Дизайн
#статьи

Простые правила мобильной типографики

Рассказываем, как правильно верстать текст так, чтобы он легко читался на всех мобильных устройствах.

Иллюстрация: Kanate / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Текст на сайте или в приложении должен хорошо выглядеть и быть понятным. Пользователь может смотреть в экран телефона под ярким солнцем на улице, в спешке или с приглушённым экраном из-за разряжающейся батареи — всё это сильно влияет на восприятие текста. Поэтому дизайнерам важно учитывать это при разработке интерфейсов для мобильных устройств.

Рассказываем об основных правилах, которые помогут вам правильно оформить текст в мобильной версии приложения и сайта.

Основной текст

Это главный инструмент коммуникации с пользователями. Поэтому к подбору основного шрифта и его настройкам нужно подойти с особой осторожностью.

Не используйте причудливые шрифты. Начертания букв основного текста должны быть в первую очередь чёткими и узнаваемыми. Необычные шрифты лучше использовать в заголовках или в акцентных элементах.

Хорошие шрифты для основного текста из библиотеки Google Fonts: Open Sans, Montserrat, Rubik, Source Sans Pro, Spectral.

Экраны телефонов с текстом, набранным разными шрифтами. Слева — Pacifico, это плохой выбор шрифта. Справа — только Montserrat, это хорошее решение.
Шрифты Pacifico и Montserrat
Изображение: Skillbox Media

Подумайте о масштабировании продукта. Планируется ли локализация вашего продукта для других стран? Проверьте, поддерживают ли выбранный вами шрифт нужные языки, чтобы потом не менять всю типографику приложения.

Размер основного шрифта установите в диапазоне от 16 px до 18 px. Распространённая ошибка — делать размер основного текста слишком мелким:

Экраны телефонов с разным размером шрифта. Слева текст слишком мелкий. Справа — достаточно крупный и хороший.
Изображение: Skillbox Media

WCAG (The Web Content Accessibility Guidelines) рекомендует 14 px как минимальный размер основного текста.

Apple в своём руководстве Human Interface Guidelines рекомендует 17 px как минимальный размер основного текста.

Google в руководстве Material Design рекомендует 16 px как минимальный размер основного текста.

Рекомендации Apple и Google относятся к конкретным шрифтам (San Francisco и New York для iOS и Roboto для Android). В каждом проекте выбранный шрифт нужно рассматривать отдельно. Например, если буквы шрифта тонкие, то его нужно сделать крупнее.

Экраны телефонов с разным размером шрифта. Слева текст слишком мелкий. Справа — достаточно крупный и хороший.
Изображение: Skillbox Media

Проверьте, как шрифт будет выглядеть на экране телефона. Если вы используете Figma для создания макетов, проверьте свою работу сразу на телефоне с помощью Figma — prototype mirror share. Для этого нужно залогиниться в приложении, перейти во вкладку Mirror и выделить нужный экран внутри Figma.

Заголовки

Информацию важно организовать так, чтобы даже на ходу пользователь мог легко сориентироваться в приложении и найти необходимое. Для этого используют заголовки — они помогают пользователю быстро понять, что ему нужно.

Заголовки должны отличаться от основного текста. Чтобы добиться визуального контраста, можно использовать другое начертание или другой шрифт, с достаточно выраженными отличиями.

Экраны телефонов с разным размером шрифта у заголовков. Слева текст слишком мелкий. Справа — достаточно крупный и хороший.
Изображение: Skillbox Media

Если вы хотите использовать для заголовков один шрифт, а для основного текста другой, осознанно подойдите к выбору. Вот несколько правил, которые помогут вам подобрать шрифтовую пару:

  • Только у одного шрифта могут быть необычные начертания. Для заголовков вы можете использовать каллиграфию, экспериментальные шрифты, шрифты, сочетающие в себе очень тонкие горизонтальные и толстые вертикальные линии, шрифты с необычными выносными элементами. Но основной текст должен оставаться комфортным для продолжительного чтения.
  • Шрифты должны дополнять друг друга. Хорошо, когда у шрифтов есть одновременно и общие черты, и заметные различия. Например, у них могут быть похожие пропорции, но один из них с засечками, а другой — без.
Шрифтовая пара Bespoke Serif Bold и Open Sans Regular.
Изображение: Skillbox Media

Или оба шрифта могут быть без засечек, но с разными пропорциями: вытянутый и округлый.

Шрифтовая пара Bespoke Asap Condensed Bold и Source Sans Pro Regular.
Изображение: Skillbox Media
  • Подбирайте пару из одного суперсемейства шрифтов. Например: Roboto Slab для заголовков и Roboto для основного текста, Noto Serif и Noto Sans, PT Sans Narrow и PT Sans. Создатели этих шрифтов сразу делают их так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом.
Шрифтовая пара Noto Serif Bold и Noto Sans Regular.
Изображение: Skillbox Media
  • Если у вас не получается самостоятельно подобрать шрифтовую пару, воспользуйтесь сервисами. Fontpair — галерея вариантов разных шрифтовых пар. Fontjoy — генератор пар на основе Google Fonts.
Экраны телефонов с разными шрифтовыми парами. Слева шрифты сочетаются плохо, а справа — хорошо.
Изображение: Skillbox Media

Убедитесь, что заголовки не занимают больше трёх строк. Если это произошло — сократите длину заголовков или измените размер шрифта. Иначе текст будет очень трудно прочитать.

Экраны телефонов с разным размером заголовка. Слева заголовок слишком большой, а справа — короткий и хорошо вмещается в две строки.
Изображение: Skillbox Media

Отступы и размеры шрифтов

Кажется, что эти мелкие вещи никак не влияют на удобство использования сайта или приложения. На самом деле они формируют у читателя ощущения порядка и помогают быстрее вникнуть в структуру вашего продукта. Если все отступы и размеры шрифтов не будут структурированы, пользоваться приложением будет просто неприятно.

Определите расстояние внутри блоков и между ними. Согласно теории близости, объекты, находящиеся близко друг к другу, воспринимаются связанно.

Например, если заголовок будет находиться ровно между двумя абзацами, пользователь только по контексту сможет понять структуру страницы. Но наша задача — сделать так, чтобы вся структура была понятна сразу, поэтому заголовок всегда должен находиться ближе к своему тексту.

Экраны телефонов с разными отступами от заголовка до основного текста. Слева непонятно, к какому абзацу относится текст, а справа — понятно.
Изображение: Skillbox Media

Внутренние расстояния должны быть меньше внешних на каждом из уровней. Например, отступ от основного текста у заголовка должен быть больше, чем у подзаголовка.

Изображение: Skillbox Media

Чтобы не путаться, пользуйтесь правилом внутреннего и внешнего: внешние расстояния всегда должны быть больше или равны внутренним.

Чем меньше разных стилей, тем выразительнее будут акценты в тексте. Определите необходимые кегли и зафиксируйте их. Зачастую достаточно всего четырёх или пяти:

  • Основные заголовки. Самый важный контент, который должен считываться первым.
  • Второстепенные заголовки или подзаголовки. Например, заголовки для навигации внутри страниц.
  • Основной текст. Повествовательные блоки, которые должны читаться максимально легко.
  • Дополнения и сноски. Дополнительный текст, который может быть примерно на два размера меньше основного. Если человек не прочтёт эту информацию, он не упустит ничего важного.
  • Вы можете добавить ещё один стиль, но не переусердствуйте.
Экраны телефонов с разными отступами. Слева иерархия нарушена, а справа — нет.
Изображение: Skillbox Media

Чтобы быстро подобрать кегли для разных типов текста, воспользуйтесь формулами:

  • Основной текст, или базовый, — 16 px.
  • Ключевые фразы и акценты — 16 px × 1,2 ≈ 19 px.
  • Подзаголовки — 19 px × 1,2 ≈ 23 px.
  • Заголовки — 23 px × 1,2 ≈ 28 px.
  • Дополнения и сноски — 16 px × 0,833 ≈ 13 px.

В автоматическом режиме это делает сервис Type-scale. Сайт сразу выдаёт нужные значения в пикселях и в rem.

Сервис Type-scale, который помогает упрорядочить размеры шрифтов.
Скриншот: сайт type-scale.com

Прописные и разрядка

Написание ПРОПИСНЫМИ — популярный приём в дизайне. Но важно понимать один нюанс. У строчных букв есть разнообразные выносные элементы, которые помогают визуально узнавать буквы. Слова, написанные прописными буквами, имеют похожие друг на друга прямоугольные силуэты, и сами буквы менее контрастны между собой. Поэтому уходит больше времени, чтобы прочесть их.

Не пишите длинные фразы заглавными буквами. Это значительно замедлит чтение:

Изображение: Skillbox Media

Разрядка — это расстояние между символами в словах. Обычно применяется сразу ко всему абзацу.

Не разряжайте текст, написанный строчными. П р о с т о п о т о м у ч т о э т о н е у д о б н о ч и т а т ь. Во всех качественных шрифтах она уже оптимально настроена:

Экраны телефонов с разной разрядкой. Слева заголовок со слишком большой разрядкой. Справа — с разрядкой приемлемого размера.
Изображение: Skillbox Media

Если вы используете в заголовках прописные — установите разрядку в 10%. Это уберёт эффект слипшихся букв и улучшит читаемость текста.

Экраны телефонов с разными настройками шрифта для заголовка, набранного прописными. Слева заголовок без разрядки — его сложнее прочитать. Справа — с разрядкой приемлемого размера.
Изображение: Skillbox Media

Цвет

Убедитесь, что цвет текста выглядит контрастно по отношению к фону. Чтобы это проверить, используйте сайт WebAIM для проверки контраста. Коэффициент контрастности должен быть не меньше чем 7:1 для обычного текста и 3:1 для крупного текста.

Также подобрать контраст вам помогут плагины для Figma.

Выберите ограниченную палитру цветов и придерживайтесь её. Это способствует узнаваемости бренда и упрощает восприятие информации в интерфейсе. Лишние цвета создают дополнительную нагрузку и вызывают путаницу.

Текст на изображении должен легко читаться. Чтобы добиться этого, накладывайте на изображение полупрозрачные цветные плашки. Также можно попробовать менять свойство наложения цвета и добавить размытие.

Экраны телефонов с разными иллюстрациями под текстом. Слева текст не видно из-за слишком яркой картинки. Справа — картинка темнее и текст на ней видно лучше.
Изображение: Skillbox Media

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована