6 инновационных трендов 2023–2024 года в обучении персонала
Эти тренды выделили в британском отчёте «Инновационная педагогика». Они касаются как технологий и процессов, так и конкретных навыков.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Больше десяти лет Открытый университет в Великобритании мониторит мировые тренды в сфере корпоративного обучения и обучения вообще — инновационные подходы, которые уже применяют на практике или ожидаются в скором будущем. Тренды для корпоративного сектора 2023 года эксперты выбрали из отчёта «Инновационная педагогика» (The Innovating Pedagogy), составленного совместно с Центром инновации в образовании и технологиях при Кейптаунском университете (ЮАР). В подборку попали новые подходы и перспективы, которые наиболее актуальны для L&D-сферы, а подробнее их раскрыли профильные эксперты.
Кратко пересказываем, что, по мнению аналитиков, ждёт L&D-функцию и корпоративное обучение в скором будущем.
Тренд 1
Новые возможности благодаря ИИ
От этого тренда, возможно, кого-то уже тошнит, потому что о нём говорят теперь буквально все, но неизбежность использования в обучении искусственного интеллекта, в частности генеративного ИИ, сегодня действительно очевидна. Авторы отчёта отмечают, что в корпоративной сфере ИИ способен выступить:
- тьютором, который предложит учащимся моментальную обратную связь;
- помощником, который сможет конспектировать учебный материал или отвечать на вопросы пользователей;
- коучем — он проанализирует большую задачу, разобьёт её на блоки и даже поможет с их выполнением. А создать такого помощника можно в новых сервисах вроде AgentGPT.
Однако в то же время аналитики советуют не поддаваться хайпу и тщательно подбирать ИИ-инструменты под задачи. Кроме того, стоит проанализировать, как они повлияют на отношения между тренерами и учащимися, и соблюдать принцип прозрачности, то есть не скрывать от всех задействованных в процессе обучения факт использования новых технологий. Наверняка некоторым это придётся не по вкусу, и таким людям нужно сначала помочь справиться со страхом перед инновациями.
Тренд 2
Мультимодальное обучение
Хотя мультимодальное обучение (то есть представление учебного контента одновременно в разных форматах, среди которых видео, тексты, подкасты, иллюстрации, интерактивные элементы) не назовёшь новым феноменом, по-настоящему ценить его начинают только сейчас. Авторы отчёта связывают это с бурным развитием новых технологий и глобальными социальными изменениями.
Профильные департаменты и отделы обучения, как считают эксперты, должны уметь работать с мультимодальностью. А для этого необходимо понимать возможности и ограничения разных форматов, уметь эффективно сочетать их друг с другом, корректно подбирать под цели. Создание обучения для сотрудников сегодня требует хорошо разбираться в таких вещах, тем более что с появлением генеративного ИИ создавать учебный контент можно гораздо быстрее, чем раньше.
Известный эксперт по развитию сотрудников Надия Хан из консалтинговой компании Mind Tools, комментируя этот тренд, сообщила, что только 23% L&D‑программ на сегодняшний день можно считать по-настоящему мультимодальными. Дело в том, что мультимодальность не обязательно означает просто перемешивание форматов. Главное — достичь синергии между разными каналами их восприятия.
Вот какие рекомендации дают авторы отчёта:
- Если вы никогда не смешивали разные форматы в обучении, для начала стоит набраться опыта и понимания, чем они полезны для сотрудников.
- Если подобный опыт у вас уже был, попробуйте опросить свою аудиторию — что из форматов людей привлекает и вовлекает больше, а что меньше.
- Поэкспериментируйте с разными формами контента, но соблюдайте осторожность, чтобы не перегрузить учащихся, задействуя сразу несколько каналов их восприятия.
Тренд 3
Инклюзивность
Сегодня в международных компаниях стараются учитывать, что сотрудники — не единообразная «масса», среди них есть представители разных национальностей и культур, люди с особенностями здоровья и развития. Учебные материалы и программы также должны либо отражать это, либо как минимум избегать примеров и формулировок, которые кого-то могут задеть. Очень простой пример: формулировка «человек с инвалидностью» в современных реалиях этичнее, чем «инвалид».
В Открытом университете предлагают придерживаться следующих правил, чтобы избежать недоразумений и дать всем сотрудникам почувствовать себя частью команды:
- Привлекайте сотрудников к разработке учебного контента или постарайтесь получить обратную связь от них как на этапе разработки, так и сразу после запуска той или иной программы, чтобы успеть оперативно что-то поправить.
- Проверяйте учебные материалы на межкультурную восприимчивость (в этом опять же могут помочь сотрудники с разным бэкграундом и опытом).
- Если вы планируете разрабатывать сценарии для тренингов или кейс-стади, то это прекрасная возможность включить туда опыт сотрудников, который ещё не был представлен.
Читайте также:
Тренд 4
Метавселенные
Метавселенные, в отличие от генеративного ИИ, — тренд не настоящего, а будущего. Дело в том, что в настоящее время развиты и широко доступны не все технологии, необходимые для использования метавселенных в массовом доступе.
Однако специалисты предполагают, что это вполне перспективное направление, а «выстрелит» оно в ближайшие годы — вероятно, так же стремительно, как на наших глазах «выстрелил» ИИ. В корпоративном секторе возможное применение метавселенных активно обсуждают, а конкретно VR уже успешно используют крупные корпорации. Так что нелишним будет подготовиться уже сейчас:
- Если метавселенные до сих пор оставались для вас далёкой и неизведанной темой и казались какой-то фантастикой, то стоит, наконец, попробовать шлемы и очки дополненной реальности, чтобы понять, о чём речь, как это работает и чем может быть полезно.
- Развивайте насмотренность в сфере новых технологий — чтобы внедрение метавселенных в практику не застало вас врасплох. Читайте новости по теме, старайтесь посещать профильные конференции.
- Работайте со своим внутренним сопротивлением новым технологиям, их уже не отменить, и помогайте работать с этими страхами коллегам. Ваши познания в таких технологиях, если вы будете следить за их развитием, помогут в этом.
Тренд 5
Предпринимательское обучение
Предпринимательское обучение предполагает развитие у сотрудников важных для бизнеса навыков — креативности, любознательности, критического мышления, умения решать проблемы, работать в команде, создавать ценность в продукте компании. В последние годы всё больше говорят о том, что в современных условиях любому бизнесу в роли сотрудников нужны не просто послушные исполнители, а люди, способные во многом принимать решения и действовать самостоятельно, проявляя предпринимательское мышление.
Кроме того, обучение предпринимательскому мышлению поможет найти в команде настоящих лидеров и помочь им вырасти. А для этого обучать таким навыкам стоит вообще всех сотрудников, чтобы выявить тех, у кого сильные задатки. Эксперты приводят разные способы, которые могут в этом помочь: в том числе дизайн-мышление, менторинг, симуляцию с отработкой навыков на вызовах, близких к реальным.
«Поощрение предпринимательского мышления и обучение предпринимательству на рабочем месте — это вопрос культуры. Вы не можете провести однодневный курс по инициативности и ждать, что люди потом просто возьмут это в работу. Вам нужно создать правильную среду. Вы должны поощрять людей быть креативными, пробовать что-то новое», — прокомментировал Крис Рассел, старший менеджер по регламенту лондонской Федерации малого бизнеса.
Чтобы создать условия для предпринимательского обучения, специалисты рекомендуют развивать культуру обучения в компании и подумать об аудите навыков — чтобы скорректировать план по обучению сотрудников. А ещё — поощрять обучение вне работы, в свободное время и в соответствии с интересами самих сотрудников.
Тренд 6
Обучение на основе вызовов
Обучение через вызов (Challenge Based Learning) подразумевает вовлечение учащихся в сложную задачу и поиск её решения. CBL предполагает три основных шага: вовлечение через вопросы, расследование и действие.
Такую модель используют в современных продвинутых школах, чтобы развить гибкие навыки у детей — всё те же любознательность, креативность и умение работать в команде. Взяли её на заметку и в корпорациях: специалисты объясняют этот тренд популярностью конструктивистского подхода и обучения через опыт. Проще говоря, это тренд на то, чтобы учащиеся активно сами овладевали знаниями, а не просто «внимали» корпоративным тренерам.
Однако на рабочем месте внедрить обучение через вызов сложно — решение учебной задачи-вызова требует времени, сил и большой концентрации, чтобы привести к значимым результатам. Без поддержки пройти такую программу невозможно, и далеко не все работодатели захотят пойти на такую сложную организацию, даже несмотря на преимущества. Кстати, в России примеры построенных на этом принципе больших программ обучения тоже есть.
Тем, кто хочет внедрять у себя такие программы, авторы отчёта рекомендуют для начала проанализировать желаемые бизнес-результаты, затем здраво оценить, потянут ли обучение через вызов сами сотрудники, тем более на рабочем месте, — будет ли у них необходимая поддержка и помощь, подходящая структура. И, конечно, важно задуматься о том, насколько такое обучение практично и как будут оцениваться его результаты.
Зачем разыгрывать корпоративное обучение?
Кейс «Газпромбанка»
Нестандартная механика, которая помогает:
- обучать 1500 человек ежегодно;
- повышать вовлечённость;
- оптимизировать расходы на обучение.
Дарим кейс с механикой и подробностями.
Скачать бесплатно