Слава, деньги, два ствола: зачем айтишнику популярный аккаунт в Twitter
Даст ли прокачанный аккаунт в Twitter преимущество в найме? И зачем вообще разработчику слава в интернете? Мнение «тысячника» Антона Назарова.
кадр из фильма «Рокетмен»
Антон Назаров
Россия, г. Санкт-Петербург
Разработчик на iOS и C++ в Grid Dynamics, спикер AppsConf Russia и MoscowPython. Любит реактивное программирование.
Сделал IT-стендап «Подводку», подкаст «Кулуарный», в Twitter известен под ником @M0rtyMerr, ведёт блог на «Хабре».
Меня зовут Антон Назаров, я «тысячник» Twitter, участник подкастов и спикер многих конференций. Расскажу, что даёт популярность в соцсетях айтишнику и как ею правильно воспользоваться (спойлер — почти ничего не даёт).
Банят ли эйчары кандидатов за статьи и мемасы
Я всего один раз столкнулся с ситуацией, когда HR заявила: «Увидела вашу статью, и поэтому вы нам не подходите». Как к этому относиться? Да так же, как и к работодателям, которые запрещают курить во время работы или ограничивают время на обед 30 минутами. Это всё свидетельствует о неадекватности эйчара, а не о том, что вы неправы и надо помалкивать в интернете.
Ещё я слышал дикую историю, как девочке-разработчице тимлид предъявлял претензии из-за нюдсов в Twitter — она любит шибари и не стесняется своего тела. Но это странно: с какой стати его вообще волнует её аккаунт в Twitter? Рынок огромный — можно делать всё что угодно. И на работе это никого не должно беспокоить.
Например, у меня в открытом доступе лежит статья о том, что надо одновременно работать на двух работах, прилагать как можно меньше усилий и при этом зарабатывать как можно больше денег. И такой манифест никого не смущает. Ведь чаще всего то, что происходит в интернете, там и остаётся. А чтобы работодатель тебя заметил и отказал из-за активности в сети, нужно сделать что-то ну прямо очень плохое.
Зато мне нередко говорили на собеседованиях, что смотрели мой стендап, читали статью или твиттер — и после этого мы сразу переходили на дружеское неформальное общение.
В общем, я думаю, что никогда в жизни вас никто не добавит в некий таинственный чёрный список. Это какой-то миф — бред и неправда. Доказано тысячами людей. Единственное, чего нельзя писать в своих ресурсах — что компания, в которой вы работаете прямо сейчас, просто говно. Такие посты — прямой путь к увольнению. Всё остальное писать можно.
Популярность в соцсетях приносит кайф, а не деньги и офферы
Вообще, у меня есть вопросы к людям, которые спрашивают, как правильно продать себя с помощью статьи. Например, в одном из подкастов сказали, что всем, кто работает в ИТ, срочно нужен твиттер. И некоторые слушатели уверовали в это. Но что ИТ-специалист может писать в Twitter? Запостить смешной мем, рассказать про переезд в другую страну? Активно заниматься соцсетями стоит, только если душа лежит к публичности и вам хочется скакать по сцене, вести подкасты, быть в каждой бочке затычкой. То есть если вам нравится сам процесс.
Но не стоит думать, что вот наберёте вы 10 тысяч подписчиков и вам везде будут рады. Я пообщался с одним из твиттерских с 10+ тысячами подписчиков, а он — выгоревший, грустный, жалуется, что денег мало. Может быть, он с помощью Twitter и сумеет быстро найти новые кадры в компанию. Хотя это странная мотивация — идти на работу к человеку просто потому, что подписан на него в соцсетях. Кстати, думаю, это весь его профит от популярности.
Аккаунт в Twitter не поможет быстрее найти работу. На самом деле работу найти легко, даже если вы вообще никого не знаете и подписчиков у вас ноль. Если же вы и правда не можете найти работу, то ваша проблема совсем не в отсутствии твиттера. Я как-то сделал пост о том, что ищу работу — и мне прислали несколько вакансий. Но такие вакансии я бы быстро нашёл и сам: это были предложения «Яндекса» и «Сбера». А у меня была надежда, что мне предложат работу без собеседования — мол, приходи к нам уже завтра и приступай к делам. Но нет — всё равно будет стандартный процесс: резюме, собеседования.
Плюсы и минусы известности в Twitter
А вот что действительно хорошего в известности — это нетворкинг. Но не тот, который помогает найти работу. Мне пишут и предлагают пива попить, узнают на конференциях, просят сфотографироваться — это подогревает чувство собственной важности.
Ещё популярность помогает знакомиться с другими известными людьми — например, я недавно благодаря этому пообщался с видными представителями индустрии. Но в этом нет практической пользы — не могу сказать, что без этих знакомств моя жизнь стала бы хуже.
Кстати, из практичного: публичность увеличивает шансы, что вас пригласят спикером на конференцию. Ведь организаторы конференций почему-то считают так: чем больше людей знает спикера, тем больше людей придёт на конференцию его послушать. Поэтому меня могут взять спикером сразу — или как минимум мне будет проще пройти отбор. Если на одно выступление заявятся два кандидата, но у одного 100 подписчиков, а у другого 3 тысячи, то возьмут того, у которого их больше.
Что касается минусов, то лично у меня нет хейтеров, которые пишут: «Антон, ты дурак». Но если у вас не слишком устойчивая психика, то некоторые комментарии могут сильно расстроить.
Процентов десять читателей обязательно напишут какую-то гадость — у них будет отличное от вашего мнение, и они начнут его высказывать в грубой форме. Хотя если бояться таких вещей, то в интернет вообще лучше не заходить.
Ещё один минус — соцсети отнимают время. Начинает казаться, что это важно. Хотя на самом деле — нет.
Я считаю, что в соцсетях можно писать обо всём. Особенно если вы хотите обрести популярность. Для меня основополагающая идея публичности — не конференции или лайки. Смысл в том, что я показываю себя большому количеству людей. И чем больше людей увидят меня — тем больше шансов, что среди них найдётся кто-то близкий мне по духу. Кто, как и я, любит две работы и деньги и не любит тупых рекрутеров.
Чтобы получать классные офферы нужен не твиттер, а знания и навыки — получи профессию iOS-разработчика в Skillbox.