6 вовлекающих микроформатов для обучения сотрудников
Их можно использовать как самостоятельные учебные материалы или как дополнение к длительному курсу.
Иллюстрация: Garette / Unsplash / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
В апреле «СберУниверситет» в рамках EduTech Club провёл очередное мероприятие для специалистов в области корпоративного обучения и образования взрослых. На семинаре «Микрообучение: чему учиться за чашкой кофе?» выступила Юлия Максина — экс-директор по развитию издательства «МИФ» и основатель компании-провайдера корпоративного обучения True Education. Юлия рассказала о задачах, которые решает микрообучение, и о нескольких микроформатах, которые её компания использует в курсах для корпоративных заказчиков.
Запись семинара можно посмотреть на сайте «СберУниверситета», а в этой статье — пересказ выступления Юлии.
Мифы о микрообучении и микроформатах
По словам Юлии Максиной, компании-заказчики иногда обращаются к провайдеру с таким запросом: «Мы хотим микрообучение, давайте порежем вот этот восьмичасовой тренинг на фрагменты». Но если просто разбить большой материал на части по 10–20 минут, это ещё не будет микрообучением — просто потому, что изначально такой материал проектировался для других учебных задач и рассчитан был на другие способы взаимодействия с контентом. Микрообучение подразумевает, что материал специальным образом проектируют и упаковывают для достижения определённой учебной цели, каждый фрагмент содержания имеет одну чёткую идею и приводит учащихся к конкретному результату.
Как замечает спикер, бывает и так, что заказчики относятся к микрообучению с предубеждением: «Зачем нам этот „фастфуд“, нам нужна серьёзная программа». Да, у этого подхода есть закономерные ограничения — сами по себе микроформаты малоэффективны для отработки комплексных навыков или погружения в сложные концепции. Однако, по опыту Юлии, в длительных учебных курсах с большим объёмом материала микроформаты полезны в качестве сопровождения. Так, если программа рассчитана на 3–6 месяцев или больше, учебная вовлечённость за этот период естественным образом снижается, а микроформаты, дополняя основной материал, помогут её поддерживать. К тому же с их помощью удобно закреплять и повторять уже изученное.
Спикер в целом рекомендует «разбавлять» основное содержание курса разными форматами, чтобы учащиеся не уставали от однообразия. Например, в курс-лонгрид с большим количеством текста стоит добавить видеоролики или подкасты, схемы и чек-листы.
Также Юлия упомянула результаты исследования, проведённого аудит-консалтинговой компанией Deloitte: оно показало, что в среднем сотрудники могут уделить обучению и развитию всего 1% рабочей недели, что при 40-часовой занятости составляет меньше пяти минут в день. В ситуации, когда обучить чему-то сотрудников необходимо, но у них острый дефицит времени, микрообучение поможет получить максимум пользы от этих пяти минут.
Какие форматы используют в микрообучении
Юлия Максина назвала несколько конкретных микроформатов для упаковки учебного контента. Некоторые из них используются самостоятельно, другие — как дополнительные материалы в длительных комплексных программах.
Колоды смарт-карт
Смарт-картами иногда называют интеллект-карты — метод визуализации информации, который отражает системные связи между идеями и темами, целым и его частями. А в True Education, по словам Юлии, смарт-карты представляют собой наборы онлайн-карточек по определённой теме. Обычно они содержат информацию, которую можно без потерь представить в ёмком, сжатом виде — например, чек-листы, алгоритмы, техники и приёмы. Суть в том, что смарт-карты удобно просматривать со смартфона и использовать как шпаргалки.
В качестве примера Юлия привела карточки с командными ролями по модели Белбина — на каждой приведены функции роли, её сильные и слабые стороны. Проиллюстрированы карты образами персонажей из поп-культуры, характеры которых соответствуют той или иной роли — например, Шерлок Холмс как аналитик-стратег. Другой пример — колода из 70 карт на тему делегирования, предназначенная для сотрудников складов. Карточки содержат конкретные шаги и подсказки, которые помогают делегировать на практике — ставить задачи, контролировать результат, давать обратную связь и так далее.
Смарт-карты, как рассказала Юлия, можно использовать как самостоятельные учебные материалы, а можно встраивать в длительные курсы для обобщения и закрепления основной информации.
Короткие видеоролики
Мини-ролики продолжительностью меньше минуты тоже предназначены в первую очередь для просмотра со смартфона — как и их аналоги из популярных соцсетей вроде TikTok.
Этот формат используют в первую очередь для вовлечения. То есть он не столько учебный, сколько вспомогательный. С его помощью можно наглядно показать, например, чем важен тот или иной навык, донести до учащихся смысл обучения в целом, транслировать ценности, которые разделяют в компании.
Юлия привела пример: такие короткие вдохновляющие ролики добавили в курс для сотрудников службы поддержки — в видео говорилось о том, как ценна и значима их работа, а также о важности заботы о себе. Ещё мини-ролики использовали как часть промокампании более длинного курса — чтобы информировать сотрудников, что и как они будут изучать, какую пользу получат в результате.
По словам спикера, на вовлечённость эффективно работают и «кружочки» в Telegram, записанные экспертом или руководителем. С помощью такого контента, который воспринимается как неформальный и ситуативный, сотрудники получают ценную информацию, при этом ощущая эффект живого общения.
Мемы
Положительные эмоции идут на пользу учебной вовлечённости, и это уже весомый повод добавить немного юмора в обучение. Кроме того, как отмечает Юлия Максина, формат мемов поможет упаковать изучаемую концепцию в более простую форму, а также придать теме обучения эмоциональную окраску, что сделает её интереснее и доступнее для осмысления и запоминания.
В 2017 году филиппинский исследователь и сотрудник University of Perpetual Help System Laguna Пауло Байсак взял интервью у преподавателей вуза, которые рассказали о том же самом — мемы помогают педагогам подготовить студентов к занятию и привлечь их внимание, создать позитивную атмосферу в аудитории, представить концепцию и теорию по определённой теме.
Скринкасты
Скринкаст в микрообучении — это небольшой видеоролик (не дольше пяти минут), записанный с экрана компьютера или смартфона. Отдельные короткие скринкасты могут объединяться в серию и раскрывать определённую тему. С помощью этого формата обычно наглядно демонстрируют, как работать в том или ином ПО, решать технические проблемы. То есть это формат для случая, когда надо не просто объяснить, но и показать, как что-то делать.
По словам спикера, скринкасты получается удачно использовать и в курсах по развитию софт-скиллов. Например, в виде скринкаста можно показать запись чата с вымышленной перепиской-диалогом между коллегами или между сотрудником и клиентом в мессенджере. В таких диалогах на примерах наглядно демонстрируют, как этично и эффективно выстраивать деловое общение и какие ошибки не стоит совершать.
Управленческие загадки
Как объяснила Юлия Максина, в управленческих загадках описывается некая проблемная ситуация с участием персонажей со своими мотивами, которые сталкиваются с вызовом. Но в этих загадках не всегда предусмотрен правильный ответ. Потому что их главное назначение — увидеть, как человек мыслит, какие стратегии применяет, на что обращает внимание в первую очередь, как относится к тому или иному явлению.
Придумывая загадки, по словам Юлии, можно перерабатывать сюжеты из массовой культуры — разгадывание отсылок станет дополнительным стимулом для учащихся. Например, в один из курсов по обучению лидеров добавили загадку, основанную на сюжете «Властелина колец», только обыгранный в контексте корпоративного менеджмента.
Как отмечает спикер, загадки отлично поддерживают вовлечённость между блоками теоретического материала. Сами по себе они воспринимаются не как обучение, а скорее как возможность поломать голову, вызывающая интерес и азарт. К тому же сотрудники охотно делятся загадками друг с другом, что помогает вовлекать в обучение тех, кто ещё не включился в процесс.
Серия интерактивных лонгридов
При создании интерактивного лонгрида команда True Education упаковывает содержание курса в игровую оболочку, в которой присутствуют персонажи и развивается история. Такой формат вовлекает учащихся за счёт сюжета, и для этого отнюдь не обязательно придумывать сложный разветвлённый сценарий — порой достаточно грамотно созданной иллюзии выбора.
Юлия привела в пример разработанный в True Education курс, задачей которого было донести до сотрудников нормы и правила поведения, принятые в компании, а также последствия их нарушения. Стандартный документ с правилами превратился в серию из десяти интерактивных лонгридов, каждый из которых посвящён одному правилу.
В лонгридах есть сюжет, по мере чтения нужно делать выбор (в духе «пойти налево» или «пойти направо», «поступить так» или «поступить иначе», хотя на глобальный сюжет эти решения не влияют), и есть два персонажа — мудрая сова и хитрый кот, подталкивающий к безответственному поведению и нарушению запретов. По словам Юлии, курс стал виральным среди сотрудников, они даже сделали стикерпак с персонажами и их фразами.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как учитывать эмоции при проектировании корпоративного обучения
- Видео короче трёх минут — самый популярный тип учебного контента для сотрудников
- Что такое разветвлённый квест и как с его помощью оживить обучение
- Микрообучение сегодня и завтра: специалисты поделились своим видением
- Лонгриды и слайдовые курсы: чем они различаются и как выбрать подходящий формат
Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников
(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)
В результате:
- оптимизированы расходы на обучение;
- сформирован кадровый резерв;
- усилен HR-бренд;
- ускорились рабочие процессы.