5 наград «Грэмми»: не за музыку — за дизайн
Рассказываем, как создавались музыкальные обложки, получившие статуэтку в номинации Best Recording Package.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/b5e/b5e55498d578822e0d39b8487b90a8e6/bee302565a5a70817bedd6f4be8c63d4.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/b5e/b5e55498d578822e0d39b8487b90a8e6/bee302565a5a70817bedd6f4be8c63d4.jpg)
Изображение: Da Gi Shaong Integrated Marketing Co., LTD.
Начало февраля — традиционная дата для одного из главных событий в мире музыкальной индустрии, вручения «Грэмми». Однако кроме музыкантов премию будут вручать и дизайнерам. Уже более 60 лет награду Best Recording Package за обложки получают художники, фотографы, иллюстраторы и даже музыканты, самостоятельно оформившие свои пластинки.
Рассказываем о пяти дизайн-работах, отмеченных «Грэмми» в разные годы.
- 2nd Generation Falangao Singing Group & The Chairman Crossover Big Band — Pakelang
- Брайан Ино и Дэвид Бирн — Everything That Happens Will Happen Today
- Radiohead — Amnesiac
- The Rolling Stones — Tattoo You
- The Beatles — Revolver
2022 год: Pakelang
2nd Generation Falangao Singing Group & The Chairman Crossover Big Band
![](/upload/setka_images/10511702022023_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Год выхода альбома: 2021.
Арт-директора: Ли Чжэнхань и Ю Вэй.
Альбом Pakelang стал совместным проектом тайваньских музыкантов 2nd Generation Falangao Singing Group и The Chairman Crossover Big Band. В нём этнические мотивы традиционной тайваньской музыки сочетаются с современными аранжировками.
![](/upload/setka_images/10511702022023_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
![](/upload/setka_images/10511802022023_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
На обложке изображена топографическая схема побережья, подводный ландшафт которой складывается в профили лиц. Как объясняла компания Wind Music, продюсировавшая альбом, при оформлении Pakelang художники вдохновлялись видами восточного побережья Тайваня: в этой части острова сосредоточены поселения коренной народности амис. В основе музыки Pakelang лежат традиционные напевы «людей Фалангао», а название альбома переводится с амисского языка как «Праздничные песни и пляски в конце сезона сбора урожая».
С помощью картона для передачи горного ландшафта и прозрачного целлулоида для морской воды дизайнеры изобразили место, где река Мавуку впадает в океан. Они хотели воплотить идею о всеобъемлющем духе моря, посреди которого на островах живут люди, верящие в то, что безграничные волны способны доставить их культуру до самых дальних берегов других стран.
«Меня вдохновило то, как The Chairman и Wind Music решили вывести тайваньскую музыку на международный рынок. Falangao Singing Group из Тайтунга, поэтому у меня тут же родилась идея о коренных жителях, которые поют, стоя на тайваньской земле. Они используют свои прекрасные голоса, чтобы доставить эту музыку на другую сторону Тихого океана».
Ли Чжэнхань
2009 год: Everything That Happens Will Happen Today
Брайан Ино и Дэвид Бирн
![](/upload/setka_images/10511802022023_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Год выхода альбома: 2008.
Арт-директор: Стефан Загмайстер.
Дизайнеры: Ричард Те, Джо Шоулдайс, Джаред Стоун.
Иллюстратор: Стефан Уолтер.
Во время работы над Everything That Happens Will Happen Today Загмайстер вдохновлялся одной из главных песен пластинки — Home, посвящённой ностальгии по дому. Именно поэтому основным элементом изображения стал красный коттедж, типичный для американского пригорода. Трава и дорога, ведущая от крыльца к магистрали, отсылают к строчкам «Машины застряли в небесных равнинах, я видел, как их колёса крутятся вокруг и везде». На вкладыше представлены крупные планы коттеджа, а подложка диска заполнена зеленью газона.
Также Загмайстер придумал трёхмерную модель постройки, которую позже использовал для лимитированного оформления.
![](/upload/setka_images/10511802022023_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Изображение: Sagmeister Inc.
![](/upload/setka_images/10525502022023_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Изображение: Sagmeister Inc.
Красный дом, показанный с высоты птичьего полёта, сперва кажется безобидным и напоминает пригородные домики из игры The Sims. Однако при более детальном изучении обложки можно обратить внимание на треснувшие ступени, странную фигуру в окне, в одном из водостоков лежит презерватив, а на кухне стоит канистра с бензином. Милый особняк начинает выглядеть зловеще. Примерно по такому же принципу построен и сам альбом: лёгкие и мелодичные песни наполнены духом обречённости. «Я слышал, как кто-то смеялся, я видел, как взорвалась машина моего соседа», — поёт Дэвид Бирн.
Ранее Загмайстер получил премию «Грэмми» в 2005 году как арт-директор альбома The Talking Heads Once in a Lifetime и в 2010-м за обложку для альбома Дэвида Бирна Feelings.
![](/upload/setka_images/10525602022023_cae856732bd4226855875d839121e46dd85999a9.png)
Читайте также:
2002 год: Amnesiac
Radiohead
![](/upload/setka_images/10525602022023_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
Год выхода альбома: 2001.
Дизайнеры: Том Йорк, Стэнли Донвуд.
На чёрно-красной обложке альбома изображена старая книга, на которой будто бы шариковой ручкой нарисован маленький плачущий Минотавр. Как рассказывает арт‑директор и художник Стэнли Донвуд, идея с Минотавром родилась во время его скитаний по Лондону — переплетающиеся улицы напоминали лабиринт из древнегреческих легенд о путешествии Тесея.
«Я одержимо рисовал фигуру плачущего Минотавра, повсюду находил отсылки к быкам и рогатым богам, чертил храмы Митры, оставленные римскими легионерами», — писал Донвуд в своих воспоминаниях об этом проекте. Минотавр — чудовище, заточённое в Лабиринте, — для Донвуда стал метафорой несчастливых людей, застрявших в жизненной рутине.
![](/upload/setka_images/10544202022023_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Изображение: Parlophone / Capitol / Hard Format
![](/upload/setka_images/10544202022023_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Изображение: Parlophone / Capitol
Специальное издание альбома выполнено в виде небольшой книги в твёрдом переплёте. На красной обложке также изображён плачущий Минотавр, а внутри — рисунки Стэнли Донвуда и Тома Йорка. Библиотечный бюллетень и штампы с датами на переднем форзаце создают ощущение, что ты уже далеко не первый читатель.
Донвуд хотел сделать книгу, «которая бы объясняла всё», а её потрёпанный вид показывал, будто бы её украли из библиотеки и затем она оказалась забытой среди хлама на чердаке. Прежде чем начать слушать альбом, нужно «найти» эту книгу и «прочесть» — только тогда станет понятен смысл песен.
![](/upload/setka_images/10551302022023_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
Изображение: Parlophone / Capitol / Hard Format
![](/upload/setka_images/10551402022023_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Изображение: Parlophone / Capitol / Hard Format
В 2021 году Том Йорк и Стэнли Донвуд провели выставку работ «Как исчезнуть полностью», где выставили шесть картин, написанных во время подготовки альбомов Kid A и Amnesiас. Впоследствии выставка переместилась в онлайн.
О виртуальной выставке Kid A Mnesia Exhibition мы писали в этом материале.
1982 год: Tattoo You
The Rolling Stones
![](/upload/setka_images/10525602022023_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Год выхода альбома: 1981.
Арт-директор: Питер Корристон.
Фотограф: Хьюберт Кречмар.
Иллюстратор: Кристиан Пайпер.
На лицевой стороне альбома изображён солист The Rolling Stones Мик Джаггер, а на задней — его соавтор и гитарист Кит Ричардс. Лица обоих музыкантов покрыты узорами в стиле татуировок коренных новозеландцев — народа маори. Хотя изображения выглядят реалистично, иллюстратор Кристиан Пайпер наносил рисунки уже непосредственно на фотографии, тогда же были добавлены и плоские красный и зелёный фоны. Контраст цвета указывал на то, что альбом состоит из композиций двух жанров: электрических рок-хитов и блюзовых баллад с классическим соло на саксофоне. К тому же во время создания альбома Tattoo You Джаггер и Ричардс были в ссоре из-за разногласий, это также нашло отражение в цвете и расположении портретов.
Красный фон и контрастные рисунки на лице Джаггера сбивали с толку: люди не могли понять, что за «девушка» изображена на обложке.
![](/upload/setka_images/10525702022023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Изображение: Rolling Stones Records
При работе над идеей обложки Питер Корристон обратился к искусству Востока — сначала изучал индийские мандалы, затем появилась идея с татуировками: «Я немного изучил культуру самураев, а Stones — самые сильные из всех мировых рок‑н‑рольщиков. Самураи тоже довольно сильны, и, видимо, у них существовал обычай, согласно которому сильнейшие из сильных должны были иметь татуировки на лице».
Подход к фотосъёмке для альбома у музыкантов был разным, как и они сами. Джаггер пришёл на съёмку вовремя и позировал три часа. В конце он попросил показать ему снимки, чтобы убедиться, что они подойдут для аудитории группы. Следующий съёмочный день был отведен Ричардсу — тот сильно опоздал и пришёл в студию с бутылкой Jack Daniel’s в руках. На вопрос, не желает ли он выбрать лучший кадр, Ричардс ответил, что для этого есть Джаггер.
Впоследствии Хьюберт Кречмар утверждал, что Питер Корристон получил награду как арт-директор незаслуженно и его участие в оформлении не так уж велико. Как бы то ни было, обложка Tattoo You не только получила «Грэмми», но и вошла в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства — MoMA.
1967 год: Revolver
The Beatles
![](/upload/setka_images/10575802022023_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Год выхода альбома: 1966.
Арт-директор: Клаус Ворманн.
Фотографы: Роберт Фримен, Роберт Витакер.
Художник и бас-гитарист Клаус Ворманн был давним приятелем группы Beatles. На обложку для Revolver его вдохновили работы английского иллюстратора Обри Бёрдсли, которые он увидел в музее Виктории и Альберта.
Несмотря на то что в шестидесятых для оформления пластинок чаще всего использовали фотографии, Ворманн хотел сделать что-то такое же новое и авангардное, как и музыка альбома Revolver. Для этого он нарисовал музыкантов в разных ракурсах и объединил чёрно-белую графику со снимками музыкантов, сделанными Робертом Фрименом в 1964–1965 годах. Как объяснял впоследствии Ворманн, он выбрал контрастную чёрно-белую гамму, чтобы обложка сразу выделялась в магазине на фоне кричащих цветных конвертов.
![](/upload/setka_images/10575802022023_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Изображение: Parlophone / Capitol Records
На чёрной задней обложке — только групповая фотография Роберта Витакера, который до этого оформлял для Beatles альбом Yesterday and Today, сделав скандально известную «обложку мясника». С помощью этой фотографии Ворманн хотел показать, как с годами изменился имидж группы. Ещё несколько лет назад внешность музыкантов была почти неотличима — они носили одинаковые причёски и одинаковые строгие костюмы. Теперь на Джоне яркая рубашка-пейсли, Джордж в бархатном пиджаке, а в чёрном — только Ринго. Несмотря на то что музыканты по-прежнему остаются «ливерпульской четвёркой», в Revolver, как и на этом фото, у каждого участника группы явственно прослеживается индивидуальность и собственный стиль.
Альбом Revolver ознаменовал начало новой эпохи в творчестве группы. Это коснулось не только музыки, но и подхода к оформлению пластинок. Раньше для конвертов они всегда фотографировались вместе. Теперь же наступил период эксперимента. Следующая совместная фотография будет сделана лишь для предпоследнего студийного альбома четвёрки — Abbey Road.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!