Из дизайнера в CEO: как работать в найме, а потом создать своё приложение для встреч
Поговорили с основателем Apt Даней Видмичем о дейтинге и новых реалиях.
invisible side / изображение предоставлено Apt
Дане всего 20 лет, но он уже успел поработать в топовых компаниях: «Студии Лебедева», «Яндексе» и Badoo. Пройдя путь от новичка до старшего графдизайнера, он решил запустить собственный проект. Так появился Apt — приложение для встреч в большом городе.
Чем Apt отличается от Tinder, как не повторить ошибки больших боссов и почему офлайн-встречи переживут эпоху ковида, читайте в интервью.
Даня Видмич
Учился 2 месяца в БГУ (Белорусский государственный университет в Минске) на юридическом факультете, пока не решил стать дизайнером.
— Как ты пришел в дизайн?
— Никогда не думал, что буду дизайнером. В десятом классе начал делать картинки для видео разных блогеров и пабликов во «ВКонтакте». Потом увидел «Студию Лебедева» и подумал: «О! Хочу тут работать». Выполнил тестовое, но меня не взяли. В итоге поступил на юридический факультет, но на третий месяц учёбы опять написал в студию. По счастливой случайности на этот раз меня позвали на работу.
Пришёл туда я совсем джуном: ничего не умел, а сайты собирал в Photoshop. Figma, Sketch, прототипирование — я не знал, что это такое, мог только кнопки красить, и мне только это и давали. Но всё равно хорошо, когда у тебя первая строчка в резюме — «Студия Лебедева». Хотя сейчас это уже не так. К себе дизайнера оттуда я бы не взял.
— Почему?
— Не из-за того, что он плохой. Просто у него есть паттерн студии, когда всё очень сильно разбросано по задачам, и каждому дана своя. Получается, что он в своей зоне ответственности. Вместе со мной ещё много людей в команде: старший дизайнер работает в связке с арт-директором, который ещё с менеджером на связи.
— В студии у тебя было много творческой свободы?
— С этим было вообще отлично, потому что там ты делаешь всякие штуки просто вне работы. Мне до сих пор очень нравится кейс «Кавказила» — это магазин натуральных товаров на Эльбрусе. Ты в экспрессе делаешь логотип — абсолютный полёт фантазии. И потом начинаешь искать в нём что-то интересное.
В «Яндексе» лично для меня было мало творческой свободы. Я работал коммуникационным дизайнером для водительского направления такси. Максимум, на что мог рассчитывать из творческого, — поехать снимать, как должны выглядеть водители на тарифе «Комфорт+».
— Тебе не была близка тема такси, но при этом оказался близок дейтинг. Почему так вышло?
— Дейтинг очень разный бывает. Есть The Breakfast — это русские девушки сделали. Тебе автоматически подбирается пара каждый день, сам ты не участвуешь в подборе. Я всё прошлое лето проходил на эти завтраки.
— Есть ощущение, что на российском рынке Tinder больше известен.
— У Badoo большой уровень узнаваемости в России. Его сделал русский бизнесмен — Андрей Андреев. Он продал компанию, сейчас уже на IPO вышли. В Apt у нас нет бюджетов крупного дейтинг-приложения, нет бюджетов «Яндекса», нет бюджетов на вау-истории, но мы хотим и будем их делать во что бы то ни стало.
Так как мы про офлайн, хотим присутствовать в офлайне. Сейчас это получается, но минимальными усилиями. Мы будем делать разные бенефиты, которые пользователь получит от подписки. Например, приходит пуш с промокодом «Скидка 10% на билет в музей», и ты думаешь: «Я только что купил подписку за 400 рублей в месяц, а мне уже сделали подарок». И так постоянно.
— Apt считывается как дейтинг. Это не так?
— В AppStore написано, что это приложение для знакомств. Все сразу думают: «Ага, это дейтинг». Если написать: «Приложение для встреч с людьми» — это будут считывать более нейтрально.
Apt — это не дейтинг в первую очередь. Это про события, интересных людей, встречи, эмоции.
— А как вы обеспечиваете безопасность пользователей?
— У нас есть функция «Пожаловаться на пользователя и заблокировать его». Кроме того, каждый сможет скоро подтвердить свой аккаунт. Мы увидим фотографию пользователя и попросим его сделать ещё один снимок с другого ракурса. Робот сравнит и проверит, один и тот же человек перед ним или нет. После этого пользователь получит подтверждение своего профиля.
Это сейчас сделано везде. Например, некоторые тематические дейтинги очень ограничены в плане функционала. Тебе столько плашек выпадает: что не делать, а что сделать желательно. И это круто и, возможно, поможет кому-то в дальнейшем.
Обычных пользователей это наоборот отпугивает. Они думают: «Зачем столько предупреждений?» Но при этом мы хотим добавить и подтверждение аккаунта, и функцию, которая не даст сделать скриншот переписки. Я вчера прошёлся по пользователям: из трёхсот, которых удалось посмотреть, двоих забанил.
— А почему забанил?
— Из-за неприемлемого содержания. Фотография профиля была нормальная, но мы пропустили графу интересов. Я к тому, что вроде хорошая конверсия: 298 нормальных, два не очень. Кажется, это неплохо.
— Вы ввели функцию, которая позволяет создать своё событие?
— Она уже работает, но мы о ней не рассказывали, потому что ждём большого обновления. Сейчас делаем абсолютно новый дизайн. Улучшим UX, навигацию, управление будет намного более интуитивным, онбординг переделаем, добавим новые 3D-иллюстрации от крутых дизайнеров. Всё уже почти завёрстано. Планируем представить совсем скоро.
— Если человек хочет создать своё мероприятие, то как вы его верифицируете? Это к вопросу безопасности пользователей.
— Создать своё событие ты можешь прямо сейчас: назови его как-то, добавь фотографию, выбери категорию, дату, время. У нас есть модерация — в административной панели мы видим все события пользователей. Рядом с каждым сразу появляется плашка «Требует модерации».
В новой версии будет шторка, которая говорит: «Ваше событие на проверке. Совсем скоро опубликуем». У нас есть модератор событий и пользователей, который это всё просматривает.
— В каких городах работает Apt?
— Пока только в Москве. Но мы планируем выходить на Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Воронеж, Новосибирск и на другие города и страны.
— Вы это из Москвы будете делать или откроете региональные офисы?
— Сейчас всё работает так: мы приходим к Еврейскому музею, говорим: «Ребята, вы крутые, мы крутые. Давайте сделаем коллаборацию». Их события мы вводим вручную. Так мы сможем потянуть ещё один город своими силами. Провести там встречи, понять, что кому надо.
Как это должно работать? Ты даёшь рекламу и говоришь: «Ребята, в вашем городе запустился Apt, тут классные люди и комьюнити. Есть регистрация для пользователей, а есть для местных культурных институций. И тогда контент генерируют сами пользователи из приложения. Пока мы сами всё добавляем через административную панель.
— А тебе хочется быть большим боссом?
— Я в первую очередь дизайнер, но стараюсь быть в курсе всего и смотреть на продукт и его развитие в будущем. В нашей команде много классных ребят, которые сами могут и хотят влиять на продукт. У нас есть инвестор и определённые бюджеты, в рамках которых мы стараемся сделать максимально круто.
— А как с точки зрения стартапа искать мотивацию? Ты же понимаешь, что результат будет не сразу.
— Представь, ты запускаешь приложение, и думаешь: «Маша Миногарова, Варвара Шмыкова, Алёна Долецкая, Гарри Нуриев и самые творческие ребята Москвы — сейчас все придут». Но, оказывается, доверие нужно заслужить. И это очень важный инсайт. Ты должен доказать, почему тебя надо любить, почему твой продукт стоит денег: инвесторам, людям, которые в тебя поверили, пользователям, а иногда и самому себе. Лежишь в кровати в два часа ночи и задаёшь вопрос: «Как сделать ещё лучше?»
— Получается, что те сотрудники ушли, потому что была стагнация?
— Стартапы не похожи на «Яндекс». Там история такая: ты классный человек, тебя берут на работу, платят хорошую зарплату. Ты садишься на пуфик удобный, включаешь ноутбук, открываешь tasktracker и делаешь задачи.
А мы не можем позволить себе людей, которые как-то зациклены на бенефитах и полном комфорте. Сразу видно: хочет человек работать или просто комфортно проводить время. В «Яндексе» нужно работать, но там намного спокойнее.
У нас по-другому: в одном чате тебе пишет московский театр, в другом — музей. Рядом сидит разработчик и говорит: «Посмотри вот это». Потом приходит модератор событий с правками, а параллельно пишут из медиа по поводу выпуска материала. И так весь день. Но это круто, и мне нравится.
— То есть спокойная атмосфера «Яндекса» для тебя, скорее, тормозит развитие?
— Я всегда знал, что не хочу работать по найму. И при этом работал. Возможно, если бы в «Яндексе» я был арт-директором, было бы попроще. Но ты приходишь туда джуном. И ты должен пройти путь: мидл, потом сеньор и только потом арт-директор. Мне просто эти градации не нравятся. Не как должности, а то, что я должен по каждой ступеньке залезть.
При этом конфликт случается, потому что надо всё согласовывать. Не то что «Я сделал великое, а вы ничего не понимаете», просто иногда реально было много заходов, кругов. Ты не можешь сразу прийти и сказать: «Всё ОК». Какой ты руководитель тогда?
Плохой руководитель — это такой человек, который говорит: «Сам докрути. За что ты тут зарплату получаешь?» От таких точно нужно сразу бежать. Потому что хорошие руководители — это те, кто классно делают сами, а потом ещё сядут с тобой, разберут задачи целиком и направят. И они всё успевают, и ещё тебя направляют. Хороший руководитель — это ментор.
— Есть ли рецепт, как не повторить ошибки крупных компаний?
— Мы запустились два с половиной месяца назад. Мы ещё столько раз поменяемся. Возможно, по продукту, а возможно, по отношению команды к тому, что мы делаем. Я надеюсь и знаю, что наш продукт будет жить. Есть предположение, что на новых рынках продукт будут воспринимать иначе.
Когда ты делаешь приложение бесплатным, оно по умолчанию будет более привлекательным. TikTok, Instagram*, тем более Facebook** — все бесплатные, все классные, все тебе дают контент. Но при этом они про тебя знают абсолютно всё, продают данные абсолютно всем и ещё тебе рекламу включают.
В мире только формируется культура подписок. При этом не важно, сколько стоит продукт: восемь, двенадцать или четырнадцать долларов. Я не думаю, что онлайн-кинотеатры выбирают по стоимости. Надеюсь, что мы всё-таки медленно, но верно идём к привычке подписываться на сервисы.
— Нужно ли изобретать велосипед, когда создаёшь дейтинг-приложение?
— Да, нужно. Как по мне, свайп карточек — это цинично. Я всегда чувствую дискомфорт. С другой стороны, мне нравится сама механика свайпа. Мы могли бы просто сделать события «влево-вправо» и людей «влево-вправо». Смэтчиться по событию, по человеку, чтобы открылся чат.
У этого подхода не много минусов, но они есть. Опять же паттерн дейтинга. Ты делаешь приглашение и должен понимать, что тебе может прийти ответ: «Даня не сможет пойти с вами». В Tinder ты никогда не узнаешь, что тебя свайпнули влево. Ты просто свайпнул и забыл про это через час.
А у нас по-другому. Пользователь смотрит профиль другого человека и отправляет приглашение. Дальше у второго пользователя есть возможность принять или отклонить это приглашение. «Пригласить» звучит более friendly.
Пуш-уведомление «Не сможет присоединиться» приходит либо в случае выбора «Отклонить», либо из-за того, что срок приглашения закончился (на это даются сутки). В приглашениях важно время, потому что это и заинтересованность в общении, и в самом приложении. Мы хотим, чтобы пользователи потом снова возвращались в Apt.
— Если у тебя не было дизайнерского опыта, ты бы стал создавать приложение?
— Мне кажется, нет. Допустим, я никогда до этого ничем не занимался, я фармацевт, у меня появились деньги, я придумал идею и стал CEO. Тогда я нанимаю дизайнера, фронтенд-, бэкенд-, мобайл-разработчиков. А, могу ещё двух отдельных людей на UX и на UI нанять, но это совсем неудобно. UX-дизайнер что-то делает, приходит к коллеге, который занимается UI. Тот одобряет. Потом они приходят к остальной команде, и все задачи передаются от разработчика к разработчику. И так с каждой задачей.
А у меня все эти штуки сразу в голове. Это как одного fullstack-разработчика нанять, потому что у него уровень коммуникации другой. Ему необязательно проводить планёрку, звать всех в переговорку, писать маркером на доске. Тем более если он разбирается и в бэкенде, и в фронтенде, то сразу понимает, что он хочет, и знает, как это сделать.
Это дорого стоит. Но это столько сил и нервов экономит, поэтому, если бы я не был дизайнером, у меня длина коммуникации была бы очень большой, и я бы вообще ничего не задизайнил.
— Получается, что среди создателей приложений для знакомств ты единственный дизайнер?
— Думаю, их создавали не дизайнеры. Но есть продукты, которые создают дизайнеры. Например, Вадик Мармеладов сделал LOT2046. Это одежда по подписке. Тебе приходит раз в месяц посылка, и в ней лежат чёрные носки, чёрная майка, чёрная зубная щетка.
Раз в год тебе приходит тату-машинка. Два раза в год тебе приходит рюкзак. Концепция в том, что эти все вещи тебе понадобятся в 2046 году. Только они. Это продукт, который вряд ли сейчас приносит большую прибыль, но идейно он вдохновляет.
В большинстве случаев, если дизайнер что-то делает, получается продукт для людей, потому что он делает красиво и чутко. Нам приходит много отзывов, что у нас хороший дизайн. Но, наверное, они так считают, потому что он обычный и простой. Просто все устали от сложных интерфейсов.
— С учётом пандемии, пригодится ли офлайн-дейтинг людям в 2022 году?
— Мне кажется, что тайминг идеальный. Люди соскучились по людям. Мы все это поняли. Все постепенно возвращаются в офисы. Есть, конечно, забастовки Apple, Но вообще люди скучали по этому. Офлайн ни в коем случае не умрёт. А если умрёт, то умрёт ненадолго.
Airbnb сейчас, например, ввели раздел Experiences, где предлагают мероприятия в городе. Спрос на это есть, деньги у людей тоже. Сейчас промежуточная стадия, когда все в полусне и не понимают, что им нужно.
А хочется, чтобы было так: «Я не знаю, куда пойти? Скачиваю Apt. Я не знаю, с кем куда пойти? Скачиваю Apt. Я знаю, куда пойти, но не знаю, с кем? Скачиваю Apt». Хорошо, чтобы этот триггер срабатывал, чтобы люди знали, что у них есть проблема и мы её решаем. Осталось дать людям понять, что мы есть.
— Кем ты видишь себя через пять лет?
— Я бы очень хотел, чтобы в моей траектории был Apt. И ещё бы, безусловно, хотел преподавать. Но не в таком смысле, как именно «преподавать», а, если я могу помочь в чём-то, поделиться опытом. А его, я уверен, за пять лет точно наберётся.
Я бы очень хотел иметь свое пространство. Что-то схожее с Crosby Studios, а такое место: с одной стороны кафе, а с другой — шоурум. Хочу открыть такие в разных точках мира. Сделать это центром притяжения.
Очень хочу сделать что-то для Беларуси. Так что, возможно, это будут пространства и образовательные центры в разных городах страны. У Беларуси огромный потенциал, поэтому там можно классно всё сделать.
Хотя через пять лет мне будет 25. Вот это я, наверное, замахнулся. Нет, в 25 я так же хочу заниматься любимым делом. И как раз Apt — это задел, чтобы давать людям понять, что можно встретиться с человеком, с которым без Apt они никогда бы не встретились. Получается, что это помогает менять мир, но не в глобальном понятии «мир», а просто помогает людям в их задачах. Для меня это не смысл жизни, но если я умру и ничего в мире не оставлю, то это грустно.