Дизайн
#Интервью

«Если компания только про деньги, то там и продуктовый дизайнер только про деньги»

Ведущий дизайнер Skysmart о том, чем занимается продуктовый дизайнер и как он влияет на продукт.

rawpixel.com / freepik / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media

Кирилл Блюмин пришёл в дизайн пять лет назад. Получил техническое образование, а затем в университете проектировал авиационные двигатели. Параллельно занимался дизайном как хобби. Затем ушёл из науки и начал проектировать интерфейсы станков на заводе, дизайнил приложение для такси.

Поговорили с ведущим продуктовым дизайнером Кириллом Блюминым о трёх составляющих в работе продуктового дизайнера, процессах в продуктовой команде, разнице между продуктовым и UX/UI-дизайном и дизайн-менеджменте.

Из интервью вы узнаете:


— Как бы ты продолжил фразу: «Работать продуктовым дизайнером — это…»?

— Думаю, работать продуктовым дизайнером — это:

  1. Решать бизнес-задачи компании.
  2. Помогать пользователям.
  3. Улучшать пространство, в котором мы живём.

Не все продуктовые дизайнеры это совмещают. Некоторые решают задачи бизнеса, их продуктовые решения построены только на том, чтобы зарабатывать деньги.

Если компания только про деньги, то и дизайн — функция для зарабатывания денег. Но есть и те, кто не забывает про гуманизм.

Продуктовый дизайнер — это дизайнер продукта. Какая культура в продукте, тем и живёт дизайнер.

— К какому типу компании ты относишь Skysmart?

— В Skysmart у дизайнеров большая автономия, и здесь мы как раз не забываем про гуманизм. Конечно, не во всех случаях, есть разные типы задач.

Первые — когда надо доработать интерфейс по результатам исследований. Там ясно, как и что доработать. Идём и делаем.

Вторые — когда выходим на другой сегмент пользователей, привлекаем новую аудиторию. И там у нас больше свободы. Дизайнеры могут сами инициировать задачи и исследования, изучать аналитику, вести проект как продакт-менеджеры.

Skysmart — детская онлайн-школа, где можно изучать математику, английский язык, физику, химию, шахматы, программирование.

— Не бывает ли в проектах столкновений между продактами и дизайнерами?

— В целом нет. Мы в команде пришли к тому, что на старте важно договориться об обязанностях — кто за что отвечает. Это может зависеть от ресурсов и того, кто в моменте лучше погружён в проект.

Дизайнер может взять на себя весь процесс: провести исследования, продумать сценарии и опыт пользователя, заказать аналитику, а продакт поможет с коммуникацией между командами. Но бывает и наоборот: продакт хорошо погружён в проект, а дизайнер подключается на продумывании конкретного интерфейса.

Главное — обсуждать.

— Откуда у продуктового дизайнера время на отрисовку макетов, если он периодически отвечает за проект целиком?

— Это задача в том числе ведущих дизайнеров — спланировать работу так, чтобы успевать в срок, но без выгорания команды. Тогда у дизайнера хватит времени на всё — на общение с пользователями, продумывание сценариев, отрисовку макетов и так далее.

Правда, появилась проблема — продуктовые дизайнеры стали плохо «рисовать».

— А почему?

— Многие теперь сильно погрузились в продуктовость — строят гипотезы, рисуют CJM и MVP, знают бизнес-метрики. При найме это стало проблемой, когда адекватные и здравые ребята приходят с успешными продуктовыми кейсами, зато визуальная составляющая у них на уровне джуна.

С точки зрения бизнеса это вроде можно оправдать — нужно сделать что-то быстрое и работающее, проверить гипотезы, посчитать деньги. Но часто MVP неожиданно становится основой продукта, и дальше уже никто не хочет это менять. А дизайн остаётся на уровне рабочего прототипа, ни о каком стильном UI и продуманном бренде речи уже не идёт.

Дизайнеру нужно бороться за свои профессиональные границы, не быть просто функцией. Не только топить за бизнес, но и помнить про пользовательский опыт, гуманизм и то, что, кроме «продуктовый», ты всё ещё «дизайнер».

— Как считаешь, продуктовый дизайнер — творческая профессия?

— Для меня это не творчество, как его часто воспринимают. Я учился в аэрокосмическом университете с советскими культурными традициями. У нас работа инженера тоже была творчеством.

Для меня творчество — решение нестандартных задач. Продуктовый дизайнер постоянно этим занимается.

— UX/UI-дизайнер и продуктовый дизайнер — это разные профессии?

— Раньше все называли себя UX/UI-дизайнерами, теперь все стали продуктовыми дизайнерами. Просто меняют строчку в портфолио. Но это не одно и то же. Продуктовый дизайнер — сильно шире.

UI-дизайнер рисует исключительно интерфейс, но думает о том, как это работает и кто этим будет пользоваться.

UX-дизайнер проектирует интерфейс под отдельный опыт пользователя, но это тоже ограниченный взгляд на весь продукт.

Продуктовый дизайнер делает и то, и другое. А ещё общается с бизнесом, знает глубинные проблемы пользователей, строит гипотезы, исследует, рисует макеты, копается в аналитике, и так по кругу.

Для меня UX/UI-дизайнер скорее пережиток продуктовой культуры из прошлого. В продуктовых компаниях сейчас такого мало.

В идеале продуктовый дизайнер — такой комбайн, который всё умеет, но такое редко встречается. Ведущий дизайнер должен учитывать сильные стороны дизайнеров и собирать гармоничную команду.

— Проще ли сейчас освоить профессию продуктового дизайнера, чем, например, это было пять лет назад?

— Войти в IT действительно стало легко, даже в разработку. Вопрос в том, как стать нужным на рынке. Это всё так же сложно. Кроме базовых знаний нужно нарабатывать опыт и тренировать насмотренность.

Поэтому дизайнеров действительно стало больше, но, если присмотреться, среди них не так много хороших.

— Есть ли разница, кого нанять в команду на позицию продуктового дизайнера — бывшего веб-дизайнера или UX-редактора?

— Зависит от задачи и опыта. UX-редактор может лучше понимать в продуктовом процессе, чем веб-дизайнер. И если в команде нужно погрузиться в продумывание фич, то можно нанять редактора. Но базовые хард-скиллы дизайнера всё ещё будут важны.

Вообще, натаскать человека на хороший UI проще, чем на продуктовое мышление и системную логику.

Бывает, приходят ребята из агентства, у них в портфолио неплохие сайты, но нет опыта работы именно в продуктовой компании.

Продуктовому дизайну не так просто научить, здесь нужно нарабатывать опыт, проживать ситуации. Тогда у тебя нейронка будет накачана продуктовыми процессами. Без этого придётся долго адаптироваться в продуктовой компании.

— Вы сейчас нанимаете продуктовых дизайнеров в команду. Каких людей ищете?

— Первым делом смотрим на две штуки:

На опыт: где человек работал, какие задачи решал. Если есть опыт в продуктовой компании, то он хотя бы в контексте — это здорово. Будет круто, если работал в компаниях, близких нам по духу и процессам. Или даже если он не работал в продуктовых компаниях, но наблюдал сами процессы и понимает, как они строятся.

На портфолио: как верстает макеты, есть ли насмотренность и стиль.

Если и то, и другое нам подходит — даём тестовое и общаемся, пытаемся понять, как человек работал в предыдущих компаниях. Для нас важна самоходность и насколько человек самостоятелен.

Когда на собеседовании дизайнер говорит только про то, что сделал в команде, но умалчивает про своё видение и зону ответственности, мы понимаем, что он не самостоятельный специалист, у него не было куска в проекте, за который он сам бы отвечал. Нам это не подходит.

Важно, чтобы дизайнер мог рассказать, что конкретно он делал, за что отвечал в проекте.

Здорово, когда дизайнер выходит за границы своей работы и может рассказать про весь процесс, найти в нём недостатки в духе «здесь мы попробовали сделать вот это, но у нас не получилось потому-то».

Если хард-скиллы отличные, но при этом человек винит во всех бедах компанию или коллег, то нам такое не подойдёт. С человеком должно быть комфортно работать.

— Ты Lead Product Designer. Чем ты занимаешься в команде?

— Планирую работу всех дизайнеров в продукте: определяю приоритеты в задачах, ищу ресурсы, договариваюсь с другими горизонталями и командами. Я слежу, чтобы всё было готово в срок и в нужном качестве, а если глобальнее, то налаживаю связь бизнеса с дизайном.

И, конечно, я отвечаю за то, чтобы все макеты были классными для продукта и соответствовали ценностям нашей дизайн-культуры.

— И всё же — ты руководитель или ментор?

— Зависит от дизайнера и того, кто отвечает за проект. Если я продакт-оунер, то именно я решаю, как это должно работать. Мы, конечно, всё обсуждаем, но если что-то идёт не так, то я могу сказать, что мы делаем по-другому.

Если дизайнер вместе с продактом ведут проект автономно, то провожу ревью, помогаю и слежу за сроками. Но я всё равно отвечаю за то, что там происходит. Я, конечно, больше руководитель, потому что несу ответственность и влияю на то, как меняется дизайн в компании.

Ведущему дизайнеру важно оставаться в контексте, чтобы следить за пользовательским опытом по всему продукту. Поэтому нельзя полностью передать ответственность, важно погружаться, чтобы видеть картину целиком, чтобы не было слепых пятен.

— Бывают у тебя с дизайнерами сильные споры?

— Практически не бывает, иначе это стало бы звоночком. Важно, чтобы дизайнеры умели воспринимать критику. У нас в профессии много на первый взгляд субъективных вещей, и нужно уметь их обсуждать не в категориях «красивее» или «криво».

В нашей команде всё конструктивно. Либо я понимаю, что недостаточно погрузился или тупо не прав, либо ребята соглашаются с моими комментариями и мы придумываем другое решение.

Хочется строить конструктивный диалог, без «мне не нравится». Тестовое задание важно тем, что можно обсудить с человеком дизайн и посмотреть, насколько с ним это делать комфортно. Если человек будет постоянно в позиции «я против», мы вряд ли сработаемся.

— Как совмещаешь управленческие обязанности и работу дизайнера? Что нравится больше?

— Сейчас я не рисую макеты и страдаю от этого, у меня не хватает времени.

Когда я сам был продуктовым дизайнером и не вёл проекты, моим основным результатом были макеты. А сейчас их нет. Да, у меня есть другие артефакты и есть дизайны, к которым я прикладываю массу усилий, но сам пока не рисую. Психологически это непросто, но это должно пройти.

Ведущему дизайнеру важно уметь делегировать и воспринимать это как часть своей работы. А дизайн, который получается во всём продукте, считать результатом всей дизайн-команды.

Всё же я стал ведущим дизайнером не просто так. Я смотрел, что у меня получается и что мне интересно. Если пойму, что дизайн-менеджмент мне неинтересен, а интересно рисовать самому, я начну рисовать. Дверь назад не закрыта. Сейчас я прокачиваю другие важные скиллы.

Я пришел в Skyeng, когда у меня был опыт интерфейсного дизайна. Но мне стало интересно, что происходит в маркетинге, как проектировать лендинги, как работать с потребностями пользователей и посылами, как тексты писать. В итоге занялся главными страницами Skyeng, а позже — Skysmart.

Потом разобрался в маркетинге, выстроил процесс работы для своей команды и подумал: «А что, если я попробую выстроить работу в команде дизайна, возьму на себя больше ответственности?» Пошёл строить процессы как ведущий дизайнер. Параллельно пробую развивать арт-дирекшен и понимание дизайн-культуры на других уровнях.

А может быть, дальше я решу стать продакт-менеджером и заброшу дизайн. Главное, чтобы было интересно, сложно и кому-нибудь полезно.

— Какие рассылки, каналы про дизайн сейчас читаешь?

— Нет каких-то централизованных каналов, слежу за отдельными дизайнерами, которые постят что-то о других дизайнерах:

  • Канал онлайн-школы Bang Bang Education, можно найти в их интервью кого-то для себя или просто почитать их статьи и покликать ссылки.
  • Канал Сергея Андронова, бренд-дизайн-лида ManyChat. Постит много интересных ссылок на проекты или отдельных дизайнеров.
  • Почитываю Влада из Miro, а раньше очень любил посты Кости Горского в Design & Productivity. Они оба стали редко писать, но можно почитать старые посты.
  • Ещё всегда стараюсь просматривать рассылки от Product Hunt и AngelList, там можно найти много интересных новых стартапов с хорошим дизайном.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована