«Рынок курсов ― это рынок АвтоВАЗа»: почему в корпобучении мало внешнего контента?
Вокруг полно готового образовательного контента, но для корпоративного обучения его редко используют. Почему? Мнения производителей и заказчиков.
Иллюстрация: Campaign Creators / Racool_studio / freepik / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что мешает компаниям покупать готовые курсы и использовать даже бесплатный внешний контент для обучения сотрудников;
- когда всё-таки разумнее использовать внешний контент, чем делать свой с нуля;
- как сотрудники компании сами могут фильтровать качество курсов;
- какие технические решения облегчат внедрение внешнего контента в систему корпоративного обучения.
Исследование российского рынка корпоративного обучения (его провели сообщество Digital Learning и компания «Эквио») показало, что из 352 компаний 64% разрабатывают все обучающие курсы самостоятельно, лишь 26% время от времени покупают готовые продукты, и только 5% пользуются исключительно внешним образовательным контентом. Подробнее об исследовании мы рассказывали здесь.
Между тем в онлайн-школах и разных открытых источниках можно найти готовые качественные курсы и учебные материалы на очень многие темы. Почему же компании зачастую игнорируют эти возможности? И если всё же взять их на вооружение, то как встроить внешний контент в корпоративную программу обучения? Эти вопросы обсудили эксперты сообщества Digital Learning на онлайн-встрече «Чужой среди своих, или Как использовать внешний контент во внутренних учебных программах». Пересказываем ключевые тезисы спикеров.
Почему редко используют готовый контент
CEO платформы микрообучения SkillCup Роман Мандрик поделился взглядом со стороны провайдера образовательного контента.
По его мнению, в первую очередь компании предпочитают самостоятельную разработку курсов по экономическим причинам. Например, в штате уже есть команда специалистов, проектирующих обучение для сотрудников, они получают зарплату. Покупка внешнего контента — это ещё одна статья бюджета, которую не всегда возможно добавить, обосновать. И даже если компании выгоднее покупать готовые продукты, чем содержать штатных разработчиков курсов, свою роль, по словам Романа, может играть «привычка, инерция, какая-то бюрократическая среда».
Также спикер отметил тренд, который проявился в последние годы: компании всё больше внимания обращают на автора образовательного контента. Чтобы быть уверенными в качестве, компании скорее купят авторский курс известного эксперта или сделают собственный, но вряд ли их заинтересует продукт, созданный неизвестными фрилансерами.
Ещё одну причину Роман видит в том, что онлайн-школы, как правило, больше ориентированы на B2С, а не на B2B-продажи, тогда как у последних есть свои юридические нюансы. Например, компании может быть очень важно собирать на своей стороне аналитику, касающуюся обучения её сотрудников. И зачастую им мало просто получить доступ к курсу для своих сотрудников, а важно оформить все права на контент.
«У нас были кейсы, когда к нам приходит какой-то крупный телеком и говорит: „Вот у вас курсы Ильяхова, продайте нам права“. Мы говорим: „Классно, но мы вам выставим такой чек, который окупит нашу прибыль на пять лет вперёд. И вы никогда в жизни его не осилите и сильно удивитесь“. И с нашей стороны это понятно — зачем нам продавать права на то, на чём мы зарабатываем деньги?» — поделился спикер.
Но по словам Романа, здесь может находиться ниша для новых стартапов — компаний-буферов между онлайн-школами, не готовыми продавать права на свой контент, и компаниями, которые неохотно отправляют сотрудников учиться на сторонние платформы.
Тезисы Романа Мандрика с позиции покупателя корпоративного обучения прокомментировал Виталий Кураго — руководитель проектов дистанционного обучения автодилера «Рольф». Согласившись с тем, что дело зачастую в экономике, спикер назвал ещё один аспект проблемы — при покупке курсов компании сталкиваются с огромным разбросом цен. Бывает очень сложно определить, окажется ли курс за 300 тысяч рублей лучше курса за 30 тысяч, и обосновать для руководителей, почему за конкретный вариант стоит заплатить столько-то.
«Вы уж простите, рынка продажи электронных готовых курсов не существует. Есть какие-то отдельные истории. Что такое рынок? Рынок ― это когда есть Volvo XC70 2018 года, и я понимаю, какой у неё диапазон цен. Вот это рынок. Я зайду на „Авито“, на „Авто.ру“ или на наш сайт и узнаю, сколько она стоит. А вот рынок электронных курсов ― это скорее рынок АвтоВАЗа, и там есть такая поговорка, что „Лада“ стоит столько, сколько хочет за неё владелец», — заметил Виталий.
Ещё спикер упомянул о том, что готовый контент вряд ли получится использовать сразу же. По словам Виталия, даже базовый курс, например, по управленческим навыкам потребуется адаптировать под требования конкретной компании. Что-то придётся убрать, что-то добавить, а что-то изменить, чтобы курс отвечал правилам корпоративной коммуникации, предпочтениям руководителей и так далее.
Также Виталий Кураго считает, что даже если компания начнёт сотрудничать с онлайн–школой и приобретёт для сотрудников доступ к курсам, проходить их будут единицы — самые мотивированные на учёбу.
Ещё один барьер для использования внешних образовательных ресурсов назвала Мария Мосеева — игровой аналитик компании-разработчика электронных курсов «Лабмедиа». По её словам, это сложность выбора из огромного множества источников. Ситуация усугубляется тем, что качество внешнего контента сложно проконтролировать.
Здесь, считает Мария, может помочь создание корпоративной библиотеки с внутренними курсами и проверенными внешними материалами — видеолекциями, книгами, инструкциями, статьями. Тогда при возникновении запроса на обучение не придётся создавать программу с нуля или надеяться, что купленный готовый продукт эффективно решит задачу. Можно будет пересобрать имеющиеся наработки, адаптировать их под актуальный запрос.
Когда разумно использовать внешний контент
Мария Мосеева также рассказала, что придерживается «экологичного» отношения к информации: «Не нужно создавать что-то, если можно использовать что-то уже созданное». Главное в выборе образовательного контента, по мнению Марии, — это цель. И если образовательная задача решается материалом из внешнего источника, иногда даже открытого (например, YouTube), то в ресурсоёмкой разработке программы с нуля просто нет смысла.
Руководитель Корпоративной академии «Почта Банка» Елена Лбова тоже отметила, что готовые образовательные продукты помогают решать задачи бизнеса гораздо быстрее, чем самостоятельная разработка соответствующего контента. По словам спикера, сейчас в компании есть два основных способа использовать внешние ресурсы.
Первый — решение образовательной задачи внешними ресурсами, когда важна скорость. В пример Елена привела совместный с Высшей школой экономики проект «Доступный коучинг» — сотрудники «Почты Банка» проходят сессии коучинга напрямую у экспертов из ВШЭ. Это узкоспециализированное направление, и для внутренней разработки подобного проекта пришлось бы с нуля продумывать методологию, искать и обучать экспертов-коучей. Тогда как обращение к внешним партнёрам сэкономило компании много времени.
Второй способ — частичное внедрение внешнего контента во внутренние учебные программы. По словам Елены, это помогает повышать качество программ, и здесь можно выделить ещё три разновидности использования сторонних ресурсов:
- В самостоятельно разработанную программу включается внешний элемент. Например, образовательный квест от стороннего провайдера или узкоспециализированный тематический модуль.
- Внутренние эксперты проходят обучение по внешней программе, чтобы затем передать полученные компетенции другим сотрудникам. В пример Елена Лбова привела проект «Менторинг»: тренеры компании прошли обучение в Российском представительстве Международной федерации коучинга, получили соответствующие сертификаты и после внедрили систему менторинга в своей компании.
- В разработке внутренних программ применяются внешние диагностические инструменты. Например, сертифицированные тесты по оценке эмоционального состояния сотрудников или измерению их потенциала. По словам спикера, такие инструменты помогают проанализировать потребности обучаемых сотрудников, соотнести их с целями бизнеса и в результате построить эффективную систему развития.
Роман Мандрик, в свою очередь, рассказал, что заказчики нередко обращаются за разработкой курсов на очень популярные темы, информацию по которым можно найти буквально где угодно, в том числе в открытых источниках:
«Это до смешного доходит, к нам раз в две недели приходят разные компании: „Слушайте, у нас задача такая, нам нужно сделать курсы на вашей платформе по информационной безопасности“. И присылают содержание. А там — „Фишинг с вложениями“, „Какие письма не стоит открывать“. То есть содержание абсолютно под кальку. „Мы хотим сделать это на заказ, чтобы со своими фишками“. Но зачем это разрабатывать с нуля? Это же абсолютно неэффективно. Вот это прям можно пойти и купить».
По словам Романа, ему понятно желание получить брендированный курс — с логотипом компании, в фирменных цветах и с примерами из корпоративных реалий. Однако, как и Мария Мосеева, он предлагает не избегать YouTube и лекций TED, тематических статей и других ресурсов, доступных бесплатно или за небольшую стоимость. «Людям важнее знания, а не то, какой логотип там наклеен», — считает Роман.
Фильтром качества для готового контента, по мнению спикера, могут стать сами сотрудники компании. Специалисты из разных подразделений наверняка читают профессиональные паблики и каналы, подписаны на экспертов в своей области — и могут помочь в отборе внешнего контента. Их преимущество в том, что они глубже погружены в предметную область, чем T&D-специалист, подбирающий образовательные ресурсы на разные темы.
Как внедрить внешний контент в свою программу
По мнению Артура Захаряна, директора по стратегии компании WebSoft, вопрос о том, как эффективно включить внешние ресурсы в программу обучения, — в первую очередь методический. Но могут помочь и несколько чисто технических решений:
- «Бесшовная» интеграция внешнего контента с LMS-платформой, другими инструментами и ресурсами для обучения. Когда сотрудникам приходится устанавливать несколько приложений, использовать разные логины-пароли для библиотеки, платформы с курсами и сервиса с тестами, качество такого обучения снижается. И учащимся, и организаторам обучения должно быть удобно работать с контентом, поэтому гораздо лучше, когда всё необходимое можно найти в одном месте.
- Интегрированная аналитика учебного процесса. Чтобы корректно оценить эффективность внешнего контента, данные по его использованию в идеале нужно собирать и анализировать там же, где происходит вся аналитика учебного процесса.
- Эффективная рекомендательная система. После сбора и анализа данных можно создать систему рекомендаций, объединяющую весь доступный учащимся контент, как внутренний, так и внешний. Высший пилотаж — когда система учитывает поведение пользователей, работает с их мотивацией. Например, если учащийся не заходит на платформу несколько дней, то получает сообщение, что столько-то его коллег уже прошли такой-то курс, — то есть работает посыл «Ты упускаешь что-то важное».
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.