Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

5 фактов о картине «Девушка с жемчужной серёжкой»

Разбираем самую узнаваемую картину Яна Вермеера.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Знаменитую картину голландского художника как только ни называли: «Девушка в тюрбане», «Голова девушки в тюрбане», «Молодая девушка в тюрбане», «Голова молодой девушки» и даже «Мона Лиза Севера».

Ян Вермеер — нидерландский живописец, мастер и портретного жанра, один из самых выдающихся художников золотого века голландской живописи наряду с Рембрандтом. Он родился 31 октября 1632 года в семье торговца картинами в городе Делфте. Позже художника стали называть делфтским сфинксом.

Склонности к рисованию Вермеер проявил ещё в детстве, когда пытался воссоздать картины, которые проходили через руки его отца. Тот заметил талант сына и отдал его учиться в Делфтскую академию искусств. Есть версия, что учителем Вермеера был Карель Фабрициус — один из любимых учеников Рембрандта.

Кто изображён на картине?

Самый главный факт о картине Яна Вермеера, которая, по оценкам учёных, была завершена в 1665 году, — никто не знает, кто именно на ней изображён. Есть несколько версий, в том числе довольно интересные. Например, что девушка — дочь Вермеера.

Всего у художника было 15 детей (правда, четверо из них умерли во младенчестве), а на картине, предположительно, может быть изображена старшая из них — Мария. Вероятно, она же нарисована на картинах «Искусство живописи» и «Молодая женщина с жемчужным ожерельем».

Ян Вермеер «Женщина с жемчужным ожерельем» и «Искусство живописи»
Изображение: Gemäldegalerie / Kunsthistorisches Museum

Кроме того, в 2014 году специалист по искусству Ренессанса Бенджамин Бинсток заявил, что Мария могла быть не просто моделью для картины «Девушка с жемчужной серёжкой», но и сама могла быть художницей. По его мнению, не меньше пятой части работ Яна Вермеера принадлежит её кисти (а всего ему приписывается 36 полотен).

В частности, к таким картинам он относит работы «Хозяйка и служанка», «Девушка в красной шляпе» и «Женщина с лютней». Интересно, что на каждой из них модель носит ту самую серёжку.

Ян Вермеер «Хозяйка и служанка»
Изображение: The Frick Collection

Впрочем, эта тайна, связанная с картиной, стала не просто залогом её привлекательности, но и породила несколько других произведений искусства: американская писательница Трейси Шевалье в 1999 году написала исторический роман о любви Вермеера и его служанки, ставшей его музой. На основе этой книги в 2003 году был снят фильм со Скарлетт Йоханссон и Колином Фёртом в главных ролях, а в 2008 году в Лондоне эту историю перенесли на театральные подмостки.

Несмотря на привлекательность этой истории, она вряд ли могла быть правдой. Вероятнее всего, по мнению видного американского экономиста, специалиста по культурной экономике Джона Майкла Монтиаса, который также занимался социально-экономической историей искусств и ремёсел в Делфте в XVII веке, служанка позировала для другой картины Вермеера — «Доярки».

Монтиасу в этом вопросе можно доверять: он проштудировал архивы 17 нидерландских и бельгийских городов и обнаружил в них 454 документа, которые имели отношение и к Вермееру и его семье: приходские книги, реестры, цеховые бумаги, долговые расписки, судебные материалы, нотариальные акты, частные письма.

Кадр: фильм «Девушка с жемчужной серёжкой» / Pathé

Немного о серёжке

Этот аксессуар появляется и в других картинах Вермеера (например, в картине «Женщина, принёсшая письмо служанке»), но, вероятнее всего, жемчужина в ней была ненастоящей. В декабре 2014 года профессор астрономии Винсент Айк написал в журнале New Scientist, что свет, отражающийся от серьги в картине «Девушка с жемчужной серёжкой», не соответствует свету настоящей жемчужины.

Также подозрения вызывает размер жемчужины. В то время крупные жемчужины были редкостью, и ими владели только очень состоятельные люди, к которым Вермеер не относился. Скорее всего, на картине значительно более дешёвая стеклянная жемчужина из Венеции. Такие делали из стекла, которое покрывали лаком, чтобы придать ему матовость.

Есть мнение, что «Девушка с жемчужной серёжкой» — аллегория целомудрия. Так, в начале XVII века епископ Франциск де Салеза писал: «И сейчас, и в прошлом у женщин было принято вешать жемчуг на уши. Как заметил Плиний, они получали удовольствие от ощущения, когда качающийся жемчуг касался их. Но я знаю, что друг Божий Исаак послал серьги целомудренной Ревекке в знак своей любви.

Это наводит меня на мысль, что эта драгоценность имеет духовное значение, а именно: первая часть тела, которую мужчина хочет и которую женщина должна преданно защищать, — это ухо. В него не должно проникать ни одно слово или звук, кроме сладостного звучания целомудренных слов, которые являются восточными жемчужинами Евангелия».

Таинственный фон картины

Фон, который сейчас выглядит чёрным, изначально был глянцево-зелёным — при современной реставрации на картине обнаружили следы индиго и свара — лазурной смеси, которая должна была придать блеск тёмному подмалёвку. За столетия пигменты в глазури разрушились, и картина изменила цвет.

Синяя краска

Краска, которой написан тюрбан, была невероятно дорогой и изготавливалась из измельчённого тёмно-синего полудрагоценного камня лазурита. Она давала редкий и ценный ультрамариновый оттенок. Этой краской пользовались лишь немногие современники Вермеера, да и сам он, скорее всего, не мог её себе позволить. Но у него был щедрый покровитель — Питер ван Рюйвен.

Изображение: Mauritshuis

Есть теория, согласно которой картина была создана с помощью камеры-обскуры — чёрного ящика с небольшим отверстием, через которое проходят лучи света и дают оптическое перевёрнутое изображение на холст. Таким приспособлением пользовались художники и до Вермеера, в частности, в «Трактате о живописи» его упоминал Леонардо да Винчи.

Однако исследователи отмечают, что Вермеер использовал камеру-обскуру не только для переноса размера и формы объектов, но и оттенков, чего до него не делали.

Картина была продана за бесценок

Несмотря на то что для её создания использовалась невероятно ценная краска, сама картина впервые была продана только спустя больше двух веков после её создания: в 1881 году её приобрёл на аукционе офицер голландской армии и коллекционер Арнольдус Андрис дез Томбе. За картину он отдал всего два гульдена с премией в 30 центов. По современным меркам это около 30 долларов.

Андрис дез Томбе завещал картину гаагскому художественному музею Маурицхёйс, где она находится и по сей день. Покидать музей она больше не будет, хотя галерея неоднократно «отпускала» полотно на выставки в Японию, Италию и США. В июле 2014 года руководство музея заявило, что картина останется в безопасности в стенах галереи.



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована