Дизайн
#статьи

Шрифт Graphik: где используют и с чем сочетают

Рассказываем, для каких проектов подходит Graphik, и показываем примеры удачных шрифтовых пар с ним.

Изображение: Alessandra Massacesi / Behance

Создать эффектную типографику для сайта, документа, постера или рекламы непросто. Правильное решение очень важно: шрифты влияют на восприятие текста и изображений, они способны и привлекать, и отталкивать. К тому же их много, и даже если для проекта уже выбран основной шрифт, к нему наверняка понадобятся дополнительные.

Разберём модную современную гарнитуру Graphik и расскажем, с чем её сочетать.

Graphik — что это за шрифт

Graphik — это семейство гротесков из девяти начертаний (от сверхтонкого Thin до сверхжирного Super) и девяти соответствующих им курсивов.

Graphik вышел в 2009 году. Его автор — нью-йоркский дизайнер Кристиан Шварц — разрабатывал эти шрифты для собственной айдентики. Он хотел создать очень гладкий, но достаточно тёплый гротеск:

Важно было создать шрифт, который легко адаптируется к любому контексту и у которого нет явной привязки к какому-либо конкретному периоду в истории графического дизайна. В итоге я черпал вдохновение во всех периодах XX века.

Идея создать ещё один универсальный и «никакой» гротеск пришлась ко времени. В результате Кристиан дорабатывал этот проект по заказу дизайнеров Роберта Приста и Грейс Ли для Condé Nast Portfolio и делал дополнительные начертания для ребрендинга журнала Wallpaper*. После этого весь объём Graphik стал широко распространяться.

На рисунок знаков Graphik во многом повлияла типографика швейцарских постеров середины XX века и шрифты из «списка Б»:

Меня больше вдохновляли не особенно популярные гротески, кои во множестве выпускали европейские словолитни в качестве конкурентов могущественным ​​Futura, Helvetica и Univers — например, Neuzeit Grotesk, Folio, Recta и Maxima. Ни один из них не был прорывным, но у многих из них была своеобразная прелесть.

В 2015 году Илья Рудерман выпустил кириллическую версию Graphik.

Шрифты Graphik, кириллический набор
Скриншот: сайт type.today / Skillbox Media
Рисунок жирных начертаний отсылает к шрифту Plak Пауля Реннера. Он был выпущен в 1928 году и разработан только для деревянных литер, специально для надписей крупных размеров
Скриншот: сайт type.today / Skillbox Media

К 2018 году Graphik стал членом суперсемейства: вышли ещё шесть версий с зауженной графикой от Compact до XXXX Condensed, версия Wide, а также гарнитура для арабского письма.

Благодаря «чистому» характеру Graphik стал популярным инструментом в digital-дизайне. В его рисунке нет отсылок к этническим или культурным элементам, поэтому он способен стать решением почти любой задачи и основой почти любой типографики — и выразительной, и технически-заурядной.

Graphik не доминирует: он «умеет» визуально подстраиваться под стиль других элементов дизайна. Например, в этой игривой анимации буквы выглядят даже забавно
Изображение: сайт Studio Idee Materia / Skillbox Media

Graphik незаметно определил эстетику многих современных медиа: он и достаточно элегантный, и несложный, и конвенциональный, и без флёра официальности. К тому же он легко читается в любом размере. Например, эти шрифты — основа айдентики и фирменной типографики медиахолдинга РБК.

Несколько видов начертаний Graphik в разделе сайта РБК
Скриншот: сайт «РБК Тренды» / Skillbox Media

С Graphik несложно составлять эффектные шрифтовые пары. Например, можно брать шрифты разной насыщенности этой гарнитуры: из-за того, что графика тонких и нормальных начертаний Graphik ближе к Neuzeit Grotesk, а жирных — к Plak, они визуально отличаются и при этом выглядят родственными.

Кроме того, неизысканная эстетика этого гротеска не подавляет декоративные каллиграфические и акцидентные шрифты и позволяет ярче сиять даже привычным антиквам.

На сайте «Кинопоиска» Graphik работает в паре с романским шрифтом без засечек SangBleu Sunrise
Скриншот: сайт kinopoisk.ru / Skillbox Media

Посмотрим, как шрифты Graphik выглядят в разных проектах.

Graphik в интерфейсах

GLTY — проект Димитриса Гкациса. Он работает в Афинах, создаёт лимитированные объекты с продуманным оптимистичным дизайном и использует только экологичные материалы. И ещё — ориентируется на тех, кто больше ценит интересные истории, чем владение материальными вещами.

Тексты в интерфейсе оформлены только шрифтами Graphik, и минималистичность типографики подчёркивает и расцвечивает подвижный леттеринг.

Название линейки продуктов Place in the Sun оформлено леттеринг-анимацией и Graphik Bold
Изображение: сайт glty / Skillbox Media

Сайт Большого театра полностью обновили в 2021 году. За редизайн отвечала команда Sulliwan Studio.

В основе digital-типографики — шрифтовая пара Apoc и Graphik. Современной антиквой с асимметрией и острыми засечками оформлены заголовки первого и второго уровня, а простым гротеском, который легко читать, — интерфейсные элементы с более «техническими» текстами: пояснениями, подписями, датами.

Шрифтовая пара Apoc и Graphik
Скриншот: сайт «Большой театр» / Skillbox Media

В шрифтах Graphik есть намёк на элегантность, поэтому они отлично подходят для интерфейсов премиальных сервисов.

Например, как на этом сайте для бронирования номеров в отеле на побережье Адриатического моря: заголовки и рекламные призывы оформлены гротеском в романском стиле Astoria Classic Sans, а тексты на кнопках и в футере — Graphik.

Шрифтовая пара Astoria Classic Sans и Graphik Web
Скриншот: сайт Grand Hotel Brioni / Skillbox Media

Graphik в визуальных коммуникациях

В дизайне мини-роликов для «Типомании» использованы те же шрифты, которыми оформлен сайт фестиваля: это пара из акцидентного Zangezi и вневременного Graphik.

Шрифтовая пара Zangezi и Graphik
Изображение: ​​Victor Tyapkov / Behance

Билборд с рекламой сиднейского дели — это только цвет и прямолинейное сообщение. Буквы очень крупного размера оформлены Graphik, и этот шрифт в таком контексте выглядит ярко и работает как акцидентный.

Чистота и честность гротеска особенно явно видна на контрасте со шрифтом логотипа: это Sunset Serial в начертании Bold — гуманистическая ретроантиква со смягчёнными засечками.

Шрифтовая пара Sunset Serial и Graphik
Изображение: Good Ways Deli / ​​With You

Ещё один пример из медиа — дизайн ленты и превью статей в веб-версии The Atlantic, журнала со статьями и эссе о современных явлениях в политике, экономике, культуре и науке.

Основная гарнитура — классическая антиква Garamond Pro, которая создаёт образ старого, почтенного медиа с уверенным тоном. Пару ей составляет Graphik, и он отвечает за визуальную актуальность.

Шрифтовая пара Garamond Pro и Graphik
Скриншот: сайт The Atlantic / Skillbox Media

Graphik в айдентике

Минималистичный логотип архитектурного бюро a2m составлен из первых букв фамилий основателей и вертикальных линий. Несмотря на то что лого именной, в нём нет пафосности: во-первых, потому что буквы строчные, во-вторых, потому что они набраны приятно-бесцветным Graphic.

Логотип архитектурного бюро оформлен шрифтом Graphik
Изображение: Yulia Kondrateva / Holystick design / mila silenina / Behance

Smartwater — премиальный продукт компании Coca-Cola: это дистиллированная вода с добавлением электролитов, минералов и ароматизаторов. Айдентика Smartwater построена на гарнитуре Graphik, и единственный элемент, оформленный не этим гротеском, а шрифтом в романском стиле — слово Glaceau в названии.

До ребрендинга в 2022 году фирменной гарнитурой Smartwater была Helvetica. Дизайнеры студии BVD сменили её на Graphik, потому что он отражает балансирование между строгостью и непретенциозностью.

Graphik Bold в логотипе и дизайне этикетки Smartwater
Изображение: Smartwater

Логотип агентства цифрового дизайна и разработки оформлен ясным Graphik. Такой чёткий шрифт в айдентике — отличное решение для компании, которая занимается технологиями и инновациями и для которой главная витрина находится в digital.

Graphik в логотипе IT
Скриншот: сайт Vide Infra / Skillbox Media

Где скачать Graphik

Все шрифты семейства Graphik платные. Если вам необходимо одно или несколько начертаний для коммерческого проекта — например, фирменного стиля для заказчика или карточек для магазина на маркетплейсе, — то Graphik можно легально купить:

  • На сайте словолитни Commercial Type. Для оплаты нужна банковская карта, выпущенная не в РФ.
  • На сайте type.today. Здесь каждое начертание или полное семейство можно оплатить рублями.

Для персональных проектов — учебных задач, творческих работ в портфолио — можно использовать пробную версию Graphik бесплатно. Чтобы скачать её, на сайте Commercial Type в специальной форме нужно оставить свой email. Можно найти шрифтовой файл и в сторонних каталогах: их множество, но гарантированно качественная версия будет только на сайте словолитни, которой эти шрифты принадлежат.

Аналоги Graphik

Есть много нейтральных гротесков, подобных Graphik. Если нужны бесплатные шрифты, можно обратиться к:

  • Muli. Эти минималистичные начертания были созданы специально для web.
  • Inter. Шрифты этого семейства тоже были разработаны специально для digital-дизайна и интерфейсов.
  • Nunito Sans. Визуально в этих начертаниях больше дружелюбия, чем в Graphik.
  • Lato. В геометрии и характере этого набора больше элегантности и мягкости, чем заложено в Graphik.
  • Hanken Grotesk. В наборе нет знаков кириллицы, только расширенная латиница.
  • Montserrat. Рисунок «Монсеррата» вдохновлён визуальной средой конкретной местности и конкретного периода, поэтому эти шрифты не настолько универсальны и адаптивны, как Graphik.

Платные:

  • Neue Haas Grotesk Display. Этот гротеск — возрождённая оригинальная «Гельветика».
  • Helvetica Now. Как Helvetica, только лучше — современная, цифровая и чистая.
  • Cera Pro. Это тоже гротеск с некоторой теплотой, но с большей геометричностью.
  • Founders Grotesk. Эти шрифты — ещё один сплав разных гротесков XX века.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована