Дизайн
#статьи

«Дизайн: форма и хаос»: руководство к созданию «умного» дизайна

Рассказываем, как фирменный стиль влияет на репутацию бренда, что стоит учесть при создании логотипа и как сбалансировать форму и содержание дизайна.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В книге «Дизайн: форма и хаос» дизайнера Пол Рэнд рассуждает о современном дизайне, скоротечных «модных трендах» и настоящей профессиональной страсти. А свои мысли подкрепляет примерами из личных работ и произведений любимых художников и дизайнеров.

Издатель — Студия Артемия Лебедева.

Пол Рэнд — американский графический дизайнер, работал над логотипами для корпораций IBM, UPS, Enron, Morningstar, Inc., Westinghouse, ABC и NeXT.

В своей книге Рэнд рассматривает актуальные для дизайн-сообщества темы: взаимоотношения дизайнера и заказчика, важность маркетинговых исследований, а также работу с типографикой и особенности книжного оформления.

Из материала вы узнаете:


Почему лучший друг и одновременно враг дизайнера — это маркетолог

Дизайнеры и маркетологи должны работать в связке — это единственная верная формула коллаборации, при которой фирменный стиль будет «продавать» бренд. По мнению Пола Рэнда, плохой дизайн появляется на рынке из-за отсутствия достаточного общения между продажниками и дизайнерами.

Хотя кажется, что дизайнеры и продажники думают «совершенно о разном», вместе они работают над развитием одного продукта и преследуют одну цель. Фирменный стиль компании прежде всего отражает ценность продукта, «упаковывает» его для потенциальных клиентов. И, чтобы дизайнеры хорошо сделали свою работу, им необходимо быть в постоянном коннекте с маркетологами:

«Задача маркетолога — предоставить информацию, а задача дизайнера — интерпретировать эту информацию с помощью маркетолога. Буквальная интерпретация порождает стереотипы, тогда как интерпретация творческая преподносит сюрпризы — те самые уникальные качества, которые так нужны клиенту в его конкурентной борьбе».

Пол Рэнд приводит примеры того, как продуктивный диалог дизайнеров и продажников помогал расти компаниям, где работал он. Первый пример — крупнейший в мире IT-сервис IBM, который сумел изменить свой имидж благодаря усовершенствованию логотипа.

Логотип компании IBM, 1956 год
Изображение: IBM

Сначала Пол Рэнд заменил в логотипе шрифт Beton Bold на City Medium с более широкими основными штрихами и выраженными засечками.

Обновлённый логотип компании IBM, 1972 год
Изображение: IBM

А затем добавил знаменитые полоски. В итоге бело-синий логотип стал выглядеть более динамичным и современным на разных носителях, что увеличило продажи и лояльность клиентов к бренду.

Изображение: IBM
Обновлённый логотип компании IBM на принт-носителях, 1972 год
Фото: Paul Rand
Обновлённый логотип компании IBM на принт-носителях, 1972 год
Фото: Paul Rand

Ещё один пример — логистическая компания UPS, которая изменила цвет своих грузовиков на коричневый, чтобы выделиться на дороге и повысить узнаваемость.

Фото: Public Domain

Форма и содержание дизайна — две составляющие одной идеи

Пол Рэнд уверен, что форма и содержание не могут существовать друг без друга. Например, в вёрстке принцип «форма следует содержанию» — это не просто слова, а стратегия, позволяющая правильно донести мысль до зрителя.

Форма без содержания бесполезна и бесперспективна, а содержание без формы теряет ценность и выразительность. Дизайнеру нужно сбалансировать их соотношение:

Безыдейный дизайн, в котором всё основано лишь на форме, может быть по-своему притягателен, но он не коммуникативен. Дизайн же, в котором господствующая роль отведена смыслу, будет утомителен и визуально не притягателен. «Идея и форма, — пишет Генри Джеймс, — это как иголка с ниткой. Я никогда не слышал о портных, которые советовали бы пользоваться только иголкой без нитки или же ниткой без иголки».

Пол Рэнд уверен, чтобы понять значение формы, нужно проанализировать сходства и различия между Мазаччо, Рембрандтом, Мондрианом с одной стороны и Норманом Роквеллом — с другой:

В графическом дизайне формальные соотношения определяют положение предметов, а в промышленном дизайне ещё и помогают раскрыть или, наоборот, скрыть функциональное назначение изделия.

Изображение: Рембрандт, «Синдики». 1662 год / Rijksmuseum
Норман Роквелл, Tired Salesgirl on Christmas Eve. 1947 год
Изображение: Sotheby’s

В 1944 году Пикассо сказал: «Образ петуха довольно распространён, но нигде не встречается так часто, как на американских флюгерах». Понятно, что, тот, кто вырезал этот флюгер из листа железа, тонко чувствовал форму, но ему не приходилось отстаивать свою правоту перед клиентом. Дизайнеру же понимание формы поможет защитить своё решение.

Фото: BARBARA808 / Pixabay

Дизайн символов — каким должен быть логотип бренда

Пол Рэнд отмечает, что качественный логотип принесёт пользу бренду, только если сам продукт качественный:

Только через соединение с продуктом, услугой, бизнесом или корпорацией логотип получает какое бы то ни было реальное значение. Его значение и полезность проистекает из свойств того, что он символизирует. Если компания второсортная, то и логотип, в конечном итоге, будет восприниматься как второсортный.

Логотип графической карты XGA, 1992 год
Изображение: IBM Company / Paul Rand

Вот несколько основных критериев сильного логотипа по мнению Пола Рэнда:

  • Адаптивность: логотип хорошо смотрится на разных носителях, от печатных материалов до (на сегодняшний день) веб-сайтов и социальных сетей.
  • Читаемость даже при изменении размера. Шрифт и композиция должны быть ясными, чтобы зритель легко их воспринимал.
  • Гибкость в соответствии с изменениями: логотип не должен потерять своей ценности и узнаваемости через несколько лет. Его должно быть можно адаптировать к меняющимся требованиям и потребностям бренда.
Логотип на постере Cummins Engine Company, 1977 год
Изображение: Cummins Inc. / Paul Rand / Artsy

Но главное — логотип должен быть визуально простым:

Главная обязанность символа — идентифицировать, а это предполагает простоту. Дизайн, который сложен, перегруженный деталями и невразумительный, таит в себе механизм собственного разрушения.

Логотип типографии Pastore DePamphilis Rampone, 1987 год
Изображение: Pastore DePamphilis Rampone / Paul Rand

Логотип начнёт работать, когда аудитория будет готова — после близкого знакомства с продуктом бренда, после признания его эффективным и полезным. Тогда он будет качественной репрезентацией бренда и сможет увеличить узнаваемость.

О чём дизайнеру нужно помнить во время работы

  • Дизайнеру следует понимать, что он делает и для кого. Это понимание Пол Рэнд называет ориентиром. Без «ориентира» дизайнер может создать красивый продукт, но пригодится ли он клиенту или принесёт ли пользу бренду — скорее «нет», чем «да».
  • Хотя дизайнеры не любят ограничения, они на самом деле могут стать их отличными помощниками. Например, когда у вас нет рамок в выборе цвета, вы будете искать правильные оттенки целую вечность.
  • Любому дизайнеру нужно попробовать методику «Дизайн-мышление». Она заключается в том, чтобы думать не только о конечном результате, но и обо всей экосистеме продукта, его возможных проблемах и их решениях. Подробнее о том, что это такое и как использовать, читайте в нашем разборе.
  • Дизайнер должен быть «выше» других: развивать визуальную грамотность и насмотренность. Пол Рэнд отмечает: «Визуально неграмотный, но набожный человек не увидит разницы между плохо выполненной копией „Тайной вечери“ и оригиналом, для него важнее духовная, а не художественная сторона».

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована