Корп. обучение
#статьи

Как за три года изменилось российское корпоративное обучение и что ему важно в 2024-м

Новое исследование рынка показало, какие тенденции реально важны рынку.

Иллюстрация: Ljupco Smokovski / Shutterstock / Sscott Webb / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Каждую весну сообщество Digital Learning совместно с компанией «Эквио» проводит исследование, чтобы выяснить, чем и как живёт российский рынок корпобучения.

В 2024 году исследование было скромнее по охвату и по количеству вопросов, чем в предыдущие годы. Однако его инициаторы отмечают, что оно в любом случае позволяет оценить тенденции и изменения, произошедшие на рынке, а данные сравнить с 2022-м и 2023-м. Организаторы представили результаты 18 июня.

Кто участвовал в исследовании

Опросник исследователей заполнили 100 участников сообщества Digital Learning в мае 2024 года. Среди них сотрудники компаний:

  • до 100 человек — 14,4%;
  • от 100 до 1000 человек — 22,7%;
  • от 1000 до 3000 человек — 19,6%;
  • от 3000 до 5000 человек — 12,4%;
  • от 5000 до 10 000 человек — 8,2%;
  • от 10 000 человек — 22,7%.

В опросе оказались представлены разные сферы бизнеса, однако чаще всего среди них встречались специалисты из IT (17,5%), производственной и финансовой сферы (по 14,4%). Меньшее количество участников опроса — из энергетической и нефтегазовой отрасли, фармакологии, ретейла.

Какие форматы обучения выбирают в 2024-м

Ситуация с формой обучения в целом не особенно меняется на протяжении трёх лет, отметил по результатам опроса основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев. Хотя некоторое время в корпоративном обучении и поговаривали, что онлайн всем надоел, а популярность очного обучения вот-вот взлетит, на деле этого так и не произошло.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Чуть больше 60% опрошенных поделились, что в их компаниях соединяют элементы онлайна и офлайна в рамках одной программы. Ещё четверть респондентов также используют оба варианта, но не смешивают их между собой — то есть программы у них либо очные, либо онлайн. Полностью в виртуальное пространство перешли лишь 9%, а доля предпочитающих исключительно «живое» обучение ещё меньше. Всё это говорит о том, что практика в российских компаниях устоялась и изменений не требует, считает Павел Безяев.

А вот с форматами подачи контента за год изменения всё же произошли. Вероятно, самый интересный тренд в том, что свои позиции сдали слайдовые курсы — в прошлом году они занимали первую строчку, в 2024-м спустились на третью. При этом у опрошенных была возможность выбрать несколько вариантов ответа, то есть потенциально даже в качестве одного из инструментов треть респондентов слайды не использует.

Первое место в списке форматов разделили синхронные активности (вебинары, мастер-классы) и асинхронные видеокурсы. Замыкает же пятёрку лидеров комбинация из синхронного и асинхронного онлайн-обучения, а также лонгриды.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Причём интерес к лонгридам неизменно продолжает расти, согласились CEO «Эквио» Алексей Вагин и директор по развитию бизнеса iSpring Екатерина Бергер: оба эксперта связывают это с появлением всё новых инструментов и конструкторов для создания интерактивных учебных материалов. Екатерина Бергер отметила, что в течение года у лонгридов есть все шансы войти в топ-3 популярных инструментов корпоративного обучения. Причина, по её мнению, в том, что именно этот формат удобен малому и среднему бизнесу — с него они начинают разработку курсов, и только освоив его, переходят к более крупным программам.

Примечательно, что форматы, перспективы которых на российском рынке с интересом обсуждали ещё несколько лет назад (а на зарубежном обсуждают до сих пор), пока в аутсайдерах: так, курсы на основе чат-ботов, VR- и AR-курсы не добрались даже до отметки в 7%. Невысокие позиции занимает и мобильное обучение. Правда, эксперты отмечают, что в оценке этих данных важно учитывать контекст. Так, Алексей Вагин подчеркнул, что среди клиентов его компании мобильное обучение заняло бы первые строчки. «Всё зависит от того, какая индустрия представлена в опросе, потому что, например, для курьерских служб или ретейла мобильное обучение — принципиальный момент, по-другому там невозможно донести информацию», — прокомментировал он.

Нужен ли ИИ российским компаниям

В 2023-м году, когда тема искусственного интеллекта набирала обороты, только 13% респондентов успели попробовать его инструменты в работе. Судя по данным опроса, в этом году уже больше компаний осваивают ИИ: почти 40% опрошенных экспериментируют с ним, а 2% успели полноценно встроить его в процессы обучения. Правда, подавляющее большинство пока, очевидно, не готовы с ним работать.

Эти данные отчасти подтверждают оценку ситуации и зарубежными специалистами: так, по мнению эксперта в корпоративном обучении и главы компании Steal These Thoughts Росса Стивенсона, большинство L&D-специалистов в освоении ИИ сейчас находятся и останутся на нём примерно до середины 2025-го на этапе исследований — экспериментов с ИИ и постепенного формирования базы знаний. Правда, в России к нему, очевидно, проявляют всё же меньший интерес, чем за рубежом.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Так, ИИ-функционал для учебных платформ респондентам опроса пока не слишком интересен: только 15% считают его ключевым, а 20% хотели бы увидеть такие функции в своей LMS-системе.

Авторы опроса также включили вопрос о системности использования ИИ для разработки контента.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Треть опрошеных пока лишь пробуют новые возможности, четверть — разово прибегают к искусственному интеллекту, когда этого требует задача. Ещё 29% ответили, что не пользуются помощью ИИ для разработки контента, однако из-за формулировки вопроса сложно понять, используют ли они его в других сферах или же им в принципе не интересны инструменты на базе ИИ.

Как разрабатывают учебный контент

Уже третий год опрос касается и того, кто именно разрабатывает учебный контент для российских компаний. По признанию авторов исследования, ситуация тут сложилась необычная. В 2022-м и 2023-м 90% респондентов сообщали, что так или иначе в их компаниях контент разрабатывали самостоятельно — исключительно контентом сторонних провайдеров пользовались редко.

Авторы исследования уже не первый год отмечают, что особого смысла в постоянном производстве собственных курсов и программ нет, ведь сейчас рынок полон предложений на любой вкус и кошелёк. Однако пока призывы покупать этот контент явно не были услышаны: в этом году производивших собственный контент стало даже больше — 97%.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Конечно, объяснений такому результату может быть много. Необычную версию предложил Павел Безяев: он предположил, что со стороны бизнеса разработанный самой компанией контент выглядит как бесплатный. В пример эксперт привёл кейс из своей практики, когда в ответ на предложение о консалтинговых услугах сотрудница одной российской компании предложила ему поработать в штате — якобы тогда услуги профессионала для компании будут бесплатными, тогда как расходы на стороннего консультанта придётся обосновывать топ-менеджменту. «Это вообще не бизнес-мышление, но логика у некоторых действительно такая: своё — это бесплатно», — прокомментировал спикер.

Тем не менее некоторый прогресс в сфере контента есть — растёт число компаний, сотрудничающих с онлайн-школами. В прошлом представители EdTech-индустрии неоднократно жаловались, что отношения на рынке B2B складываются сложно: бизнес хочет кастомизированных решений, а это зачастую невыгодно обеим сторонам. Да и сферу массовых онлайн-курсов долгое время не воспринимали всерьёз, отметил Павел Безяев, — для бизнеса не было значительной разницы между курсами школ или, например, блогеров в социальных сетях.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Ситуация хоть и медленно, но меняется: если в 2022-м с EdTech-компаниями вообще никто из опрошенных не сотрудничал (а тогда респондентов было значительно больше), в 2023-м 5% наладили такое взаимодействие, а 14% начали разово пользоваться услугами онлайн-школ. В 2024 году уже 7% интегрировали сторонние курсы в обучение своего персонала, чуть больше 3% над этим работают, 13% делают это под конкретный запрос, а четверть опрошенных — как минимум думают о том, чтобы вовлечь EdTech-провайдеров в учебные процессы.

Как оценивают эффективность обучения в 2024 году

Оценка эффективности — вечная боль российского корпоративного обучения, да и не только российского. Несмотря на разговоры о необходимости для T&D-отделов договариваться с бизнесом, кажется, что из года в год меры оценки не меняются, а анкеты обратной связи и тесты упорно не желают сдавать позиции в списке самых популярных инструментов. В 2024-м такое положение отчасти сохраняется: больше 80% используют и тесты, и так называемые метрики тщеславия (респонденты могли выбрать несколько вариантов из списка).

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

Однако прогресс всё же есть: на третье место по популярности вышли KPI — если в 2023-м такой инструмент использовали лишь 7% опрошенных, то в 2024-м их стало уже 43%. Такой же внушительный рост показала модель Киркпатрика — 30% в 2024-м и всего 4% в 2023-м. Эксперты отмечают, что это прекрасный тренд: хотя понятно, что инструменты часто применяют в связке (и по той же модели Киркпатрика не все доходят до конца), это всё равно говорит о том, что в отечественном корпоративном обучении начали менять свои подходы к оценке качества и реальных результатов учебных программ.

Какими техническими сервисами пользуются в корпоративном обучении в 2024-м

Традиционно авторы исследования значительное внимание уделили изучению вопроса о том, какие LMS (СДО) предпочитают в компаниях. Два года назад платформы для корпоративного обучения в основном использовали исключительно по прямому назначению — пользователи не ждали от них никаких особенных фишек. В 2023-м респонденты отмечали, что ждут от таких платформ гибкости инструментов, расширенную аналитику и удобный интерфейс.

Год спустя ситуация поменялась мало. Наиболее важным в LMS считают их функционал, причём для многих это функционал в сфере адаптивного и персонализированного обучения. Респонденты всё ещё считают, что платформы стоит дорабатывать для удобства пользователей, и хотели бы видеть побольше возможностей для аналитики.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»
Иллюстрация: Skillbox Media

При этом ситуация с аналитикой в отчёте выглядит спорно, в этом признаются и сами авторы. Так, Павел Безяев удивился тому, что в корпоративном обучении явно проявляют к ней интерес, но при этом критерий «Поддержка xAPI и CMI5» (инструменты, которые позволяют получить расширенную аналитику) в качестве ключевого для LMS назвали всего 15% респондентов. Алексей Вагин в ответ предположил, что респонденты могли просто выбрать «всеобъемлющий» пункт. Однако эксперты всё же пришли к мнению, что в сфере пока не до конца понимают ценность этого инструмента.

Отдельно авторы опроса отметили вопрос безопасности — очевидно, что на рынке корпоративного обучения этот запрос не в приоритетах, причём положение уже два года не меняется.

Доля тех, кто планирует менять систему обучения в этом году, по-прежнему низкая — всего 17% опрошенных поделились такими планами. В 2023-м эта цифра была немного выше, однако тогда российский бизнес всё ещё искал замену иностранным решениям. Неудивительно, что в том же году отечественный рынок провайдеров LMS ощутил заметный рост выручки из-за перехода на отечественное ПО — 4,49 млрд по сравнению с 2,11 млрд в 2020-м. Судя по опросу, в 2024 году этот рост не будет столь заметен — сейчас LMS меняют скорее в тех случаях, когда в компании принципиально меняются задачи. Примечательно, что важными для опрошенных остаются цена и качество поддержки вендора — они вошли в первую тройку причин для смены платформы.

Интересная ситуация сложилась с дополнительными сервисами для обучения. Самым популярным в сфере видео-конференц-связи для российских пользователей остаётся Zoom. В 2022 году им пользовались 65% опрошенных. Год спустя этот показатель упал вдвое, но платформа возвращает своё первенство — сейчас им пользуются 50% респондентов. А количество пользователей российских систем видео-конференц-связи выросло: так, у бывшего Webinar, а ныне «МТС-Линк» — с 18% в 2023-м до 32% в 2024-м. При этом большинство опрошенных используют по два и более сервисов: вероятно, что-то в качестве обязательного корпоративного инструмента, а что-то — по привычке.

Отдельно данные о популярном функционале представила компания «Эквио»: там опросили представителей 300 компаний-клиентов, чтобы выяснить, какие инструменты, по их мнению, будут полезны в будущем. Причём оценить просили и с точки зрения популярности, и с точки зрения готовности клиентов оплатить их разработку.

Тройка лидеров выглядит так:

  • Инструменты для назначения «функциональных руководителей и временных наставников» — речь здесь идёт не о топ-менеджменте, а скорее о рядовых сотрудниках, которые могли бы взаимодействовать в рамках обучения.
  • Возможность создать цифровой профиль сотрудника — в профиле обычно обозначают должность, функции, интересы, загруженность, показатели эффективности. Выглядеть они могут по-разному (и Алексей Вагин подчёркивает, что пока никаких стандартов нет, каждый представляет что-то своё), но главное, что профили демонстрируют сильные и слабые стороны человека.
  • Функционал для создания опросников и тестов в лонгридах — этот пункт связан с популярностью формата и желанием сделать контент разнообразным.

Эти опции, как отметил Алексей Вагин, значительно обогнали по количеству баллов другие предложения из списка. Среди менее значимых инструментов оказались, например: HR-функционал для взаимодействия с сотрудниками (вроде поздравлений с днями рождения, созданием блогов и системы напоминаний), аудита, систематизирования оргструктуры и базы знаний. А наименее популярным предложением стало внедрение новых сервисов ВКС, прокторинга и всё той же поддержки xAPI.

«Кроме „МТС Линк“ и Zoom в принципе клиенты особенно ничего не захотели — нет пока лидеров, которые набрали бы дополнительную популярность в сфере онлайн-обучения. Не оценена история и с xAPI, даже с учётом дополнительной статистики, с хранением [данных] и возможность переиспользовать информацию. К сожалению, она не набрала вообще популярности», — резюмировал глава «Эквио».

Похожи ли российские тренды на зарубежные?

Если сравнивать отечественные тенденции в сфере корпоративного обучения с зарубежными, становится очевидно, что разница между ними не столь значительна.

Например, несмотря на многообещающие прогнозы экспертов, проникновение ИИ на международный и российский рынок тоже не столь значительное, как может показаться. Так, согласно отчёту Mind Tools за 2023 год ИИ-инструменты применяют лишь 16% опрошенных зарубежных специалистов, причём этот показатель не только не вырос, но и снизился за последний год. Мобильное обучение, которому также прочат большую популярность, использовали лишь 53% респондентов, да и в целом технологии во многом остались теми же, что и были последние десять лет. Авторы отчёта предположили, что всё дело в консервативности и неповоротливости одновременно бизнеса и самих специалистов в сфере корпоративного обучения: изменения наталкиваются на сопротивление, причиной которого является привычка — нет смысла менять что-то, если и так всё вполне неплохо. Данные исследования Digital Learning показывают, что во многом и на российском рынке ситуация схожая, а меняется положение в основном на фоне жёстких кризисов.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована