Дизайн
#статьи

Простыми словами: что такое модуль?

Заходят как-то в бар дизайнер и айтишник, а джун их спрашивает: «И как это понимать?»

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Модуль — это термин, который встречается и в дизайне, и в айти. Он означает одно и то же? Или в каждой области подразумевается своё значение?

Простыми словами объясняют, что такое модуль, эксперт в графическом дизайне Таня Ермолаева и эксперт в разработке Александр Кучук.

Таня Ермолаева

Арт-директор, междисциплинарный дизайнер, в прошлом преподавательница «Британки». Работала в Институте «Стрелка», Tsentsiper, Wednesday Studio. Со-основательница проекта «Орнамика».

Таня Ермолаева о модуле на дизайнерском

У слова «модуль» в дизайне есть как минимум два значения. Причём часто они пересекаются, и я бы не искала тут строгости употребления. Главное — понять принцип.

В целом:

Модуль — это наименьший повторяемый элемент, который при этом служит главным организующим принципом композиции или визуальной системы.

Чаще всего, когда в дизайне говорят «модуль», имеют в виду единый неделимый элемент в его основе — как атом. И благодаря выделению такого элемента можно облегчить принцип построения визуальной системы или конкретной композиции.

Как именно это работает?

1. Модуль — это ритм

Модуль появляется там, где нужно повторение.

Например, есть задача сделать десять одинаковых элементов с небольшими изменениями — десять карточек товара в онлайн-магазине или десять названий спектаклей на плакате. Можем ли мы на основе этих элементов построить модульную сетку и создать такую композицию, которая подчеркнёт содержание и выведет его на первый план, а не смажет? Вполне.

Так мы создадим модульную сетку, глубоко анализируя контент — собственно, выясняя, где здесь модуль и нужен ли он. Сама сетка появится из сочетания колонок (вертикалей) и горизонтальных рядов.

Модульная сетка на базе карточек товаров в e-commerce-проекте
Изображение: предоставлено Таней Ермолаевой
Модульная сетка в плакате с насыщенным контентом усложнена смещением и наложением. Модуль не обязан быть предсказуемым!
Изображение: предоставлено Таней Ермолаевой

Модуль может быть какой угодно величины. Есть забавная цитата Массимо Виньелли, что можно воспринимать пустой лист бумаги как поделённый на бесконечное количество модулей. В веб-дизайне и в продуктовом дизайне для создания последовательной дизайн-системы используют так называемый микромодуль — квадрат какого-то совсем маленького размера типа 4×4 px. Он одновременно служит визуальной направляющей на странице (часто совпадает с baseline-гридом и соотносится с колончатой сеткой и полями на сайте) и помогает сделать абсолютно все размеры на странице последовательными.

Гайдлайны material.io — один из самых знаменитых примеров построения дизайн-системы. Микромодуль играет тут одну из главных ролей
Скриншот: сайт material.io / Таня Ермолаева

Таким образом, модуль — это просто условность, которая облегчает принятие решений по ходу дизайна.

Должен ли отступ быть 10 px или 12 px? С модулем 4 px этот вопрос отпадает — все значения должны быть кратны 4.

Часто никакой фундаментальной идеи, кроме удобства и консистентности визуальной системы, за этим не стоит, но кто-то видит и отдельную специальную гармонию в цифрах и пропорциях: «Модуль 4 px круче 5 px!»

2. Модуль — это правило игры

Можно думать о модуле как о кубиках лего — наборе элементов, из которых можно создать всё что угодно, но с ограничениями, которые есть у этих элементов.

Поэтому модуль — это некое правило игры лейаута. Как единый и неделимый первоэлемент, модуль может поворачиваться, увеличиваться кратно себе, уменьшаться кратно себе и вообще как-то странно себя вести.

Особенно хорошо такое поведение видно в модульных шрифтах. Пример — один из первых сконструированных шрифтов или, во всяком случае, один из первых шрифтов, не боящихся своей сконструированности — шрифт Вима Кроуэлла.

Шрифт-конструктор Вима Кроуэлла, 1968
Изображение: The Museum of Modern Art

По модулю можно построить любой лейаут, где нужно максимальное повторение при минимальном разнообразии. В том числе, например, и паттерны.

Александр Кучук

Java-разработчик, преподаватель.

Александр Кучук о модуле на айтишном

Итак, вы учитесь, вы стажёр, и вы аккуратно спрашиваете у старшего коллеги, что такое модуль.

Модуль — это законченный блок кода (либо отдельный программный компонент), отвечающий за конкретный функционал.

И тут вы чувствуете, как между вами проскакивает искра, буря, безумие непонимания и вопросы застревают в горле.

Спокойствие! Айти или не айти — всё это пришло из обычной жизни. По ней и объясню.

Представьте себе космический корабль или квартиру в десять соток. Для комфорта логично было бы разделить пространство на некоторые зоны: спальню, рабочее место, кухню, гостиную.

Почему? Для каких целей?

1. Для изоляции под задачу

Никто не хочет, чтобы в спальне у вас пахло борщом, футбольными бутсами, и ваш сожитель орал на совещании о дедлайне.

Вы отделяете и изолируете области, которые должны выполнять конкретные задачи.

Кухня — всё, что связано с едой и её приготовлением, хранением. Спальня — сон и отдых. Кто-то готовит? Это не мешает вам спать. Кто-то пришёл с футбола и ароматом подтверждает успех игры? Это не мешает вам спать. В то же время и вы, ложась спать, не мешаете другим.

2. Для группировки объектов под задачу

На кухне у вас кухонная утварь; всё, что касается кухни, — туда. Всё, что касается работы, — в рабочую зону. Таким образом, вам не надо искать микроволновку по тысячеметровой квартире — она точно на кухне.

Специфические вещи, у которых есть конкретные задачи, сгруппированы логически в специальных областях.

3. Для понимания, что вам нужно и что вы будете использовать

Вы не планируете работать дома? Значит, не создаёте рабочую зону. Не собираетесь ничего хранить? Не делаете у себя кладовку.

Вы используете только те области, что вам нужны.

Логично? Да. Удобно? Вполне.

А теперь назовите эти области модулями. Кухонный модуль, рабочий модуль и так далее.

Идём дальше. Представьте себе громадный фреймворк (привет, Spring). Это огромное количество кода и решений под конкретные задачи: работа с базами данных, работа с Web, Security и прочим. И тут, ровно как в космическом корабле или вашей сказочной квартире, есть разделение на модули. И каждый модуль решает свою задачу или помогает другим модулям с этим.

Вам нужна работа с БД? Подключаете модуль Spring Data. Нужно работать с безопасностью — подключаете Spring Security. Ровно как с проектированием квартиры: нужна кладовка (работа с БД) — включаете её в план квартиры, используете и радуетесь.

Не нужно? Не включаете и не тащите лишнее себе в пространство.

Как и в быту, если вы добавляете в модуль что-то лишнее, то это плохо. Например, если у вас на кухне оказываются спальные принадлежности, а на кровати комбайн — это будет мешать и раздражать.

Так же и в программировании: если вы (или разработчик) затянули в модуль что-то, чего там быть не должно, это будет бесить.

Поэтому делить на модули надо аккуратно, вдумчиво: что относится к задаче, то и должно быть в нём.

Вот вам и модуль.

А теперь посмотрите на JDK и вы обнаружите даже там модули! Как видите, у меня Java головного мозга.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована