Корп. обучение
#статьи

Лонгриды и слайдовые курсы: чем они различаются и как выбрать подходящий формат

У каждого варианта есть особенности, которые стоит учесть разработчику онлайн-курсов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Катерина Голомшток

Независимый сценарист-разработчик электронных курсов, работает в сфере обучения с 2012 года. С нуля создала более 200 курсов. Автор телеграм-канала Nova Academy.

В корпоративном обучении курсы сегодня чаще всего создают в двух форматах — слайдовые курсы и лонгриды. И то и другое — текстовые курсы. В чём разница между ними? В этой статье разберёмся:

  • что представляет собой каждый из форматов и какими особенностями они обладают;
  • как выбрать наиболее подходящий для корпоративного курса формат в зависимости от задач обучения и целевой аудитории.

Что такое слайдовый курс

Единого устоявшегося определения слайдового курса не существует. Чаще всего под этим термином понимается набор слайдов, которые учащийся просматривает один за другим. То есть, по сути, это привычная презентация, только содержащая учебный контент (например, текст, иллюстрации и инфографику, тесты и тренажёры). Слайдовые курсы нередко противопоставляют курсам-квестам — с нелинейным прохождением, сторителлингом, персонажами и так далее. Однако с точки зрения разработки это не совсем корректно: слайдовый курс может быть как линейным, так и нелинейным. В то же время интерактивный нелинейный курс с выбором пути прохождения можно сделать в любом формате — и в виде лонгрида, и с использованием слайдов.

Я бы предложила другое определение, исходя из особенностей вёрстки курса и его отображения на экране пользователя. С этой точки зрения слайдовый курс — это формат, в котором информация размещается на слайдах, а учащийся перелистывает слайды кнопками «вперёд» и «назад» или контекстными кнопками перехода.

По ссылке доступен пример слайдового курса.

Скриншот из слайдового курса по безопасному вождению
Скриншот: Articulate Global, LLC / Skillbox Media

Верстают слайдовые курсы обычно в специальных конструкторах, таких как iSpring Suite, CourseLab, Articulate Storyline (в настоящее время подписку на него нельзя купить в России).

Что такое курс-лонгрид

Как указано в «Википедии», лонгридом (от англ. longread; буквально переводится «долгое чтение») изначально называли формат журналистских статей для электронных носителей, который характеризуется большим объёмом текста, разделённым на части с помощью мультимедийных элементов: фото, видео, инфографики. Однако сегодня это не только формат статей в медиа, в виде лонгрида собирают и полноценные курсы — с теоретическим содержанием, с заданиями и тренажёрами для практики. В таких курсах не всегда много текста — это вполне может быть квест или комикс.

С точки зрения разработки и вёрстки можно дать такое определение: лонгрид — это формат курса, в котором расположение информации ограничено размерами используемого экрана, а учащийся прокручивает страницу вверх-вниз.

Пример лонгрида можно посмотреть по ссылке.

Пример лонгрида
Скриншот: Articulate Global, LLC / Skillbox Media

Для создания лонгридов тоже используют специальные конструкторы — например, iSpring Page, Course Editor, Scroll, Articulate Rise (оплатить подписку в России не получится). Реже в корпоративном сегменте применяется Tilda.

Ключевые различия между лонгридом и слайдовым курсом

Лонгриды и слайдовые курсы различаются по нескольким параметрам, которые стоит учитывать разработчикам курсов.

Адаптивность вёрстки

Один и тот же контент, размещённый на слайдах и в форме лонгрида, будет выглядеть по-разному. У слайдов фиксированное соотношение сторон и расположение объектов, чёткое разделение на «страницы», поэтому на любом экране они будут выглядеть одинаково, за исключением размера элементов. Поэтому слайдовые курсы, рассчитанные на просмотр с компьютера, неудобно проходить со смартфона — элементы будут слишком мелкими.

У лонгридов, наоборот, нет разделения на «страницы», а расположение объектов не фиксировано, поэтому отображение контента гибко адаптируется под используемый экран. Дисплей ПК или ноутбука, экран планшета или смартфона, горизонтальная или вертикальная ориентация — лонгрид автоматически подстроится под его параметры.

На скриншотах ниже — сравнение того, как один и тот же лонгрид выглядит на компьютере и на смартфоне.

Наличие шаблонов для вёрстки контента курса

Возможностей для вёрстки слайдовых курсов больше, чем возможностей для вёрстки лонгридов. Конструкторы слайдов предлагают разработчику чистый слайд, на котором учебный контент и элементы оформления можно разместить как угодно. Обычно на таких платформах имеется библиотека шаблонов, но они тоже очень гибкие — поля и объекты можно перемещать и удалять, менять цвета, добавлять что-то своё.

А вот шаблоны, которые встроены в конструкторы для сборки лонгридов, гораздо более «жёсткие». Как правило, это набор определённых текстовых и графических элементов (заголовки и подзаголовки, основной текст, картинка, карточки, цитата и так далее), из которых буквально собирается контент курса. Изменить эти элементы можно только в определённых рамках. Например, можно выбрать шрифт, цвет и размер заголовка, но его расположение относительно других объектов будет фиксированным. А если захочется обвести заголовок цветной рамкой или, скажем, добавить к нему иконку, сделать это уже не получится.

Кроме того, в конструкторе курсов-лонгридов нельзя сделать свой уникальный шаблон — пользователям доступны только те, что создали разработчики платформы. Например, если нужно разместить текст между двумя картинками, а среди шаблонов такого варианта нет, то придётся верстать по-другому.

С одной стороны, наличие фиксированных шаблонов ускоряет создание курса — не нужно продумывать дизайн, выравнивать элементы на экране, так как об этом уже позаботились создатели конструктора. С другой — в отличие от слайдовых курсов, гибко кастомизировать вёрстку лонгрида или невозможно, или это требует дополнительных расходов либо навыков (например, чтобы написать код для вставки нужного объекта).

Выбор доступных заданий

В конструкторах для сборки лонгридов есть и предустановленные наборы упражнений для учащихся. Они различаются от платформы к платформе, но, как правило, это самые распространённые виды заданий — например, задания с выбором вариантов ответа и вставкой пропущенного слова, задачи на сопоставление. Это удобно, так как можно быстро собрать тест по теме и включить его в курс. Но опять же — если вам нужна механика, не предусмотренная конструктором, добавить такое задание не получится.

В отличие от конструкторов лонгридов, платформы для сборки слайдовых курсов не ограничивают пользователя одним набором заданий. Благодаря более высокой степени кастомизации можно создавать свои задания практически любых видов — насколько позволяет креативность разработчика курса и функциональность конструктора (а она обычно очень широкая).

Фото: Lipik Stock Media / Shutterstock

Например, это могут быть задания из нескольких этапов, в которых платформа учитывает предыдущие действия пользователя. Для примера — логическая задача, где второй шаг зависит от того, что студент выбрал на первом шаге. В стандартных инструментах для вёрстки лонгридов такие механики не поддерживаются.

Как выбрать наиболее подходящий формат для курса

Хорошая новость — любой курс можно создать в любом формате. Но есть несколько факторов, от которых стоит отталкиваться, чтобы подобрать оптимальное решение, уменьшив временные и прочие затраты на разработку курса и увеличив его эффективность для учащихся.

Итак, что влияет на выбор формата? В первую очередь это задачи, которые призван решить онлайн-курс. По этому параметру корпоративные курсы можно разделить на четыре группы:

  • Мотивационные курсы. Их цель — мотивировать учащихся на применение новых знаний, изменить установки целевой аудитории по отношению к теме курса, сделать вовлечённость максимальной. Welcome-курсы для новых сотрудников тоже относятся к мотивационным, потому что они призваны среди прочего мотивировать новичков работать в компании. В таких курсах мало практики (или она совсем не предусмотрена), но много информации в тексте, примерах и иллюстрациях. Для вовлечения в тему и рефлексии часто используются открытые вопросы. Для вёрстки таких курсов я бы советовала использовать формат лонгрида. Он даёт возможность глубже погрузиться в тему, так как контент подаётся неразрывно, а не делится на маленькие фрагменты, как в слайдовом курсе. И здесь не нужны упражнения со сложными механиками, поэтому встроенного набора для создания упражнений будет достаточно. При этом времени на разработку курса-лонгрида уйдёт меньше, чем на вёрстку слайдов.
Скриншот из мотивационного курса-лонгрида «Физическое здоровье — основа благополучия»
Скриншот: архив Катерины Голомшток
  • Навыковые курсы. Цель такого обучения — формирование нового навыка, гибкого или жёсткого. Такие курсы строятся по принципу «меньше теории — больше практики», так как только практика помогает сформировать навык в процессе обучения. Поэтому для таких курсов, которые не содержат объёмных текстов, отлично подойдёт формат слайдов. К тому же для формирования навыков может быть необходимо проектировать упражнения со сложными механиками — например, задачи, в которых учащемуся нужно рассчитывать значения по формуле. В других случаях может понадобиться геймификация. Скажем, руководителю нужно потренировать умение принимать решения в коллективе, и в курсе было бы хорошо показать, как его действия при прохождении учебного сценария отражаются на удовлетворённости сотрудников. Для этого понадобится специальная шкала, которая растёт или уменьшается в зависимости от решений учащегося, и в конструкторе лонгридов такую механику добавить не получится.
Скриншот упражнения из слайдового курса «Письменные коммуникации»
Скриншот: архив Катерины Голомшток
  • Информационные курсы. Задача такого курса — дать учащимся новые знания. Практика в таких курсах направлена на запоминание новой информации или её понимание. В данном случае отлично подойдёт лонгрид. Собрать его получится довольно быстро, тогда как для слайдового курса придётся продумать дизайн каждого слайда, настроить все переходы. В качестве упражнений достаточно будет традиционных тестовых форматов, которые есть в любых конструкторах. И наконец, взаимодействие с лонгридом для получения информации привычно для большинства — таким же образом мы, например, читаем статьи в интернете и просматриваем ленты соцсетей.
Курс-лонгрид «Экономика для неэкономистов. Спрос и предложение»
Скриншот: архив Катерины Голомшток
  • Тренажёры. Задача тренажёра — потренировать определённый навык. Это может быть, например, навык работы с ПО или общения с клиентом. В таких курсах важна практика и возможность воссоздать рабочую ситуацию максимально близко к реальности. Поэтому здесь я бы рекомендовала использовать формат слайдовых курсов. Так, за счёт гибкости дизайна разработчик курса может воссоздать на слайдах интерфейс ПО, в котором предстоит работать ученику. А в диалоговый тренажёр можно заложить нелинейное развитие событий, то есть следующие действия или реплика персонажа будут зависеть от выбора учащегося.
Скриншот курса-тренажёра «Работа кассира в „СБИС Рознице““
Скриншот: архив Катерины Голомшток

Также при выборе того или иного формата для курса важно учитывать особенности целевой аудитории:

  • Привычки учащихся. В работе над проектами я иногда сталкиваюсь с тем, что заказчик выбирает слайдовый курс просто потому, что его сотрудники привыкли к слайдовым курсам. Действительно, когда я начинала разрабатывать курсы, в корпоративной среде применяли исключительно слайдовые курсы, а лонгриды стали использовать относительно недавно. Поэтому имеет смысл выяснить, есть ли у целевой аудитории сложившиеся предпочтения по форматам курсов, и принять их во внимание.
  • Техническое средство для прохождения онлайн-курса. Если большая часть целевой аудитории проходит курс с телефона, то стоит посмотреть в сторону лонгридов — такой курс автоматически подстроится под экран мобильного. В первую очередь это относится к курсам для сотрудников, чьё рабочее место не подразумевает наличия компьютера, — например, для продавцов в сфере розничной торговли или для курьеров.
  • Время на прохождение курса. По моему опыту, если у целевой аудитории мало времени на обучение (например, это часто касается руководителей), то в этом случае отлично подходит формат лонгрида. Он читается быстрее за счёт прокрутки экрана, а уже известную информацию учащийся может быстро просмотреть по диагонали или промотать.

К выбору формата для каждого курса важно подходить гибко. Иногда имеет смысл их сочетать. Скажем, среди моих заказчиков есть компании, которые предпочитают обучать сотрудников с помощью лонгридов. Но если я понимаю, что возможностей этого формата не хватает для решения всех задач обучения, то предлагаю разделить теорию и практику — информацию для изучения подать как привычный лонгрид, а задания и упражнения сконструировать в другом формате.

И, например, если аудитория учится с помощью смартфонов, это не означает, что о слайдовых курсах стоит совсем забыть. Этот формат вполне можно использовать, только важно создавать каждый слайд с расчётом на отображение на маленьком экране и учитывать нюансы мобильной вёрстки в расположении текста, изображений, кнопок и других объектов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована