Дизайн
#статьи

Какими бывают лицензии на изображения

Соблюдение авторских прав — скучная часть творческой работы, без которой не обойтись. Разбираемся в лицензиях раз и навсегда.

 vlada_maestro / shutterstock

Лицензия на изображение — это договор, в котором прописаны условия использования картинки. По сути, скачивая фотографию со стока, вы приобретаете не само изображение, а право им распоряжаться. Иногда это право ничем не ограничено, а в иных случаях есть правила, которые надо соблюдать.

Давайте разберёмся, какими бывают лицензии на изображения. Это полезно знать дизайнерам и художникам, которые работают с чужими изображениями, а также фотографам и иллюстраторам, которые планируют зарабатывать на стоках.

Бесплатные лицензии

Существует иллюзия, что скачанную с бесплатного стока картинку можно использовать как заблагорассудится. Но это не всегда так. Разрешено ли поместить фото на упаковку товара или только вставить в школьную презентацию? Нужно ли указывать автора? Можно ли отредактировать картинку в Photoshop до неузнаваемости или нужно оставить её без изменений? Все эти условия прописываются в лицензиях.

Использование бесплатных картинок регулируется группой лицензий Creative Commons. Это американская некоммерческая организация, которая придумала разные варианты соглашений для бесплатного распространения контента. В их основе лежит четыре условия:

  • Attribution — обязательно всегда указывать авторство.
  • ShareAlike — необходимо распространять вашу работу на тех же условиях, что и позаимствованное изображение. Скажем, вы взяли фото с условием указания авторства, поколдовали над ней в редакторах и захотели выложить на сток. Тогда вы не только должны упомянуть автора исходника, но и требовать указания авторства от тех, кто будет скачивать вашу работу.
  • No Derivatives — нельзя нарушать целостность изображения. Если вы скачали такую картинку, использовать её можно только целиком и без обработки. Обрезать прямоугольную фотографию до квадрата нельзя. Перекрасить в ней цвета тоже нельзя.
  • Non-Commercial — запрещено использовать картинки в коммерческих целях.

На основе этих условий есть пять видов лицензий:

  • CC Attribution — при использовании скачанных материалов в своей работе нужно указать автора этих картинок.
  • CC Attribution-ShareAlike — нужно указать авторство и требовать указание авторства от тех, кто будет использовать вашу работу. Допустим, если вы сделали шаблон презентации с чужой картинкой и хотите распространять его в интернете, придётся не только упомянуть имя автора исходника, но и прописать, что при использовании дизайна люди обязаны всегда ссылаться на авторов.
  • CC Attribution-NoDerivs — нужно указать авторство и не вносить никаких изменений в исходное изображение. Например, фотографию в исходном виде можно поместить на рекламный баннер и упомянуть автора. А вот обрезать, перекрашивать и дорисовывать картинку нельзя.
  • CC Attribution-NonCommercial — нужно указать авторство и использовать картинку в некоммерческих целях. Скажем, для журналистской статьи она годится, а для использования на упаковке товара — нет.
  • CC Attribution-NonCommercial-ShareAlike — нужно указать авторство, использовать картинку в некоммерческих целях и распространять свою работу на тех же условиях.
  • CC Attribution-NonCommercial-NoDerivs — нужно указать авторство, использовать картинку в некоммерческих целях и не вносить никаких изменений в исходник.

Но есть ещё два вида лицензий из группы Creative Commons, в которых отсутствуют упомянутые ограничения:

  • СС0 или Public Domain — самая приятная лицензия, даёт право на свободное использование без указания авторства.
  • СС+ — лицензия, которая позволяет автору самому прописывать дополнительные условия для пользователей. Например, с такой лицензией автор может запрещать коммерческое использование картинки для широкого круга пользователей, но разрешать размещение в рекламе для ограниченного круга лиц. Необходимость в таких лицензиях возникает довольно редко.

Именно CC0 знакома нам по большинству бесплатных фотостоков. Обычно там размещают картинки, которые можно брать бесплатно для коммерческого использования, без упоминания авторов и с возможностью как угодно изменять изображение. Но с векторной графикой на стоках ситуация иная: С00 встречается крайне редко, обычно там требуется указать автора, а для тех, кто не желает, предлагают платную лицензию.

Хотите создавать свои проекты на основе стоковых картинок? Записывайтесь на курс по Photoshop!

Платные лицензии

Этот тип договоров может порождать иллюзию, что за свои деньги можно делать с картинкой всё, что захочется. Тем не менее есть ограничения. Вот четыре варианта самых популярных платных лицензий:

  • Royalty-Free — покупатель платит один раз и может пользоваться изображением без временных ограничений. Эксклюзивные права остаются у автора: он может продавать картинку многократно и кому угодно. Также в договоре прописывают дополнительные условия: например, ограничение на тираж для покупателя. Если по договору допустимо не больше 100 тысяч копий, — скажем, владелец среднего бизнеса сможет напечатать его на своих рекламных листовках, а киностудии Marvel для постера к фильму придётся купить следующий вид лицензии — расширенный.
  • Extended Royalty-Free — всё то же самое, но тираж не ограничен. Приобретая эту лицензию, клиент сможет использовать картинку хоть миллиарды раз в течение неограниченного времени.
  • Editorial — это платные картинки, которые нельзя использовать в коммерческих целях: они пригодны только для иллюстраций в СМИ, за исключением рекламы. На них могут быть логотипы чужих брендов и люди, которые не давали согласия на своё появление в рекламе.
  • Rights-Managed — эта лицензия для размещения изображения в конкретном проекте (или проектах). По ней можно получить исключительное право на использование картинки или же право с ограничением использования в конкретном регионе.

Самая популярная лицензия на платных стоках — это Royalty-Free. Её приобретают для использования в коммерции, если тираж не слишком большой. Реже всего предлагают лицензию Rights-Managed — она самая дорогая, и встретить её можно только на крупных стоках.

Как узнать о лицензии

На сайте стока обязательно будет всё написано. Если все фото защищены одинаковой лицензией, о ней пишут один раз в отдельном разделе. Если лицензии различаются, их обычно упоминают в карточках товаров. Более того, иногда можно выбирать между разными типами лицензий (по разным ценам) на одно и то же изображение.

Часто такой выбор предлагают между Royalty-Free и Extended Royalty-Free, в зависимости от нужного тиража, а также между платной Royalty-Free и бесплатной CC Attribution — в зависимости от того, желаете ли вы указывать авторство.

Стоки иногда устанавливают, помимо лицензий, свои дополнительные правила использования картинок. Например, многие сайты не приветствуют продажу изображений, скачанных у них, и просят не загружать эти картинки на сайты конкурентов.

Насколько важно соблюдать авторское право

Это важно, хотя отнюдь не всегда правосудие карает нарушителей. Чем больше людей приобретает конкретную картинку, тем сложнее контролировать, кто и как её использует: так что пиратство часто остаётся безнаказанным. Но если на нём попасться, можно получить повестку в суд и существенный штраф.

Проще покупать лицензионные изображения — они обычно не слишком дорогие, если не приобретать исключительные права. И бесплатные стоки с лицензией CC0 не стоит сбрасывать со счетов: там можно найти полезные материалы для самых разных проектов.

Чтобы сэкономить на покупке картинок, просматривайте в первую очередь бесплатные стоки. Если интересует конкретная тематика, подпишитесь на понравившихся фотографов — вы будете сразу видеть их новые работы. Поиск хороших бесплатных изображений может отнять много времени, так что думайте наперёд: сохраняйте не только подходящие для текущего проекта картинки, но и те, что могут пригодиться в будущем. А если решите приобрести изображение на платном ресурсе, заранее подумайте над нужным размером: зачастую фотографии средних размеров стоят дешевле полного формата.

Больше интересного про дизайн ― в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована