Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Дизайн
#подборки

Александр Родченко: 10 работ от абстракций до фотомонтажа

Художник без среднего образования, который учился на зубного техника, а стал родоначальником советской рекламы.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Александр Родченко родился в семье театрального бутафора и прачки. Отец хотел, чтобы сын получил «настоящую» профессию, поэтому по окончании четырёх классов церковно-приходской школы Родченко начал учиться на зубного техника. Вскоре юноша бросил учёбу и стал вольным слушателем Казанской художественной школы.

В 1914 году произошло первое знакомство Родченко с футуристами Владимиром Маяковским, Василием Каменским и Давидом Бурлюком. В последующие годы художник займётся беспредметной живописью и фотомонтажом, будет работать с Маяковским и создавать рекламу, начнёт фотографировать и откроет новые приёмы для мировой фотографии.

Рассказываем о произведениях из разных творческих периодов Родченко.

«Чёрное на чёрном», 1918

Серия, в которую также вошла «Беспредметная композиция 64 (84)», стала частью художественной полемики Родченко и Малевича.

Изображение: The Museum of Modern Art

В «Чёрном на чёрном» Родченко создал объёмную монохромную форму благодаря экспериментам с визуальными фактурами цвета: глянец, матовость, гладкость, шероховатость. Дугообразные линии создают ощущение динамики, а разнообразие текстур обращает внимание на изменения монохромной формы на плоскости.

Изображение: Третьяковская галерея

В «Беспредметной композиции» ближайшая к зрителю эллипсовидная форма покрыта лаком и создаёт ощущение материальной вещи, к которой можно прикоснуться. Остальные фигуры имеют матовую фактуру и будто проступают из глубины.

Линиизм, 1919

Родченко основал течение в беспредметном искусстве и назвал его «линиизм». С помощью чертёжных инструментов художник создал лаконичные композиции, которые при всей простоте наполнены динамикой.

Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез. Таким образом, линия победила всё и уничтожила последние цитадели живописи — цвет, тон, фактуру и плоскость. На живопись линия поставила красный крест.

Александр Родченко. Из рукописи художника от 1921 года

Пересечение множества линий различного размера создаёт ощущение полёта и объёма:

Изображение: Третьяковская галерея

На картине «Линии на зелёном фоне» сочетание штрихов будто образует пересекающиеся плоскости, что создаёт визуальное напряжение:

Изображение: Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Иллюстрации для поэмы «Про это», 1923

В 1920–1930-е годы прошлого века был расцвет фотомонтажа — сочетания фотоматериалов, с помощью которых можно было создать новую реальность, контекст или смысл.

Изображение: Государственное издательство, 1923 / Государственный музей В. В. Маяковского
Изображение: Архив Родченко / Государственный музей В. В. Маяковского

В технике фотомонтажа Родченко выполнил иллюстрации к поэме Маяковского «Про это». Для работы художник использовал фотографии Лили Брик и самогó Маяковского, а также газетные и журнальные вырезки. Издание «Про это» с фотомонтажами стало классикой полиграфического искусства XX века.

«Добролёт», 1923

Александр Родченко работал над коммуникационными материалами для агитационно-рекламных кампаний в поддержку общества Добровольного воздушного флота «Добролёт».

Изображение: The Museum of Modern Art

Для одного из плакатов художник получил от «Добролёта» агитационный текст: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролёта». Родченко решил преобразить громоздкий текст и составил рифмованный слоган: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». Плакат с этими словами попался на глаза Владимиру Маяковскому. Футурист раскритиковал текст, полагая, что его написал какой-то второсортный поэт, и очень обидел Родченко.

Через некоторое время этот злосчастный плакат попался на глаза Володе, и он стал хохотать и издеваться над ним. Я рассердился и начал выговаривать ему, что если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то хороших никогда и не будет. Он задумался, согласился со мной, и так началась наша совместная работа.

Из воспоминаний Александра Родченко «Работа с поэтом», журнал «Смена», 1940, выпуск №3

После этого случая поэт и художник решили объединить свои силы. Так появился творческий тандем «Реклам-конструктор».

Портрет матери, 1924

Ольга Евдокимовна позировала Родченко, когда для его фотомонтажей требовались конкретные ситуации. На этом кадре видно, как женщина внимательно и сосредоточенно что-то изучает. Ольга освоила чтение уже в преклонном возрасте, и возможность самостоятельно получать информацию с печатных носителей была для неё подобна чуду.

Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Реклам-конструктор, Родченко — Маяковский, 1923–1925

Маяковский предлагал услуги и собирал заказы от рекламодателей, создавал слоганы и тексты, а Родченко занимался визуальной составляющей. Затем поэт проверял плакаты и при необходимости вносил грамматические правки. Сотрудничество Родченко и Маяковского можно назвать первым рекламным агентством СССР.

«Нигде кроме как в Моссельпроме», 1923

Во времена НЭПа в Советском Союзе была мелкая частная торговля. В 1922 государственные фабрики и заводы объединились в Моссельпром и стали проводить рекламные кампании, чтобы конкурировать с частниками.

Работы Родченко для Моссельпрома похожи на агитационные плакаты: декоративных деталей практически не было, взгляд зрителей к лозунгам художник настойчиво направлял с помощью геометрических фигур и прямых линий. Также для привлечения внимания и облегчения восприятия Родченко использовал рубленый брусковый шрифт, восклицательные знаки, простые цветовые сочетания и схематичные изображения.

Изображение: The Museum of Modern Art

Плакат для рекламы масла отражает эстетику конструктивизма: контрастные цвета, простая геометрия и чёткая композиция сразу обращают внимание зрителя на рекламируемый продукт. Сочетание красного и чёрного выглядит броско, при этом не роскошно. Цветовая пара подчёркивает, что продукт доступен для широких слоёв.

«Резинотрест. Лучших сосок не было и нет», 1923

После Первой мировой войны была очень высокая детская смертность. Помимо болезней и эпидемий угрозу младенцам представлял популярный способ успокоения — смоченная в молоке тряпка или ткань с хлебным мякишем, в которых активно размножались патогены и отравляли детский организм. Было особенно важно рассказать разным слоям общества о безопасной альтернативе — резиновых сосках. Про эту рекламу Маяковский говорил: «Если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру».

Изображение: Public Domain

В плакате для сосок «Резинотреста» Родченко применил зеркальную симметрию и чётко разделил элементы изображения контрастными цветами, что усилило впечатление от провокационного слогана.

«Читайте журнал „Молодая гвардия“», 1924

Изображение: издательство ЗАО «Журнал „Молодая гвардия“»

Плакат для рекламы общественно-политического журнала выполнен в упрощённом геометрическом стиле. Красный и чёрный цвета в сочетании с фигурой кричащего мужчины привлекают внимание, создают ощущение срочности и важности.

«Ленгиз: книги по всем отраслям знаний», 1925

За основу рекламы для ленинградского отделения Госиздата Родченко взял лично сделанную фотографию Лили Брик — она владела популярным литературно-художественным салоном.

Изображение: издательство Ленгиз

Для контраста с геометрическими элементами плаката Родченко поместил фото в синий круг с белой обводкой. Сверху и снизу фотографии размещена аббревиатура «Ленгиз». Центральная часть плаката занята словом «книги» в чёрном треугольнике — благодаря такому композиционному расположению рекламируемый продукт бросается в глаза даже при беглом просмотре.

Дальнейшее расширение треугольника ведёт взгляд зрителя к дополнению «по всем отраслям знания» — тот же приём использовал Эль Лисицкий в «Клином красным бей белых».

«Пионер-трубач», 1930

Родченко начал фотографировать довольно поздно — в 33 года, при этом всё равно открыл для мировой фотографии новые приёмы. Один из них — ракурсы. Художник показывал привычные вещи с непривычных сторон и создавал совершенно неожиданные композиции из обыденных сцен.

Фото: Александр Родченко / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Фотография «Пионер-трубач» выполнена с ракурса «снизу вверх», что акцентирует внимание на исполнителе и инструменте. Трубач запечатлён в момент игры — свойственная этому действию динамика передана с помощью асимметрии.

Несмотря на революционное исполнение, снимок подвергся обсуждениям: критикам казалось, что мальчик больше похож на раскормленного буржуа, чем на советского пионера.

Я утверждал новую точку съёмки и право на эксперимент. Боролся с рутиной и с закостенелыми формами узкопрофессиональной, цеховой фотографии.

Александр Родченко

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Попробуйте бесплатно 4 топовые профессии в дизайне
Пройдите бесплатный курс по дизайну. Добавьте 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована