Дизайн Кино и музыка
#статьи

Дизайн музыкальных альбомов: от белых конвертов до яркого Spotify

Рассказываем, как один арт-директор навсегда «перевернул игру», откуда появились психоделические шрифты и как выглядели альбомы музыкантов в СССР.

Иллюстрация: Teddy / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Дизайнерская графика впервые появилась на обложках виниловых пластинок в сороковых, когда молодой арт-директор убедил руководство Columbia Record пересмотреть своё отношение к упаковке. С тех пор музыкальный рынок дважды эволюционировал, а обложка уменьшилась и занимает несколько сантиметров экрана мобильного телефона.

Технологические рамки ограничивают дизайнеров, но принципы, которыми руководствовались художники в XX веке, позволяют современным дизайнерам реализовывать новые идеи, найти контакт с артистами и помочь им выделиться.

Из статьи вы узнаете:


Первые дизайнерские обложки

Музыкальные пластинки двадцатых-тридцатых годов выпускали в обычных бумажных конвертах без рисунка. На лицевой стороне указывали только исполнителя и названия композиций.

Вариант конверта для выпуска пластинок Columbia Record, 1926 год. Изображение: Columbia Record

Всё изменилось, когда в 1938 году Columbia Record, крупнейшая на тот момент студия звукозаписи в США, пригласила на интервью дизайнера Алекса Стейнвейса. Он три года работал стажёром в небольшой студии, делал плакаты для музыкантов, брал заказы как фрилансер и стал известен в творческой среде.

Как арт-директор, Алекс изменил отношение Columbia Record к музыкальным обложкам. Компания закупила новое оборудование для цветной печати и разрешила ему изменить дизайн некоторых популярных пластинок. Для этого Алекс вручную занимался шрифтами и цветоделением.

Популярность пластинок выросла сразу после выхода в новой упаковке — продажи 3-й симфонии Бетховена Eroica выросли на 895%. Следующие семь лет Стейнвейс работал над дизайном каждой пластинки Columbia Record.

Первая упаковка записи 3-й симфонии Бетховена Eroica производства Columbia Record. Дизайн Алекса Стейнвейса для записи 3-й симфонии Бетховена Eroica в Columbia Record. Изображение: popsike.com / Алекс Стейнвейс / Columbia Record

С развитием технологий в 1956-м начался бум фотографий. На рынке стало меньше иллюстраций, но Стейнвейс и другие дизайнеры экспериментировали с коллажами и типографикой. После смерти Алекса дизайнер Майкл Дорет в память о нём создал цифровой шрифт Steinweiss Script Font, который напоминает авторскую каллиграфию Стейнвейса.

Шрифт Steinweiss Script. Изображение: Alphabet Soup / myfonts.com

Обложка как предмет искусства в шестидесятых

В шестидесятых в моду снова вошли графика и фэнтезийные коллажи. Фанаты музыкантов обсуждали яркие обложки так же, как и музыку. Исполнители всё чаще обращались к современным художникам для работы над альбомами. Например, Beatles сотрудничали с Роджером Дином, Grateful Dead c Элтоном Келли, Iggy Pop и Psychedelic Furs с Барни Бабблсом, Pink Floyd со Стормом Торгерсоном, а Rolling Stones с Энди Уорхолом.

Обложка пластинки Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы Beatles 1967 года. Автор — художник Роджер Дин. Изображение: Wikimedia Commons

В 1965 году хозяин типографии Contact Printing Боб Карр познакомился с художником Уэсом Уилсоном и пригласил его для создания постеров и обложек. В 1967-м Уилсон придумал расплывающиеся психоделические шрифты, а в семидесятых их стали повально использовать другие художники.

Музыкальные обложки в Советском Союзе

В пятидесятых-шестидесятых в Советском Союзе существовало несколько заводов, выпускающих грампластинки. В 1964-м все заводы объединились в студию грамзаписи «Мелодия». До середины семидесятых «Мелодия», так же как когда-то Columbia Record, выпускала пластинки в простых бумажных конвертах. Дизайна пластинок в СССР как такового не было, поэтому советские коллекционеры вдохновлялись зарубежными обложками.

Стандартная упаковка пластинок студии грамзаписи «Мелодия» в шестидесятых. Фото: anumis.ru

В семидесятых «Мелодия» занялась экспортом пластинок в разные страны и стала выпускать цветные обложки с фотографиями и иллюстрациями. Графику создавали вручную, добивались различных эффектов с помощью подручных материалов, кистей, аэрографов, сканирования.

Когда обложки требовались для издания «Мелодией», я предоставлял исходные фотографии вполне приличного качества. Я тиражировал обложки размером 13×13 см — под коробку с катушкой. Это практически совпадает с размерами современных компакт-дисков. Разогнать её до альбома для «Мелодии» проблем не было. Я работал профессиональным фотографом, и у меня была возможность использовать хорошую плоскую плёнку.

Андрей Усов,
фотограф и художник-оформитель. Фрагмент интервью для Colta

Перед отправкой в печать работы штатных дизайнеров проверял специальный худсовет. Бывало так, что обложки отклоняли по внутренним или политическим соображениям. Решения принимались внутри компании, и музыканты часто не знали, какой будет обложка для их альбома в СССР, вплоть до выхода пластинки.

Зарубежные записи, которые попадали в «Мелодию», переиздавались для советских слушателей в новой русифицированной обложке. В дизайне избегали наготы, излишней роскоши и агрессии, а зарубежные названия переводили на русский напрямую или в виде транскрипции.

Западные прибалтийские республики Советского Союза славились наиболее развитой культурой графического дизайна. Здесь, по сравнению с текстами музыкальных композиций, обложки проверяли не так строго.

Трансформация восьмидесятых-девяностых: кассеты и компакт-диски

Первые диски появились в музыкальных магазинах в 1982 году и в девяностых почти вытеснили из продаж винил. Дизайнерам пришлось привыкать к новому размеру упаковки — он уменьшился с квадрата 30×30 сантиметров до прямоугольника 12,5×14,2 сантиметра.

Кассеты появились в середине семидесятых, а в 1979-м — первый кассетный плеер Sony Walkman. Но в последующие 20 лет они занимали лишь1–4% от общего производства — на рынке преобладали компакт-диски.

Одна из первых музыкальных кассет. СССР, 1975 год. Изображение: «Фирма Мелодия» / Discogs

В девяностых фотообложки использовались так же часто, как коллажи, иллюстрации и минималистичная графика. Стиль стал больше зависеть от музыкального жанра, чем от веяния моды. С начала девяностых среди номинантов и победителей премии Grammy в номинации за лучшую упаковку альбома присутствуют совершенно разные работы.

Ещё один инструмент, за счёт которого можно было выделиться в эпоху CD — буклет с разворотом и кастомизированная коробка.

Разворот обложки диска Introducing музыканта Dj Shadow, 1997 год. Изображение: Swales92 / Reddit

Крис Биллхаймер — один из немногих известных дизайнеров, заставших эпохи винила, CD и диджитала. Карьера Криса началась в конце восьмидесятых с дизайна плакатов и пластинок.

При создании обложек я избегаю дизайн-трендов, чтобы проект не символизировал конкретный год или период, за исключением случаев, когда это нужно заказчику. Некоторые графические элементы и типографика ассоциируются с конкретным временем и могут ввести слушателя в заблуждение о том, какой будет музыка.

Я проработал с группами R.E.M. и Green Day 20 лет. Чем лучше я узнавал музыкантов, тем меньше времени занимали поиски дизайнерского решения для каждого нового проекта. Для меня как дизайнера очень важно быть внутри творческого комьюнити. Даже живя в небольшом городе, я общался с теми, кто занимается музыкой, кино и изобразительным искусством. Все эти люди обожают то, чем занимаются.

Крис Биллхаймер,
дизайнер музыкальных обложек

Сайт-визитка Криса Биллхаймера: «Это был самый простой способ показать портфолио». Изображение: bilheimer.com

Один из самых известных в СССР дизайнеров музыкальных обложек Юрий Балашов учился создавать обложки самостоятельно, вдохновляясь книгой Album Cover Album Роджера Дина. До 1988-го он работал в «Мелодии» и изучал каталоги, отправленные в компанию зарубежными студиями. В девяностых Юрий стал рисовать CD-обложки для продюсерского центра Стаса Намина.

Юрий — единственный советский художник, получивший Grammy за обложку для CD. Балашов познакомился с американским рок-музыкантом Фрэнком Заппой во время его приезда в Москву. После переезда в США Юрий получил предложение от Заппы создать обложку. Он изобразил гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, а из рояля пышет пламя, к которому возможно подобраться только на вертолёте. Работа заняла два месяца.

Обложка альбома Civilization Phaze III, созданная Юрием Балашовым в 1995-м. Изображение: Юрий Балашов / Barking Pumpkin Records

Стэнли Донвуд, дизайнер CD-обложек Radiohead, считает, что диджитализация сделала работу дизайнера проще:

Мы рисовали без возможности нажать кнопку отмены. Всегда была одна попытка, чтобы завершить начатый проект до конца. Из-за больших ошибок пришлось бы всё переделывать. А маленькие детали, которые нам не нравились, мы просто зарисовывали или заклеивали чем-нибудь сверху.

Обложка альбома OK Computer группы Radiohead, созданная Стэнли Донвудом в 1997-м. Изображение: Parlophon / Discogs

Диджитализация

С переходом на цифровые носители размер обложек сократился до нескольких сантиметров. Дизайнеры стали отказываться от мелких деталей, а сложные детализированные обложки стали скорее исключением из правил.

Одной из работ, задавших тренд на минимализм, считается обложка альбома Brothers группы The Black Keys — в 2012 она получила «Грэмми». В интервью для NYT её автор, дизайнер Майкл Карни, рассказал, что The Black Keys и их выпускающий лейбл Nonesuch встретили идею агрессивно. Маркетологи убедили музыкантов в обратном, сказав, что минималистичных обложек не хватает, и рынок положительно встретит такой контраст.

Не думаю, что хорошей обложки достаточно, чтобы принести артисту продажи. Но я уверен в том, что плохой арт-дирекшен может отразиться на продажах негативным образом.

Иногда мне приходится работать вслепую. У меня были заказы от менеджеров лейблов, которые не давали никакой информации, кроме названия альбома. Но я считаю, что для дизайнера очень важно выстроить доверительные отношения не только с управляющим лейблом, но и с самим артистом. Общение с музыкантами облегчает генерацию идей и их воплощение.

Майкл Карни.
Фрагмент интервью для WNW Magazine

Обложка альбома Brothers группы The Black Keys, 2012 год. Изображение: Nonesuch Records Inc. / Discogs

В 2021 году Spotify выпустил функцию для создания анимированных обложек. С помощью приложения Spotify Canvas можно создать 8-секундную замкнутую анимацию для альбома или отдельного трека. Анимированные обложки уже появились в релизах Billie Eilish, Miley Cyrus, Coldplay, Kiiara, Post Malone и десятков других исполнителей. В России это пока недоступно.

Мне легко понять ожидания музыканта, потому что сам играю в рок-группе и даю концерты. Регулярное общение с людьми из индустрии помогает понять, что в ней происходит. Текущий европейский тренд — это 3D-формы и броская типографика. Умение быстро работать с 3D позволяет выделиться среди начинающих дизайнеров, но без опыта добиться нужного результата довольно сложно.

С восьмидесятых в Италии большую долю занимает классический для страны тип обложки — лицо улыбающегося певца и крупно написанное имя.

Я наблюдаю общее стремление сделать обложку более минималистичной и считаю, что дизайнеры совсем откажутся от использования типографики в изображениях для стриминговых приложений — имена и название альбома и так показаны на экране. Обложки перестанут быть средством информирования и будут служить лишь как инструмент передачи настроения.

Марчелло Делла Пуппа,
графический дизайнер в студии Produzione Atlante (Венеция), кинематографист и музыкант

Дизайн обложки Марчелло Делла Пуппа для исполнителя Ghiaccio. Источник

Важное при создании музыкальной обложки

Адаптивность. Обложку можно использовать не только для продвижения в стриминговых сервисах. Некоторые музыканты продолжают выпускать лимитированные партии компакт-дисков, кассет и пластинок. Кроме того, обложки используют для анонсов в СМИ, мобильной или наружной рекламы.

Музыкальный стиль. Важно стремиться сделать обложку гармоничной в соответствии с музыкальным жанром и позиционированием музыканта. Дизайнер может изучить то, как выглядят другие популярные альбомы и сборники жанра, внимательно прослушать записи, над которыми предстоит работать.

Если к вам обратился музыкант, значит, он доверяет вам и вашему стилю. Вы можете вдохновляться обложками и музыкой жанра, когда работаете, но старайтесь вносить что-то своё.

Марчелло Делла Пуппа,
графический дизайнер в студии Produzione Atlante (Венеция), кинематографист и музыкант

Где вдохновиться и потренироваться

1. Посмотреть документальный фильм о Сторме Торгерсоне, вышедший в 2011 году незадолго до его смерти.

Афиша фильма Taken by Storm о Сторме Торгерсоне. Изображение: промо-материалы к фильму «Taken by Storm: The Art of Storm Thorgerson and Hipgnosis»

2. Следить за победителями и номинантами музыкальных премий, включающих номинации за лучшую обложку и упаковку альбома:

  • американская Grammy;
  • канадская Juno Awards;
  • австралийская Aria;
  • британская Art Vynil за лучшую обложку для винила.

3. Принять участие в ежегодном конкурсе-упражнении на редизайн обложки любимого альбома на Dribbble или тренироваться с разными форматами самостоятельно. Например, Агустин Эскибел создал анимированные примеры обложек 28 альбомов в стиле поп-панк.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована