Сколько зарабатывают и как работают разработчики онлайн-курсов
Речь прежде всего о тех, кто работает в сфере В2В, то есть разрабатывает корпоративное обучение.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Сообщество Digital Learning провело «первую перепись российских разработчиков онлайн-обучения», в результате получилась интересная попытка исследовать рынок профессии. Участники сообщества отвечали на 69 вопросов анкеты, а итоги представили на мероприятии 20 сентября лидер сообщества Павел Безяев и ведущий специалист по дистанционному обучению в «Райффайзенбанк» Владимир Казаков.
Участие в опросе приняли 150 человек из разных сфер онлайн-образования. Авторы переписи ориентировались в основном на корпоративный сегмент и провайдеров для B2B, но участие в опросе могли принять и те, кто работает в B2C-секторе. Однако судя по содержанию некоторых вопросов и ответам на них, большая часть участников исследования действительно получилась из сферы корпоративного обучения.
Понятие «разработчика онлайн-обучения» в анкете не раскрывалось, то есть к ним могли себя отнести и те, кто именуют себя методистами, и те, кто называет себя педагогическими дизайнерами, и как угодно ещё — словом, название функции не важно, тем более что ни к названию, ни даже к её содержанию в профессиональном сообществе до сих пор нет единого подхода.
Несмотря на небольшую выборку, результаты опроса, вероятно, можно масштабировать, тем более что они коррелируют с полученными в других исследованиях. Мы изучили результаты переписи и выбрали ключевые аспекты.
Где и в каком статусе работают разработчики онлайн-курсов
Оказалось, что основная часть участников опроса живёт в крупных городах. Большая часть (56%) — в Москве и Петербурге, ещё 20% респондентов — в городах-миллионниках. А вот в городах с населением меньше миллиона и маленьких городах живёт всего 18% участников опроса.
Эти данные отчасти можно соотнести с показателями других исследований. Например, результаты опроса «Эквио» говорят о том, что в большинстве региональных компаний, находящихся вне мегаполисов, практически не используют LMS и не автоматизируют обучение. А это может означать, что они вряд ли готовы тратиться и на наём профильных специалистов.
Значительная часть респондентов опроса (65%) работает именно в штате, фрилансеров среди них оказалось немного — всего 6%. При этом 24% совмещают сразу несколько форм работы (то есть помимо штатной работы берут частные заказы).
Что касается фрилансеров, то в основном они предпочитают самозанятость — вероятно, в связи с упрощённой формой налогообложения и низкой налоговой ставкой. Однако, как отмечают организаторы опроса, этот факт ещё и косвенно говорит о том, каков порядок цен на услуги разработчиков онлайн-курсов, ведь самозанятые могут получать до 2 млн рублей в год (если больше, то им приходится оформлять ИП).
При этом 5% респондентов вообще работают «по-чёрному» (скрывая доходы), и только 3% сообщили, что оформлены как индивидуальные предприниматели.
Тех, кто работает в гибридном формате (совмещает удалёнку и офис), а также тех, кто работает исключительно на удалёнке, оказалось примерно поровну.
Что касается рабочей нагрузки, то 40% отметили, что им хватает стандартных восьми часов на решение всех рабочих задач, но почти столько же (38%) сообщили, что им приходится иногда задерживаться после работы, а ещё 12% делают это постоянно.
Разработчикам приходится быть универсалами
Большинство участников опроса самостоятельно разрабатывают внутреннее обучение в своих компаниях, причём предпочитают действительно делать всё «своими руками», без привлечения сторонних подрядчиков.
Нагрузку разработчиков можно назвать средней — чаще всего они ведут одновременно от двух до четырёх проектов. Чуть реже респондентам удаётся вести только один-два проекта, и совсем редко — больше четырёх. Многим приходится заниматься полным циклом разработки курсов — от общения с заказчиками до поддержки уже готового продукта. Так, лишь 10% сообщили, что занимаются только сборкой курсов.
Необходимость быть на все руки мастером может быть связана с тем, что типичная для 42% респондентов ситуация — это работа в очень маленьких командах из пары человек.
Впрочем, такое положение дел, судя по всему, многих устраивает. Желающие сконцентрироваться на разработке отдельных этапов или же, наоборот, взять на себя полный цикл подготовки, разделились примерно одинаково — 35% и 36% соответственно.
Правда, помимо основной работы, почти всем разработчикам онлайн-обучения приходится выполнять и другие задачи. Чаще они администрируют учебный портал, сами тестируют курсы и вычитывают учебные материалы как редакторы, а также помогают с подготовкой видео или графики.
Универсальность — это стандартная ситуация для российских компаний, отметил лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев: часто выясняется, условно говоря, что администратор учебного портала умеет ещё и курсы делать, либо что T&D‑специалист сам администрирует портал. Когда специалиста берут на одну роль, обязательно стараются дать ему ещё и дополнительную.
Ведущий специалист по дистанционному обучению в «Райффайзенбанк» Владимир Казаков добавил, что такая ситуация говорит о размытости роли специалиста по онлайн-обучению: компании и сами не всегда знают, кого ищут. Часто описание вакансий на крупных сервисах по поиску работы выглядит так, что разработчик обучения должен уметь буквально всё. К реальности это, конечно, отношения не имеет, а новый сотрудник занимается только тем, что хорошо знает. Говорит это о том, что сфере внутреннего обучения не хватает разделения на специализации, считает эксперт.
Кстати, этот тренд подтверждается, например, и результатами, полученными весной 2022 года компанией «Эквио». Тогда 77% опрошенных компаний подтвердили, что их специалистам приходится быть «на все руки мастерами», то есть создание обучения для многих — лишь одна из множества задач.
Впрочем, разработчики, судя по всему, действительно умеют делать многое. Так, у 76% опрошенных есть навыки работы с графическими редакторами, 63% работают с видео, а 21% владеет навыками программирования.
При этом 29% хотят создавать графику, а больше трети опрошенных — «научиться кодить».
Вопрос с навыками программирования вызвал особый интерес организаторов исследования. С одной стороны, сегодня многие специалисты в сфере корпоративного обучения считают, что в самом ближайшем будущем без этих навыков не обойтись, отметил Павел Безяев. С другой стороны, результаты опроса наглядно показывают, что до такого будущего далеко, и лишь у малой части людей есть реальное представление о том, как работает обучение за пределами методологии курса, считает Владимир Казаков.
Это, по его мнению, упущение — специалистам по обучению стоит почаще интересоваться работой коллег из других сфер, уверен он. Правда, желание респондентов опроса научиться программированию вряд ли связано именно с этим — скорее с надеждами поднять зарплату, считает эксперт.
Типичный функционал разработчиков — слайдовые курсы, а делают их в конструкторах
Оказалось, что вопреки разговорам о VR и прочих модных технологиях, самым популярным продуктом разработки онлайн-обучения остаются обычные слайдовые курсы. Среди респондентов 44% сказали, что чаще всего создают именно их, а ещё 12% вообще работают только с таким видом обучения.
«Ощущение, что наша сфера от слайдов не ушла. На конференции приходишь: тут лонгриды, там интерактивные видео, тут вообще VR, а тут на тебе — слайды», — прокомментировал Владимир Казаков.
Подавляющее большинство опрошенных разработчиков (58%) создаёт курсы с помощью конструкторов, хотя треть всё же делает «кастом» (то есть под заказ и с нестандартными элементами). Примечательно, что, согласно исследованию «Эквио», российские компании предпочитают как раз кастомные программы. Это, кстати, наблюдают и сторонние эксперты в сфере EdTech.
Среди таких конструкторов со значительным отрывом лидирует iSpring. На втором месте (и со значительным отрывом) — продукты Articulate. Примечательно, что последние стали самыми популярными инструментами, которые разработчики хотели бы освоить в ближайшее время. Для создания лонгридов в ходу тот же iSpring либо Articulate Rise. При этом функционала конструкторов 65% респондентам не всегда хватает.
В целом это подтверждается и выводами исследования, проведённого компанией «Нетология» в 2021 году. Там выяснилось, что самым популярным инструментом в корпоративном обучении стали в том числе конструкторы курсов. А популярность iSpring и других подобных систем подтвердило и исследование «Эквио».
Однако опрос, по словам его организаторов, показал, что среди специалистов уже появляется спрос на 3D-движки (например, Unity и Unreal Engine). Это отчасти может свидетельствовать, что задачи разработчиков всё же постепенно усложняются. Косвенно об этом также говорят и другие данные — например, 16% опрошенных хотели бы освоить 3D/VR-технологии, ещё 38% хотели бы попробовать разработать интерактивные курсы на основе этих технологий.
Разработчики обучения и сами учатся, но хотят ещё
Авторы опроса также решили узнать, как учатся и развивают свои навыки разработчики онлайн-курсов.
Самый популярный способ развития — через отслеживание профессиональных тематических сообществ и участие в них — был, конечно, очевиден, с учётом того, где проходил опрос. Тем не менее другие ответы набрали не меньшую популярность: например, 90% ответили, что используют информацию в открытом доступе — смотрят видео, читают гайды и так далее. Тренинги и профильное обучение проходят 57% респондентов, а 51% читают специализированную литературу.
При этом 76% рассказали, что посещали платные курсы для систематизации и прокачки навыков, ещё 9% пока планируют это сделать. Чаще всего оплачивают это обучение сами же разработчики, только около трети участников опроса поделились, что в этом им помог работодатель.
А не хватает специалистам для профессионального развития мастер-классов с демонстрацией процесса работы и подробных гайдов. «Мастер-классы и гайды есть в огромном количестве в смежных профессиях, типа маркетинга, а по нашей нет. И мы вынуждены „вариться“ на форумах или в чатах в Telegram, задавая вопросы», — посетовал Владимир Казаков.
Сколько получают разработчики онлайн-курсов и довольны ли они карьерой
Респондентам задали вопрос и об их заработках (суммы указаны gross, то есть до уплаты налогов).
Анализируя данные о заработной плате, конечно, важно учитывать и уровень опыта, который указывали респонденты. Например, чаще всего они считали себя «кем-то между junior и middle» — так ответила почти четверть респондентов (то есть уже выше, чем начинающие, но пока ещё не уверенные середнячки). Примерно столько же определили себя просто как middle (21%) и junior (19%). А вот разработчиков с большим опытом или на руководящих позициях оказалось около 30%.
С учётом этого факта и стоит рассматривать указанные респондентами зарплаты.
Чаще всего респонденты выбирали варианты в рамках от 40 до 100 тысяч рублей. Так, 28 человек из 150 получают от 60 до 80 тысяч, 26 — от 81 до 100 тысяч, а ещё 24 — от 40 до 60 тысяч. Тех, кто зарабатывает выше 100 тысяч, значительно меньше. При этом 18 человек (то есть 12% от общего числа респондентов) отказались отвечать на вопрос о заработной плате.
Таким образом, самый типичный диапазон зарплат разработчиков онлайн-обучения — от 40 до 100 тысяч рублей.
Довольны ли таким уровнем сами разработчики? Судя по всему, не очень — 68% посчитали уровень своих профессиональных доходов неудовлетворительным. При этом в целом своей работой они удовлетворены — 79% утвердительно ответили на вопрос, счастливы ли они на своей работе, а 86% хотели бы продолжить свою карьеру.
Правда, и здесь может быть доля лукавства. Тот же опрос показывает, что 44% респондентов уже испытывали профессиональное выгорание, 23% близки к этому, а 5% испытывают его прямо сейчас. Так что очень возможно, что уровень зарплаты не соответствует истинной нагрузке.
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.