Дизайн
#Мнения

Для каждого проекта велосипед не изобретёшь

Как оставаться оригинальным, когда заимствуешь чужие идеи. Спасательный круг от дизайнера, который поборол чувство вины и обрёл внутреннее равновесие.

visnezh / master1305 / KamranAydinov / Freepik / OlyaSnow для Skillbox Media

Alioune Thiam


об авторе

Алиун Тиам (Alioune Thiam). Дизайнер, продакт-дизайнер и художник. Живёт в Амстердаме. В дизайне ценит ясность, чистоту и минимализм.


Ссылки


Я дизайнер и время от времени ищу источники вдохновения. И я заметил, что встретить что-то уникальное становится всё труднее. Только редкие мои коллеги отличаются оригинальным стилем. Вдохновляясь их работами, я, честно говоря, всегда чувствовал себя виноватым.

Помню, как рассказал об этом своему первому креативному директору. Не забыл и его ответ: «Для каждого проекта велосипед не изобретёшь, да и не нужно».

Что ж, а я-то думал, быть креативным — это и значит снова и снова изобретать велосипед: без чьей-то помощи, обходясь только своими творческими силами. Быть оригинальным, ни на кого не похожим, выделяться — единственное, что меня тогда заботило и заводило.

Такой подход подстёгивал меня, заставлял придумывать уникальные идеи. Но он же тормозил процесс проектирования. И это меня обескураживало. Я видел себя меж Сциллой и Харибдой, считал, что нет иного выхода: либо создавать что-то вторичное и тяготиться этим, либо тратить всё своё время и выдумывать колесо заново. Так можно ли обрести вдохновение и не чувствовать себя виноватым?

Я только вдохновляюсь чужой работой или попросту краду идеи? Спрашиваю себя об этом всякий раз, когда готовлю почву для творчества. Ответ не всегда очевиден даже мне самому.

«Меня зовут Алиун. Я охочусь за вдохновением и виню себя за это». Неужели я один такой?

Иллюстрация: Пабло Пикассо и Алиун Тиам / UX Collective

«Когда всё уже было», или Почему дизайн сегодня легко украсть

В наш информационный век придумывают так много всего. И это так быстро и легко получить — только мышкой кликни. Онлайн-портфолио, профили в Dribbble и на Behance, в Pinterest и Instagram* — вот всего лишь несколько замечательных источников вдохновения, которые у нас есть.

А вот художникам прошлого приходилось подолгу путешествовать, чтобы посмотреть на творения коллег по цеху. И копировать тогда было трудно прежде всего по физическим причинам — мир был слишком большим.

Сегодняшним творцам намного проще публиковать свои работы, а чтобы увидеть чужие — не надо даже со стула вставать. Мы всегда можем открыть Dribbble и за считаные секунды посмотреть десятки дизайнов. Круты ли такие площадки? Конечно! Только если не превращаются в арену для кражи, ценнейший навык на которой — просто скопировать самый модный дизайн.

Вдохновение или всё же копирование? Кажется, ответ лежит в «слепой зоне». И здесь практически нельзя различить, кто копирует, а кто творит под впечатлением.

Все делают это

Со временем я осознал кое-что важное. Это помогло мне справиться с чувством вины и боязнью быть неоригинальным. Правда в том, что мы просто не можем не копировать. Ни один творческий проект не обходится без повторов или отсылок — даже если перед его созданием мы не вдохновлялись чужими работами.

Впечатлялись ли мы портфолио с Dribbble и досками Pinterest или нет, наш мозг уже полон идей и образов, которые создал кто-то другой. Начать с чистого листа у нас не получится. Мы всегда начинаем с того, что уже есть в нашей голове.

Начать с чистого листа попросту невозможно.

Единственный способ действительно начать с нуля — стереть себе память нейрализатором. И нам приходилось бы это делать перед каждым проектом. А иначе мы всё равно будем копировать — безотчётно, — именно так мы, люди, устроены.

