают материал, как во время лекций, а сами ищут и анализируют информацию, конструируют свои знания (конечно, с поддержкой и контролем преподавателя). Активные методы обучения также включают в себя работу в парах и группах — дискуссии, эксперименты, проектную деятельность. Благодаря этому студенты не только осваивают материал, но и приобретают универсальные навыки: умение работать в команде, мыслить системно и креативно, планировать и контролировать свою деятельность.
Внедрение наставничества
На что влияет: на самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
Суть в том, что старшие студенты могут поддерживать в учёбе младшекурсников: помогать им разбираться со сложными темами, задавать наводящие вопросы и отмечать ошибки в рассуждениях, делиться своими учебными стратегиями, давать конструктивную обратную связь.
Взаимодействие с наставником, который при этом находится со студентом наравне, снижает тревожность учащихся (в первую очередь у первокурсников), ведь к другому студенту не так страшно обратиться с «глупым» вопросом, как к преподавателю. К тому же студент-наставник может стать ролевой моделью для первокурсника: «Он такой же, как и я, и он справился с трудностями, которые я испытываю сейчас, значит, и я смогу».
Формирующее оценивание
На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
Формирующее оценивание включает в себя приёмы и техники, которые позволяют, во-первых, получить обратную связь от студентов и соответственно скорректировать материал (например, уделить больше внимания сложному вопросу), а во-вторых, дать обратную связь студентам, чтобы направить их в дальнейшем развитии.
В отличие от обычных отметок, практика формирующего оценивания предполагает, что даже неправильный ответ — это лишь шаг к более глубокому пониманию материала. Например, преподаватель спрашивает у студента, как он пришёл к тому или иному выводу. В случае ошибки это позволяет проследить, в какой момент учащийся в своих рассуждениях «свернул не туда», а правильный ответ доказывает, что студент понял материал, а не просто вызубрил параграф из учебника.
Исследователи из Аризонского университета называют отдельно два приёма формирующего оценивания — использование технических средств для мгновенного фидбэка (например, студенты могут отвечать на вопросы синхронного квиза с помощью смартфонов или специальных устройств для интерактивной доски — «кликеров») и устные опросы. Несмотря на то что они могут поначалу восприниматься негативно, регулярная практика и доброжелательная атмосфера в аудитории, как считают исследователи, изменят это отношение. Как вариант, они предлагают предупреждать выбранных студентов, что сегодня на занятии им предстоит ответить.
Групповая работа
На что влияет: на самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
Совместно решая задачу или работая над проектом, студенты учатся друг у друга, задают однокурсникам вопросы и отвечают на них, объясняют ход своих мыслей — то есть косвенно развивают навыки метапознания. А успешное выполнение группового задания развивает в том числе ощущение личной самоэффективности. Взаимодействие в группе идёт на пользу и чувству принадлежности.
Также, по словам исследователей, участие в групповых активностях особенно значимо для студентов, которые чувствуют себя наименее включёнными в коллектив: представителей этнических меньшинств, девушек на преимущественно «мужских» специальностях, новеньких, которые недавно перевелись. Здесь преподавателю важно учитывать групповую динамику и грамотно управлять ей.
Авторы статьи рекомендуют менять составы групп в течение семестра, чтобы каждый учащийся поработал с как можно большим числом однокурсников.
Моделирование желаемого поведения
На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
По словам исследователей из Аризонского университета, развивая у студентов мышление роста, метапознание, чувство принадлежности и самоэффективность, преподавателю полезно самому их демонстрировать.
Например, если преподаватель улучшает свой курс с помощью обратной связи от студентов, таким образом проявляя установку на рост, то им станет проще перенять такую модель поведения. А если лектор случайно допустит ошибку в решении задачи или логических рассуждениях и затем вслух проанализирует, какие когнитивные процессы привели к неточности и как её исправить, это будет и урок метапознания, и вклад в развитие чувства принадлежности, ведь студенты наверняка почувствуют с ним общность (все мы люди, все мы ошибаемся).
Стиль общения для создания благоприятной атмосферы
На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: на всех занятиях.
Эмоции, которые студенты испытывают в процессе обучения, играют важную роль в их вовлечённости, а значит, косвенно действуют и на академические результаты, и на шансы завершить обучение. На то, комфортно ли ощущают себя студенты, влияет в том числе стиль общения, свойственный преподавателю. По словам авторов статьи, первокурсники инженерных специальностей нередко слышат от преподавателей: «Две трети из вас не сдадут следующую сессию» — что, конечно, не идёт на пользу ни самоэффективности, ни ощущению принадлежности. Уязвимым группам студентов могут особо навредить саркастичные замечания, высмеивание ошибок и «глупых» вопросов.
В то же время позитивный стиль общения, нацеленный на создание доброжелательной обстановки, способен принести много пользы. Похвала за приложенные усилия, даже если результат пока далёк от идеала — это вклад в развитие установки на рост. А когда желаемая цель будет достигнута, вербальное признание успеха станет источником для развития самоэффективности.
Формированию чувства принадлежности помогают, казалось бы, даже незначительные фразы вроде «Вы будущие инженеры», а также запоминание имён студентов. Когда на потоке больше ста учащихся, это может стать непростой задачей, но как показывает опыт преподавательницы биологии из Университета штата Сан-Франциско (США), желания это сделать достаточно для того, чтобы сформировать социальные связи со студентами.
Запись лекций
На что влияет: на метапознание и чувство принадлежности.
С какой регулярностью применять: от 9 до 45 занятий в семестр.
Возможность в любой момент прослушать лекцию в записи позволяет студентам управлять своим обучением за пределами университетской аудитории. Записи помогут освежить в памяти пройденный материал, когда те же темы или концепции встретятся позже или на смежном курсе, и выстроить новые знания на базе имеющихся. К тому же бывает, что во время очной лекции учащийся не успевает законспектировать важные тезисы, что особенно актуально для студентов с дислексией и для тех, кто учится не на родном языке.
Также авторы статьи отмечают, что записанные преподавателем лекции идут на пользу формированию социальных связей между ним и студентами — что, в свою очередь, усиливает чувство принадлежности. Кстати, данные, полученные исследователями из РГПУ им. А. И. Герцена, говорят о том, что присутствие лектора в кадре (а не просто запись презентации с голосом) важно для студентов, так как они видят перед собой живого человека, который транслирует не только знания, но и своё отношение к предмету, профессиональные ценности.
Решение задач и проблем из реального мира
На что влияет: на самоэффективность, чувство принадлежности и метапознание.
С какой регулярностью применять: от 3 до 9 занятий в семестр.
Использование в обучении задач и проблем, с которыми в своей практике сталкиваются профессионалы, помогает студентам развивать самоэффективность: «Я способен справиться с теми же задачами, которые решают эксперты». И закономерно, что работа с задачами «настоящих инженеров» идёт на пользу чувству принадлежности.
К тому же такой подход помещает содержание обучения в реальный контекст, сложный и неоднозначный, и это побуждает студентов использовать метакогнитивные стратегии, чтобы найти эффективное решение проблемы или кейса. Вообще, как отмечают авторы статьи, решение разнообразных проблем в течение курса значительно развивает метапознание: студенты не просто заучивают и применяют правила и алгоритмы, но и тренируются выбирать самые подходящие, комбинировать их, переносить из одного контекста в другой.
Помощь в поиске вакансий и стажировок
На что влияет: на самоэффективность, чувство принадлежности и метапознание.
С какой регулярностью применять: от 3 до 9 занятий в семестр.
Исследователи из Аризонского университета заметили, что многим студентам не хватает навыков для поиска подходящих вакансий для подработки или стажировки. Поэтому они рекомендуют преподавателям рассказывать учащимся о разных аспектах трудоустройства, поощрять их желание получить рабочий опыт, подсказывать, куда конкретно можно обратиться. Успешная стажировка или подработка по профилю пойдёт на пользу и обучению, так как повысит ощущения самоэффективности и принадлежности, а также побудит применять стратегии метапознания, соединяя учебный материал с реальным профессиональным контекстом.
Использование музыки
На что влияет: на самоэффективность и чувство принадлежности.
С какой регулярностью применять: от 3 до 9 занятий в семестр.
По мнению авторов статьи, которое они подкрепляют ссылками на исследования, музыка на занятиях способна повлиять на самоэффективность, так как снижает у студентов уровень стресса — а значит, способствует достижению успеха в решении учебных задач. Исследователи из Аризонского университета рекомендуют даже во время экзаменов включать музыку на выбор студентов, чтобы снизить тревожность.
Читайте также:
Обучение тому, как учиться
На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.
С какой регулярностью применять: от 1 до 3 занятий в семестр.
Студенты, как правило, плохо владеют навыками метапознания и не умеют управлять своим процессом обучения. Особенно первокурсники, которые пока ещё не отвыкли от школьного подхода, когда их учебный процесс постоянно кто-то контролирует — учителя, репетиторы, родители.
Авторы статьи называют пять метакогнитивных стратегий, которые стоит передать студентам:
- Самообъяснение — последовательное рассуждение о сложной теме или концепции. Правда, стоит учесть, что недавно было доказано: для лучшего запоминания материала годится и практика самообъяснения, и практика «объясни другому». А вот для более глубокого понимания лучше работает практика «объясни другому». Правда, у этого приёма есть нюансы.
- Саморегуляция в обучении проявляется, когда человек самостоятельно управляет тем, когда и как он учится. Развитие этого навыка можно начать, предложив студенту составить план освоения материала или работы над задачей — с тем, чтобы он сам разбил его на конкретные шаги.
- Практика извлечения (по англ. retrieval practice) заключается в том, что, учащиеся периодически стараются вспомнить изученное ранее. Не просто перечитать главу учебника или переслушать запись лекции заново, а именно извлечь из своей памяти то, что там сохранилось после первого чтения или прослушивания. Эта стратегия помогает закреплять информацию в долговременной памяти, «доставать» её для применения, когда возникнет необходимость, а также связывать новую информацию с уже известной.
- Равномерное обучение. Этот подход тоже связан с особенностями работы нашей памяти, и его суть в том, что многочасовые учебные занятия менее эффективны, чем более короткие и распределённые во времени. Мозг просто не способен без потерь перенести большой объём информации из кратковременной памяти в долговременную. Порции новых данных должны быть ограниченными, а для запоминания мозгу нужен полноценный сон, и поэтому, например, попытки выучить материал за весь курс в ночь перед экзаменом обречены на провал. Так что стоит объяснить студентам, что эффективнее учить за один раз меньше, но зато делать это регулярно и равномерно, чем пытаться охватить сразу много материала.
- Разработка. Эта стратегия состоит в том, что при изучении нового материала нужно начать с общей концепции, а затем разобраться в ней до мельчайших деталей, используя уточняющие вопросы вида: «Почему происходит A?», «При каких условиях верно B?», «Как работает С?». Тот же принцип, только применяемый к структурированию учебных материалов, описывает теория разработки Чарльза Рейгелута.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!