Серп и кегль: шрифты СССР
Рассказываем, какие гарнитуры вошли в советский стандарт и как их использовали.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Несмотря на кажущееся разнообразие советских шрифтов, которыми оформляли обложки книг, вывески магазинов и уличные афиши, полиграфия в СССР существовала в строгих рамках. В 1930 году Всесоюзный комитет по стандартизации принял обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые», он устанавливал единый список допустимых гарнитур.
Прежде всего в базу стандарта отбирали шрифты, пригодные для многотиражных изданий книг, газет и детской литературы. Невошедшие гарнитуры — «большое количество случайных, неудобочитаемых и антихудожественных модернистских образцов» — изымали из типографий и отправляли на переплавку.
В ОСТ 1337 вошёл 31 шрифт, за каждым закрепили порядковый номер и название. Шрифты объединили в семь серий, пять из них использовали для текстов: обыкновенные, латинские, «Коринна», академические и елизаветинские.
Из нашего материала вы узнаете про главные шрифты Советского Союза, которые до сих пор легко найти в букинистических книгах и на плакатах того времени:
- обыкновенные гарнитуры,
- латинские гарнитуры,
- медиевальные гарнитуры,
- елизаветинская гарнитура,
- брусковые гарнитуры.
Обыкновенные гарнитуры
Самой распространённой гарнитурой стандарта был «Обыкновенный шрифт», его создали на Шрифтолитейном заводе в словолитне Лемана в Санкт-Петербурге. В нём было семь начертаний: обыкновенный простой, обыкновенный плотный, учебный, курсив обыкновенный, альдине полужирный прямой, курсив и жирный.
Эта серия отличается от других вытянутыми символами, большой контрастностью переходов от тонких к толстым линиям. Верхние и нижние основания подчёркнуты линиями, при этом утолщения у закруглённых букв строго вертикальные.
Обыкновенным простым и обыкновенным плотным (в кеглях до 12 пунктов) набирали газетные тексты. Обыкновенный курсив использовали для небольших подзаголовков, заметок и выделений в тексте. Более крупными кеглями — 12 и 16 пунктов — выделяли статьи и заметки, а прописными буквами набирали заголовки и подзаголовки.
Альдине полужирным прямым и курсивом в мелких кеглях выделяли важную информацию, а в крупных их также иногда использовали для заголовков. Жирный редко применяли в газетной печати, он считался книжным шрифтом.
Создатели стандарта предполагали, что шрифты этой серии пробудут в нём недолго — до их замены новыми, но по факту они входили в ГОСТ до конца существования СССР.
Для набора учебников, букварей и пособий для начальных школ использовали «Гарнитуру №3 Учебную». Её частично составили на основе бывших гарнитур №6 и №11 словолитни Лемана и Флинша. Позднее эту гарнитуру упразднили как самостоятельную единицу, и она стала частью «Обыкновенной гарнитуры».
В июне 2020 года энтузиасты создали гарнитуру DXOldStandardStudium — цифровую версию «Гарнитуры №3 Учебной». Для реконструкции использовали образцы шрифта 16 кегля из каталога словолитни Лемана и «Каталога ручных и машинных шрифтов». DXOldStandardStudium выпущен в двух версиях: с сохранением исторического рисунка и доработанный с изменённой графикой.
Латинские гарнитуры
Латинскую гарнитуру разработал академик и немецкий криптолог Петер Шнорр для словолитни Бертгольда в 1899 году. Кириллический вариант он создал в 1901 году.
Латинская гарнитура включала четыре шрифта: светлый, курсив, полужирный, курсив полужирный. Она широко применялась для набора газетных заголовков, шапок и подзаголовков.
Русский художник Николай Пискарёв отмечал достоинства курсивного начертания, но был недоволен жирным. Он предлагал создать более строгие жирные шрифты для титульного набора и для всех начертаний нарезать 24-й кегль.
Для группы этих шрифтов характерны меньшая контрастность между основными и добавочными линиями, основания букв в форме остроугольных треугольников и утолщения закруглённых букв в наклоне. Набранные латинской гарнитурой заголовки имеют спокойный и однотонный вид, поэтому после введения в стандарт она стала очень распространённой, её использовали в более чем половине всех вышедших книг.
Мелкие кегли латинского светлого шрифта от 6 до 10 пунктов чаще применялись в качестве книжного шрифта, а остальными выделяли лозунги, цитаты и рубрики. Крупные кегли от 12 пунктов применяли для набора газетных заголовков.
Медиевальные, или эльзевировские гарнитуры
К шрифтам этой группы относятся: коринна светлая и коринна полужирная, академический светлый, светлый курсив и полужирный.
У этой гарнитуры небольшая разница в толщине основных и добавочных линий, благодаря чему набранный текст выглядит более однотонным. Окончания букв — это прямоугольники, которые соединяются с вертикальными линиями небольшими закруглениями.
Оригинал гарнитуры «Коринна» словолитни Бертгольда (гарнитура №24) разработали в 1904 году, а кириллица появилась примерно через два года. Технический редактор и корректор Георгий Гильо отмечал, что шрифты этого семейства, несмотря на кажущуюся простоту, скорее предназначены не для каждого читателя из-за их претенциозности в рисунке букв. Это привело к тому, что «Коринна» в итоге попала в кандидаты на изъятие из стандарта.
На словолитне Бертгольда в 1905 году также разработали гарнитуру «Академическую» с тремя начертаниями. За основу взяли шрифт «Сорбонна» Пауля Вольфельда, владельца крупного печатного предприятия в Магдебурге.
Елизаветинская гарнитура
Эту гарнитуру создали в словолитне Лемана на основе «исторического» прототипа — образца XVIII века. В начале ХХ века и позже в советское время её в основном применяли для набора художественных изданий.
В 1904 году вышел альбом Александра Бенуа «Русская школа живописи», текст в нём набрали 12-м кеглем. Елизаветинскую гарнитуру в кеглях 8 и 10 пунктов также использовали Брокгауз и Ефрон при наборе шеститомника полного собрания сочинений Александра Пушкина. В предисловии они написали:
«Общему впечатлению стильности издания мы думали помочь и тем, что издание печатается особо заказанным шрифтом пушкинского времени».
В СССР этой гарнитурой набрали второе издание собрания сочинений Ленина, а кроме изданий художественной литературы её использовали в беллетристике и журналах об искусстве.
Брусковые гарнитуры
Главная особенность брусковых гарнитур или гротесков — одинаковая толщина основных и добавочных линий и отсутствие подчёркиваний или утолщений в окончаниях букв. Всего в этой группе было шесть шрифтов: книжный гротеск полужирный, древний чёрный курсив, акцидент-гротеск, жирный гротеск, узкий гротеск и гермес-гротеск.
Мелкими кеглями брусковых шрифтов набирали заметки, цитаты и лозунги, а крупными — заголовки газет. Вычурные и фигурные шрифты применяли для набора меню, пригласительных билетов и визитных карточек.
Наиболее чёткие и простые шрифты, такие как пальмира, рукописный, триумф и шрифт 1812 года, вошли в стандарт, а остальные исключили и перестали отливать.
В ОСТ 1337 также добавили гарнитуру рояль-гротеск, которую создали в словолитне Фердинанда Тайнхардта, а позже в 1908 году её купил Бертгольд. Сначала этот шрифт шёл под оригинальным названием, но затем его включили в гарнитуру акцидент-гротеска. От других шрифтов он отличается закруглёнными окончаниями букв, отсутствием отсечек и равномерной толщиной штриха, за исключением жирного гротеска, у которого добавочные штрихи тоньше основных.
Друг от друга гарнитуры в составе гротеска отличаются по жирности символов и шириной начертания, но имеют одинаковый рисунок букв, кроме гермес-гротеска — у него буквы прямые и горизонтальные. Благодаря простой конструкции и однородности толщины штрихов акцидент-гротеск и рояль-гротеск считались наиболее подходящими для массового читателя.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!