Устройство из фантастического триллера «Люди в чёрном»

Вот почему не стоит во что бы то ни стало изобретать велосипед. На самом деле мы просто не можем этого сделать.

Любая новая идея — это улучшенная версия уже существующей или сразу нескольких. В нашем мозгу уже запечатлены их тысячи и тысячи. Ведь мы с рождения окружены живым миром, взаимодействуем с ним — и потому не можем отгородиться от идей извне.

Великие художники крадут

«Хорошие художники заимствуют, великие художники крадут».

Пабло Пикассо

Этот афоризм я слышал давно, но никогда не задумывался, какой смысл вкладывал в свои слова автор. Значит ли это, что стать великим можно только всё украв?

Я решил разобраться. И вот что выяснил. Заимствовать что-то означает, что мы этим попользуемся и вернём, а украсть что-то — значит это присвоить.

Пикассо подразумевал, что, будучи великим художником, вы должны сосредоточиться на чьей-то работе, изучать её до тех пор, пока не постигнете суть того, что вам в ней нравится, и не поймёте, почему она так на вас действует. И когда проникнете в то, что скрыто за её созданием, вы сможете это применить в своей работе, освоить. Таким образом, вы будете не просто повторять отдельные элементы, а украдёте самую суть идеи.

Чтобы быть оригинальным, нужно вдохновляться идеями из разных источников, проникнуть в их суть, а затем соединить в уникальном результате. А уникальным его сделают ваша интерпретация и личный опыт.

Вот как добавить к существующей идее ценность от себя самого.

Например, недавно на Dribbble я заметил серию вдохновляющих целевых страниц. Все они выдержаны в одном и том же стиле: квадраты и прямоугольники разных размеров, асимметрия, смелый выбор основных цветов. Создатели явно вдохновлялись абстрактной живописью начала прошлого века — работами Пита Мондриана, одного из основателей художественного движения «Де Стейл» (от нидерл. De Stijl, «Стиль». — Пер.).

Полотно Мондриана и работы с Dribbble

В этих примерах суть работ Мондриана была переосмыслена и получила иное воплощение. Простые формы, асимметричные модульные блоки и несколько основных цветов в сочетании с современными цифровыми технологиями (анимированные карусели и оригинальные переходы) все вместе стали чем-то новым, неожиданным и по-своему уникальным.

На тёмной стороне

Конечно, копировать можно и бездумно. Стащить чужую идею и выдать её за свою — просто чтобы не трудиться самому. Это не только неуважительно, но и незаконно. Это плагиат.

Копирование вполне уместно, когда мы делаем первые шаги в новой области. Это отличный способ изучить основы и набить руку. Но если мы хотим продвинуться и перейти на следующий уровень, нужно подталкивать себя — творчески перерабатывать готовые идеи, добавляя к каждой некую новую ценность.

Мой угрызиметр

Легко взять идею у кого-то другого, изменить несколько деталей, а затем перепродать результат. Вроде как справиться по-быстрому. Только вот с подходом таким далеко не уедешь. Так мы прежде всего вредим себе, разучиваемся быть оригинальными.

Я научился притормаживать и честно спрашивать себя: как мне добавить ценности к тому, что уже создано? Этот простой вопрос помогает мне совершенствоваться. А ответ на него позволяет делать работу, которой я могу гордиться.

Саморефлексия подсказала мне, что угрызения совести — это всего лишь звоночек о том, что я не развиваюсь. Я не подпитываю ту творческую часть себя, которая и привела меня в профессию, побудила стать дизайнером. Если я чувствую себя виноватым, то, значит, маловато ценного привнёс в идею, которой вдохновлялся. Я снова обидел своё творческое начало.

Так я и научился быть менее жёстким к себе, обрёл внутреннее равновесие. Чего и вам желаю. Потому что, в конце концов, копируют все.

Что дальше?

Например, почитайте про обвинения в дизайнерском плагиате (мы выбрали восемь резонансных случаев). Простое совпадение или всё же воровство? Везде решайте сами — там и картинки есть :)


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована