Стили дизайна: от викторианского до минимализма
Рассказываем, как они появились и как их различать, показываем примеры.
Иллюстрация: Leningrad festival of arts / Flickr / Art Deco / Norbert Wolf / Hard Work is a Bulwark / Kdgeorge.wordpress / A Portrait of the Artist as a Young Man / James Joyce / Meery Mary для Skillbox Media
Современный дизайн почти невозможно удержать в формальных рамках, но заметить в его составляющих элементы разных эпох важно не только для специалиста, но и для зрителя. В этой подборке мы расскажем, какие бывают стили в графическом дизайне, разберём двенадцать распространённых стилей и покажем примеры дизайна в разных направлениях.
Брутализм
История возникновения
Этот стиль дизайна родился во второй половине ХХ века как одно из направлений модернизма в архитектуре. Брутализм и название получил от французского béton brut — «сырой бетон». Архитекторы, творившие в этом стиле, в качестве материала часто использовали безликие серые плиты, из которых возводили грандиозные сооружения сурового вида и грубых форм.
Брутализм часто называют ответом на безликость и усреднённость корпоративных стилей, которые неизменно приятны глазу. Дизайнеры намеренно подчёркивают грубость эстетической формы, стремятся усилить впечатление неумелости и «дикости» образов.
Особенности стиля
Брутальный стиль — функциональный и простой, он не терпит украшательств. В нём используется монохромность, один или два цвета, фон чаще всего бывает серым или белым. Если в изображение всё же добавляют цвета, это чаще всего несочетающиеся, контрастные варианты: например, зелёный и красный. Брутализм не приемлет градиентов, теней, объёмных текстур.
Шрифт в этом стиле дизайна прежде всего несёт информационную нагрузку — он простой, легко читаемый. Иногда используется рубленый плакатный или брусковый шрифт — как для создания транспарантов.
Ниже можно увидеть примеры дизайна.
Минимализм
История возникновения
Минимализм возник в послевоенной Америке в противовес абстрактному экспрессионизму. Устав от чрезмерных эмоций на холсте, от буйства цветовых пятен, художники сосредоточились на том, чтобы минимизировать выразительные средства. Истоки стиля минимализма можно найти в идеях конструктивистов.
Первой компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, был производитель бытовой техники Braun. Её дизайнеры следовали философии Баухауса и утвердили торжество минималистской эстетики в серийном проектировании.
Сейчас минимализм популярен и в веб-дизайне: на визуальном уровне он защищает пользователя от избытка информации в интернете, помогает лучше ориентироваться на веб-странице.
Читайте также:
Особенности стиля
Минимализм не означает утрату индивидуальности — напротив, он даёт широкое поле для реализации авторского «я». Отвергая классические приёмы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Важнейшую роль играет композиция.
Один из выразительных приёмов стиля — пустота пространства, «воздух». Шрифты в минимализме лаконичны, начертание прямое, светлое.
Плоский стиль
История возникновения
Плоский или flat-дизайн сначала появился в web-дизайне — благодаря конкуренции операционных систем Windows и iOS, которые стремились представить пользователям удобные и привлекательные интерфейсы. Преобладать это направление на рынке компьютерных интерфейсов стало, когда в 2013 году Apple выпустила операционную систему iOS 7, где отказалась от иллюзии трёхмерности.
Особенности стиля
Можно сказать, что плоский дизайн — прямое продолжение традиций интернационального стиля, который не стремится передать реалистический вид вещей, отказывается от тени и объёма. Изображения упрощаются и становятся плоскими «иконками», у предметов намечен контур, но нет глубины, градиента, цветового перехода.
Однако плоский дизайн отличает сознательное подражание компьютерному интерфейсу. В нём используются максимально простые шрифты, без объёма.
Швейцарский интернациональный стиль
История возникновения
Швейцарский стиль дизайна появился в Европе в двадцатых-тридцатых годах XX века и обозначил рождение нового века информации, с его быстрым обменом идеями и огромным потоком новостей. Сейчас это направление — одно из самых распространённых в дизайне.
В основе стиля — простота, удобство, читаемость. Его эстетика подчинена идее Баухауса — «форма следует за функцией». Можно сказать, что направление родилось из авангардного конструктивизма с его преклонением перед строгими пропорциями и отсутствием декоративных элементов. Творцы следовали правилу превалирования контекста и разрабатывали дизайн, исходя из содержания произведения, а не из стремления сделать «красиво».
Особенности стиля
Основной метод, применяемый в швейцарском стиле дизайна, — невидимая сетка, по которой располагаются декоративные элементы произведения. Это структурирует основу, выравнивает текст, вносит порядок в художественный хаос. Часто используются фотографии — как строгий документ эпохи. Шрифт — простой, хорошо читаемый, функциональный.
Психоделический стиль дизайна
История возникновения
Молодёжная культура Америки шестидесятых годов сильно повлияла на рождение новых эстетических норм. Вначале целиком маргинальная, связанная с изобретениями психоделических наркотиков, рок-музыки и неформальными молодёжными объединениями, она стала менять реальность вокруг себя. Современный американский дизайн быстро перенял яркую визуальность этой культуры.
В основе психоделического стиля лежит, по сути, инфантильное стремление — раскрасить скучный взрослый мир в броские цвета, заселить его сказочными, нереалистическими персонажами, использовать эстетику комиксов. Психоделический шрифт тоже шифр для знающих — только «свой» может прочитать такое послание.
Сегодня чистое использование психоделического стиля дизайна — большая редкость, но его элементы порой применяют, например, при оформлении музыкальной продукции.
Особенности стиля
В этом стиле делали дизайн обложек пластинок, плакаты с кумирами, афиши концертов, подпольные журналы. На них были изображены элементы комиксов, граффити, кислотные цвета и картины причудливо искажённого мира. Яркий стиль быстро переняли профессиональные дизайнеры — уже в конце шестидесятых бытовая реклама использовала элементы этого направления, а типографии выпустили набор психоделических шрифтов. Их буквы были разной толщины, искажённых пропорций, иногда даже их с трудом можно было прочесть.
Американский панк
История возникновения
У панков, одной из самых распространённых молодёжных субкультур второй половины ХХ века, была сильно выраженная концептуальная идея — «No future». В этом пессимистическом настрое, связанном с политическими и социальными реалиями времени, воплотилась и особая эстетическая норма. Рождённая в Британии, она дошла до американского континента и здесь трансформировалась в новый дизайнерский стиль.
Американский панк входит в широкое понятие постмодернизма. В его сути лежит стремление художника иронически переосмыслить наследие прошлого, отринуть правила и расширить формальные границы. Постмодернизм не стремится ни к функциональности, ни к эстетичности. По сути, это бесконечный эксперимент по переосмыслению художественности.
Это не самый распространённый стиль в дизайне, его можно назвать антитрендовым, андеграундным, но изображения в этом стиле всегда привлекают внимание.
Американскому панку и концептуально, и эстетически тождественен гранж — «мусорный» стиль, нарочито неопрятный до уродства, альтернатива гламуру и искусственной красоте, пропагандируемой в массмедиа.
Особенности стиля
В основе американского панка лежит примитивизм и брутальность изображения, подчёркнутая безыскусность. Демонстративно «не умеющие рисовать» мастера применяли дадаистские приёмы нарочито неумелого коллажа с журнальными вырезками портретов поп-звёзд. Шрифты могли быть разными, допускалось совмещение разных гарнитур в одном произведении.
Викторианский стиль
История возникновения
В первой половине XIX века сначала в Британии, а потом и во всей Европе оформился особый графический стиль, который назвали «викторианским» — в честь королевы Виктории, взошедшей на престол в 1837 году.
Направление стало ответом на индустриализацию, оно выразило ностальгию общества по классическим канонам, античным руинам и старинным готическим постройкам.
Примерно тогда и родился графический дизайн — полиграфия стала развиваться, а бурный рост производства и потребность изготовителей рассказать о своём товаре привели к развитию печатной рекламы.
Сегодня викторианский стиль применяют для воссоздания ретроатмосферы и при создании стилизованных под старину дизайнерских материалов.
Особенности стиля
Дизайнерам викторианского века было чуждо понятие функционализма: на одном листе могли быть собраны шрифты разного начертания и размера, в изобилии использовались виньетки.
Викторианский стиль в графике часто имитирует гравюру — выполняется в сером цвете со штриховкой. Графика насыщена орнаментом — симметричным, со сложным узором. Используются исторические штампы — рисунки и фотографии людей в старинной одежде и в ретроинтерьерах. Шрифты сложные, фантазийные, избыточно декоративные. Стиль критикуют за чрезмерность, невыдержанность, сумбурность и слишком вольное смешение разных направлений.
Ар-нуво (арт-нуво)
История возникновения
Этот стиль дизайна возник в конце XIX века и просуществовал до Первой мировой войны. Эстетические идеалы ар-нуво сформировали Анри де Тулуз-Лотрек, Антонио Гауди, Альфонс Муха и другие знаменитые художники и архитекторы. Вместо царствовавшей тяжёлой готики художники предложили новый лёгкий «цветочный» стиль — природные элементы, листья и растения. Авторы черпали вдохновение в восточных мотивах ксилогравюр Хокусаи, применяли элементы рококо. Мастера ар‑нуво противопоставляли себя викторианцам, хотя точно так же делали упор на декорирование.
Особенности стиля
Основная художественная единица — волнообразно изогнутая линия, как будто декор создавала природа без вмешательства человека. В стилевых декоративных элементах используются вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, кувшинки, ласточки, женщины с длинными кудрявыми волосами. В шрифтах много мелких элементов, завитушек, природного орнамента.
Экспрессионизм
История возникновения
Первая мировая война не только изменила политическую карту мира и расклад сил среди мировых держав, но и кардинально трансформировала жизнь человека. Горькое разочарование в гуманизме, философских достижениях человечества, отчаяние и депрессия стали ответом на произошедшие события. Ответом на настроения общества стало появление нового художественного стиля — экспрессионизма. Он отразился в архитектуре, кинематографе, театре и, конечно, дизайне.
Художники-экспрессионисты отошли от реализма и задались целью графически показать эмоцию. Изображения не должны быть похожи на то, что видит глаз, — они передают сильные чувства и внутреннее состояние автора.
Отдельным направлением стиля стал абстрактный экспрессионизм — полный отказ художников от предметного изображения, когда эмоции передаются через яркие пятна и смешение цветов.
Экспрессионизм родился как андеграундный стиль, но сегодня его элементы можно встретить в любой дизайнерской продукции, если она не ограничена строгими корпоративными рамками.
Особенности стиля
Экспрессионизм отрицает каноны изобразительности, часто такой рисунок примитивен или схематичен. Выразительность работе передаёт выделение одной детали, например, раскрытого в крике рта человека. Пропорции тел и предметов, как правило, искажены. Шрифты часто несимметричны, они рубленые и неизящные. Экспрессионисты выделяют слова примитивным образом — пишут их жирным шрифтом, в избытке используют тени.
Авангард
История возникновения
Возникший в начале ХХ века революционный художественный стиль быстро проник в графический и промышленный дизайн — этому способствовали политические обстоятельства. Новая российская власть искала свежий язык для выражения своих идеалов и создания пропаганды. На целое десятилетие главенствующие роли в художественном образовании, сфере культуры и просвещения заняли авангардисты.
Это направление вобрало в себя несколько основополагающих стилей: футуризм, конструктивизм и супрематизм. Первый показывает изобретения нового века, воспевает прогресс. Конструктивизм сосредоточен на функциональности и «видит» красоту в механических и технических формах. Супрематизм провозглашает главенство идеальных форм.
Читайте также:
Авангард вне времени и моды, он сегодня актуален в дизайне всех направлений.
Особенности стиля
Графический дизайн в авангарде характеризуется отрицанием декоративности, «красивости». Для него гораздо важнее новизна, революционность и лаконичность. Авангард традиционно использует три цвета: красный, белый и чёрный. Он развенчивает высоколобость искусства и выступает за лозунг принадлежности к народу. Этот дизайн несимметричен, прост по форме, но концептуален по содержанию. Шрифты простые, лаконичные, без засечек.
Ар-деко (арт-деко)
Возникновение
Ар-деко появился в десятых годах XX века (параллельно с авангардом и в противовес ему) и достиг расцвета между 1925-м и 1935 годами. Основой стиля стал модерн, абстракционизм и кубизм.
Состоятельные буржуа не видели красоты в революционном авангарде и хотели наблюдать вокруг ту роскошь, которую понимали. Ар-деко декларировал культ богатства: в двадцатых годах в этом стиле выполняли интерьеры отелей, казино, круизных лайнеров. Одним из главных каналов его «распространения» стал Голливуд — «фабрике звёзд» пришлось по вкусу направление, имитирующее роскошную жизнь.
У ар-деко очень яркие стилистические особенности, и хотя его элементы используются повсеместно, в чистом виде он сейчас чаще всего встречается при создании продуктов в ретростиле.
Особенности стиля
В отличие от мятежного авангарда, в ар-деко всё подчинено симметрии. Это геометричный прямой стиль, в основе его формы — лучи и стремительные линии. В нём также используют круги, прямоугольники, зигзаги, ступенчатые формы, ромбы, полукруги, чёрно-белые клавиши рояля, мотивы солнца и сильно вытянутые по вертикали антропоморфные фигуры. Шрифты выглядят классическими, они уравновешены по вертикали и горизонтали.
Тоталитарный стиль
История возникновения
Тоталитарный стиль дизайна — консервативное реалистическое направление, которое было эстетически близко вождям и понятно жителям. Стиль использовался прежде всего для визуальной агитации. Он доходчиво объяснял общественные ценности, декларировал идеи. В его основе стоят классические идеалы: строгость, торжественность, антропоцентричность, воспевание человеческого тела и силы, преклонение перед имперскими символами.
Особенности стиля
В тоталитарном стиле применяется фигуративная реалистическая живопись: атлетические человеческие фигуры, лица вождей, народ, изображённый в виде сверхлюдей, — одухотворённый, сильный, красивый. Шрифт лишён элементов абстракции, он выдержанный и строгий.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!