Модные стили, тренды, микротренды и -core
Разбираемся в главных направлениях в моде и находим их в зимних коллекциях 2024 года.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сейчас, в первой половине 2020-х, есть множество модных трендов и их вариаций, которые стремительно сменяют друг друга. Одновременно со скоростью передачи информации ускорилась и изменилась сама мода. Пальто или украшения становятся уже не только визуальным выражением настроения или статуса, а сообщением и контентом: индустриальная и цифровая революции радикально изменили то, как люди стали определять стили, выбирать одежду и вообще воспринимать её.
Давайте посмотрим, как устроены модные стили вообще и какие крупные fashion-направления остаются в фундаменте современной моды.
Стили, тренды и тенденции: в чём разница?
В значениях слов «мода», «стили», «тренды» довольно легко запутаться, поэтому начнём с базового разбора, что есть что.
У термина fashion на английском языке есть два основных значения:
- Это сфера дизайна и производства одежды, аксессуаров и других предметов.
Они могут быть утилитарными и бесполезными, «красивыми» и странными, «модными» или устаревшими. Главное здесь то, что мода — это сектор промышленности, экономики. - Это доминантный набор популярных визуальных атрибутов в конкретный отрезок времени.
Например, в этом смысле говорят о моде двухтысячных.
Читайте также:
Слово «стиль» тоже можно понимать двояко:
- Как индивидуальный способ самовыражения, поведения, выбора человека.
Например, «стиль Cardi B». - Как эстетическое направление в моде, которое объединяет несколько визуальных аспектов в одежде и том, как группа людей её носит.
В этом смысле можно сказать так: «Стиль Золотой эры Голливуда».
Тренд — это веяние, заметное изменение отдельных визуальных элементов. Тренды обычно короче по времени и компактнее по влиянию, чем стили, но именно из сочетания трендов вырастает масштабная мода эпохи.
Если раньше, в конце XIX и XX веке, тренды задавались несколькими домами мод и закреплялись на годы, то сегодня они формируются и распространяются по всему миру буквально за несколько дней. Причём тренды могут формироваться уже не только в fashion-лабораториях брендов и не быть результатами работы прославленных кутюрье. И даже не только «выходить на улицы» с кинокадров. Тренды, в том числе масштабные, теперь появляются благодаря блогерам.
С другой стороны, за появлением трендов стоят и скучные экономические и технологические причины. Трендовым становится то, что взяли в оборот модные бренды в массмаркете и среднем сегменте, а берут они те или иные материалы, паттерны или декор потому, что их производят и продают поставщики — фабрики.
Контент в социальных сетях становится источником новых эстетических решений, образов, и они уже широко распространяются в обход традиционных каналов влияния — профессиональных дизайнеров «с именем» и модных журналов.
Так появляются микротренды — мимолётные веяния моды, которые распространяются с невероятной скоростью и могут исчезнуть так же быстро, как появились. Так рождаются всевозможные core или «эстетики» (например, normcore, gorpcore, clean girl aesthetics), которые отражают определённые культурные и ролевые предпочтения отдельных небольших групп, но зачастую интересны только тем, кто увлекается модой, потреблением либо следит за конкретными инфлюенсерами — например, Хейли Бибер.
Но профессиональные дизайнеры и бренды, в свою очередь, тоже играют с этими быстрыми модными веяниями. Это способ повысить интерес к их продукту, так как микротренд — это то, что прямо сейчас привлекает максимальное внимание аудитории.
Читайте также:
Тенденция — это более широкое и длительное явление, чем тренд. При этом она может быть менее заметной и отражать не только вкусы влиятельных модников или технологические инновации: за тенденциями стоят долгие и сложные социальные и даже политические процессы. Тенденция — устойчивое изменение, которое может не сразу стать массовым, но со временем оказывает влияние на сферу или общество в целом.
Например, рост интереса к экологически невредным и переработанным материалам, переход к осознанному потреблению и интерес к outdoor-эстетике — это тенденции, которые развиваются десятилетиями.
Впрочем, при всей этой изменчивости в моде есть общепризнанные основы. Это стили, которые, однажды сложившись, остаются актуальными годами. Fashion-производители адаптируют их к другим условиям — и происходит это во многом за счёт микротрендов.
Основные стили формируют фундамент моды. Их множество, но мы рассмотрим девять самых интересных:
- классический,
- повседневный,
- преппи,
- романтика,
- кукольный,
- этника,
- минимализм,
- авангард,
- спорт.
Классика и Old Money
Классический стиль — один из наиболее устойчивых в моде XX–XXI веков. Его заметные элементы — это:
- строгие костюмы,
- прямые пальто нейтральных цветов,
- бежевые тренчи,
- светлые рубашки и тёмные брюки,
- юбки и платья средней длины,
- свитеры гладкой вязки.
Дизайн вещей должен предполагать, что они будут выглядеть актуально (или «никак») десятилетиями, поэтому именно на основе классического стиля часто составляют базовый гардероб.
Читайте также:
Тренд последних лет под названием «тихая роскошь», который быстро стал пародией на самого себя, берёт начало именно в классике. Предполагается, что всё, что вам нужно, чтобы выглядеть дорого, — это песочный тренч Burberry, скромный кашемировый свитер Loro Piana и аккуратные серьги Chanel — ну или их более доступные аналоги.
Кэжуал, или повседневный стиль
Casual в переводе означает «неофициальный». Это близкий родственник классического стиля: вещи кэжуал тоже легко сочетаются не только друг с другом, но и с вещами в других стилях. Но есть важное отличие от классики: простота и практичность — в приоритете, а формальными и слишком модными элементами лучше пренебречь.
Повседневный стиль предполагает простоту и универсальность, и, по сути, он закрывает потребность в удобной, но при этом достаточно презентабельной одежде для работы, где не требуют соблюдать строгий дресс-код или носить униформу.
Комфорт и функциональность здесь превыше всего. Базовая база гардероба в виде кардигана, классических джинс и неброской обуви — это однозначно кэжуал.
У повседневного стиля есть ответвление — смарт-кэжуал. От «родителя» он отличается балансом между непринуждёнными, удобными вещами и элегантной, профессиональной одеждой. Человек в смарт-кэжуал выглядит чуть более изысканно, чем воспитатель в детском саду, но менее формально, чем адвокат в классическом деловом костюме.
Преппи
В преппи есть формальность, которая роднит его с классикой, и комфорт кэжуала. Но вообще у этого стиля выраженная нишевая эстетика униформы элитных школ и университетов Лиги Плюща, одежды для дорогих видов спорта: тенниса, гольфа, выходов под парусом.
Преппи — это одновременно академическая сдержанность и расслабленная элегантность вещей, сшитых на заказ.
Чтобы собрать образ в стиле преппи, понадобятся:
- блейзеры,
- чиносы,
- рубашки-поло,
- костюмы с брюками или плиссированной юбкой,
- varsity-джемперы.
Читайте также:
Романтический стиль
Принято считать, что романтический стиль зародился в Европе на рубеже XVIII–XIX веков: романтизм как направление в литературе и живописи не мог не повлиять на моду своего времени. На смену тяжёлым платьям на каркасах пришли более лёгкие струящиеся формы и античные силуэты.
Конечно, аутентичные наряды XIX века теперь позади, но многие черты одежды той эпохи органично встроены в современную моду: рюши, оборки, кружево, пышные рукава, пастельные оттенки и крой с завышенной талией стабильно появляются в коллекциях дизайнеров. Некоторые бренды десятилетиями работают именно с этими элементами и строят на романтическом стиле своё ДНК: например, Chloe, Valentino, Giambattista Valli, Self-Portrait.
Новым веянием в этом стилистическом направлении стал Cottage Core — одна из главных обсессий Pinterest последних пары лет. Это стиль, который романтизирует пасторальный, деревенский образ жизни. Впрочем, деревня эта, конечно, воображаемая, и одежда больше напоминает наряды для аристократического пикника с корзинками. Вспомним Марию-Антуанетту в фильме Софии Копполы, где королева увлеклась чтением Руссо и переехала жить в идиллическую деревню, которую построили специально для неё в Версальском парке.
Многие визуальные элементы коттеджкора пересекаются с романтизмом в моде, но первый больше фокусируется на простоте и сельском очаровании. Романтический стиль же часто уходит в драму и роскошь.
Есть и более мрачные ответвления романтизма: например, стиль готической Лолиты, витчкор (ведьминский стиль) или сравнительно новое направление Whimsy Goth. Все эти направления уходят корнями в готически-вампирский стиль, который едва ли не целиком построен на эстетике мрачного, викторианского романтизма со всеми визуальными приметами, ей свойственными: бархат, атлас, поэтичные белые и чёрные рубахи с широкими рукавами, корсетная шнуровка, кружево, длинные платья и драматичные декольте.
Бэби-долл и Kidcore
Бэби-долл — явный родственник романтизма, но всё-таки более наигранный: воздушные ткани, рюши, оборки, пастельные тона в этом стиле сочетаются с нарочито кукольными мотивами и «детскими силуэтами».
Классическая вещь в этом жанре — короткое пышное платье-трапеция с рукавами-фонариками. Подобные то и дело мелькают в коллекциях самых разных брендов от люкса до массмаркета.
Эстетика kidcore — это babydoll с ещё большим количеством иронии, но меньшим количеством принцессиных рюш. По сути, это стиль больших детей: яркие смешные вещи с принтами, оверсайз и свобода в движениях либо нарочито короткие вещи и крошечные топы. Плюс аксессуары из детских отделов (или ироничная стилизация от «взрослых» брендов): яркие заколки, ободки, подвески в виде желейных мишек, кулоны-леденцы и шапочки с ушками.
Этника и бохо
Этнический стиль означает, что в образе есть элементы с аутентичным дизайном, свойственным той или иной культуре. И поскольку в мире моды доминирует западная точка зрения и «западное» восприятие, то этника — это культуры Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, коренных народов обеих Америк.
Фактически этника — это многообразие визуальных атрибутов, которыми одни народности отличали себя от других: сакральные паттерны, особенное плетение тканей, украшения из камней, костей и дерева. И, по сути, этнический стиль — единственный настоящий, созданный человечеством, а не дизайнерами и фабрикантами.
В использовании этого стиля есть одна проблема — этическая. Если представитель одной культуры (в первую очередь белой, западной, привилегированной) надевает наряды и аксессуары культуры, которая была колонизирована и подвергалась притеснениям, это можно посчитать апроприацией.
Так или иначе, этнический стиль существует и вдохновляет дизайнеров на новые интерпретации паттернов, узоров, форм.
А об истории стиля бохо и его интерпретациях мы подробно рассказывали в большой статье:
Читайте также:
Современный бохо — это яркие и глубокие цвета, натуральные ткани, множество текстур, смесь этнических мотивов и огромное количество аксессуаров.
Этот стиль открыт к экспериментам: элементы различных культур и эпох свободно смешиваются в одном бохо-образе. Главное, что за визуальным должна стоять действительная непринуждённость и расслабленность.
Минимализм
В 1990-х минимализм стал важным движением в визуальной культуре: он отражал явный сдвиг в сторону простоты и сдержанности. Отказ от излишеств и роскоши был реакцией на чрезмерно кричащие и избыточные стили, которые доминировали в восьмидесятых.
И пусть к началу нулевых колесо моды вновь повернулось в сторону роскоши и гламура, минимализм занял место в коллекции «вневременных» модных направлений.
Минимализм предполагает акцент на чистоте линий, функциональности и «сложной простоте». Почему сложной? Потому что этот стиль, как правило, фокусируется на хорошо сконструированной одежде: она выглядит очень лаконично, но в крое есть интересные детали, которые не бросаются в глаза. Они придают вещам тот самый лоск и интеллигентность, за которые ценятся творения Jil Sander, Helmut Lang, The Row, Lemaire, Celine (эры Фиби Файло) или COS.
В минималистской моде дизайнеры уделяют внимание не декорированию, а силуэтам (внешне простым) и конструкциям (функциональным и сложным). А вот палитра может быть яркой: монохромные краски или колор-блок отлично подчёркивают лаконичность форм.
Кстати, ткани тоже могут быть нестандартными и выглядеть «сложнее», чем крой самой вещи. Например, минимализм допускает использовать неопрен, микрофибру, лакированную кожу, нейлон рипстоп и даже Gore-Tex для предметов «на выход», а не outdoor-экипировки.
Авангард
Сложно перечислить здесь всех художников моды, которые повлияли на современное представление об авангарде, и тех, кто работает в этом жанре сейчас.
История стиля началась на заре XX века, когда отдельные дизайнеры-визионеры стали активно экспериментировать с формами, материалами и концепциями, бросая вызов традиционным представлениям о красоте и функциональности одежды. Среди пионеров направления была Эльза Скиапарелли, которая в 1920–1930-х годах создавала весьма эксцентричные для того времени вещи.
Она сотрудничала с разными художниками, в том числе с иконой сюрреализма — Сальвадором Дали, а её работы шокировали публику. Шляпка-ботинок, серьги-глаза, омары на платьях были символом её новаторского подхода к моде. Но к слову о том, как авангард проникает в повседневный стиль: многие из этих мотивов прочно укоренились в моде и поп-культуре, и серьги в виде глаз и губ уже не производят такого шока, как в 1930-х годах.
Читайте также:
В 1960-х годах появляется новая волна дизайнеров: Пьер Карден, Андре Курреж, Пако Рабанн и Руди Гернрайх экспериментируют с футуристическими формами и современными материалами, вдохновляясь космической гонкой и технологиями. В ход идут винил, металл, пластик и даже бумага. Появляются шокирующие (снова) для своего времени унисекс-образы и мини-юбки, которые в то время тоже считались слишком прогрессивной модой.
В 1970-х годах авангардная мода продолжает осмыслять контркультурные движения. Япония начинает влиять на весь модный мир: Иссей Миякэ использует традиционные восточные техники и экспериментирует с тканями, а позже Рей Кавакубо переворачивает представления о современной одежде с ног на голову, радикально перекраивая пропорции, фактуры и гендерные связи с одеждой.
Читайте также:
Тем временем в Британии Вивьен Вествуд становится ключевой фигурой панк-движения в моде: рваные ткани и анархические символы производят невероятный эффект на модников того времени. Английский авангард становится средством выражения политического протеста и стремления к свободе.
Читайте также:
Мартин Маржела — ещё одна фигура, серьёзно повлиявшая на современный авангардный стиль, в том числе его «уличные» интерпретации. В отличие от сложносочинённых предметов других авангардистов, вещи Маржелы не настолько сложно интегрировать в повседневный образ, а многие его новаторские для своего времени решения (аккуратная деконструкция, оверсайз, состаренные материалы) мы уже воспринимаем как привычные. И конечно же, таби: ботинки на круглом каблуке с раздвоенным носом, повторяющим форму традиционных японских носков, стали культовой вещью и бестселлером марки.
Сегодня авангард практически утратил своё исходное значение как исключительно новаторский и визионерский, не предназначенный для повседневности, артистический формат. Толерантность людей к странностям в одежде, особенно в крупных городах, к середине 2020-х стала выше, чем была век назад.
Спортивный стиль и gorpcore
Спортивная одежда, с одной стороны, живёт отдельной жизнью в залах и на дорожках, с другой — постоянно проникает на подиумы и в повседневность. Это происходит благодаря субкультурам (рэперы, скейтеры и так далее), знаменитостям и, собственно, дизайнерам.
Это продолжается не первое десятилетие, однако за последние 5–10 лет ситуация поменялась более радикально, чем за все предыдущие годы: рынок athleisure, объединяющий спортивную и повседневную одежду, значительно вырос. Согласно отчёту Grand View Research, глобальный рынок спортивной одежды был оценён в 155,2 миллиарда долларов в 2018 году с прогнозом ежегодного роста на 6,9% с 2019 по 2025 год. Такая динамика указывает на растущий интерес потребителей к удобной и функциональной одежде, которая подходит и для тренировок, и для повседневной носки.
Patagonia, The North Face, Columbia, Arc’teryx, Solomon зафиксировали рост продаж не только среди любителей активного отдыха, но и среди городских жителей. Согласно данным NPD Group, в 2020 году продажи outdoor-одежды и обуви выросли на 14% по сравнению с предыдущим годом.
К этому же выходу спорта в моду относятся коллаборации люксовых брендов с атлетическими марками. И если пять лет назад такое сотрудничество в основном означало забрендированные кроссовки, то сегодня это может быть целая капсульная коллекция одежды. Вот несколько примеров таких союзов: The North Face x Gucci, Nike x Sacai, Puma x Balmain, Fila x Fendi.
Есть и другие форматы переосмысливания спортивных вещей: Демна Гвасалия в Vetements и Balenciaga исследует этот стиль в деконструктивном и постироническом ключе с фокусом на эстетику Восточной Европы эпохи развала СССР. Спортивные костюмы здесь взяты не из каталогов athleisure, а скорее из гардероба криминальных группировок девяностых — что парадоксальным образом покорило сердца модников планеты.
А что же с новыми веяниями и микротрендами в этом направлении? Одной из сравнительно новых и едва ли не самых популярных сейчас околоспортивных тенденций стал стиль gorpcore. Название происходит от аббревиатуры GORP («Good Ol' Raisins and Peanuts») — сленгового названия походной смеси из орехов и сухофруктов. Gorpcore означает, что функциональную и технологичную одежду для активного отдыха используют в неприродном городском контексте. Куртки с мембраной, походные ботинки, флисовые кофты и outdoor-аксессуары можно (и нужно) носить, даже если вы не собираетесь в горы или лес. На вечеринки, рейвы и в музей — то есть куда угодно в городе.
И хотя gorpcore отражает тенденцию последнего десятилетия к практичности и удобству, а также интерес к экологичности и устойчивому развитию, не стоит отрицать, что в нём есть элемент фетишизации. Ведь в этом спортивно-модном контексте речь идёт не о любой одежде для активного отдыха: в большинстве случаев — об определённых марках, которые приобщают владельца к кругу настоящих модников.
Но именно так и работает мода.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!