Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Психолог, грузчик, историк? Чем именно занимается стилист

Главное о профессии — честно и по пунктам.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Профессия стилиста со стороны может выглядеть очень привлекательно. Что может быть лучше, чем рассматривать модные журналы, составлять наряды, ходить по магазинам, радоваться от эффекта «до» и «после»?

Разбираемся, в чём психологические нюансы этой работы, где работают стилисты и с какими проблемами сталкиваются.

Стилист: как появилась эта работа

Считается, что первым стилистом в истории была Мари-Жанна «Розе» Бертен, французская торговка платьем, которая лично подбирала наряды для Марии-Антуанетты. Недоброжелатели, критиковавшие двор за немыслимые траты, звали её «Министром моды».

Подбор одежды кем-то, кто специализировался строго на этом, на протяжении ещё пары веков был доступен только высшему свету и самым состоятельным людям.

В XX веке стало развиваться отдельное направление — fashion-стайлинг для фотосъёмок, показов и глянцевой индустрии вообще. Журналы о моде появились задолго до этого, но изначально одежду и аксессуары в них модели показывали «ансамблями», которые собирали внутри модных домов и их более старинных прототипов — швейных мастерских.

Стайлинг предполагает сочетание вещей не по инструкции, а для конкретной задачи, конкретного образа и конкретного изображения.

Фото: Эдвард Стейхен / Берт Стерн / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Так сформировалась работа стилистов, где они — часть команды и вместе с визажистами или гримёрами, парикмахерами, фотографами готовят героев или моделей для идеальных кадров. И уже давно не только для глянца: для каталогов, бизнеса, всевозможной рекламы.​​

Скриншот: сайт Zarina / Skillbox Media

В последние пару десятилетий благодаря росту благосостояния (в первую очередь в западном мире, но также и в Юго-Восточной Азии) и распространению соцсетей стала развиваться и та ниша, где работают персональные стилисты. Они подбирают одежду и образы конкретному человеку не столько ради «картинки», сколько ради улучшения его жизни.

Услуги персональных стилистов стали доступны не только супербогатым и важны не только селебрити: по разным причинам за этим сервисом стали обращаться всё больше «обычных» людей.

Где может работать стилист

На верхнем уровне стилистику можно поделить на два крупных направления:

  • Fashion-стайлинг.
  • Персональный стайлинг.

Fashion-стилисты работают в модной индустрии и вокруг неё:

  • На показах коллекций.

Совместно с командой бренда и кутюрье они собирают образы на подиум для моделей.

Фото: Vivienne Westwood
  • На видеосъёмках и фотосессиях для модных брендов, журналов, сайтов.

Собирают образы из той одежды и аксессуаров в каталоге марки, которые необходимо промоутировать.

Фото: Befree

Персональный стилист работает не на бренд, журнал или компанию, а с частным заказчиком. Правда, есть одна ниша, где fashion- и персональный стайлинг пересекаются: сотрудничество с селебрити.

Стилист может как отвечать за образ звезды вне кадра, так и готовить клиента для выхода на красную ковровую дорожку. В последнем случае это уже командная работа и часто взаимодействие с брендами в том числе: например, у селебрити могут быть контрактные обязательства перед модными домами.

Фото: Andrea Raffin / Shutterstock

В чём-то персональный и фешен-стайлинг пересекаются, но в целом это разные специальности, и достаточно мало профессионалов сочетают их.

Разберёмся, какие есть главные требования к обеим.

В чём должен разбираться fashion-стилист

Профессиональный и успешный стилист в мире моды — это человек с большим интеллектуальным багажом, насмотренностью и острым умом. Важно разбираться во множестве предметов:

  • Истории моды и персоналиях, которые повлияли на этот мир.
Знаменитая фотосессия в Версальском дворце, 1973 год. Фотограф Хельмут Ньютон
Фото: Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
  • Всевозможных визуальных кодах: от профессий до ситуаций, от универсальных до глобальных.
Цветок камелии — визуальный код дома Chanel. Агава — визуальный код Мексики
Фото: Гай Марино / Toni Frissell / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
  • Законах композиции, цвета и света.
Супермодель Кристи Тёрлингтон в ГУМе, 1990 год. Образ модели синхронизирован с архитектурными линиями, палитрой и контекстом в целом
Фото: Хельмут Ньютон / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
  • Новых брендах и марках с историей, локальных производителях и глобальных ретейлерах.

Fashion-стилисты — это те, кто охотится за свежими «именами», винтажем и культурными артефактами.

  • Истории вообще.
В моде всегда есть место остроумным референсам и отсылкам — благодаря им создаются запоминающиеся образы.
Фото: Гордон Паркс / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

В чём должен разбираться персональный стилист

Главная особенность в персональном стайлинге — то, что работать необходимо с конкретной личностью и теми условиями, в которых клиент живёт. Поэтому персональному стилисту важно:

  • Понимать, что есть фешен, а что есть реальность.

Человек не будет красиво стоять и принимать позы — он будет двигаться естественно и, скорее всего, много. Поэтому одежду придётся подбирать не исключительно за эффектность дизайна.

Слева модный образ, справа фото из каталога для обыденности
Фото: Рональд Ступс / MoMu — Fashion Museum Antwerp / Google Arts and Culture / Avant Toi / Farfetch
  • Разбираться в психологии и чутко чувствовать потребности клиента.

Персональные стилисты «внутри» зоны комфорта людей, поэтому эмпатия, терпеливость и способность ясно коммуницировать — это must.

Например, персональный стилист должен чувствовать, готов ли клиент к иронии в образах или он строго консервативен, хочет ли поддерживать небольшие локальные марки или ему комфортно только с громкими именами на лейблах
Фото: Rassvet Detail
  • Ориентироваться в базовой анатомии, законах восприятия, основных портновских понятиях.

Персональный стилист должен понимать, что такое плохой и хороший крой, как вещи создают композицию, как работают текстуры и паттерны.

Сатин у лица или в нижней зоне? Розовый цвет у лица или розовое поясное изделие? персональный стилист может определить в том числе эти нюансы и объяснить клиенту, как ему лучше
Фото: Raid / Asos
  • Уметь быстро определять качество и особенности вещей у самых разных марок.

Хорошая одежда может встретиться даже в самом дешёвом массмаркете: персональный стилист находится в постоянном ресёрче и не мыслит стереотипами вроде «Bershka — это ужасно».

  • Анализировать позиционирование брендов — для какой аудитории они выпускают вещи.
Maje — бренд для «не самых занятых работой парижских девушек», Juicy Couture — для «калифорнийских любительниц пилатеса»
Фото: Maje / The Outnet / Juicy Couture

Плюсы и минусы профессии

Работа стилиста любой специализации никогда не будет монотонна, потому что это всегда взаимодействие с разными людьми и всегда разные задачи. Но это не значит, что в этой профессии не бывает рутины — например, персональные стилисты составляют большие презентации для клиентов, что требует усидчивости.

В работе стилиста есть однозначный плюс — она даёт творческое развитие. Есть однозначный минус — она требует немалых физических сил и ресурсов: стилисты буквально таскают на себе вещи, могут недосыпать и очень много ходят.

Прочие особенности можно оценить двояко, потому что для одного человека они будут аргументами «за», а для кого-то с иным складом личности — строго «против».

Например:

  • Свободный график.

Большинство стилистов работают на фрилансе и сами регулируют занятость.

  • Много знакомств.

Стилисты должны много общаться — и с клиентами, и с коллегами, если речь о командных проектах. Нетворкинг в этой области очень важен.

  • Необходимость постоянно учиться.

Чтобы расти в профессии, придётся инвестировать время и деньги в курсы, литературу, мероприятия.

  • Необходимость быть на виду в соцсетях.
У работы в моде есть ещё один плюс — командировки. Впрочем, для кого-то это может быть недостатком
Фото: Генри Кларк / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Мы спросили у профессионального fashion-стилиста Анастасии Горбатовой, с какими сложностями приходилось сталкиваться ей и её коллегам.

Анастасия Горбатова

Культуролог, персональный и фешен-стилист, ведёт блог «Охота за шмотом», коллекционирует страны.


— Во-первых, поскольку представления о моде и красоте всегда субъективны, видение заказчика и стилиста может радикально не совпадать. И стилист оказывается в ловушке: работать на проектах, которые ему эстетически или идеологически не нравятся, или сидеть без денег?

В зависимости от обстоятельств разные мои коллеги решают этот вопрос по-разному: кто-то просто делает работу и не высказывает мнение, кто-то отказывается от всего, к чему не лежит душа, а кто-то получает деньги, но не показывает работу аудитории и не включает её в своё портфолио.

Ещё одна сложность — оценка своей стоимости как стилиста. Поскольку чёткого прайса нет, специалистам, тем более молодым, сложно оценить себя и свои услуги адекватно. У многих (особенно девушек) синдром самозванца и боязнь, что клиент больше не придёт. Поэтому они ставят заниженные прайсы, на которые в итоге приходят не самые адекватные клиенты. Бывает, что клиенты продавливают специалистов, пользуясь этим страхом.

Я не раз наблюдала, как молодые стилисты двигались по этой траектории, демпинговали и в итоге выгорали и уходили из профессии. Тут, кстати, помогает заключать письменный договор и чётко указывать стоимость оплаты услуг и все условия.

Плюс к тому сильно мешает, что фешен — это достаточно закрытая сфера, где до сих пор распространён непотизм: часто людей берут в проекты не по критерию качества работы, а потому что человек «свой». В результате на многих проектах мелькают одни и те же лица, и довольно маленький приток свежей крови.

В поиске новых молодых специалистов, кстати, очень помогает школа Rebel, в которой я училась конкретно фешен-стайлингу. То есть они напрямую направляют на стажировки, пробивая эту «стену», отделяющую профессию от внешнего мира.

А так молодые ребята с трудом находят «лазейку» в профессию, и многие разочаровываются и уходят. Особенно учитывая, что первое время приходится работать ради портфолио и опыта — часто бесплатно, а иногда и вкладывая свои деньги, например, в творческие проекты.

То есть если человек хочет стать стилистом в фешене, то ему, скорее всего, придётся начать с позиции ассистента стилиста, которая оплачивается далеко не всегда. Но если покажешь себя действительно полезным, эффективным и адекватным в коммуникации (такие люди всегда в цене!), тебя запомнят, начнут рекомендовать и приглашать на другие проекты — уже за деньги.

Также есть сложность в том, что эта профессия требует навыков коммуникации и экстраверсии: нужно много общаться с людьми, налаживать контакты, производить хорошее впечатление. Ты коммуницируешь с моделями, продюсерами, визажистами. Каждому ты должен донести (и отстоять) свои идеи, но сделать это так, чтобы не испортить отношения.

Общение — это база, так что удалённо работать в фешене точно не получится.

И ещё один важный навык — умение считать. Почти всегда стилист не просто придумывает образы и подбирает одежду, но и составляет смету, и в неё важно включить максимум позиций, а лучше — с запасом. Потому что если стилист что-то забыл в своей зоне ответственности, а концепция коммерческой фешен-съёмки уже утверждена заказчиком, к сожалению, он будет оплачивать этот недостающий элемент из своего кармана.

Ещё один нюанс в том, что профессия именно фешен-стилиста в России узко очерчена географически: если хочешь действительно сделать в ней карьеру, в регионе это не получится. Придётся ехать в Москву или Петербург (с нередкими вылазками в Москву). Потому что если в небольших городах и есть отдельные проекты или медиа, что-то действительно смелое и масштабное сделать сложно чисто технически и финансово.

И последнее. Сфера достаточно узкая, и в ней есть иерархия, поэтому важно сохранять хорошие отношения со статусными людьми. Это значит, что не всегда можешь прямо говорить всё, что ты думаешь, и приходится быть дипломатичным. Многим людям, особенно творческим, это тяжело.

Фото: Эрвин Блюменфельд / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Стилист — это женская профессия?

Мир пока ещё не победил стереотипы и не пришёл к гендерному равенству. Кажется, что профессия стилиста считается девичьей, но при этом в медиапространстве заметнее мужчины.

Мы задали Анастасии Горбатовой ещё один вопрос: «Гендер что-то значит для этой работы?»

— По моему опыту большинство стилистов, особенно персональных, действительно женщины. А те мужчины, которые успешно заходят в профессию, часто ценятся больше. Так, например, и среди учителей: вроде большинство женщины, а учитель года — почти всегда мужчина.

Думаю, это связано прежде всего с тем, что сфера моды, стиля и внешнего вида в целом, особенно в России, ассоциируется именно с женщинами. Женщины у нас до сих пор считаются «красивым» полом, а мужчины — «сильным». И акцент в обществе сильно смещён с внешнего вида мужчины на другие его качества: «Не мужское это дело — наряжаться». Это меня немного расстраивает, потому что в человеке всё должно быть прекрасно! :)

Зато требования к внешнему виду женщины очень высокие, и аудитория пресыщена действительно красивыми и хорошо одетыми женщинами. И наоборот, когда мужчина начинает одеваться по-настоящему стильно и эпатажно, это сразу привлекает внимание, потому что встречается не очень часто.

В общем, я о том, что у нас до сих пор довольно сильно распространено патриархальное мышление и соответствующее поведение.

Среди звёзд стайлинга действительно большой процент известных мужчин: от Влада Лисовца, Гоши Карцева и Александра Рогова до Алексея Сухарева и Ромы Крихели. И тут я тоже вижу проявление определённого дисбаланса: в стилисты-ассистенты чаще всего берут девушек, потому что они работоспособны и непритязательны, зато в высшей лиге, где за услуги можно получать хорошие деньги, оказывается много мужчин.

Кстати, так же было с IT: в середине XX века операции с ЭВМ были непрестижной работой, и в этой сфере было куда больше женщин, чем мужчин.

Это системная проблема: мужчины у нас до сих пор в среднем считаются профессиональнее женщин. Даже в fashion, где владельцев модных домов больше, чем владелиц.

Я бы не сказала, что конкретно в сфере фешена гендер имеет какое-то особое значение и сотрудников выбирают по этому критерию. Просто мужчины в среднем увереннее, а это часто влияет на восприятие, потому что наша профессия сильно завязана на нетворкинге, репутации, сарафанном радио и личных контактах. При этом, по моим наблюдениям, в среднем комфортнее и эффективнее работается с женщинами: они всегда активно вовлекаются в задачу, готовы вкладывать много сил и времени, в том числе сверхурочно (а в фешен-проектах это почти постоянный формат), адекватны в коммуникации и приходят на помощь в разных ситуациях.

То есть, если резюмировать, выглядит это так: на низовых позициях основное число составляют женщины, а «наверху» мужчин сопоставимое количество. Женщины скорее выполняют неблагодарную работу, а мужчины скорее медийную.

2019 год, стилист (сам он называет себя архитектором имиджа) Лоу Роач со своей клиенткой Зендеей на балу Института костюма в образе доброй феи
Фото: Gotham / GC Images / Getty Images

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Научитесь: Персональный стилист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована