Образование
#статьи

Что такое проектное обучение и где оно применяется

Гид по методу, который возник больше ста лет назад, но при этом эффективно отвечает на вызовы XXI века.

Фото: skynesher / Getty Images

Метод проектов начал широко внедряться ещё в начале XX века. Например, в ходе педагогических экспериментов в СССР 1920-х годов проектное обучение на время полностью вытеснило классно-урочную систему. Но уже в 1931 году сторонников этого подхода обвинили в «разрушении школы», и эксперимент свернули. В наше время проектное обучение снова используется в образовательной практике.

Расскажем, что оно из себя представляет, на каких принципах основано и как применяется.

Что представляет собой проектное обучение

Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов, — это подход, при котором студенты обучаются в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи. Такая деятельность становится учебным проектом, и в результате него учащиеся должны достичь осязаемого, практически значимого результата, создать конечный продукт. Продуктом может быть что угодно в зависимости от темы проекта — например, план мероприятия, технический чертёж, видеоролик, журнал, выращенный в теплице урожай, дизайн помещения, веб-сайт или мобильное приложение, бизнес-план.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как в реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. А значит, он должен быть не только практически значимым, но и помогать учащимся приобретать новые навыки и компетенции, обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, давать им опыт продуктивной деятельности.

Важно заметить, что создание продукта — это ключевая и необходимая характеристика проектного обучения, отличающая его, например, от проблемно-ориентированного, в котором продукта может и не быть. Правда, что именно считать продуктом учебного проекта — дискуссионный вопрос, и организаторам обучения нередко приходится решать его самостоятельно.

Например, Татьяна Хавенсон, научный руководитель образовательной программы «Доказательное развитие образования» и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, что при внедрении проектного обучения в магистратуру этого Института она и её коллеги условились, что результатом учебного проекта может быть как полностью самостоятельный продукт, так и его значимая часть. Скажем, итоговый продукт научного исследования — это публикация статьи в профильном журнале. Студент может подключиться к исследованию на одном из этапов, и часть общей работы станет его учебным проектом. При этом студент тоже должен создать значимый, ценный продукт — анкету для опроса респондентов, отчёт по анализу рынка, обзор литературы по проблеме и так далее. То есть для большого проекта этот результат промежуточный, а для учебного проекта конкретного студента — конечный.

На каких принципах основано проектное обучение

Считается, что ключевые принципы проектного обучения (как, кстати, и проблемно-ориентированного) проистекают из педагогических идей Джона Дьюи — американского реформатора образования начала XX века. Хотя сам термин «метод проектов» популяризовал его ученик Уильям Килпатрик, издав в 1918 году одноимённую книгу, в экспериментальной Лабораторной школе Дьюи уже до этого применялись исследовательская и проектная деятельности.

Джон Дьюи исходил из того, что в центре образовательного процесса должен находиться ученик, его интересы и потребности. По мнению педагога, лучший педагогический подход — это «обучение деланием», а сами учебные задания должны быть из мира ученика, помогать ему решать реальные жизненные проблемы. При этом Дьюи уделял большое внимание навыкам сотрудничества, активному участию школьников в жизни социума, развитию у них рефлексии и критического мышления. Эти идеи играют важную роль и в современной реализации метода проектов.

Уже в наше время Маастрихтский университет в Нидерландах сформулировал четыре главных принципа эффективного проектного обучения:

  • Конструктивистский подход. Обучение должно быть активным процессом, в котором учащийся получает знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.
  • Релевантный контекст. Студенты учатся решать задачи, значимые для реальной жизни, — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами.
  • Совместное обучение. Студент в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе. Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь.
  • Самостоятельность. Преподаватели готовы консультировать студентов и помогать им в процессе работы над проектами, однако активная роль остаётся самим учащимся. Студенты учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Эти же навыки относятся к концепции саморегулируемого обучения, в котором внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму.

Где и с какой целью применяется проектное обучение

Проектный метод применяют во всех сегментах образования — от дошкольного до обучения на рабочем месте. Разумеется, при сохранении ключевых принципов, организация проектной деятельности может видоизменяться в зависимости от возраста и компетентности учащихся. От этих факторов зависят и цели проектного обучения.

Фото: Halfpoint / Shutterstock

Например, Игорь Сергеев в пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» отмечает, что в школьном образовании проектный метод используется в первую очередь для развития общеучебных умений и навыков. К ним относятся рефлексивные и исследовательские способности, управленческие, коммуникативные и презентационные навыки. Метод проектов стимулирует интерес к предмету, учит детей интегрировать знания из разных предметных областей, приближает обучение к жизни.

В среднем и высшем профессиональном образовании проектное обучение, помимо этого, помогает связывать компетенции учащихся с ожиданиями работодателей. В работе над проектами студенты глубже погружаются в предметную область, получают нужные софт-скиллы и опыт решения профессиональных задач — по сути, готовятся к будущей карьере. По словам Татьяны Хавенсон из Института образования НИУ ВШЭ, ещё одна задача, которую помогает решить проектное обучение, — индивидуализация опыта студентов. Выбирая среди различных проектов свой, учащиеся сами определяют, хотят ли они фокусироваться, например, на чисто прикладных или фундаментальных научных задачах, прокачивать профессиональные компетенции в одном выбранном направлении или пробовать разные.

На онлайн-курсах, обучающих профессиям, тоже широко применяется проектная деятельность под руководством экспертов в соответствующей профессиональной области. Как правило, успешная защита проекта (веб-сайта, дизайн-проекта, киносценария — в зависимости от тематики курса) необходима для получения диплома или сертификата.

Проектную деятельность внедряют и в обучение на рабочем месте — суть в том, что группа сотрудников выбирает проект, важный для их саморазвития и актуальный для компании, и работает над ним в сопровождении специалиста по обучению (бизнес-тренера или T&D-специалиста).

Каким может быть учебный проект

Учебные проекты очень разнообразны, теоретики предлагают множество способов их классификации — по доминирующей деятельности (прикладной, исследовательский, организационный, творческий и так далее), по продолжительности работы над ним, по предметно-содержательной области. Здесь разберём два параметра, которые наиболее важны на практике.

Индивидуальный или групповой проект

У каждого из этих видов свои преимущества и недостатки. Например, индивидуальные проекты дают учащемуся разносторонний опыт деятельности на всех этапах работы. Кроме того, можно выбрать проект под собственные предпочтения и интересы, развивать личную ответственность. Однако коммуникативный аспект в этом случае исчезает — нет общения с группой.

Фото: insta_photos / Shutterstock

Групповой проект позволяет формировать навыки сотрудничества, а комбинация в команде сильных сторон разных участников, их идей и взглядов идёт на пользу глубине проработки проекта. При этом может быть сложно оценить вклад каждого участника в общий результат.

Условный, реалистичный или реальный проект

Исследователи разделяют эти три вида проектов по их приближённости к реальной жизни. Условные проекты не связаны с внешними заказчиками и не выходят за рамки чисто учебной активности. Типичные примеры условного проекта — бизнес-план вымышленной компании или маркетинговая стратегия придуманного продукта. Условные проекты имеют свои преимущества — такие задания легко адаптировать под уровень компетентности учащихся, да и оценить результаты по заранее определённым критериям тоже несложно.

Реалистичный проект выполняется при участии внешнего заказчика — им может быть подразделение учебной организации или её партнёр из бизнес-индустрии. Заказчик инициирует проект на базе своих реальных рабочих задач и даёт студентам задание — например, разработать прототип продукта. Задача может быть сложной, но это всё ещё безопасная среда, потому что если студенты не выполнят проект или выполнят недостаточно качественно, заказчик ничем не рискует: в реальности у этой задачи низкий приоритет или её уже на самом деле выполнили профессионалы. В таком случае заказчик, по сути, просто предоставляет реальный кейс из практики.

И наконец, реальный проект — самый сложный из всех видов, с самыми высокими ставками. Это настоящая рабочая задача, приоритетная для компании-заказчика. Как правило, студент получает возможность поработать внутри организационной структуры — скажем, входит в команду программистов, разрабатывающих какой-то цифровой продукт. Конечно, вряд ли студенту доверят самые важные и содержательные задачи, но это позволит ему познакомиться с реальным процессом работы.

Как строится работа над учебным проектом

Помимо грамотного выбора проекта, важно также правильно организовать работу над ним. Для описания проектной деятельности часто используют термин «шесть „П“», обозначающий совокупность шести необходимых этапов и элементов:

  • Проблема. С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или прикладной) начинается вся работа над проектом. Проблему может предложить заказчик, педагог (руководитель проекта) или сами учащиеся. По сути, это необязательно проблема в буквальном смысле — это может быть просто задача, цель.
  • Планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид итогового продукта) и форму его презентации. А также — пошагово распланировать все шаги к достижению результата, указав конкретные действия, промежуточные итоги, сроки и имена ответственных.
  • Поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском, анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта.
  • Продукт. Четвёртый шаг — собственно работа над созданием продукта и его оформлением.
  • Презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат.
  • Портфолио. Это уже не этап, а скорее важный элемент проектной работы — отдельная папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией, результатами исследований и так далее). Её тоже представляют на защите, чтобы можно было оценить ход работы над проектом, развитие навыков участников в процессе. А ещё эти материалы могут послужить полезным ресурсом для подготовки будущих проектов по смежным темам.

Руководителю проектов также необходимо заранее определить критерии оценки и донести их до учащихся. Игорь Сергеев приводит в пособии «Как организовать проектную деятельность учащихся» такие критерии из практики государственной школы:

  • важность темы проекта;
  • глубина исследования проблемы;
  • оригинальность предложенных решений;
  • качество выполнения продукта;
  • убедительность презентации.

Какую роль играет педагог в проектном обучении

Повторимся, что проектное обучение — ученикоцентричный подход, то есть ученик или студент активно участвует в постановке целей, выбирает методы их достижения, планирует свою деятельность, рефлексирует над результатами. В идеале сами учащиеся предлагают темы для учебных проектов, обосновывают их актуальность, распределяют роли (если проект групповой), планируют работу и так далее.

Фото: Marcos Castillo / Shutterstock

Педагог в таком сценарии выступает не транслятором информации, а куратором и фасилитатором. Его задача — помочь ученикам отобрать наиболее перспективные темы и организовать самостоятельную продуктивную деятельность. Это требует от учителя развитых управленческих, креативных и коммуникативных компетенций.

Вот как роли педагога в проектном обучении обозначает Игорь Сергеев:

  • энтузиаст — повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению цели;
  • специалист — обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
  • консультант — организует доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  • руководитель — особенно в вопросах планирования времени;
  • тот, кто организует обсуждение (например, чтобы участники проекта совместно нашли способ решения возникших трудностей) и даёт обратную связь;
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт — даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

Важный вопрос: какой степенью самостоятельности должны обладать учащиеся в работе над проектом? Это зависит как от их возрастных особенностей, так и от владения навыками проектной деятельности. Например, как объясняет Ольга Солдатова, руководитель департамента образовательных программ группы компаний Roscamps и автор онлайн-курса «Проектная деятельность для учителей» от Фонда развития физтех-школ МФТИ, пятиклассники вполне активны и инициативны, но им объективно сложнее планировать своё время и деятельность, чем старшеклассникам. Поэтому чем младше ученики, тем более структурированной должна быть работа над проектом.

Однако и студенты вузов, и взрослые учащиеся онлайн-курсов не всегда готовы к большой самостоятельности в обучении — тем более если они начинают проектную деятельность впервые. Поэтому на первых порах руководителю проектов стоит обеспечить больше организационной поддержки. Главное — соблюдать баланс, не делать за учащихся то, что они способны выполнить сами, и не превращать их из активных деятелей в исполнителей.

«Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, безусловно, потребует от учителя больше внимания и времени при планировании занятий и подготовке к ним. Но в перспективе принесёт свои плоды: повысится мотивация у учеников, поменяется формат взаимодействия „учитель — ученик“, у учеников появится больше самостоятельности и ответственности, а у учителя — творческого подхода в работе», — считает Ольга Солдатова.

Что стоит учитывать, внедряя проектное обучение

Важно помнить, что идеальных методов обучения не бывает. В разных образовательных контекстах каждый из них может быть как полезен, так и неэффективен и даже вреден.

То же самое относится и к проектному обучению. Скажем, способно ли оно заменить привычные уроки в школе? Скорее всего, нет — без базовых теоретических знаний вряд ли получится найти эффективное решение сложной проблемы. К тому же далеко не все знания и навыки успешно формируются в ходе проектной работы.

Игорь Сергеев приводит в пример школьные предметы, содержание которых в первую очередь связано с науками — русский язык, математику, биологию, химию, физику и другие. Для них, считает Сергеев, проектный метод не заменит систематическое обучение традиционными методами. Поэтому работу над проектами по этим дисциплинам лучше включать не в уроки, а во внеклассную деятельность.

Другая категория учебных дисциплин — предметы менее научного и более прикладного характера, тесно связанные с будущей профессиональной и социальной жизнью учеников. К ним относятся, например, иностранные языки, информатика, обществознание, технология. «Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся», — пишет автор.

Татьяна Хавенсон рассказала о «подводных камнях» иного рода, возникающих в проектном обучении магистров Института образования НИУ ВШЭ. Преимущество здесь отдаётся реальным проектам, важным для заказчиков со стороны компаний или подразделений НИУ ВШЭ. Как отметила Татьяна, такие проекты бывает трудно найти, к тому же организация работы даже над небольшим проектом связана с обязательными формальностями — всегда нужно оформлять договор. Нельзя исключать конфликтные ситуации (вдруг кто-то из студентов не выполнит заказ или сделает некачественный продукт). Поэтому для поиска интересных проектов, организации работы и улаживания разнообразных вопросов вузу, как правило, нужен отдельный проектный офис.

Также, по словам Татьяны, надо учитывать, что студенты могут получить как позитивный, так и негативный опыт в ходе работы над проектами. Они обычно ожидают, что, выполнив задание, научатся чему-то конкретному. Однако кураторы проекта со стороны заказчиков из индустрии далеко не всегда имеют опыт преподавания, да и не стремятся его получить. Поэтому студенту может не хватать объяснений или обратной связи от них в процессе работы. В итоге он может посчитать, что получил от проекта меньше пользы, чем мог бы. Так что о таких вещах в идеале тоже стоит позаботиться перед запуском проектной деятельности — хотя бы проинструктировать заказчиков, а также реалистично описать процесс студентам, чтобы у них не было завышенных ожиданий.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована