Дизайн
#статьи

Что в этом такого? О дизайне обложки Joy Division Unknown Pleasures

Арт-директор издательства МИФ рассказывает, как дизайн без дизайна на обложке дебютного альбома Joy Division сделал её культовой.

Изображение: Impericon.com / Warner Music Group

Фото: личный архив

Лёша Богомолов


Арт-директор книжного издательства МИФ. Мультидисциплинарный дизайнер


1979

В пустыне Сахара падает снег. Космический аппарат «Вояджер-1» достигает планеты Юпитер. Sony создаёт плеер Walkman.

Выпускник Манчестерского политехнического института по направлению «Графический дизайн» Питер Сэвилл делает обложку для дебютного альбома мало кому известной манчестерской рок-группы Joy Division.

В будущем ей суждено стать иконой постпанка и одной из самых стильных и оригинальных музыкальных обложек в истории.

Несколькими годами ранее

20 июля 1976 года группа Sex Pistols даёт свой первый концерт за пределами Лондона. В провинциальный клуб приходит меньше сорока человек.

Постер к концерту Sex Pistols в Манчестере
Изображение: Lesser Free Trade Hall
Выступление Sex Pistols
Фото: Paul Welsh / Getty Images

Но выступление оказывает на слушателей такой ошеломляющий эффект, что в скором времени большинство из них сами собирают свои рок-группы. В их числе будущие легенды: Buzzcocks, The Fall, The Smiths, Simply Red, Joy Division.

Warsaw

Двадцатилетний Питер Хук уже на следующий день бежит в магазин за бас-гитарой, на которой до этого ни разу не играл. И начинает репетировать со своим другом, ровесником Бернардом Самнером, который учится играть на электрогитаре.

Чуть позже через объявление в магазине грампластинок они находят своего будущего лидера ― Йена Кёртиса. А спустя год ― постоянного барабанщика, Стивена Морриса.

Первое время группа выступает под названием Warsaw, которое отсылает к песне Дэвида Боуи Warszawa, Второй мировой войне и блоку стран Варшавского договора.

«Дом кукол»

В одной из ранних песен группы No Love Lost цитируется фрагмент романа об ужасах холокоста «Дом кукол» еврейского писателя Ехиеля Динура, который писал под псевдонимом Ka-Tzetnik 135633. Книга рассказывает о концлагерном борделе Joy Division, где нацисты использовали заключённых женщин как секс-рабынь.

Обложка книги «Дом кукол»
Изображение: издательство Simon & Schuster

В традициях панка первой волны группа берёт себе провокационное название Joy Division. Но в большей степени — как осознанный приём рефлексивной гиперидентификации, напоминающий слушателям о зверствах фашизма и человеческих трагедиях.

Factory Records

В 1978 году в Манчестере возникает независимая звукозаписывающая компания Factory Records. В числе её основателей молодой дизайнер Питер Сэвилл, и он отвечает за дизайн всей будущей продукции рекорд-лейбла.

Визитка Factory Records
Изображение: Factory Records / Wikimedia Commons

Спустя год Factory Records начинает работать с Joy Division над записью их дебютного альбома Unknown Pleasures, а Питер Сэвилл приступает к работе над его обложкой.

Умирающая звезда

Идея обложки возникла благодаря ударнику группы Стивену Моррису. Именно он предложил Питеру Сэвиллу использовать иллюстрацию, которую встретил в Кембриджской астрономической энциклопедии.

Разворот Кембриджской астрономической энциклопедии
Фото: @gareth_courage / «Инстаграм»*

Загадочные волны оказываются графиком восьмидесяти радиоимпульсов от пульсара B1919+21. Это космический источник радиоизлучений, которые приходят на Землю в виде периодических всплесков импульсов от нейтронной звёзды в созвездии Лисичка.

Нейтронные звезды образуются в результате взрыва сверхновой. В этот момент их яркость резко увеличивается, но в дальнейшем они обречены на медленное затухание — конечную стадию их жизни.

Это был первый радиосигнал нейтронной звезды, открытый в июле 1967 года Джоселин Белл, аспиранткой Энтони Хьюиша — пионера исследований пульсаров. Результаты открытия были настолько интригующими, что несколько месяцев хранились в тайне под именем LGM-1 (Little Green Men — «маленькие зелёные человечки») — поначалу Энтони Хьюиш полагал, что этот радиосигнал принадлежит внеземной цивилизации. А в 1974 году за это выдающееся открытие он получил Нобелевскую премию.

Автор неизвестен

В Кембриджской астрономической энциклопедии 1977 года, в которой музыканты впервые увидели иллюстрацию будущей обложки, не было ссылки на её источник. В тот момент ни музыканты, ни дизайнер не знали имени автора и того, что это далеко не первая публикация его графика.

За три года до этого аналогичное изображение было опубликовано в книге «Диаграммы: графическая визуализация абстрактных данных». В ней была ссылка на астрономическую обсерваторию Аресибо в Пуэрто-Рико, но снова без упоминания автора графика.

График в чёрно-белой инверсии
Фото: murraygm / medium.com / The Print Arkive

Была и ещё более ранняя публикация графика. Волны на голубом фоне появились к статье «Природа пульсаров», вышедшей в январе 1971 года. И снова без ссылки на автора.

Загадочными уже становятся не сами волны, а тот, кто стоит за ними.

Иллюстрация к статье Джереми П. Острикера в научном журнале Scientific American
Изображение: «The Nature of Pulsars», by Jeremiah P. Ostriker / Scientific American, January 1971

Первая публикация этого изображения вместе с двумя другими похожими графиками обнаруживается в докторской диссертации «Радионаблюдение профилей импульсов и дисперсных измерений двенадцати пульсаров» Гарольда Д. Крафта-младшего.

Диссертация с иллюстрациями вышла в сентябре 1970-го
Изображение: Harold Dumont Craft / Cornell University

По словам Гарольда Крафта, он в числе других аспирантов занимался измерением недавно открытых пульсаров в астрономической обсерватории Аресибо, где на тот момент были самые совершенные цифроаналоговые преобразователи. И своё первое измерение Крафт начал с того самого пульсара B1919+21, написав специальную программу для визуализации излучений.

И для своей диссертации Крафт попросил чертёжницу обвести изображение тушью, чтобы картинка стала достаточно чёткой и контрастной для печати.

Дизайн обложки

Изображение импульсов умирающий звезды идеально подходило для дебютной обложки Joy Division — на тот момент одной из самых мрачных групп британского андеграунда.

Музыканты были уверены, что изображение будет на белом фоне, точно как в Кембриджской астрономической энциклопедии. Ни они, ни дизайнер Питер Сэвилл не видели другие публикации.

Но Сэвилл решает, что изображение на чёрном фоне будет гораздо выразительнее и созвучнее творчеству группы. Он развивает минималистичную эстетику научного графика и игнорирует традиционные приёмы оформления: обложка остаётся без названия группы и альбома. Питер неброско размещает текст на обратной стороне.

Передняя и оборотная стороны конверта Unknown Pleasures
Изображение: Warner Records 90 Ltd. / Disco Pui

Для печати обложки Сэвилл подбирает фактурный картон: он добавляет загадочной обложке ещё и тактильные впечатления.

Заданная Сэвиллом композиция обложки формирует сквозную концепцию всего остального дизайна. Аналогичным образом он оформляет не только строгую вёрстку обратной стороны обложки, но и внутренний конверт и этикетки на самой пластинке.

Для контраста с чёрной обложкой конверт он оставляет белым и на его лицевой стороне размещает чёрно-белую фотографию с силуэтом руки, приоткрывающей дверь. На второй стороне, всё в той же строгой вёрстке, набирает список песен и выходные данные.

Внутренний конверт пластинки Joy Division
Изображение: Warner Records 90 Ltd. / Disco Pui

Этикетки пластинок тоже нетрадиционны. На них нет названий песен, а стороны маркированы не как обычно A и B, а Outside и Inside.

Этикетки пластинки Unknown Pleasures
Изображение: Warner Records 90 Ltd. / Disco Pui

Процесс работы над обложкой Joy Division Unknown Pleasures — хороший пример согласованного союза дизайнера и музыкантов, где каждая из сторон творчески дополняет друг друга, а продюсеры рекорд-лейбла не вмешиваются.

Обложка — отличный пример графического редимейда и минималистичного дизайна. Вместо декоративного оформления дизайнер использует уже готовый материал с уникальной эстетической и смысловой основой. Стремясь сохранить его чистоту и аутентичность, Сэвилл не злоупотребляет дизайном, а, скорее, наоборот — оберегает от него обложку. Дизайн стремится к нулю и правде — это и делает обложку уникальной и запоминающейся.

На момент создания обложки имя создателя загадочных волн было неизвестно, поэтому как авторы дизайна упомянуты только группа Joy Division и Питер Сэвилл.

Для самого Гарольда Крафта музыкальная обложка с его изображением оказалась полной неожиданностью. Он случайно узнал о ней от коллеги и, зайдя в музыкальный магазин, убедился, что это была не шутка. И купил себе на память пластинку и постер.

Судьба альбома и группы

Выход альбома Joy Division Unknown Pleasures остался почти незамеченным и не принёс группе известности и успеха.

Басист Питер Хук поначалу был сильно недоволен результатом.

Ему казалось, что звук на альбоме получился слишком чистым и мягким, как у Pink Floyd. Это было не похоже на то, как они звучат на концертах. Но со временем он смягчил своё отношение к альбому.

Первая волна внимания появилась только год спустя, когда альбом добрался до 71-го места в британском хит-параде. Но это было связано не столько с популярностью группы, сколько с трагической судьбой её лидера. 18 мая 1980 года Йэн Кёртис, поставив пластинку с альбомом The Idiot Игги Попа, покончил жизнь самоубийством. По свидетельствам очевидцев, он страдал от сильной депрессии из-за участившихся припадков эпилепсии и сложностей в личной жизни. История Joy Division была закончена.

Оставшиеся участники в скором будущем организуют новую группу New Order.

В 2000 году журнал Q поместил альбом на 19-ю позицию в своём списке «100 величайших британских альбомов».

В 2011 году обложка Unknown Pleasures заняла восьмое место в списке лучших музыкальных обложек всех времён по мнению читателей интернет-издания MusicRadar.

В 2020 году журнал Rolling Stone включил Unknown Pleasures в обновлённый список «500 величайших альбомов всех времён» на 211 место.

В 2019 году альбом был переиздан ограниченной серией, с белой обложкой и чёрными конвертами.

Изображение: Rhino / Warner Bros / Amazon Music / pult.ru
Изображение: Rhino / Warner Bros / Amazon Music / pult.ru

Питер Сэвилл

Питер Сэвилл продолжил работать дизайнером и арт-директором: сотрудничал с резидентами Factory Records, в том числе New Order, и другими музыкантами. Он оформлял альбомы для Брайана Ино, Pulp, Suede, Orchestral Manoeuvres in the Dark, King Crimson, Ultravox, Roxy Music, Питера Гэбриела и Пола Маккартни.

Изображение: Dindisc / EG Records / Chrysalis Records / Atco Records / Nude Record

Сэвилл сотрудничал не только с музыкантами, но и с различными художественными институциями — например, Уайтчепельской художественной галереей в Лондоне, Центром Жоржа Помпиду в Париже. Кроме того, он автор логотипов, паттернов и другой графики для известных представителей модной индустрии: Yohji Yamamoto, Christian Dior, Raf Simons, Calvin Klein, Burberry, Supreme, Dr. Martens.

Внеземной вирус

Именно в модной индустрии последних десятилетий символ с дебютной обложки обретает новую волну популярности и становится массовым элементом поп-культуры. Теперь о нём знают даже те, кто никогда не слушал музыку Joy Division и тем более не интересовался астрономией.

Принты культовой обложки на одежде, аксессуарах и татуировки на телах теперь можно встретить на улицах, модных показах и даже в кино.

В 2003 году бельгийский дизайнер Раф Симонс делает первую коллекцию с известным принтом. В 2018-м он возвращается к этому образу.

Фото: Raf Simons / Grailed

Бренд Undercover прячет таинственные волны в подкладке верхней одежды. Carhartt интегрирует их в свой логотип.

Футболки Undercover и Carhartt
Изображение: Peter Saville / Goodhood / Carhartt

Dr. Martens «выдавливает» рисунок на ботинках своей легендарной модели 1460.

Лимитированный выпуск ботинок Dr. Martens
Изображение: Dr. Martens

Chapman Skateboards делает принты на деках для скейтборда.

Изображение: Peter Saville / Joy Division / Chapman Skateboards

Футболку с принтом волн носит одна из главных героинь фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».

Кадр: фильм «Первому игроку приготовиться»

История группы Joy Division закончилась со смертью её лидера, но история их дебютного альбома продолжается.

Дизайн обложки в очередной раз доказал, что поп-культуре нужен новый материал для вдохновения, даже внеземного происхождения.

Главное — уметь его разглядеть там, где меньше всего этого ждёшь.

Материалы

для более подробного ознакомления с историей группы Joy Division и рекорд-лейблом Factory Records

Документальный фильм Joy Division (2007)

Художественный фильм «Контроль» (2007) о группе Joy Division

Художественный фильм «Круглосуточные тусовщики» (2002) о рекорд-лейбле Factory Records


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована