Дизайн
#статьи

Кто такой продуктовый дизайнер

Объясняем в карточках, чем занимается один из самых востребованных специалистов в дизайне и IT и в чём его отличие от продакт-менеджера.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Продакт-дизайнер — это тот, кто придумывает дизайн продуктов?

И да и нет. Продуктовый дизайнер разрабатывает продукт, который помогает решать проблему пользователя. Например, чтобы быстро оплатить счета, нужно приложение интернет-банка, а для заказа доставки продуктов домой — потребуется онлайн-форма или приложение магазина. Профессия продакт-дизайнера — это не только про графику, но и про инженерный подход и умение проектировать взаимодействие пользователя с продуктом.

А где же здесь дизайн?

Продуктовый дизайнер отвечает за идею продукта, а также его UX и UI.

UX (User Experience) расшифровывается как «пользовательский опыт» — то, как пользователь взаимодействует с продуктом, его удобство. UI (User Interface) — это внешний вид продукта: шрифты, цвета интерфейса, графика.

Знание UX/UI-дизайна помогает продакт-дизайнеру продумывать и юзабилити и визуальную реализацию продукта.

Продакт-дизайнер работает только в IT?

На самом деле продакт-дизайнер может придумать любой продукт: как цифровой, например приложение для удобного обучения онлайн, так и какой‑то материальный объект — необычный пылесос или наушники с новой технологией. Но поскольку сейчас основной запрос от компаний — сайты и приложения, главный спрос на продуктовых дизайнеров — именно в IT.

Разве дизайнер может придумать целый продукт в одиночку?

Продакт-дизайнер выполняет большое количество задач, и от его работы зависит качество конечного продукта, однако он работает не один. Обычно для создания продукта собирается целый штат из маркетологов, разработчиков, дизайнеров. В его главе стоит продуктовый дизайнер, который управляет командой и задает правильное направление для работы над проектом.

Чтобы решение задачи было эффективным, в команде используют методики дизайн-мышления. С их помощью стараются найти наилучшие решения проблемы, которую должен закрыть продукт: специалисты исследуют потребности пользователя, генерируют гипотезы, а также прототипируют и тестируют полученные решения.

Что из этого делает продуктовый дизайнер?

Любой большой проект начинается с исследования и анализа рынка. Проведение пользовательского исследования — это первая задача, которая стоит перед продакт-дизайнером на старте проекта. Дальше — работа над прототипом, продумывание взаимодействий с продуктом, выпуск MVP.

Что такое пользовательское исследование?

Простыми словами, это сбор или проектирование данных о пользователях — их пол, возраст, какая у них есть проблема, которую может помочь решить продукт. Для этих исследований используются разные методики, например интервью с будущими пользователями или моделирование персон — вымышленных персонажей, описывающих потенциального пользователя продукта.

Чаще всего пользовательские исследования проводят в формате интервью или анализа данных. На поздних этапах работы с продуктом исследования показывают, насколько он удобен. Исследования делает продуктовый дизайнер, поскольку именно он работает над продуктом и взаимодействует с каждым участником команды.

Если в команде есть продакт, то можно обойтись без менеджера?

На первый взгляд может показаться, что задачи перед продуктовым дизайнером и продакт-менеджером стоят практически одни и те же — контролировать работу команды. Но отличие в том, что продакт-менеджер больше отвечает за процессы разработки и достижения поставленных бизнес-задач, а продакт-дизайнер изучает проблемы пользователей, предлагает эффективные решения на основе своих исследований и руководит дизайном продукта. Продакт-дизайнер и продакт-менеджер взаимодействуют друг с другом, придумывают, как правильно реализовать продукт и тестируют его с командой специалистов.

Тестирование — это что?

Это гарантия, что проект не провалится на начальных этапах. С помощью тестирования продуктовый дизайнер получает обратную связь от пользователей: насколько успешно продукт помогает им в решении задачи, насколько он удобен. Первые этапы тестирования могут проводиться на прототипах или MVP. Одна из популярных методик — A/B‑тестирование, при котором разным пользователям предлагается один из двух вариантов продуктового решения и далее собранные данные об их поведении позволяют выбрать лучшую версию. Также тестирования проводятся уже после выхода релиза — это помогает улучшить продукт.

Не слишком ли много задач для одного человека?

Действительно, продуктовому дизайнеру необходимо обладать знаниями сразу во многих областях. Кроме дизайна ему необходимо разбираться:

  • в маркетинге, чтобы понимать, как работают продажи и как можно построить рекламную стратегию продукта;
  • в психологии, чтобы уметь анализировать поведение и желания пользователей;
  • в программировании, чтобы знать, как технически работает сайт или приложение;
  • в аналитике, чтобы получать сведения о потенциальных пользователях и правильно принимать стратегические решения, анализировать показатели и проводить тестирования;
  • в менеджменте, чтобы правильно управлять командой и пользоваться актуальными техниками организации рабочего процесса.

Разумеется, быть senior-специалистом в каждой сфере необязательно — важно понимать как происходят те или иные процессы и уметь предвидеть реакцию пользователя.

Люблю сложные задачи! А как я могу стать продуктовым дизайнером?

Чаще всего в продуктовые дизайнеры попадают из UX/UI-дизайна. Также можно проходить стажировки и курсы. Однако, переходя на позицию продакта, важно решить, готовы ли вы брать на себя большую ответственность. Ведь продуктовый дизайнер — это тот, кто пишет ТЗ, принимает решения, постоянно исследует рынок, а также полностью контролирует работу команды.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована