Дизайн Кино и музыка
#подборки

5 легендарных обложек The Beatles, повлиявших на поп‑культуру

Рассказываем, как творчество знаменитой четвёрки повлияло на дизайн в музыкальной индустрии.

Иллюстрация: Gettyimages / Imgarticles / Merry Mary для Skillbox Media

18 июня Полу Маккартни, одному из основателей The Beatles — легендарной британской рок-группы из Ливерпуля, исполнилось 80 лет. Их музыка не только перевернула мировую музыкальную индустрию, сделав рок-н-ролл самым популярным музыкальным направлением шестидесятых годов, но и дала мощный импульс для развития молодёжной культуры.

«Великолепная четвёрка» олицетворяла собой новый рок-стиль и новую эру. За восемь лет совместной работы стиль группы менялся не один раз, начиная от стрижек моп-топ в духе парижского каре, кожаных курток и классических костюмов до индийской этники, усов и длинных бород. Обложки пластинок The Beatles лучше всего иллюстрируют эти изменения.

Музыканты группы Beatles, 1964 год
Beatles «образца» 1964 года
Фото: Mirrorpix / Contributor / Getty Images

До The Beatles обложки музыкальных пластинок выполняли скорее утилитарную коммерческую функцию, но британские рок-музыканты изменили подход к продакшену. Они стремились создать не только привлекательный рекламный образ ― многие обложки становились самостоятельными арт- или дизайн-проектами.

Именно The Beatles задали новую моду в оформлении музыкальных альбомов и подготовили почву для будущих оригинальных изображений The Rolling Stones, Дэвида Боуи, Pink Floyd. О самых важных достижениях The Beatles в дизайне музыкальных альбомов мы расскажем в этой подборке.

Покажем:


Yesterday and Today

1966 год

Фотография Роберта Уитакера

 Лучшие обложки Beatles: Yesterday and Today ― «обложка мясника»
Изображение: Capitol Records / Apple Corps, Ltd. / Wikimedia Commons

Одну из самых скандальных обложек пластинок The Beatles можно отнести к произведениям концептуального искусства. Альбом Yesterday and Today был выпущен в 1966 году в США, и фотографию для его обложки сделал Роберт Уитакер — штатный фотограф The Beatles в шестидесятые годы. Он снимал концерты группы в Нью-Йорке на стадионе Ши и последние международные гастроли музыкантов. Уитакер сотрудничал с журналом Vogue и Time, документировал Вьетнамскую войну и вооружённый конфликт в Камбодже.

Во время съёмок обложки «битлы» надели белые фартуки мясников, повесили на себя куски сырого мяса и обезглавленные детские куклы, из-за чего в прессе фотографию прозвали «обложкой мясника». «До этого мы уже делали фотосессии с Бобом, и он неплохо знал нас ― знал, что мы любим чёрный юмор и дурацкие шутки», ― вспоминал Пол Маккартни обсуждение идеи.

Обложка спровоцировала огромный скандал в прессе. Чаще всего её посыл связывают с протестом музыкантов против политики звукозаписывающей компании Capitol Records. Она выпускала пластинки группы в Америке и будто бы «разделывала» оригинальные альбомы как мясник, разбирая на песни и штампуя сборники. Сами же музыканты утверждали, что таким образом выразили отношение к войне во Вьетнаме.

О съёмках Роберт Уитакер отзывался как о «тяжёлой работе», а также добавил, что вложил много сил в эту фотографию. Впоследствии «обложка мясника» многократно воспроизводилась в прессе, но из-за её провокационного вида Capitol Records заменила фотографию. В 2014 году альбом с этой обложкой был перевыпущен, но первые издания с «обложкой мясника» на аукционах перепродаются за четырёхзначные суммы.

 Лучшие обложки Beatles: Yesterday and Today ― «обложка мясника»
Фотография, которой заменили скандальную «обложку мясника»
Изображение: Capitol Records / Wikimedia Commons

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

1967 год

Дизайн Питера Блейка и Янн Хаворт, фотография Майкла Купера

Изображение: Parlophone / EMI / Robert Fraser / Jann Haworth / Michael Cooper / Wikimedia Commons

Пластинка Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band вышла в 1967 году и стала последней совместной записью The Beatles при жизни их менеджера — Брайана Эпстайна.

Идея этого альбома принадлежит Полу Маккартни, который вдохновился песнями Pet Sounds группы The Beach Boys и предложил коллегам как бы перевоплотиться в другую группу — «Оркестр сержанта Пеппера».

