Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Михаил Врубель: живопись разноцветных кристаллов

Рассказываем, что сформировало Врубеля как художника и почему его живопись настолько мрачная, драматичная и уникальная.

Иллюстрация: Государственная Третьяковская галерея / Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля / Полина Честнова для Skillbox Media

Михаил Врубель — один из самых заметных художников конца XIX — начала ХХ века в России и мире, и в то же время — один из самых недооценённых современниками.

Когда художник был в расцвете сил, от него отворачивались и выставочные пространства, и художественные объединения, и средний зритель. Оценить его работы в то время могли единицы, среди которых были Пабло Пикассо, Валентин Серов, Сергей Дягилев.

Рассказываем о творческом пути Врубеля: от занятий с наставником в детстве до завораживающих работ в психиатрической больнице.

Детство

С детства Михаил видел и чувствовал смерть: когда ему не было года, умер его родной одиннадцатилетний брат, также умерла сестра Катя, и из родных братьев и сестёр осталась только старшая сестра Анна.

Умерла и родная мама Михаила, когда ему было три года. Отец снова женился, и дети росли с мачехой — она была пианисткой и часто играла дома на фортепиано. Маленький Михаил слушал: так прививалась любовь к классической музыке.

Будущий художник рос чувствительным и спокойным, с ранних лет проявлял потребность в творчестве, а в семейном кругу его называли «молчуном и философом». Шестилетним ребёнком, как мог, он писал с натуры домашний быт и увлекался журналами об искусстве.

Отец старался поддерживать стремление сына к искусству по мере возможностей: с восьми лет, в 1864-м, в Петербурге Михаил ходил в Общество поощрения художеств. Через год семья переехала в Саратов, где Михаилу нашли нового педагога, который учил его рисовать с натуры.

Тогда же Врубель начинал пробовать писать по памяти: в Саратов приехала копия фрески Микеланджело «Страшный Суд», и юный художник рисовал её самостоятельно дома и без фотографии.

Литература и Античность

С раннего детства Врубель был очарован миром искусства: театром и литературой, с юношества читал французских и английских классиков. И в течение всей жизни не переставал трепетно относиться к литературе, даже во времена забвения: когда из-за слепоты читать уже не мог, ему читали вслух.

В школьные годы Врубель увлёкся историей, а живопись временно оказалась на втором месте. В Одессе он писал большие сочинения об Античности и Средневековье. Позже Врубель создал не один рисунок на тему «Гамлета».

«Если науки в комнате Михаила Врубеля, в доме №37, и не процветали за лето, зато искусство, то есть рисование, несколько продвинулось. Я ещё прошлое лето начал писать масляными красками и с тех пор написал четыре картинки; копию с Айвазовского „Закат на море“, копию с „Читающей старушки“ Жирара Дове, „Старика, рассматривающего череп“ и копию с Гильдебрантовского „Восхода солнца“, с снегом, мостиком и мельницей… Все эти картины писаны самоучкою, без всякого знания приёмов письма, и потому все более или менее плохи (последняя, впрочем, лучше других; она теперь стоит в магазине Шмидта и продаётся за 25 руб.). Более масляного письма мне удаются фантазии карандашом».

Письмо Врубеля сестре Анне

В конце 1870-х был репетитором латыни в полунемецкой семье в Петербурге, с которой бывал в Швейцарии: много писал и рисовал. В одном из выходов в свет в Петербурге познакомился с архитектором, для здания которого разработал детали. В тот же период молодой студент Академии получил предложение делать роспись Кирилловской церкви в Киеве.

В разные годы Врубель создавал множество рисунков по мотивам из литературы: знаменитые иллюстрации к «Анне Карениной» Л. Толстого, «Демону» Лермонтова и многим другим.

«Свидание Анны Карениной с сыном», Михаил Врубель, 1878
Изображение: Государственная Третьяковская галерея
«Демон», Михаил Врубель, иллюстрация к М. Лермонтову, 1890-е
Изображение: Public Domain

Тексты Шекспира увлекали Врубеля настолько, что он раз за разом писал одну и ту же тему — Гамлета и Офелию. На этих изображениях видно, какое новое цветовое, сюжетное и техническое развитие получают герои с течением времени.

На первом рисунке 1883 года у Офелии и Гамлета большие и живые глаза, присущие всем героям картин Врубеля. Фон представляет собой пятна, среди которых невозможно определить, что же именно там находилось. Пропорции нарушены: например, руки Офелии крупнее её головы.

«Гамлет и Офелия», Михаил Врубель, 1883
Изображение: Государственный Русский музей

Герои Шекспира на тот же мотив 1884 года были уже совсем другого настроения: оранжевые и зелёные цвета пропали, фон стал детализирован, все цвета и оттенки тёмные.

«Гамлет и Офелия», Михаил Врубель, 1884
Изображение: Государственный Русский музей

В «Гамлете и Офелии» конца 1880-х можно увидеть, как холст поделён на две равные горизонтальные части. Между героями, в отличие от первых двух работ, появилось расстояние, они смотрят не друг на друга и не в одну сторону, цвета холодные, как и образы.

«Гамлет и Офелия», Михаил Врубель, 1888
Изображение: Государственная Третьяковская галерея
«Танец Тамары», Михаил Врубель, иллюстрация к «Демону» М. Лермонтова, 1890–1891
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Неследование традициям

Весной 1884-го Врубеля, ещё студента Академии художества, пригласили работать над воссозданием старинных фресок и написанием новых.

«Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви, Михаил Врубель, 1885
Фото: Mazur Travel / Shutterstock
«Пророк Моисей», Михаил Врубель, 1884
Изображение: Public Domain

В Кирилловской церкви он написал в образе Богоматери жену своего покровителя Адриана Прахова — Эмилию Прахову. У Богоматери Врубеля есть особенность — большие выразительные глаза, которые можно встретить во множестве других работ художника, не только в иконах. Для русской иконописи конца XIX века такое исполнение было очень нестандартным.

Богоматерь с младенцем, фрагмент фрески, Михаил Врубель, роспись в Кирилловской церкви, 1885
Изображение: Public Domain

«Царевна-Лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Испания» — также примеры произведений художника, где у главных героев большие печальные глаза.

«Девочка на фоне персидского ковра», Михаил Врубель, 1886
Изображение: Киевская картинная галерея
«Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1890
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Кристаллическая техника и пластический язык

Врубель придумал свою технику живописи — кристаллическую. Его холсты будто усеяны мазками-кристаллами, часто крупными, из которых художник складывал свои завораживающие, трогательные или мрачные изображения. Но большинство художников, организаторов выставок и критиков того времени не одобряли картины модерниста.

«Сирень», Михаил Врубель, 1900
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Техника Врубеля напоминала многогранный кристалл, в котором свет, форма и цвет играли особую роль. Некоторые ассоциировали его работы с витражами, благодаря чётким линиям, ярким цветовым акцентам и мозаичности. Это делало стиль художника революционным, но не всегда понятным для более консервативной публики.

«Розы и орхидеи», Михаил Врубель, 1894
Изображение: Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля
«Сирень» (не окончена), Михаил Врубель, 1901
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Пластический язык Врубеля — синтез академизма и собственного поиска художника. Выразительные образы складываются из пятен-осколков, крупных мазков его кристаллической техники.

Художник по-своему трактовал все формы, в том числе и человека: у героев часто ломаные изгибы тела, как в «Демоне летящем», размеры предметов гипертрофированы, как в «Розе в стакане». Его язык — фрагментарность и динамика форм.

«Демон летящий», Михаил Врубель, 1899
Изображение: Русский музей
«Демон летящий», фрагмент, Михаил Врубель, 1899
Изображение: Русский музей
«Роза в стакане», Михаил Врубель, 1904
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Символизм

Символизм появился в последней трети XIX века во Франции и был литературным течением. Позже он пришёл в живопись, и первым русским символистом считается именно Михаил Врубель.

«Смерть и могильщик» (La Mort et le Fossoyeur), Карлос Швабе, 1895. Здесь представлены типичные для символизма мотивы: ангел смерти, природа всюду вокруг героев, драматические позы героев и их взгляды, не устремлённые на зрителя
Изображение: Public Domain

Символизм — неприятие рационализма и обыденной реальности, мир фантазии, воздушности и природы, где образы выразительны, таинственны, печальны и не отражают повседневность и рутину. Часто эти образы были из Средневековья, отсылали к религии, почти всегда находились в окружении природы.

В живописи Врубеля много драматизма и чувственности: образы глубокие, загадочные, фантастические, погружённые в свои мысли, взгляд персонажей не направлен на зрителя. Текстуры, окружающие эти образы, представляют собой либо полуреальные изображения, либо совсем неидентифицируемые.

Видения пророка Иезекииля, 1906
Изображение: Государственный Русский музей

Герои картин неразрывны с природой: Демон сидит в ирисах, любимых цветах Врубеля, в «Утре» образы вовсе слиты воедино с природой, а у девушки в центре композиции отчётливо различима лишь голова с длинными волосами — тело же как часть зелёного ландшафта.

Живопись Врубеля-символиста — изображение неуловимых образов или уловимых частично. Так, например, в «Жемчужине», можно видеть лица и части тел, но они утопают в чём-то невероятном, блестящем, жемчужном, и, несмотря на название — «Жемчужина», — понять, что это именно она, невозможно: фон — совершенно загадочный вихрь из разных текстур и цветов.

«Жемчужина», Михаил Врубель, 1904
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

«Дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности», — говорил поэт-символист Александр Блок о Врубеле, которым он не переставал восхищаться даже после его смерти. На похоронах Блок говорил о том, что лишь немногим, таким как Врубель, удаётся постигнуть то, что обычному человеку незримо.

Скульптура

Елена Павличенко

преподаватель школы искусств Textura. Студентка академии художеств имени Репина.

— Хочется вспомнить о Врубеле как о художнике объёма. В своих скульптурах он в первую очередь стремился не столько запечатлеть образы, сколько перенести их в реальное трёхмерное пространство, минуя плоскость как единицу. Он будто лепил для себя модели, которые мог написать и вернуть в увиденный и знакомый самому художнику мир его произведений.

Скульптура Михаила не только несёт в себе грамотное цветоносное решение, но и доказывает точное понимание объёмов, которое зрители наблюдают в его живописи.

«Весна», Михаил Врубель, 1900
Изображение: Русский музей
«Демон», Михаил Врубель, 1894
Изображение: Русский музей
«Египтянка», Михаил Врубель, 1891
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Критика

Живопись Врубеля была признана светом русского искусства (Серовым, Бенуа, Дягилевым) и отвергнута широким зрителем и поверхностной критикой почти всю жизнь. Лишь перед смертью признание общественности, уже глубоко больного человека, нашло его.

«Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я всё время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять. Министр Финансов выхлопотал высочайшее повеление на новое жюри, не академическое, но граф Толстой и великий князь Влад. Алекс. настояли на отмене этого повеления».

Письмо Врубеля сестре Анне

Организаторы Нижегородской выставки смеялись над панно «Принцесса Грёза». Репин считал Врубеля декадентом, приписывал ему «манию формы», называл живопись Врубеля безжизненной.

«Принцесса Грёза», Михаил Врубель, 1896
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Критик Стасов вгрызался в сюжеты картин — считал их слишком оторванными от реальности, больными: «вовсе не византийскими и не русскими, а просто декадентскими».

«Всё у него выдумки и уродливый каприз. Весь ум, какой у него есть, вся его голова, все его формы — ортопедические, требующие только одного: сострадания и лечения. Никому, кажется, на всём свете нет такой нужды в „Демоне“, как ему, это самый любимый его сюжет, он ему всего дороже».

Владимир Стасов

Иллюстрации Врубеля к текстам Лермонтова газеты описывали как «крайне неудачные».

На Врубеля недоброжелатели даже делали пародии: Щербаков попытался уколоть художника, высмеивая картину «Утро»:

Карикатура на «Утро» Врубеля, П. Щербаков, 1898
Изображение: Русский музей
«Утро», 1897, Михаил Врубель
Изображение: Русский музей

Лишь единицы, среди которых Валентин Серов, Савва Мамонтов, Сергей Дягилев и немногие другие современники, принимали и ценили работы Врубеля при жизни.

«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890
Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Серов говорил: «Врубель — настоящий гений». Мамонтов всю жизнь поддерживал Врубеля финансово и морально. Дягилев, создатель «Русских сезонов», восхищался искусством Врубеля и в 1906 году на Осеннем салоне в Париже сделал для художника целый отдельный зал. Игорь Грабарь называл Врубеля «живописцем мозаик», отмечая, что его мазки напоминали сверкающие грани самоцветов. «Он пишет не красками, а кристаллами души», — говорил Николай Рерих.

«Его „Демон“ — это не просто картина, это вселенная, запечатлённая в глазах одинокой души. Невозможно не восхищаться этим талантом».

Александр Бенуа

«Пушкин был дан миру, чтобы явить собой тип поэта. Можно сказать о Врубеле: он был дан, чтобы олицетворить собой художника…»

Николай Ге

Но голоса Серова, Мамонтова и других — единичные лучи света в чёрном небе непонимания, и злую критику Врубель слышал в свой адрес намного чаще поощрения.

Впрочем, к концу жизни благодаря художественному объединению «Мир искусства», Мамонтову и немногим другим лёд тронулся: о Врубеле стали положительно писать, а известные признанные художники сменяли свои взгляды с критики на одобрение. В своих воспоминаниях Серов отмечал: «Теперь Репин хвалит Врубеля, а я хорошо помню, как он его ругательски ругал раньше».

«Портрет Иды Рубинштейн», Валентин Серов, 1910
Изображение: Русский музей

Смерть сына и болезнь художника

У Нины и Михаила Врубелей в 1901 году родился сын. Имя ребёнку дали в честь Саввы Мамонтова, покровителя Врубеля:

«Но вот наступает 1901 г., отмеченный крупным семейным событием — рождением сына. Родители с горячей радостью ждут появления на свет будущего, делают самые тщательные приготовления; но их ждёт глубокое разочарование: мальчик рождается, в смысле общего сложения, прелестным, с каким-то пронзительным взглядом, но и с первым признаком дегенерации — раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение, если так можно выразиться, психики брата в стихию его конечного Демона».

Анна Врубель

Михаил Врубель очень тяжело переживал непринятие его живописи современниками и институциями, но потеря сына стала несравнимой трагедией: сын Врубеля внезапно умер от пневмонии в Киеве, и после этого события художник сам попросил отправить его в лечебницу. Сестра Врубеля писала, какое горе переживала его семья:

«Брат через неделю (после смерти сына) категорически заявил: „Везите меня куда-нибудь (подразумевая в лечебницу), а то я вам наделаю хлопот“».

Анна Врубель, фрагмент из книги «М. А. Врубель. Письма к сестре. Воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель. Отрывки из писем отца художника»

«Портрет сына», Михаил Врубель, 1901
Изображение: Русский музей

«Ты знаешь, я, кажется, разучился говорить», — были слова Михаила сестре, которая приехала к нему в лечебницу под Ригой, куда он попал.

В 1901 году в Риге Врубель сам выбрал лечебницу, где работал его знакомый врач. Родные приходили к нему каждый день, но вскоре врачи стали советовать не навещать Врубеля родственникам, потому что они напоминали о недавней трагедии. Вскоре после этого Михаила забрали в частную лечебницу.

«Настроение брата продолжало быть глубоко подавленным — настолько, что когда сестра приехала за ним осенью (жена уезжала в Швейцарию к больной матери), он встретил ее словами: „Ты знаешь, я, кажется, разучился говорить“. С открытием Морозовской клиники брат опять возвратился в неё. И тут вновь почувствовал улучшение, в том смысле, главным образом, что стал в состоянии работать и читать».

Анна Врубель

В Москве он начинает бесконечно писать днём и ночью, что отнимает его физические силы, зато даёт душевные.

«Шестикрылый Серафим» (Азраил), Михаил Врубель, 1904
Изображение: Русский музей

Это крупная работа размером 100 × 864 см, написанная в университетской клинике В. П. Сербского в Москве. Здесь характерное для символиста-Врубеля обращение к религиозной теме и также классическая техника автора — кристаллическая.

Мы видим лицо ангела, две его руки: в правой — меч, в левой — кадило. Но фон — вихрь из кристаллов, который можно принять за лиловое одеяние ангела. Эти непредметные части картины можно оставить и без трактовки — мы не знаем достоверно, что Врубель имел в виду и поддаётся ли это словесной трактовке.

Зимой 1906 года Врубель окончательно потерял зрение. Иногда у Врубеля случались припадки, он говорил, что у него будут глаза-изумруды.

Врубель в музеях

Третьяковская галерея — огромный зал с 14-метровым панно «Принцесса Грёза», картинами, рисунками, майоликовым камином, скульптурой. Среди них есть «Демон», «Царевна-Лебедь», иллюстрации к Лермонтову и Толстому.

Портрет Брюсова, Михаил Врубель, 1906
Изображение: Государственная Третьяковская Галерея

Русский музей, Санкт-Петербург — «Утро», «Шестикрылый Серафим», «Сирень», наброски и другие работы.

«Демон поверженный», Михаил Врубель, 1901–1902
Изображение: Русский музей

Музей имени Михаила Врубеля, Омск — «Хризантемы», «Жёлтые розы».

«Жёлтые розы», Михаил Врубель, 1894
Изображение: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А Врубеля



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована