История одного дизайна. Диван-губы Сальвадора Дали
Мебель от известного сюрреалиста.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/e5d/e5d3cd521bf83cad91e400cecacb5022/acfb2e11017c842ebe1f2266ec1f79f7.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/e5d/e5d3cd521bf83cad91e400cecacb5022/acfb2e11017c842ebe1f2266ec1f79f7.jpg)
Фото: Quim Llenas / Contributor / Getty Images
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о важных объектах дизайна — об их возникновении, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Художник, дизайнер, перформер Сальвадор Дали — выдающаяся фигура XX века. Он совершал открытия не только в живописи, но и в рекламе, в способах самопрезентации, в создании предметов интерьера. Одно из его знаменитых произведений — диван-губы.
Создание
В 1934 году Дали написал картину с оптической иллюзией — «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». На ней изображено пространство, предметы интерьера которого сливались в лицо женщины: шторы становились волосами, картины на стене — глазами, камин — носом. Центром комнаты был диван в виде губ. Лицо обладало портретным сходством со знаменитой актрисой, секс-символом того времени Мэй Уэст, которая всегда ярко красила губы.
![](/upload/setka_images/17372319012022_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
В 1937 году был сделан первый диван-губы — в честь презентации модельером Эльзой Скиапарелли новой помады. Тогда мебель не произвела фурора.
В начале семидесятых, уже когда Дали стал всемирно известным художником, у него родилась идея воплотить картину «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» в трёхмерном пространстве. Одна из комнат его театра-музея в городе Фигерас стала материальным воплощением этой работы. Мебель — уже не нарисованная, а настоящая — в ней также была деталями женского портрета. В центре полукруглого подиума-«лица» стоял пластиковый красный диван-губы.
После открытия музея посетителей особенно поразила эта комната, и производство диванов Дали быстро поставили на поток.
![](/upload/setka_images/17375919012022_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Смысл
Двойственность образа — часто повторяющийся сюрреалистический мотив в картинах Дали. Этот приём художник назвал «параноидально-критическим методом»: прежде чем творить, он должен погрузить себя в параноидальное состояние — это вызовет оптические иллюзии, и любая фигура в глазах будет обозначать нечто другое. Например, если его знаменитый пейзаж с бедуинами у шатра повернуть на 90 градусов, изображение трансформируется в отрубленную голову. На картине «Балерина в голове смерти» фигура в белом платье, подняв руки, превращается в череп.
![](/upload/setka_images/17384019012022_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
![](/upload/setka_images/17384819012022_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Дали неоднократно рассказывал в интервью и своих книгах, что большую роль в его творчестве сыграли детские травмы и подавленные комплексы. На картинах он часто изображал обнажённые тела, фаллосы, женскую грудь, потому что считал, что в детстве его заставляли стыдиться своего естества. Именно преодолением детской травмы художник оправдывал собственную эксцентричность.
Сюрреалисты, к которым примкнул Дали, считали своим манифестом учения Фрейда, а художник называл «Толкование сновидений» главной для себя книгой. В истории с созданием дивана такое заострённое внимание на губах можно напрямую связать с фрейдистской теорией «оральной фиксации» — первой стадии психосексуального развития человека в раннем возрасте, которая может сдвигаться во времени из-за разных девиаций.
Влияние
Яркий образ губ быстро вошёл в послевоенную поп-культуру Америки и Европы. Энди Уорхол делал серии литографий с отпечатками губ Мэрилин Монро, модельер Эльза Скиапарелли придумала пуговицы в форме губ.
Ив Сен-Лоран в своей «Скандальной коллекции» 1971 года представил бархатное платье, покрытое вышивками губ из пайеток. Модель посчитали тогда слишком вызывающей, специалисты раскритиковали коллекцию, но принт с губами запомнился публике — этого и добивался дизайнер.
Один из самых известных сегодня музыкальных логотипов — губы с языком у Rolling Stones. Его создал студент-дизайнер Джон Паше, когда перед ним поставили задачу отразить в логотипе энергию и чувственность группы.
![](/upload/setka_images/17410219012022_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Стоит отметить, что после создания картины «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» Дали использовал образ губ и в других работах: в колпачке духов и броши из рубинов с белыми жемчужинами-«зубами».
![](/upload/setka_images/17375419012022_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
![](/upload/setka_images/17383619012022_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)