Никакой мрачной и облегающей одежды! Отрывок из книги «100 арт-манифестов. От футуристов до стакистов»
Дерзкий манифест о футуристской одежде.
Изображение: издательство «Альпина нон-фикшн»
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга «100 арт-манифестов. От футуристов до стакистов» (автор-составитель Алекс Данчев). В ней собраны идеи Маяковского, Дали, Маринетти, Родченко, Мураками, Лой, Малевича, Гропиуса и других. С разрешения издательства мы публикуем главу с манифестом Джакомо Баллы.
Джакомо Балла
Футуристский манифест
мужской одежды (1913)
Составлен в декабре 1913 г.; в то время не публиковался.
Джакомо Балла (1871–1958) был старше и мудрее других художников-футуристов, по крайней мере вначале. Он был для них своего рода отцом и, как заметил Уиндем Льюис, лучшим художником. И Боччони, и Северини недолго учились у него в период ещё до футуризма, когда он работал в дивизионистской манере на свой собственный лад. К тому же Балла, возможно, был больше социалистом, чем футуристом. Он подписывал манифесты, но в героические первые годы движения он, похоже, скорее интересовался им, нежели принадлежал ему. Позднее он с иронией писал о своём участии: «Мало-помалу знакомые куда-то исчезали, то же произошло и с его доходами, а общественность сочла его сумасшедшим. Дома мать молила Мадонну о помощи, жена впала в отчаяние, дети оказались сбиты с толку… но без дальнейших церемоний он выставил все свои пассеистские работы на аукцион, написав на табличке между двумя чёрными крестами: „ПРОДАЮТСЯ РАБОТЫ ПОКОЙНОГО БАЛЛЫ“».
Когда началась война, Балла пришёл в смятение. За шутовством «Футуристского манифеста мужской одежды» последовала глупость «Футуристского манифеста антинейтральной одежды» (1914) — «Футуристские ботинки будут динамичными, разными по форме и цвету и готовыми дать пинка всему нейтралистскому» — и грандиозность «Футуристской перестройки вселенной» (1915), совместной работы с молодым Фортунато Деперо (1892–1960), создателем Cabaret del Diavolo в Риме. Искусство Баллы шло тем же путём. Он по-прежнему мог выкинуть что-нибудь эдакое, например в работе над декорациями к «Жар-птице» Стравинского (1917), но начал украшать всё, что попадалось на глаза, яркими и часто безвкусными цветовыми схемами. В конце концов его творчество свелось к созданию «Футуристских цветов», то угловатых и колючих, то грузных и пышных. До конца своих дней две его старшие дочери, которых звали соответственно Луче и Элика («свет» и «пропеллер», как «реди-мейд» в дюшановском смысле), хранили футуристскую страну чудес в римской резиденции художника.
* * *
Мы, футуристы, за эти короткие перерывы в борьбе за обновление успели обсудить, как это у нас принято, множество тем. Довольно долго мы были убеждены, что современная одежда, пусть и довольно упрощённая по требованию времени, по‑прежнему является ужасно пассеистской.
МЫ ДОЛЖНЫ УНИЧТОЖИТЬ ВСЮ ПАССЕИСТСКУЮ ОДЕЖДУ и всё облегающее, бесцветное, похоронное, декадентское, скучное и негигиеничное. В том, что касается материалов, мы должны запретить: безвкусные, невыразительные, слащавые, мрачные и нейтральные цвета, а также рисунок из полос, клетки и пятен. В крое и дизайне: запретить все статичные линии, всё однородное вроде отворотов, разрезов и т. д. Покончим же с унизительным и лицемерным обычаем носить траур. Наши многолюдные улицы, наши театры и кафе окрашены удручающе похоронными тонами, потому что одежда сделана лишь для того, чтобы отражать унылые настроения сегодняшних пассеистов.
МЫ ДОЛЖНЫ ИЗОБРЕСТИ ФУТУРИСТСКУЮ ОДЕЖДУ, одежду сча-сча-сча-счастливую, смелую, с яркими цветами и динамичными линиями. Она должна быть простой, а прежде всего она должна быть недолговечной, чтобы подстёгивать производство и обеспечить наши тела постоянными новыми удовольствиями.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ материалы с сильными КРЕПКИМИ цветами — краснейшим красным, фиолетовейшим фиолетовым, зелёнейшим зелёным, ярко-жёлтым, оранжевым, алым — и ОСНОВНЫМИ оттенками белого, серого и чёрного. А к этим цветам мы должны изобрести динамичный крой, чтобы выразить их в не менее динамичных формах: треугольниках, конусах, спиралях, эллипсах, кругах и т. д.
Крой должен включать динамичные и асимметричные линии, при этом левый рукав и левая сторона куртки должны быть круглыми, а правые — квадратными. То же касается жилетов, чулок, пальто и т. д. Весёлый блеск, который наша одежда, переделанная согласно ФУТУРИСТСКОЙ архитектуре, наведёт на шумных улицах, будет означать, что всё засияет, подобно призме гигантской витрины ювелира, и всё вокруг нас превратится в акробатические блоки цветов, складывающиеся в следующие словесные формы:
Кофекомдом Роззелебастокап транспомотомаш ногстрижмаг синечернобелдома аэросигаркон небокрышежизнежелтосвет анокинофот барбеббенперп.
До сих пор люди (в той или иной степени) носили чёрный траур. Мы боремся против:
а) робости и симметрии цветов, цветов в блёклых узорах из идиотских пятен и полосок;
б) любой безжизненной одежды, которая утомляет человека, от которой он чувствует себя подавленным, несчастным и печальным и которая сковывает движение, вызывая грустную слабость;
в) так называемого «хорошего вкуса» и гармонии, ослабляющих душу и забирающих у шага бодрость.
Мы хотим, чтобы футуристская одежда была удобной и практичной.
Динамичной
Агрессивной
Шокирующей
Энергичной
Неистовой
Летящей (дающей ощущение полёта, подъёма, бега)
Бодрой
Радостной
Светлой (чтобы было светло даже в дождь)
Светящейся
Освещённой электрическими лампами.
Рисунок должно быть можно изменить с помощью пневматической почты. Так любой сможет менять одежду по настроению.
Доступные модификации:
Любящий
Надменный
Убедительный
Дипломатичный
Однотонный
Тонированный
Затенённый
Многоцветный
Благоухающий.
В результате мы получим необходимое разнообразие одежды, даже если жителям данного города не хватает собственного воображения.
Счастье нашей футуристской одежды поможет распространить тот добрый юмор, к которому стремится мой хороший друг Палаццески в своём манифесте против печали.