Дизайн
#статьи

Что такое швейцарский дизайн

Рассказываем, в чём выражается этот стиль и как он влияет на современные продукты.

Изображение: shahabuddin / Unsplash / damon xart / Behance

В начале XX века появились новые технологии, средства коммуникации: радио, кино, телевидение, улицы заполнили автомобили, развивалась экономика. Всё ускорило темп жизни, поэтому у людей оставалось всё меньше времени, чтобы размеренно наблюдать за окружающим миром.

Старые визуальные коммуникации не поспевали за прогрессом, требуя от зрителя очень много времени на изучение. Из-за этого рекламный дизайн того времени оставался немного вычурным, старомодным и неторопливым, не готовым подстроиться под новый ритм.

Изображение: Public Domain
Изображение: A. Hoen & Co. / Library of Congress

Швейцарский дизайн — ответ на ускорение темпа жизни и передачи информации. Он появился в двадцатых годах прошлого века, стал популярен в пятидесятых и актуален до сих пор. Несмотря на то что его идеи возникли в Швейцарии, он получил второе название — международный стиль.

В основе швейцарского дизайна — философия школы Баухаус, один из принципов которой — «Форма следует за функцией». Ясные читабельные шрифты, простые, понятные иллюстрации помогали быстро доносить информацию.

Плакаты в швейцарском стиле разных лет
Изображение: Swissted / Gerardo Zamora-Diaz / Behance / Qiu Yang / Audimax / University of Hamburg

Новый стиль распространился в полиграфии, в дизайне плакатов, афиш, вёрстке зинов и журналов. До сих пор дизайнеры-графики и веб-дизайнеры пользуются приёмами швейцарской школы.

Практичность, экономичность и функциональность были основой стиля баухаус и остались главными в швейцарском дизайне.

Модульные сетки

В швейцарском дизайне модульные сетки — основной способ для организации информации на макете. Они упростили и ускорили производство рекламы и газет — верстальщикам стало проще собирать хорошую композицию и выдерживать общий стиль продукта. Такие макеты, благодаря их простоте и чёткой структуре, позволили читателю быстрее воспринимать информацию.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева
Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Хотя раньше модульные сетки были обязательным элементом в дизайне, сейчас это не так. Они помогают только выровнять все элементы или выдержать единый стиль многостраничного сайта. Но если вы работаете над лендингом или страницей в портфолио, то без сетки можно и обойтись.

Что ещё можно почитать по теме

Типографика

В швейцарском стиле шрифт должен помочь передать информацию быстро, без искажений. Он одновременно создаёт ритм в макете и является эстетическим элементом.

При выборе шрифтов дизайнеры использовали в основном гротески, например Futura и Helvetica. Они считали, что дополнительные украшения вносят ненужный визуальный шум. Поэтому в одном макете допускается минимум шрифтов — один или два. От шрифтов с засечками и акцидентных обычно отказывались.

Чтобы расставить смысловые акценты и выделить важное, дизайнеры меняли размер шрифта и начертания.

Изображение: Clement Thorez / Naz Sakarya / Behance

Особенность швейцарской типографики — выравнивание текстового блока по левой стороне. Это помогло сэкономить ресурсы, так как в классической типографике и выравнивании по ширине требуются неравномерные пробелы между словами.

Также новый стандарт вёрстки добавил динамики. Такой текст удобнее читать.

Изображение: Neue Grafik / Lars Müller Publishers
Изображение: Neue Grafik / Lars Müller Publishers
Изображение: Neue Grafik / Lars Müller Publishers

Подход швейцарской школы дизайна до сих пор можно применять и в полиграфии, и в вебе. Они помогают пользователю найти то, что его интересует, так как макет получается систематизированным и с ярко выраженной иерархией смысловых слоёв.

Что ещё можно почитать по теме

Асимметричная композиция

Хороший дизайнер управляет вниманием зрителя — направляет его глаз от общего к частному. Поэтому в работах швейцарских классиков часто используется асимметричная композиция. Она помогает создать акценты и направлять взгляд от первостепенного к менее важному.

У каждого элемента должна быть веская причина находиться в макете. Все остальные детали считаются визуальным шумом, как и в случае с большим количеством шрифтов.

Изображение: Josef Müller-Brockmann Archive / Swissted

В швейцарском дизайне свободное пространство, воздух — важный элемент композиции. Он подчёркивает информационные части макета, делает их более заметными. Чтобы лучше понять законы асимметричной композиции, можно посмотреть работы общества художников De Stijl из Нидерландов.

Композиция в швейцарском дизайне получается настолько подвижной, что её оказалось просто анимировать. Посмотрите на анимированные на CSS известные постеры.

Законы композиции перешли и в дизайн интерфейсов. Асимметрия помогает управлять вниманием пользователя. Например, выделить важные для конверсии элементы: приобрести товар или услугу, подписаться на рассылку.

Что ещё можно почитать по теме

Фотографии и минималистичные иллюстрации

Появление швейцарского дизайна совпало с массовым распространением фотографии — камеры, плёнка подешевели и стали доступны всем. Сегодня с помощью цифровой ретуши и коллажирования можно легко сделать что угодно с любой картинкой, но в середине XX века плёночная фотография была окном в реальную жизнь.

Дизайнеры стали использовать работы фотографов в макетах и часто это были концептуальные художественные снимки. В них фотографы делились своим мироощущением, размышляли над философскими вопросами: человек, повседневность, общество.

Изображение: Armin Hofmann / Willi Ruge / The Museum of Modern Art

Некоторые брали иллюстрации: с минимумом цветов и простыми формами. Нужны были быстрые коммуникации, поэтому сложные формы на плакатах уже не работали.

Изображение: Bauhaus Kooperation / Ernst Keller / The Museum of Modern Art

На стиль иллюстраций сильно повлияли абстрактные направления — супрематизм и неопластицизм. Работы Владимира Татлина, Казимира Малевича, Эль Лисицкого даже спустя сто лет вдохновляют дизайнеров.

Оригинальные фотографии и запоминающиеся изображения по-прежнему актуальны в дизайне. Рекламные фотографы и иллюстраторы используют их, чтобы сделать работы более яркими, заметными и современными.

Что с этим делать дизайнеру

У дизайнера, который делает плакат или рекламу, есть доли секунды, чтобы заинтересовать читателя: быстро рассказать о продукте, оставить впечатление, убедить купить, скачать, заказать. Принципы швейцарского дизайна помогают решить эти задачи и сегодня.

Изображение: Silo Theatre / Alt Group / Eduardo Rodarte / H100B / дизайн студии Faak & Paat / Behance
Изображение: Tulane School of Architecture / SALTWORKS INC. / Faak & Paat / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована