10 картин Исаака Левитана, которые стоит знать
Рассказываем, насколько разнообразным был талант художника, которого все знают по картине «Золотая осень».
Иллюстрация: Александр Шурыгин «Портрет Исаака Левитана» / Полина Честнова для Skillbox Media
Исаак Левитан не получил полного художественного образования, но это не помешало ему стать не просто одним из самых известных живописцев своего времени, но и получить звание академика пейзажной живописи и преподавать в том самом Училище живописи, ваяния и зодчества, которое он не окончил.
Левитан знаком многим как мастер «пейзажа настроения», но он также был замечательным портретистом, правда, портреты он писал только для своих близких.
Осенний день. Сокольники
1879
В юности Левитан столкнулся с финансовыми трудностями, особенно после смерти родителей. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и зачастую у него не было денег даже на кисти и холсты — выручали товарищи.
На ученической выставке он представил картину «Осенний день. Сокольники». На неё обратил внимание Павел Третьяков — это был первый, но далеко не последний холст, который Третьяков приобрёл у Левитана. Именно от этой картины и пошло название особого вида пейзажа, который получил название «пейзаж настроения».
Любопытно, что женскую фигуру на картине нарисовал не Левитан, а Николай Чехов — родной брат Антона Чехова.
Портрет А. П. Чехова
1885–1886
Кстати, с семьёй Антона Чехова художника связывала многолетняя дружба и даже большее — сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана. На этом портрете Антону Чехову всего 26 лет, он пишет юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте» и ещё мало похож на того Чехова, которого многие знают по классическому портрету кисти Осипа Браза.
Улица в Ялте
1886
Весной 1886 года Левитан предпринял поездку в Крым. Как художник писал в письме к Чехову, он был под сильным впечатлением: «Вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество». Левитан побывал в Ялте и Гурзуфе и привёз оттуда около 60 этюдов. Все они имели успех и были проданы на выставке. Так художник смог поправить своё материальное положение.
На картине «Улица в Ялте» не самое привычное для Левитана изображение города и одинокой фигуры ребёнка. «Не могу справиться: солнце яркое, но нет предметов, дающих тень, а солнце без тени передать трудно», — так описывал эту работу Левитан своему товарищу художнику Василию Бакшееву.
Портрет С. П. Кувшинниковой
1888
Софья Кувшинникова была главной женщиной в жизни Левитана. Они познакомились, когда ей было уже 40, ему 26, но важнее было то, что она была замужем. Несмотря на это у них начались отношения, которые продолжались семь лет и стали причиной крупной ссоры между Левитаном и Чеховым. Писатель в утрированном виде изобразил Кувшинникову в едком рассказе «Попрыгунья». Левитан и Чехов прервали тесное общение на два года после этого.
Кувшинникова училась у Левитана живописи и довольно успешно: несколько её картин купил Третьяков.
После дождя. Плёс
1889
Левитана очень впечатлил Крым, а Волга, напротив, сначала разочаровала. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…»
Тем не менее в небольшом городе Плёс он провёл много времени на пленэре, и это нашло отражение в нескольких картинах, воспевающих сдержанную красоту русской природы.
Часто в его картинах нет людей, но их присутствие показано через церкви, спрятанные в глубине полотна.
Весна в Италии
1890
В Европе Левитан впервые побывал в 1890 году. Он восхищался работами Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо, интересовался импрессионизмом. Во время поездки художник убедился, что в своём творчестве он близок к современному движению в искусстве.
Одновременно с этим художник осознал, что ему ближе всего русская природа, которую можно изобразить в том самом «пейзаже настроения». По словам Левитана, «только в России может быть настоящий пейзажист».
Осенний пейзаж с церковью
1893–1895
Левитан много работал в технике пастели — она прекрасно передаёт хрупкость момента, особенно в осенних пейзажах, где всё меняется после одного дуновения ветра. Существуют две пастели Левитана под одинаковым названием «Осенний пейзаж с церковью», написанные примерно в одно время и с похожими мотивами.
Исследователи расходятся во мнениях: кто-то считает, что это конкретная церковь, кто-то утверждает, что собирательный образ. Как писал живописец Александр Бенуа, «картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с её неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа».
Над вечным покоем
1894
Картина, которую сам Левитан считал одной из своих самых значимых. В ней запечатлена тема вечного покоя, суровые волжские просторы и мрачная красота русских пейзажей.
Часто это полотно сравнивают с полотном швейцарского живописца Арнольда Бёклина «Остров мёртвых», которое было очень популярным в то время. В то же время она не настолько мрачная: несмотря на то, что в левом нижнем углу (с которого обычно зритель начинает осматривать картину) изображено кладбище, оно не является доминирующим на холсте. А проблески чистого неба дают чувство надежды и светлого ожидания.
Золотая осень
1895
Картина, которую большинство российских школьников недолюбливают за сочинения на тему «что хотел сказать автор». При этом сам Левитан был не вполне доволен этим произведением и называл его несколько «грубым».
Картина создана под влиянием импрессионистов и экспонировалась на 24-й выставке передвижников. В Харькове с полотном произошла неприятность — на него упал медный козырёк настенного калорифера и порвал его насквозь. К счастью, картину удалось отреставрировать.
Иллюминация Кремля
1896
Это полотно в своё время вызвало споры у искусствоведов — настолько оно не похоже на всё то, что писал Левитан. Тем не менее это самая дорогая картина художника, она была продана на аукционе Christie`s в 2007 году за рекордную сумму — 3,19 миллиона долларов при эстимейте (стартовой цене) 400–600 тысяч долларов.
Полотно написано во время коронационных торжеств, которые проходили в Кремле, когда на престол взошёл Николай II. В то время электрической подсветки зданий, конечно, не было, по ночам работали редкие фонари и светились окна домов. Но ради торжеств правительство приняло решение использовать частную электростанцию Сандуновских бань, которые были прекрасно оборудованы, в том числе в плане освещения.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!