Цитата недели: «Нам важно не внутри конкурировать, а „захватывать“ всё больше людей»
В новом подкасте обсудили то, как инфобизнес работает во благо всей сферы онлайн-образования.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Дарья Рыжкова
Основательница агентства Smart Ranking
Источник: подкаст «Что происходит в этом вашем эдтехе»
— Я к инфобизнесу очень позитивно отношусь даже с точки зрения развития всего эдтеха. <…> Нам важно не внутри конкурировать, а «захватывать» всё больше людей, которые вообще офлайн и которые ничего про наш эдтех не знают. И мне кажется, что как раз таки инфобиз за счёт этих вот своих маркетинговых инструментов, [которые] люди некоторые не очень любят, и всего этого хайпа на самом деле вовлекает в эту воронку больше людей, которые потом идут к тому же Skillbox, «Практикуму», «Нетологии». Может быть, они на предыдущем уровне прокачались, может быть, они разочаровались и решили, что им нужно, наоборот, что-то такое более фундаментальное, но в любом случае они уже в этой воронке, их вовлекли сюда и увеличили долю тех, кто как-то готов чему-то учиться онлайн.
Контекст
Основатель проектов Smart Course и EduMakers Михаил Мордасов и основательница агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова запустили на ютуб-канале «EduMakers» ежемесячный подкаст «Что происходит в этом вашем эдтехе». В первом выпуске, опубликованном 17 марта, они обсудили итоги 2023 года для индустрий EdTech и инфобизнеса и факторы роста компаний, а также какие проекты могут рассчитывать на инвестиции и какие есть перспективные направления в сфере онлайн-образования.
Говоря об итогах прошлого года, Дарья напомнила, что EdTech-компании заработали почти 120 миллиардов рублей, при этом темп увеличения рынка EdTech уже не такой динамичный, как раньше, ― по итогам 2023-го он составил 32%. Конечно, по сравнению с показателями периода пандемии наблюдаемый рост кажется очень скромным ― в 2020-м рынок вырос на 180% по отношению к 2019-му, а в 2021-м этот показатель составил 86%, но это смотря с чем сравнивать. Михаил Мордасов привёл для примера объём рынка HRtech ― по итогам 2022 года он составил всего 32 миллиарда (заметим, что по недавно представленным данным Smart Ranking, выручка крупнейших компаний в HRTech тогда была всё же больше этой цифры — она составила 52,4 млрд рублей, а по итогам 2023-го превысила 78 млрд, увеличившись за год на 40%). Основательница Smart Ranking согласилась, что на самом деле индустрия EdTech всё же показывает хороший рост.
А вот кто показал действительно грандиозный, по словам Дарьи Рыжковой, рост по итогам прошлого года, так это инфобизнес ― он заработал 158 миллиардов. Особенно это впечатляет с учётом того, что в 2022-м индустрия инфобизнеса почти не увеличилась (по сравнению с 2021-м её объём вырос всего на 1% и составил 95 миллиардов).
Если говорить о причинах роста доходов инфобизнеса, то, по словам Дарьи, Сергей Михайлов, генеральный директор платформы GetCourse, где часто размещаются онлайн-школы, которые принято относить к инфобизнесу (предположительно, там находится 70% всего рынка инфобизнеса), обычно отвечает так: «Они просто продают как не в себя». Ну а если серьёзно, то главными факторами роста, видимо, стало то, что, во-первых, в этом сегменте повысили цены, во-вторых, там увеличились повторные продажи, и к концу года они даже превысили продажи первичные.
При этом и Дарья, и Михаил заметили: нельзя не признать, что инфобизнес делает полезные вещи для развития EdTech-индустрии. Во-первых, приучает широкую аудиторию людей учиться онлайн. «Это создание привычки получать знания, навыки, применять их в реальной жизни у людей, которые никогда в жизни не думали, что они пойдут в онлайн-университет», ― прокомментировал Михаил Мордасов.
Во-вторых, EdTech-индустрия перенимает маркетинговые инструменты инфобизнеса, тем самым вовлекая пользователей. «С одной стороны, это суперпротиворечивый рынок с точки зрения этики, с другой стороны, они создают инструменты, которые потом эдтехи подхватывают и масштабируют на чуть более этичном [рынке]», ― сказал Михаил Мордасов. При этом он подчеркнул, что разделение на «этичное» и «неэтичное» очень условно: не надо думать, будто в инфобизнесе все мошенники, к тому же в EdTech, с учётом количества исков потребителей, тоже «далеко не всё всегда классно».
Кстати, ту же мысль высказывала в интервью Skillbox Media руководитель лаборатории образовательных продуктов MetodLab Варвара Егорова: инфобизнес способен втащить в воронку онлайн-обучения людей, которые даже не задумывались о получении какого-то образования, а просто были подписаны на какого-нибудь блогера и тот их вдохновил. Другое дело, что обещания, которые озвучивают на этапе прогревной воронки, должны быть адекватными и соответствовать реальным результатам.
Заметим, что во многом именно из-за нереалистичных обещаний в рекламе инфобизнеса в последние годы на государственном уровне стали обсуждать идею регулирования этой сферы. В Госдуме создали рабочую группу для этой цели.
Читайте также:
- Дело Аяза Шабутдинова и «Like Центра»: что о нём известно
- Суровый российский lifelong learning: почему учатся и не учатся взрослые россияне
- Цитата недели: «Необходимо очертить границы инфорынка и отделить его от образовательного»
- Где водораздел между EdTech и инфобизнесом? И всегда ли инфобизнес — инфомошенничество?