На иллюстрации для лицевой стороны обложки собран коллаж из множества известных людей, фигуры которых были изготовлены в натуральную величину. Среди них можно заметить Боба Дилана, Зигмунда Фрейда, Оскара Уайльда, Мэрилин Монро. Все персонажи сделаны из картона, кроме участников квартета — на фотографии стоят их восковые фигуры из музея мадам Тюссо. Перед барабаном с надписью «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» находится могильная клумба с выложенной из цветов надписью «Beatles». На неё смотрят картонные фигуры молодых «битлов», будто бы намекая этим взглядом, что музыка группы уже не будет прежней.

Фотография для альбома была сделана британским фотографом Майклом Купером. Он прожил всего 31 год и прославился своими снимками для The Rolling Stones и многих популярных рок-групп, публиковался Vogue. Дизайн разработали поп-арт-художники Питер Блейк и его жена Янн Хаворт.

Костюмы для съёмок придумал дизайнер Мануэль Куэвас. Он руководствовался идеей, что музыканты должны быть одеты как будто в военную форму с орденами на груди, но при этом выглядеть максимально «антивоенно». Поэтому для образов он выбрал камзолы ярких цветов, сшитые из атласа.

Эта обложка альбома произвела революцию в графическом дизайне и стала настоящим произведением искусства. В результате опроса журнала Rolling Stone обложка «Сержанта Пеппера» заняла первое место в топе «Лучших обложек дисков всех времён». Она стала настолько популярной, что на протяжении десятилетий неоднократно обыгрывалась другими музыкантами. Например, третий студийный альбом We’re Only in It for the Money Фрэнка Заппы с группой The Mothers of Invention 1968 года или обложка альбома Unplugged Unlimited российской панк-группы «Тараканы!» 2008 года сильно напоминают «Сержанта Пеппера».

The Beatles (White Album)

1968 год

Дизайн Ричарда Гамильтона

Обложка The Beatles 1968 года получила название «белый альбом» по названию пластинки White Album и одновременно ― из-за своего дизайна. Она стала полной противоположностью «Сержанту Пепперу» и единственной, где не использовались изображения самих музыкантов.

Для работы над обложкой группа пригласила пионера британского поп-арта — Ричарда Гамильтона. Художник получил широкое признание в середине пятидесятых после выставки в престижной галерее Уайтчепел в Лондоне, на которой впервые представил свой коллаж «Так что же делает наши дома такими разными и привлекательными?». Впоследствии эта работа Гамильтона стала классикой, и сейчас она считается основоположницей стиля поп-арт.

По воспоминаниям художника, Пол Маккартни попросил, чтобы дизайн нового альбома сильно отличался от «Сержанта Пеппера». Вместо буйства красок музыкант хотел увидеть на обложке «взрыв дневного света», с чем Гамильтон блестяще справился. Он сделал обложку в манере концептуальных художников и авангардистов ― будучи полностью белой, она отсылает и к картине Казимира Малевича «Белое на белом», и к монохромной «белой» живописи американского художника Роберта Римана.

На белом фоне Гамильтона едва можно различить название группы «The Beatles», которое он выполнил шрифтом Helvetica с помощью тиснения ― вообще не используя краску.

Читайте историю Helvetica и высказывания дизайнеров об этом шрифте в нашей статье.

Также Гамильтон придумал проставить уникальный штамп с серийным номером на каждой обложке, чтобы «поиронизировать над нумерованным тиражом примерно в пять миллионов копий». Первые четыре экземпляра получили сами «битлы». В 2015 году личная копия Ринго Старра под номером 0000001 стала самой дорогой пластинкой в ​​мире, когда она была продана на аукционе за 790 000 долларов.

Yellow Submarine

1969 год

Режиссёр Джордж Даннинг и иллюстратор Хайнц Эдельманн

Изображение: Apple Corps, Ltd. / Wikimedia Commons

Альбом Yellow Submarine состоит из саундтреков The Beatles к анимационному фильму «Жёлтая подводная лодка», который был создан канадским мультипликатором Джорджем Даннингом в 1968 году. Великолепная четвёрка плывёт на субмарине через несколько морей, чтобы спасти сказочную страну от Синих Злюк, которые ненавидят музыку.

Трейлер мультфильма «Жёлтая подводная лодка» 1968 года

Мультипликация выполнена в психоделическом стиле и погружает в мир вымышленных океанов и вселенных, через которые лежит путь к Пепперлэнду. В мультфильме представлены практически все техники, с которыми работал поп-арт: тут есть и коллажи в стиле Ричарда Гамильтона, и портреты в духе тиражных работ Уорхола, и цветные плоскости Тома Вессельмана.

Читайте о классике поп-арта Энди Уорхоле и его знаменитом «Диптихе Мэрилин» в нашей статье.

Созданный совместно с чешско-немецким иллюстратором и дизайнером Хайнцем Эдельманном, этот фильм принёс режиссёру Джорджу Даннингу мировую известность. «Я любил „Жёлтую подводную лодку“, — вспоминал Ринго Старр. ― Я думаю, что мультик получился действительно новаторским, с отличной анимацией. Море дыр, Голубые Злюки — это всё по-прежнему здорово, и я рад, что мы в этом поучаствовали».

В США пластинка вышла на четыре дня раньше, чем в Великобритании, когда «Белый альбом» всё ещё занимал первые строчки английских хит-парадов. Что интересно, музыка The Beatles записана только на одной стороне пластинки. На второй ― инструментальная музыка Джорджа Мартина, сочинённая специально для фильма в стиле голливудских оркестровок.

Обложка пластинки Yellow Submarine выполнена в той же психоделической манере и яркой цветовой гамме, что и сам фильм. Мультяшные «битлы» уже давно стали культовым образом, украшая чехлы для ноутбуков, сумки, игральные карты и носки — существует даже специальное издание «Монополии» «Жёлтая подводная лодка» и лего.

Abbey Road

1969 год

Фотография Иэна Макмиллана

Лучшие обложки Beatles: Abbey Road ― «Эбби-Роуд»
Изображение: Apple Corps Ltd. / EMI / Iain Macmillan / Wikimedia Commons

Съёмки легендарной обложки Abbey Road с «битлами» на пешеходном переходе улицы Эбби-Роуд состоялись утром 8 августа 1969 года. Фото музыкантов в костюмах от Томми Наттера снял британский фотограф Иэн Макмиллан возле студии EMI в 11:35 утра. У него было всего десять минут, чтобы сделать снимок. Пока он стоял на стремянке, полицейский перекрывал движение. На фотографии The Beatles переходят улицу друг за другом слева направо — впереди Леннон, за ним Старр, Маккартни и Харрисон. При этом Маккартни идёт по дороге босиком и не в ногу с остальными участниками, держа сигарету в правой руке, что в дальнейшем послужило поводом для слухов.

Вскоре после выхода альбома в прессе стали обсуждать, что на самом деле четвёрка на обложке шла с похорон Пола Маккартни. Во главе процессии в белом костюме, подобно священнику, в этой легенде шёл Леннон, Старр в чёрном был представлен журналистами в качестве гробовщика, а Харрисон в джинсах сошёл за могильщика. Настоящего Маккартни будто бы заменил его босой двойник. Позже, в одном из интервью, Леннон посмеялся над этими теориями, но признал, что они сыграли неоценимую роль для рекламы нового альбома.

Дизайнером обложки выступил креативный директор Apple Records Джон Кош. Он предложил оставить обложку без названия коллектива и альбома, несмотря на возражения EMI. Кош верил в успех такого решения и позже объяснил его так: «У нас не было нужды писать „Битлз“ на обложке… Они были самой известной группой в мире». Работа над Abbey Road также стала последним совместным проектом знаменитой четвёрки.

Достаточно быстро изображение шагающих «битлов» на перекрёстке стало очень популярным, и на Эбби-Роуд начали стекаться тысячи туристов со всего мира. В 2010 году перекрёстку присвоили статус исторического сооружения II степени за его «культурное и историческое значение».

После выпуска альбома фотографию с обложки Abbey Road стали повторять другие музыканты, воспроизвёл её и сам Маккартни на своей концертной пластинке Paul is Live в 1993 году. В 1988 году американская рок-группа Red Hot Chili Peppers практически повторила иконическую обложку «битлов» для своего мини-альбома The Abbey Road E.P., только в своей версии эпатажные «перцы» переходят улицу практически без одежды.

В 2013 году полиция Калькутты, чтобы привлечь внимание к безопасности на дорогах, запустила рекламу с использованием легендарной обложки альбома The Beatles с подписью: «Если они могут, почему не можете вы?»

Лучшие обложки Beatles: Abbey Road ― «Эбби-Роуд»
Социальная реклама в Калькутте, 2013 год
Изображение: Kolkata Traffic Police

Читайте также:

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована