Перестать бояться и полюбить нейросети
Эксперты об AI, который изменит индустрию дизайна, но не заменит людей.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
/imagine дизайнера, который с удовольствием выучил основы профессии, получил первый опыт на стажировке и реальных заказах, вырос из джуна в миддла, спокойно занимается пет-проектами и чётко понимает, сколько времени и труда потребуется, чтобы стать сеньором. И всё это без единого потрясения и без страха, что в любой момент его заменят бесплатным цифровым интерфейсом.
Кажется, что такой промпт в 2023 году звучит так же сказочно и фантазийно, как запросы Midjourney создать арт про рыцарей, драконов и принцесс с нечеловеческой анатомией.
Поэтому мы решили разобраться, как в действительности обстоят дела с нейросетями в дизайне, чего стоит опасаться и как действовать.
ИИ и индустрия дизайна. Что говорят в мире
«Если человек — человек, то всё остальное в его деле ему только в помощь, а если он изначально костыль, то его и без ИИ стоило бы заменить».
Валиахмед Попов,
креативный директор
Технологии искусственного интеллекта развиваются быстро. Это уже не только сложные математические разработки, которыми занимаются люди в научных лабораториях, а коммерческие продукты, которые ежедневно и рутинно использует бизнес. От распознавания лиц до суперперсонализированной рекламы — ИИ не только рисует фантазийные картинки. Он есть повсюду, и он давно работает наравне с людьми.
Согласно исследованию McKinsey, широкое внедрение ИИ-инструментов в корпоративные процессы создаёт рабочие места и требует всё больше и больше специалистов. Правда, в основном в сфере IT: компаниям нужны разработчики, data scientist’ы, специалисты по машинному обучению. Таких профессионалов дефицит, и в ближайшем будущем они точно не потеряют работу из‑за роботов.
С дизайном не всё так прозрачно и предсказуемо.
С одной стороны, есть мнение, что технологии скоро заменят массу дизайнеров-людей. ИИ способны быстро и дёшево самоообучаться, самостоятельно принимать решения и адаптировать своё поведение, исходя из успеха или неуспеха результатов. Нейросети ускоряют процессы и делают их доступнее: чтобы создавать сложнейшие изображения, больше не надо изучать композицию, работу с цветом и светом, разбираться в восприятии образов целевой аудиторией. И опасность чувствуют не только рядовые дизайнеры и иллюстраторы: главы крупнейших tech-корпораций Сундар Пичаи, Илон Маск, Сэм Альтман и другие призывают остановить развитие ИИ.
С другой стороны, нейросети воспринимают как ещё один инструмент, который изменит индустрию дизайна, но исключительно к лучшему. Джинни Рометти, глава IBM, ещё в 2017 году в интервью Bloomberg сказала: «Я бы предпочла расшифровывать AI как augmented intelligence». На днях Марко Аргенти, директор по информационным технологиям Goldman Sachs, сравнил ИИ с печатным станком и отметил, что грядёт революция — и это будет революция знаний.
Нейросети уже массово «работают» в сфере дизайна. Они обрабатывают фотографии вместо ретушёров, анализируют данные вместо исследователей, предлагают гипотезы вместо продактов, адаптируют визуальные решения под локальные рынки вместо графических дизайнеров. А ещё — сами, без участия человека создают клиентам логотипы и айдентику.
Так всё же, что эффективнее: бояться нейросетей или полюбить их? Обратимся к опыту профессионалов, которые ежедневно находятся в контексте этой проблемы.
Что говорят эксперты
Мы задали несколько вопросов тем, кто работает в сфере дизайна, занимает руководящие позиции и имеет большой опыт в креативе, брендинге, UX/UI, продакшене.
Но главное, что наши эксперты отлично разбираются в подборе инструментов, бизнесе и найме команд.
«Как ИИ влияет на индустрию дизайна уже сейчас?»
Дарья Прокуда
Дизайн-менеджер в Osome. Преподаватель и сокуратор в BHSAD
— Моя точка зрения по поводу AI максимально позитивная. Как по мне, это лишь дополнительный инструмент, который скорее облегчает жизнь работникам творческих профессий.
У нас появился добрый десяток полезных инструментов, чтобы писать тексты, подбирать референсы, собирать информацию и генерировать визуальное. Я бы сказала, что всё это увеличивает скорость работы. К тому же новые инструменты не дают расслабляться в рамках их изучения, ну и учат нас лучше и чётче формулировать свои запросы.
Александр Ковальский
Дизайн-директор CreativePeople
— Революций на рынке дизайна было достаточно много. Не так давно Figma кардинально изменила дизайн-команды и позволила быстрее выдавать более эффективный результат, потому что стала единой средой для самых разных специалистов, которые имеют отношение к продукту. Вы не представляете, как это ускорило компании.
Примерно это же нас ожидает с нейросетями. Компании, которые будут как-то точечно внедрять их в свои процессы, получат преимущество в скорости, качестве и стоимости создания творческого продукта. Оптимизация и удешевление позволит делать более сложные и качественные проекты даже небольшим командам.
Это совсем другой уровень конкуренции на рынке. Качество, которое выдаёт новый инструмент, сравнимо с работой дорогих специалистов, но итог обходится в десятки раз дешевле. Любой джуниор может дотянуть свой результат до нужного уровня, что может сильно повлиять на зарплаты на этом рынке. Сегодня под ударом иллюстраторы и копирайтеры. Через год — любой дизайнер.
Сейчас мы в агентстве используем нейросети, чтобы искать идеи и отрабатывать гипотезы. На такую работу (созданную в нейросетях) пока нельзя передать неисключительные права, поэтому ИИ мы используем только во внутренних процессах агентства. Генерирование позволяет накидывать визуальные образы для рекламы или digital-проектов, получать вариативность при мозговом штурме, ускоряться в поиске концепций. То, что выдаёт инструмент, позволяет прочувствовать дизайн как на референсах, и какое-то решение взять как основу.
Без проблем этот процесс тоже не обойдётся: я знаю, что много маленьких студий пробуют выдавать то, что сделано нейронкой, за свою работу. Они пытаются на этой волне и в этом моменте заработать, но это до сих пор вне правового поля.
Катя Слободская
Креативный директор BBDO Branding, преподаватель в BBE, файн‑артист
— ИИ, безусловно, ускоряет и упрощает работу дизайнера, избавляя от рутинных технических задач. Это круто, потому что остаётся больше времени на креативные промыслы.
В целом лично я рассматриваю AI как классный tool, типа молотка. Согласитесь, что забить гвоздь гораздо удобнее молотком, чем фигачить его пальцем. Так и с AI: я могу быстро улучшить качество изображений, дать ChatGPT проанализировать огромное количество данных и выдать мне короткое саммари, поручить нейронкам перевести плоскую иллюстрацию в 3D или нарисовать драфт, стилизованный под нужное мне настроение. Мы в BBDO Branding используем AI как раз для такой технической закулисной работы.
Отдельная тема — это ИИ как новый самостоятельный медиум, который хочется изучать. Или как призма, через которую можно по-новому посмотреть на привычные вещи. Например, сейчас я занимаюсь проектом-исследованием, где изучаю отношения человека и технологий через AI-фотографию. Но это больше про fine art :)
Сергей Калюжный
Креативный директор CreativePeople
— Многие клиенты вообще не понимают смысла нейросетей — это как в истории с биткоином 😉 И часто сами агентства, когда продают кейсы с нейросетями, сталкиваются с недопониманием со стороны клиентов. Но определённо точно этот инструмент нужно вводить в обиход креативной и дизайнерской работы. Это повлияет на будущее.
«Где в дизайне место человеку?»
Катя Слободская
— Там же, где и было до этого, — в сердце событий :)
Сейчас AI — это начинающий диджей: он миксует уже существующие гипотезы и пока не в силах создать что-то новое. Поэтому до конкуренции с красотой человеческой мысли искусственному интеллекту ещё далеко. Кстати, я попросила ChatGPT дать мне ответ на этот вопрос, на что он сказал: «К сожалению, я не могу дать уникальный ответ, который не был бы сформулирован ранее», — точно подтвердив мою мысль.
Сергей Калюжный
— Скоро появятся дизайнеры, специализирующиеся на создание промпта, потому что просто так красивая картинка себя пока не может рисовать.
Вы помните, что Алиса не смогла полноценно заменить службы поддержки банков, и живые операторы никуда пока не делись. В общем, нас ждёт невероятный новый мир!
Дарья Прокуда
— Дизайн в широком его понимании — это создание чего-то прежде не существовавшего, нового опыта, нового визуального образа, новых систем. AI сам по себе умеет анализировать текущее, выстраивать связи и аналогии на основе данных, которые попали в его базу.
А человек не ограничен базами данных и может двигаться вперёд иногда нелогичными, но нужными шагами, чтобы достичь уникального результата.
Александр Ковальский
— Уверен, вы видите, как круто развиваются нейронки — в текстовом виде, в графическом, какие они выдают интересные решения.
Но когда мы говорим, что всё творчество — это компиляция каких-то элементов, которые когда-то кто-то производил, чисто математически получается интересная штука.
Мы с вами выдаём результат, который может считаться уникальным, и это даёт нам огромные преимущества, связанные с тем, что его можно присвоить, зарегистрировать, получить на него права, и эти права могут отчуждаться в сторону третьих лиц. На этом завязана вся коммерческая модель дизайна.
Значит, даже если вы очень плохой дизайнер, у вас есть преимущество: вы — человек. Даже если вы создали очень плохой проект, он вам принадлежит и попадает под все существующие нормы и законы. Вы регистрируете свой самый ужасный в мире дизайн и защищаете его авторским правом. А регулирование авторских прав в отношении продуктов, созданных нейросетями, — это пока совершенно серая зона.
Нейронка — это не дизайнер. Это экзоскелет для дизайнера, который позволяет выдавать результат, сопоставимый с тем, что выдаёт крутая команда, или даже превосходящий его. Ведь в любом случае и во все времена бизнес смотрит, как прикрутить к любому человеку что-то, что улучшит экономику его работы, снизит себестоимость ресурсов и позволит компании конкурировать на рынке.
«Каких дизайнеров заменит AI?»
Катя Слободская
— Думаю, что AI неплохо справляется и продолжит справляться с рутинной технической работой. То есть с любыми алгоритмическими задачами, не требующими творческого подхода.
Дарья Прокуда
— Не думаю, что риск замены существует, я бы лучше инвертировала вопрос на такой: каким заказчикам будет достаточно AI?
Так вот, это либо упорные заказчики с ограниченным бюджетом, готовые инвестировать своё время в формулирование задачи для AI, либо заказчики с экспертизой.
Под риском, как по мне, может оказаться лишь графическая сфера дизайна и брендинг. В этих областях заказчикам легче иметь внутреннюю уверенность в том, что у них самих есть экспертиза и насмотренность.
Александр Ковальский
— Часто говорят, что нейросети залезли на территорию, которая принадлежала обученным людям творческих специальностей. То есть либо талантов, которые хорошо оплачиваются, либо тех, кто своим упорством наработал такое количество опыта, что он заменяет этот талант.
Проблемы возникают и у сеньоров, и у джунов. «Старина кольт» в своё время уравнял слабых и сильных — то же самое сейчас происходит с нейронкой.
Однако у самых высококвалифицированных специалистов проблем из-за нейросетей больше, чем у джунов. У тех крутых, кто ушёл не в управление и лидирование, а в узкую специализацию, где они сами руками создают творческий продукт. Сейчас их труд достаточно сильно обесценивается: например, клиент обесценивает создание гиперсложного 3D, когда просит нагенерить что-то подобное нейронкой.
Да, просто «нагенерить» кнопкой не получится. Да, это будет сложный шот, в производстве которого станут использовать и Figma, и Midjourney, и Photoshop, и анимацию. Но всё-таки агентству не нужно будет тратиться на классного тридэшника, который стоит 2000 рублей в час.
Эти специалисты сами начнут снижать ставку, потому что клиент будет говорить: «Я уйду и сделаю продукт с джуном и нейросеткой».
Плюс под угрозой сейчас простые творческие продукты. Значит, если вы делаете логотипы, вам срочно нужно придумать «обвес», который превратит ваш продукт во что-то невероятно сложное. Пусть это будут исследования, продуманные стратегии, разработка комбинаций носителей.
Одновременно с этим получается, что джунам мало иметь одну квалификацию и недостаточно взять один курс, пройти его и спокойно пилить заказы.
Сергей Калюжный
— Могут пострадать посредственные копирайтеры, но вырастет потребность в редакторах, так как написанные нейросетью тексты нужно подвергнуть фактчекингу и отредактировать подачу.
А вот посредственные дизайнеры одновременно пострадают и приобретут. Часть из них заменят нейросети, быстро создавая более интересные вижуалы, чем человек. Но другие увеличат свои возможности, так как им теперь станут доступны более качественные картинки и иллюстрации — без привлечения дополнительных иллюстраторов.
«Как дизайнерам обгонять технологии, в чём развиваться, чтобы стать незаменимыми?»
Дарья Прокуда
— Как по мне, чтобы обгонять технологии, их нужно использовать как доступный инструментарий и поменять в данном случае значение этих инструментов на помощников.
Незаменимым можно стать, получив уникальный опыт в узкой области. Это актуально для любых IC-дизайнеров. Машина никогда не заменит эмпатию человека, которая необходима для снятия чёткого запроса. Машина не умеет нарушать алгоритмы. Поэтому я искренне выступаю за коллаборацию и за прокачивание креативных и мягких навыков для любых работников креативных индустрий.
Александр Ковальский
— Важно понимать, что в дизайн-индустрии есть определённые процессы, которые влияют на дизайн гораздо больше, чем умения одного конкретно взятого человека.
То, как меняются процессы в дизайн-командах, и то, как мы взаимодействуем с софтом и с клиентами, сильно меняет результативность и тот объём, который мы можем реально выдать.
В целом бизнес не готов к тому, что нейросети заменят людей-дизайнеров. Бизнесу нужно только одно: чтобы дела делались быстрее и лучше, чтобы новая скорость создавала новую экономику компании.
Дизайнерам нужен хороший набор хард-скиллов и способность декомпозировать работу: отдать некоторые кусочки и элементы проекта нейросети — например, моделинг объекта, рисование фона, поиск правильного ракурса. Для того чтобы ускориться, сэкономить время.
Но самое главное и нужное, что поможет растить полезность дизайнера для бизнеса — это его понимание того, как связаны процессы в проекте и как он может повлиять на производство. Например, если дизайнер отлично знает гайды Material Design и системно прорабатывает свои макеты, он ускоряет работу фронтендера.
Катя Слободская
— Я бы не стала стараться «обгонять» технологии. Нужно учиться пользоваться ими и рассматривать их как инструмент, который может помочь делать работу удобнее и избавить от рутинных задач.
Не стоит игнорировать новые технологии и воспринимать их в штыки. AI — это не конкурент, а удобный помощник. А незаменимыми становятся за ви́дение, а не за медиум/средства/технику, которую ты используешь.
Что в итоге?
- Нейросети уже интегрированы в дизайн-процессы, и масштаб их участия будет только увеличиваться.
- Работа ИИ дешевле работы человека, и это точно выгодно для любого бизнеса.
- Дизайнерам нужно воспринимать ИИ как инструмент, а не как соперника.
- Изучать ИИ надо обязательно. Как минимум — осваивать навык формулировки промптов.
- Авторское право и результаты, которые выдают нейросети, — пока что неотрегулированная зона.
- Чтобы стать незаменимым дизайнером, нужно предлагать незаменимые особенности дизайна.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!