EdTech
#Мнения

Как избавиться от «проклятия джунов»? И есть ли эта проблема на самом деле?

Джунов в IT, кажется, уже переизбыток, а мидлы и сеньоры в дефиците. Можно ли сделать более продвинутые курсы, чтобы подготавливать тех, кто нужен?

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Индустрия онлайн-курсов, обучающих профессиям, выпускает в основном джунов, а нанимать их и дообучать на работе до нужного уровня готовы не все работодатели. Эту ситуацию часто называют «проклятием джунов».

«Компании хотят нанимать мидлов или сеньоров, а работу ищут в основном джуны. Но чтобы получить опыт, им нужен как минимум год реальной работы», — так сформулировала эту проблему СЕО образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирёва.

При этом мидлы и сеньоры в дефиците. Есть данные, что 61% работодателей сталкивается с нехваткой IT-специалистов, срок поиска сотрудников на вакансии в 2023 году увеличился вдвое. Казалось бы, вывод очевиден: значит, компаниям нужно нанимать джунов и растить их до необходимого уровня под присмотром наставников. Однако по данным того же опроса многие заявляют, что предпочтут опытных кандидатов без образования соискателям без опыта, но прошедшим профессиональное обучение, будь то вузовская программа или онлайн-курс.

Как решать этот парадокс со стороны EdTech-индустрии? Могут ли онлайн-школы подготавливать сразу до уровня мидла? Мы узнали мнение представителей онлайн-образования на этот счёт.

Существует ли «проклятие джунов» на самом деле?

Не все опрошенные нами представители EdTech-индустрии оказались согласны с тем, что проблема «проклятия джунов» сейчас стоит острее, чем раньше.

CEO онлайн-школы «Зерокодер» Кирилл Пшинник проблему замечает. По его словам, если раньше работодатели были готовы «взращивать» джунов, рассчитывая, что они останутся работать в этих компаниях, и эта стратегия была менее дорогостоящей, чем привлечение готового опытного специалиста, то с начала 2022 года у компаний значительно сократился возможный горизонт планирования. Из-за этого бизнес зачастую стал не готов инвестировать в долгосрочное обучение сотрудников.

Кадр: сериал «Остановись и гори» / AMC Networks

А директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox Сергей Попов, наоборот, считает, что в настоящее время всё больше выпускников курсов успешно трудоустраиваются и всё больше компаний предоставляют такие возможности, открывают внутренние стажировки. По его наблюдениям, работодатели понимают, что в связи с существующим дефицитом кадров на одних мидлах далеко не уедешь. «Рынку придётся накопить критическую массу джунов, чтобы из них сформировать критическую массу мидлов», — считает Сергей. Поэтому противоречия между рынком курсов и рынком труда как такового нет. Но есть задача приблизить рынок EdTech к рынку труда, взаимодействовать с ним, чтобы готовить специалистов именно под его потребности, а не «в вакууме».

Есть ли чёткое понимание, кто такие джуны?

СМО Skillfactory Никита Старун тоже полагает, что бизнесу джуны на самом деле нужны, но не совсем новички, освоившие онлайн-курсы или даже прошедшие стажировку, а такие начинающие специалисты, которые уже сталкивались со сложными задачами, умеют быстро и эффективно погружаться в рабочие процессы и понимают, как взаимодействовать с командой. Поэтому, считает он, онлайн-школы должны ставить образовательной целью для студентов получение реального результата, практического опыта и инструментария для решения задач бизнеса.

Вообще, джуниор-специалист — это довольно размытое понятие, считает Никита. Так могут называть человека, который только окончил курсы и не имеет большого практического опыта, так и того, кто уже прошёл какую-то стажировку или даже успел поработать. Поэтому, по мнению СМО Skillfactory, имеет смысл говорить не просто об уровне «джун», а о наборе ключевых навыков, требующихся на стартовых позициях.

Сооснователь онлайн-школы karpov.courses Михаил Серёгин тоже подчёркивает, что далеко не каждый кандидат, окончивший курсы и считающий себя джуном, действительно достиг этого уровня: «Почему-то считается, что любые курсы делают из тебя джуна, хотя большая их часть скорее доводит студентов только до уровня трейни, создавая впечатление, что они готовы претендовать на джуниор-позиции». Именно в этом может заключаться проблема с их устройством на работу.

«Поэтому несмотря на то, что заявок на каждую вакансию всё больше, количество кандидатов, реально имеющих шанс получить работу, не меняется. Кажется, эйчары уже научились отфильтровывать трейни, считающих себя джунами, а со временем и студенты начнут отличать рескилл-курсы, имеющие прикладную задачу смены работы, от лайфстайл-курсов», — говорит Михаил.

При этом, по наблюдениям Михаила, требования к джунам на рынке труда меняются и растут ежегодно.

Руководитель команды развития портфеля продуктов «Яндекс Практикума» Мадин Тлишев отмечает, что нет единой системы грейдирования, поэтому каждый работодатель может вкладывать свой набор навыков для каждого грейда, и они могут очень сильно различаться как среди разных компаний, так и между индустриями. Но для тех, кто только начинает карьеру в IT, можно выделить такие уровни, как «джун» и «джун+». «По данным исследований job market fit мы видим, что одно из часто встречающихся отличий „джуна+“ от „просто джуна“ для работодателя в том, что первый способен проанализировать задачу и предложить варианты решения», — поясняет он.

Резюмировать сказанное можно двумя выводами. Во-первых, чтобы чётко измерить, есть ли на рынке действительно проблема невостребованности джунов работодателям, всему рынку надо сначала определиться, кто такие джуны, какой набор навыков и начального опыта (или же его полное отсутствие) подразумевается под этим уровнем.

Вполне возможно, что тем начинающим IT-специалистам, у кого возникают проблемы с трудоустройством, на самом деле не хватает ключевых навыков даже для уровня джуна. Во-вторых, чтобы закрывать потребности рынка труда, онлайн-школам нужно выпускать начинающих специалистов именно с тем набором навыков, которых от них ждут работодатели.

Можно ли выучить «с нуля до мидла»?

Все опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что для повышения уровня IT-специалиста, то есть для перехода от джуна к мидлу, первостепенное значение имеет практический опыт работы, а не просто новые знания, которые можно дать на курсе.

«Мидл-программист для работодателя — это человек с продакшен-опытом, под которым понимается опыт работы в проектах, где есть реальные пользователи и финансовые риски, — говорит сооснователь онлайн-школы программирования „Хекслет“ Кирилл Мокевнин. — Кроме того, мидл — это человек, который повидал всякого. Например, он сталкивался с плохим техзаданием и плохими решениями, разбирался с сорванными дедлайнами, упавшими серверами и недовольными пользователями».

Мидл может объяснить не только как надо работать, но и как не надо — на основе собственного неудачного опыта. И чтобы этого уровня достигнуть, нужны два-три года интенсивного опыта работы, считает Кирилл. А можно ли достичь такого уровня в процессе обучения? Кирилл полагает, что это возможно только в таком курсе, в котором нет «обучения и заботы в принятом для рынка понимании», а есть «работа над реальным проектом со всеми вытекающими», причём лучше в офлайн-формате. Проще говоря, это обучение должно предполагать погружение в абсолютно реальную рабочую среду и реальные задачи.

Организовать подобный проект, по оценке сооснователя «Хекслета», настолько дорого, что вряд ли даже крупные игроки на рынке будут готовы вложить такие средства в разработку. Поэтому альтернативный вариант Кирилл видит в участии джунов в открытых проектах (Open Source), над которыми работают программисты со всего мира, таких как Chromium, Linux, React, Node.js и так далее. Онлайн-школа может подбирать такие проекты, договариваться с их командами и помогать студентам вливаться в них, поддерживая их — потому что тем обычно страшно самим начинать участвовать в чём-то подобном. Именно такой подход, по словам Кирилла, используют в «Хекслете».

При этом Кирилл Мокевнин предупреждает, что даже после работы над реальными задачами под присмотром опытных разработчиков студенты всё равно ещё не станут настоящими мидлами. «Это всё ещё будут джуниор-программисты, но с опытом, которого уже может быть достаточно для трудоустройства», — резюмирует он.

Сергей Попов тоже не верит в программы «с нуля до мидла». По его мнению, в рамках курсов можно дать знания и навыки, которыми должен обладать мидл, однако опыт работы непосредственно в онлайн-школе никак не получить. Он считает, что если в обучении до уровня джуна школа может на 80% влиять на образовательный процесс и успех учащегося, то в обучении до уровня мидла — лишь примерно на 50%.

При обучении на мидла, скорее всего, должен быть другой формат, предполагает Сергей, потому что классические форматы для такой аудитории могут не очень хорошо работать. «Возможно, это должны быть индивидуальные консультации, персональное обучение, обучение через проекты, хакатоны и так далее», — говорит он.

А Михаил Серёгин считает, что подготовить специалиста уровня мидл на курсах вполне реально, но только если у студента уже есть такой бэкграунд, который чем-то помогает ему в новой профессии. «Например, среди наших выпускников много логистов, экономистов и бухгалтеров, которые легко адаптируются к новым инструментам и устраиваются на работу в IT сразу мидлами», — рассказывает он.

Иными словами, студент может быстро добиться многого, если специфика нового направления подходит ему по складу ума и прошлому опыту. А вот стать мидлом, одновременно изменив и сферу, и инструменты, и специфику работы, по мнению Михаила Серёгина, маловероятно.

Операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education (входит в холдинг Ultimate Education) Владимир Синицын, в свою очередь, тоже полагает, что подготовка IT-специалиста уровня мидл в онлайн-школе возможна, но это требует комплексного подхода. Он описывает такую программу так:

«Программа должна сочетать углублённое теоретическое обучение со значительным количеством практической работы, включая выполнение реальных проектов, более плотное сотрудничество с компаниями и менторство от опытных профессионалов. Она также должна предусматривать акцент на развитии профессиональных навыков и глубокую специализацию, нацеленную на текущие требования рынка. Программа может длиться от полугода до года, включая регулярные практикумы и активный фидбэк от наставников для поддержания динамики обучения и адаптации к изменениям индустрии».

Кроме того, Владимир считает, что в такой программе стоило бы использовать гибридный формат, сочетающий онлайн-уроки с регулярными очными сессиями, интенсивными рабочими встречами и хакатонами, чтобы дать студентам практический опыт. А интеграция карьерных сервисов и прямое взаимодействие с IT-индустрией могли бы улучшить трудоустройство выпускников и обеспечить переход на уровень мидла.

Почему онлайн-школы не делают массово партнёрские программы
с IT-компаниями?

Поскольку все опрошенные эксперты говорят о ключевой значимости практического опыта для достижения мидл-уровня, то, может быть, обучение стоит строить на кастомизированных практических программах в партнёрстве EdTech с IT-компаниями?

Кадр: сериал «Остановись и гори» / AMC Networks

Идея в том, что онлайн-школа, используя собственные ресурсы, выстраивает программу из реальных рабочих задач компании-партнёра, которая сама не может позволить себе открыть собственную школу программистов. Как отмечает Владимир Синицын, такая схема позволяет компании-партнёру получить сотрудников, обученных точно под её технологические процессы и корпоративную культуру, одновременно сокращая затраты на подбор и обучение новых кадров.

В числе тех, кто считает это хорошей идеей, оказалась Мария Асейкина — лид Мастерской «Яндекс Практикума». Она обращает внимание на то, что такие программы, системно готовящие кандидатов высокого уровня, особенно популярны в вузах.

Например, «Яндекс» только в прошлом году запустил совместные программы в шести российских университетах: МИРЭА, МАИ, МИФИ, НГУ, ИТМО и кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. При этом Мария подчёркивает, что в вопросе подготовки мидл-специалистов важен не столько формат, сколько понимание, что именно требуется прокачать: хард-скиллы, софт-скиллы или погружение в специфику конкретной компании.

Почему же подобные программы пока не получили массового развития в онлайн-школах? По той же причине, которую уже называл Кирилл Мокевнин, говоря о курсе, выстроенном как работа над полностью реальным проектом, — это слишком дорого.

«Кастомная разработка образовательных программ — сложное и дорогое удовольствие, а планы работодателей очень быстро и часто меняются, ставя под угрозу судьбу такой программы. Даже самых талантливых студентов нужно направлять, проверять их работу и разбирать с ними результаты, а это всё — менеджерский ресурс, который и так довольно дорогой в IT», — объясняет сооснователь онлайн-школы karpov.courses.

При этом, по словам Михаила Серёгина, для сотрудников компании-партнёра (тех, которые должны выступать соорганизаторами и кураторами, наставниками обучения) задачи, связанные с образовательной программой, будут иметь более низкий приоритет, чем их основные рабочие.

Сергей Попов тоже считает, что делать кастомный образовательный продукт под конкретную компанию-партнёра слишком дорого и нерентабельно либо для EdTech-компании, либо для IT-партнёра. Кроме того, есть ещё одно обстоятельство, которое мешает делать подобные программы: обучение на реальных рабочих задачах IT-компании предполагает допуск к её внутренним процессам. Не все готовы их раскрывать, либо для этого нужно подписывать NDA.

С этой точки зрения IT-компаниям бывает проще организовать своё внутреннее обучение, чем делать это с неким партнёром, резюмирует директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox.

Кадр: сериал «Кремниевая долина» / 3 Arts Entertainment / Ternion Productions

Кирилл Мокевнин приводит ещё одну причину нежизнеспособности подобных программ в EdTech: если предполагается, что студент сам платит за своё обучение, то на него ложится двойная нагрузка, ведь ему приходится и на оплату зарабатывать, и фактически бесплатно работать над реальными IT-проектами в рамках обучения.

«Такое могут позволить себе только те, у кого есть возможность не работать как минимум год. На практике попытки построить такое обучение обычно заканчиваются тем, что люди в целом не готовы платить, когда понимают, что работают над реальным проектом», — говорит сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет».

Поэтому модель обучения на реальных внутренних проектах используется IT-компаниями скорее как инструмент отбора кандидатов, которые уже умеют программировать, но кого нужно немного дотянуть до уровня, нужного конкретному работодателю.

Есть ли выход? Например, Кирилл Пшинник считает, что государственные программы поддержки, направленные на увеличение количества квалифицированных программистов — субсидии или компенсации за обучение стажёров, — могли бы стимулировать создание и развитие партнёрских программ.

Можно ли развивать джунов через комьюнити?

Все крупные онлайн-школы активно развивают комьюнити своих студентов и выпускников. Никто не утверждает, что это само по себе работает как средство «взращивания» до мидл-уровня, но руководители онлайн-школ уверены, что это всё-таки помогает джунам развиваться (особенно если это не только площадка для общения, но и место, где организуют хакатоны, конференции и прочие мероприятия) и находить работу. Всему этому способствует то, что в хорошо организованном и развитом сообществе состоят не только недавние выпускники, но и те, кто уже дорос до более высоких позиций.

«Нетворкинг — это вообще „мастхэв“ для айтишника, потому что если ты хочешь быть постоянно на острие, быть в трендах и так далее, то тебе нужно во всём этом участвовать», — считает директор образовательного продукта «Программирование» в Skillbox.

И в «Яндекс Практикуме», и в «Зерокодере», и в Bang Bang Education, и в Skillfactory верят, что сообщество может служить эффективной средой для повышения квалификации и экспертности студентов — благодаря обмену опытом, участию в различных мероприятиях, доступу к контактам в индустрии и информации о вакансиях. В «Хекслете» тоже считают, что комьюнити сильно помогает. «Многие действующие разработчики, особенно бывшие студенты, приходят к нам в комьюнити для поиска себе в команды джуниоров. Нередко наставники забирают своих же студентов к себе на работу, так как они хорошо понимают их уровень и способности», — говорит Кирилл Мокевнин.

Кадр: сериал «Кремниевая долина» / 3 Arts Entertainment / Ternion Productions

Правда, искусственно создать комьюнити для нетворкинга невозможно, предупреждает Михаил Серёгин. «Надо найти какой-то повод, по которому люди будут создавать ценность друг для друга», — говорит он.

Почему «проклятие джунов» в ближайшее время может усилиться

CEO онлайн-школы «Зерокодер» считает, что из-за стремительного развития нейросетей джунам скоро будет ещё сложнее искать работу, чтобы набраться опыта и повысить свой грейд. А в перспективе ближайших пяти лет рынок разработчиков вообще сильно поменяется.

Дело в том, что джуны, как правило, не могут реализовать сложные проекты с обширной структурой и правильной архитектурой кода. А нейросети, говорит Кирилл Пшинник, на это способны, и значит, фактически могут заменить джунов. Поэтому компаниям выгоднее нанимать сеньоров и мидлов, которые умеют анализировать чужой код и управлять нейросетью.

Кирилл видит два противоположных варианта развития событий:

  • в компаниях появится больше стажировок для джунов, чтобы они могли интегрироваться в реальные действующие проекты и набираться опыта;
  • произойдёт почти полный отказ от программистов в пользу промпт-инженеров, которые фактически будут выполнять функцию создания кода, а небольшое количество программистов станут управлять этим процессом. «Будут промпт-инженеры, специализирующиеся на кодинге, и разработчики-тимлиды (можно их назвать AI-тимлиды), которые будут собирать полноценную архитектуру проекта», — предполагает он.

Но ведь в рядах опытных тимлидов тоже необходимо будет постепенное обновление и пополнение. Если джуны не будут получать достаточного опыта, то этого не будет происходить. Похоже, «проклятие джунов» — проблема вечная?

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована