Тренды иллюстрации: чем запомнился 2023-й
Эклектика, попытки подружиться с нейросетями и Азиямания.
Иллюстрация: Alan Hong / Behance / Meier Delphine / Behance / Полина Честнова для Skillbox Media
Поговорили с дизайнерами о том, какие тенденции в иллюстрации нам принёс 2023 год, и попробовали спрогнозировать их ближайшее будущее.
В материале:
- Оля Lelevina — о текстурах, 3D и азиатском стиле.
- Маня Кулак — об атмосферных мирах, традиционных техниках и эклектике.
- Катя Кубус — о сложной композиции, лайн-арте с ретро и «эффекте ребёнка».
- Даша Овчинникова — о flat-иллюстрациях и моноцвете.
- Илья Октябрь — об ИИ, 3D, 2D-анимации, hand-drawn-иллюстрациях, смешении стилей и сложной композиции.
— С трендами на иллюстрацию в этому году, кажется, всё просто — они почти такие же, как и за год до этого. В моде всё ещё ретропринты и стилизации разных годов. Дисней 1920-х, музыкальные плакаты из 1970-х, эпоха начала интернета — всё это, кажется, жутко популярно вспомнить сейчас.
Текстуры и эффект riso-печати. Сложно назвать это трендом, но это тоже довольно часто встречается во многих иллюстрациях. Хотя, может, это искажение ленты моих соцсетей.
Читайте также:
Ренессанс аналоговой печати: что такое ризограф?
Рассказываем, как японский принтер стал любимым инструментом независимых дизайнеров.
3D и объёмная графика. То, что стало встречаться всё чаще, наверное, во многом благодаря новым инструментам: Blender, Womp, Nomad — все эти приложения сделали вход в изучение 3D более простым и удобным.
Азия. Меня очень вдохновляют изображения корейских и японских иллюстраторов. То, как они работают с формой, цветом и деталями, уровень абстракции — всё очень нравится.
Нейросети. В конце 2022 года они были главным трендом. Казалось, что через год мы уже будем вовсю использовать нейрофотошопы, и рисовать вместо человека будет робот. К сожалению, не всё так быстро.
Маня Кулак
Иллюстратор
Работала с Mail.ru, Viber, «Яндексом», Veeam, Scoop Magazine.
— Мне кажется, в работах иллюстраторов прослеживается уход в сторону ручного рисования или по крайней мере приближения процесса работы к этому. Это как будто бы подчёркивает, насколько странно сравнивать нейросети и эти довольно бездушные картинки с работами иллюстраторов.
Всё больше появляются иллюстрации, сочетающие в себе разные миры и атмосферы, что довольно эмоционально для зрителя. Уникальная пластика, контраст форм, фактура — всё больше говорят о душевном состоянии иллюстрации, а не о техническом исполнении.
Сильнее стирается грань между живописцем и иллюстратором. Понимаю, что для многих этой грани никогда не существовало, возможно, но всё же есть какое-то разделение на профессии и встречаются разные мнения. В 2023-м всё чаще можно увидеть работы иллюстраторов, работающих на холстах и красками или какими-то графическими материалами, которые дают возможность показать своё мастерство не только в диджитал-арте. Всё больше иллюстрация приобретает характер картины, которую можно выставить в галерее или музее.
Атмосферные гипертрофированные миры. Эмоциональные приёмы, сочетание метаморфозы миров и их реалистичности, плоской и искажённой формы, игра света на объёмах форм, элементы фантастики, графичные проработки образов в разных интерпретациях, фактуры краски и минималистичная композиция иллюстрации не дают оставаться равнодушным.
Традиционные приёмы и техники рисования. Всё больше ручного исполнения в иллюстрации — демонстрация мастерства и таланта иллюстратора как художника и живописца.
Сочетание эклектики в иллюстрациях. Мультяшка, персонаж или кто-то явно из мира Кролика Роджера или Ральфа, который живёт в объёмной и перспективной иллюстрации. Сочетание реалистичной подачи объектов с современными героями.
Если говорить про коммерческую иллюстрацию, то здесь известные бренды любят использовать очень уникальный самобытный стиль для презентации своего продукта.
Катя Кубус
Иллюстратор, художник
— Сложная композиция. Это нередкое явление, например, при оформлении больших пространств, в стрит-арте и дизайне упаковки. В одной иллюстрации может быть множество персонажей: они все заняты своим делом и связаны не только композиционно, но и, к примеру, диалогами, какими-то тайными смыслами. Это позволяет иллюстраторам рассказать о какой-либо ситуации всего лишь одной картинкой, и мне кажется, что это очень привлекает зрителей, так как можно бесконечно рассматривать такие иллюстрации и каждый раз находить что-то новое.
Лайн-арт с ретронастроением. Минималистичность лайн-арта позволяет использовать его практически везде — от карточек в соцсетях до больших печатных комиксов и даже в стрит-арте. Придать ему живости можно с помощью зернистости и такого эффекта, будто работа немного выгорела. Чтобы сделать это в Procreate, я использую режим наложения «Осветление основы» (Color Dodge).
Тренд на ретро держится уже достаточно долго, и, наверное, это связано с тем, что поколение миллениалов сейчас как раз находится в возрасте очередного кризиса. Когда ты вырос, мир стал другим и твоё детство теперь кажется лучшим временем. Это про ностальгию, нам будто хочется везде видеть отголоски прошлого, пусть даже в виде зернистости на иллюстрациях и в знакомых ретроперсонажах.
Эффект ребёнка. Небрежность, открытые яркие цвета, игнорирование правил композиции — пожалуй, мой самый любимый тренд. Это актуально скорее для личных проектов, поскольку коммерческая иллюстрация ориентирована на заказчика и чаще подчиняется определённым правилам, но даже здесь можно проследить, как постепенно внедряется этот тренд. Некоторые художники даже коллаборируют с детьми, а бренды берут за основу детские рисунки для создания чего угодно. Кажется, ещё никогда детское творчество не получало такого внимания, а взрослые ещё никогда так сильно не старались стать детьми.
Думаю, этот тренд делает искусство свободнее и для всех. Какое-то время художники радовались, что академизм более не имеет прежней власти, теперь мы радуемся тому, что искусство может быть вообще каким угодно, и чем оно неидеальнее, тем лучше.
— Flat-иллюстрации и минимализм. Уже давно полюбившиеся техники иллюстраторов, но это не значит, что они никак не меняются. Полюбившиеся они не просто так: это очень простые и в то же время масштабируемые инструменты. Художники всё больше играются с цветом и формами, добавляя и упрощая элементы, ограничивая и дополняя палитру.
Использование моноцвета. Это не новый приём, но в этом году он заиграл новыми красками :) Решение интересно тем, что к функции цвета подключаются силуэт и линии, делая изображение более динамичным.
Мы в студии уже успели использовать этот тренд в своих иллюстрациях, и, кажется, он сработал отлично.
— Сгенерированные AI-изображения. Конечно же, в 2024 году самый первый тренд — изображения, сгенерированные искусственным интеллектом. Этот тренд будет ещё больше развиваться.
AI может помочь иллюстратору в поисках идей для вдохновения или первых скетчей. Безусловно, он может стать хорошим помощником для создания новых интересных персонажей, объектов или сложных фонов.
Для бизнеса сгенерированные изображения сокращают время на создание сложно проработанной иллюстрации и, соответственно, экономят ресурсы и деньги. С помощью нейросетей можно добиваться не только всем уже приевшихся реалистичных изображений, но и создавать плоские иллюстрации.
Иллюстратор также может использовать ИИ для ретуши и стилизации своего готового изображения. Эти технологии позволяют экспериментировать и быстро достигать желаемого эффекта. Всё это экономит время и позволяет сосредоточиться на идее.
3D-иллюстрация. Становятся всё более востребованы среди коммерческой иллюстрации для рекламы, маркетинга. Они привлекают больше внимания, помогают создавать контент запоминающимся для целевой аудитории.
Также сюда можно отнести и 3D-анимацию. В 2024 году будет ещё больше движения в сторону создания объёмных движущихся изображений и элементов графики.
2D-анимация. Я думаю, этот тренд будет постепенно набирать обороты. Для компаний, которые не могут себе позволить дорогую и сложную 3D-анимацию, это будет настоящим спасением. Выполненная в рисованном стиле 2D-анимация способна создать образы, стили и эффекты для передачи смыслов и идей.
Тренд на hand-drawn-иллюстрации. Такой стиль, по моему мнению, будет очень востребован в 2024 году. С использованием новых технологий ИИ и 3D нарисованные от руки иллюстрации будут выглядеть свежо и стильно. Позволят компаниям выделиться среди конкурентов. Сюда можно отнести созданные от руки надписи и шрифты для своей композиции.
Смешение стилей. Можно совмещать в композиции и графику, и плоский стиль, анимацию, 3D-объекты, фотографию. Такая работа больше напоминает коллаж, и выглядит это стильно и необычно. Наверняка эту технику будут использовать всё больше и больше.
Сложные композиции в иллюстрации. Стиль, где изображено множество элементов, персонажей, объектов. В такой иллюстрации нет композиционного центра. Они яркие, броские и контрастные.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!